Конспект урока обществознания в 9 классе "Гражданское общество и государство"

0
0
Материал опубликован 9 February

Конспект урока обществознания в 9 классе

Тема «Гражданское общество и государство»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

актуализация знаний о гражданском обществе во взаимосвязи с понятием «государство»;

развитие умения работать с текстом, извлекать информацию из разных источников (таблиц, диаграмм), сравнивать, анализировать, систематизировать;

способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной жизненной позиции;

- охарактеризовать формы местного самоуправления; развивать интерес к учебному предмету.

Планируемые результаты: 

предметные: научиться объяснять значение понятия гражданское общество; определять факторы формирования гражданского общества; соотносить мировоззрение и жизненные ценности; характеризовать этапы становления гражданского общества; исследовать полномочия и деятельность местных органов самоуправления; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; изучать и систематизировать информацию из различных источников; 

метапредметные УУД — 1) коммуникативные: определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 3) познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; 

личностные УУД: формирование демократических ценностей; становление демократической политической культуры; осмысление своей гражданской позиции; настроенность на посильное и созидательное участие в жизни.

общества.

Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др. обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2018; карточки с заданиями, Презентация

Основные понятия: гражданское общество, ассоциация, формальная организация, неформальная организация, местные органы самоуправления, Общественная палата.

                                                           Ход урока


1.Организационный момент.

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)

На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

2.Повторение изученного ранее.

Фронтальный опрос.

Что такое «Правовое государство»?

Каковы признаки правового государства?

В чём сущность принципа разделения властей?

Задание 1. Составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации.

Схема «Разделение властей»


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

t1739092415aa.png

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

t1739092415aa.png

СУДЕБНАЯ

t1739092415aa.png

Парламент:
Федеральное
собрание,
состоит из двух палат:
Совета Федерации
и Государственной Думы

Правительство РФ

Конституционный суд;

Суды общей юрисдикции;

Арбитражный суд

Задание 2. Определите тип власти.

1. Создаёт правовые законы.

2. Избирается всем народом.

3. Её еще называют представительной.

Законодательная власть

1. Самостоятельная и независимая ветвь власти.

2. Защищать право путём осуществления правосудия.

Судебная власть

1. Исполняет решения, законы.

2. Действует на основе принятых законов.

3. Не избирается, а чаще всего назначается.

Исполнительная власть

Задание 3. К какому органу власти, типу власти относятся понятия.

Президент, министры, депутаты, Председатель правительства.


3. Изучение нового материала

Задание. