12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабетдинова Зумрат Даминовна161
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны

Конспект урока «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

Учитель: Хабетдинова Зумрат Даминовна

Место работы: МБОУ «СОШ №46 имени кавалера ордена Мужества Дмитрия Бадретдинова»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

Базовый учебник: «Русский язык 8 класс в 2-ух частях, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.А.Тростенцова, Москва, «Просвещение»,2018 год

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»; сформировать умения находить в предложении с однородными членами обобщающие слова; познакомить с постановкой знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

Задачи:

1.Обучающие: систематизировать знания обучающихся об обобщающих словах при однородных членах предложения; формировать  навыки  постановки знаков препинания при обобщающих слова.

2.Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать пунктуационную и орфографическую зоркость; творческие способности учащихся; развивать умение оценивать учебную деятельность;

3.Воспитательные: создавать положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; прививать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.

Планируемые результаты:

предметные: уметь находить обобщающие слова в предложениях; разграничивать ОЧП и ОЧП с обобщающим словом; расставлять знаки и графически обозначать условия их выбора;

метапредметные: формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.

личностные: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивацию к учению, желания приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Тип: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектный экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

Используемые технологии: личностно – ориентированного обучения; проблемно-поисковая технология; технология решения изобретательских задач; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); ИКТ - технология (презентация); технология здоровьесбережения.

Раздаточный материал: 1) раздаточный материал (маршрутный лист); 2) карточки-вопросы на этапе рефлексии.

Структура урока:

Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Этап выявления места и причины затруднения

Этап построения проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Первичное закрепление во внешней речи.


Этап первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Этап самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап.

Вступительное слово учителя (составляется учителем)

-Здравствуйте, ребята. Поприветствуем всех, кто нашел время и пришел к нам на урок. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям.


Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок.


Личностные:

самоопроеделение к деятельности;


Познавательные: целеполагание.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности.


- На прошлых уроках мы с вами хорошо поработали над темой «Простые осложненные предложения». Сегодня мы продолжим работать с ними и вместе откроем новое знание.

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт. 

Взаимодействуют с учителем (слушают учителя, участвуют в диалоге).

Личностные:  сформиро-ванность потребности в самовыражении а само-реализации.


Познавательные: умение  строить речевое высказывание.


Коммуникативные:

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.


Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.


В песне русский человек и исповедуется в своей судьбе и грустит и радуется.

- Ребята, запишите предложение и расставьте знаки препинания. Выделите грамматическую основу в предложении?

- Сколько в этом предложении сказуемых?

-Как называются такие члены предложения?

-Вспомните, какие члены предложения называются однородными и как они соединяются друг с другом? Для этого заполните пробелы в предложениях на карточках и составьте устное высказывание (вывод).

1.Однородные члены отвечают…..(..на один и тот же вопрос)

2.Часто однородные члены предложения выражаются …(одной и той же частью речи )

3.Однородные члены соединены или могут быть соединены..........(сочинительными союзами)

4.Между однородными членами, если нет союза, ставятся….

5.Однородными членами могут быть …(любые члены предложения)

6.Однородные члены выполняют ..... (одну и ту же синтаксическую функцию в предложении)

7.Однородные члены произносится с интонацией...........(перечисления)

- Ребята, продолжим. На доске представлены схемы однородных членов, нужно расставить знаки препинания в них. Есть желающий выполнить эту работу?

Расставить знаки препинания в схемах (на доске, 1 ученик).

1.О и О и О.

2.О зато О.

3.не только О но и О.

4.как О так и О.

5.ни О ни О ни О.

6.О и О О и О.

- Тем временем, ребята, расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами (слайд 2):

1.Искусство создает хороших людей формирует человеческую душу.

2.Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему прекрасному.

3. Человека воспитывают и искусство и наука.

4. В поэзии самые обычные слова начинают и сверкать и звенеть и благоухать.

предложения

Схемы


( О и О, О и О)


( О, О)


( и О, и О, и О)


(и О, и О)


Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.













Повторяют правила постановки запятой при однородных членах.

Выполняют задани.

Личностные:
сформированность потребности в самовыражении и самореализации.


Коммуникативные:
формулирование собственного мнения.


Познавательные:

-поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание.


Регулятивные:

-выполнение пробного задания;

-фиксирование инд.затруднений в пробном учебном действии.



4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: создать условия для осознания блока новой учебной информации.



- Мы вспомнили об однородных членах предложения и знаках препинания при них. А сейчас выполним  «Немой диктант». Запишите слова в 4 столбика, распределив их по значениям. (Слайд 3)


t1590655361aa.jpgt1590655361ab.jpgt1590655361ac.jpgt1590655361ad.jpgt1590655361ae.jpgt1590655361af.jpgt1590655361ag.jpgt1590655361ah.jpgt1590655361ai.jpg

скрипка

собака

весна

пианино

белка

зима

гармонь

медведь

лето

балалайка

кошка

осень

Музыкальные инструменты

животные

времена года

- Прочитайте записанные вами столбцы слов. А как можно назвать одним словом слова из 1 столбика? 2 столбика? 3? Ответы запишите.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов? (Эти слова называются обобщающими.)

- О чем мы будем вести разговор на уроке? (Об обобщающем слове при однородных членах предложения, знаках препинаниях при нем)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (обобщающие слова при однородных членах)

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Будем учиться находить обобщающие слова при о.ч. в разных предложениях, правильно ставить знаки препинания при о.ч. и обобщающих словах; составлять предложения с обобщающими словами при о.ч. и чертить схемы таких предложений).

-Откройте тетради, запишите тему урока «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

- Да, ребята. Сегодня вы научитесь находить в предложениях обобщающие слова, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака. Обобщающие слова – тема для вас не новая. Я предлагаю её вам вспомнить.

Проводят коллективное исследование, составляют план достижения цели и определяют средства









Отвечают на вопросы, обращаясь к ранее изученному материалу.

Личностные:

формирование адекватной позитивной самооценки.


Коммуникативные:
-формулирование собственного мнения,
-построение монологического высказывания.


Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи.


Познавательные:

использование информации для решения учебной задачи.

5.Первичная проверка понимания

Цель: первичный контроль за правильностью усвоения учащимися новых знаний и способов действий: формирование навыка нахождения обобщающего слова.



-Теперь обратимся к статье учебника стр.225 и сравним наши выводы с выводами данной статьи. Осуществляем чтение с помощью приема чтение с пометками («˅» - знаю, «+» - новый материал, «-» - не знал, «?» - не понял). 

-Проговорите то, что вы уже знали об обобщающих словах.

Обобщающие слова при однородных членах предложения:

  Обозначают родовое понятие: стул, стол – мебель.

 Стоят в той же форме, что и однородные члены предложения.

 Являются тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.

 Имеют обобщенный смысл.

 Могут иметь сопроводительные слова: все, всегда, везде и др.

 В схемах обозначаются t1590655361am.jpg.


- А теперь отметьте, что новое вы узнали?

(После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например: Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи).

- Вы узнали о постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения. Но чтобы правильно выполнять упражнения, нужно не только знать правило, но уметь применять его на письме. Поэтому давайте вместе составим алгоритм наших действий. (Совместная работа и запись алгоритма)

Алгоритм

Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

1.Найди в предложении обобщающее слово.

2t1590655361an.gift1590655361an.gif . Определи, где оно стоит

Пt1590655361an.gift1590655361an.gif еред однородными членами после однородных членов

ставь ДВОЕТОЧИЕ ставь ТИРЕ

3.Определи, заканчивается ли предложение однородными членами

t1590655361an.gift1590655361an.gifДа Нет

ставь ТОЧКУ ставь ТИРЕ

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и

одежда, и душа, и мысли. А. П. Чехов

- Как вы понимаете смысл высказывания А. П. Чехова? Рассмотрите предложение с синтаксической точки зрения. Спишите, графически обозначая постановку знаков препинания.

Обращаются к учебнику (прием ИНСЕРТ).


Проводят коллективное исследование, делают выводы, составляют алгоритм действий при нахождении обобщающего слова в предложении.




































Совместно с учителем составляют алгоритм действий по нахождению обобщающего слова в предложении.

















Выполняют задание с проговариванием алгоритма действия.

Личностные:

-формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов.

Коммуникативные: построение монологического высказывания.

Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи.



Познавательные:

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач.


6. Динамическая пауза

Цель: сменить вид деятельности.

Мы замечательно поработали, пора отдохнуть. А как вы знаете, лучший отдых – это смена деятельности

Раз – подняться,
Два – согнуться,
Три – друг другу улыбнуться.
Четыре – присесть.
Пять – очень тихо сесть.

Ребята выполняют динамическую разминку

Регулятивные: проводить физическую разгрузку в ходе работы

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.





- Из предложенных схем выберите ту, которая подходит к данному предложению.

1.И О, и О, и О, и О — О .

2. О: и О, и О, и О, и О.

3. 0: и О, и О, и О, и О, —….

2.Постойте схему к предложению. Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в теории.

Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и заснеженные поля, и рощи, и дороги.

И широкие окрестности, и заснеженные поля, и рощи, и дороги - все было хорошо знакомо.

Все было хорошо знакомо, а именно: и широкие окрестности, и заснеженные поля, и рощи, и дороги.

1.Из упр.77,157 выпишите предложения с обобщающими словами при однородных членах. Составьте схемы и объясните постановку знаков препинания.

2.Вставьте обобщающее слово к однородным членам и запишите:
Деревья, травы и земля внезапно побагровели. Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга. И вода, и берег, и тучи сливалось непроницаемый мрак. Из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы. Шорох птицы полет упавшего листа кажется громким, заставляет вздрагивать.

3.Цифровой диктант. Обозначить цифрами предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):

1.Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.

2. Летом в лесу можно увидеть разные цветы лесную гвоздику ромашку колокольчик зверовой бессмертник мышиный горошек.

3.Сосна, ель, пихта все эти хвойные деревья растут в наших лесах.

4.Лес не только вырабатывает кислород, но и является верным помощником в борьбе за урожай.

5.Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно.

6.Для человека лес удлиняет жизнь, повышает жизненную силу,  придает  состояние бодрости.

7.Все пересыхание рек,  появление ядовитых газов и пыли связано с истреблением лесов.

8.Исчезновение лесов вызвано  невежеством, нерадивостью, жестокостью и жадностью человека.

9.Все компоненты березы почки березовый сок кора, молоденькие листья березовый гриб находят свое использование в рецептах народной медицины.

Осуществляют работу по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух.


Выполняют упр. с проговариванием алгоритма действия.








Составляют схемы и объясняют постановку знаков препинания.





Вставляют обобщающее слово к однородным членам и записывают полученные предложения.








Выполняют цифровой диктант.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей.

Коммуникативные:
 - использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные:

-построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

- использование новой информации для решения учебных заданий.


8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель: Интерпретировать (т.е. пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и провести рефлексию (коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.











-Предлагаю вам проверить, научились ли вы применять новое правило. Выполните самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки. Разноуровневые задания.

1 уровень сложности.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы.

1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

2) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

3) Изредка попадались старые, большие деревья тополь липа и другие.

4) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны.

5) От дома от деревьев от голубятни ото всего побежали длинные тени.

6) Трава земля крыши домов все было покрыто белым налетом инея.

2 уровень сложности

- Расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами.

1. За две за три версты можно было различить малейший звук лай собак в отдаленных селах голоса на соседней мельнице шум доски, внезапно сброшенной на землю.

3. [О: О, О, О -].

2. Общение с окружающим миром природой, искусством, живыми людьми – обогащает и облагораживает человека.

1.[О: О, О, О ].

3. Посаженные заботливыми руками деревья тополь акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

2.[ О: О, О О -...].

4. Широкие поля бескрайние леса, несущие людям радость и здоровье, наше национальное богатство.

5.[О,вв.сл: О, О, О].

5. В Беловежской пуще водится множество ценных животных, например: олени, лоси, косули.

4.[О, О, - О].

3 уровень сложности.

Придумайте и запишите предложения с однородными членами, где в роли обобщающих слов будут выступать слова: всякий, никто, везде, каждый, ничто, всюду, нигде, все, ниоткуда, никогда.

Выполняют диагностическую (разноуровневую) работу; осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Личностные: формирование границ собственного «знания» и «незнания».


Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей;

осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

анализировать и синтезировать информацию.

9.Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Изучить пар.34 на стр.225. Выполнить упр.455 или упр.462.

Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник.

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности. 

Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.







- Над какой темой мы с вами работали сегодня на уроке?

- Что учились делать?

- А сейчас заполните лист самооценки.

1.Я хорошо усвоил(а) тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

1

2

3

4

5






2.Все инструкции я читал(а) внимательно, правильно выполнял(а) все задания

1

2

3

4

5






3. Задания были интересны, мне понравилось с ними работать

1

2

3

4

5






4.Во время урока у меня было хорошее настроение

1

2

3

4

5






5.За урок я ставлю себе отметку ...

1

2

3

4

5








Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Личностные: формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные: адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.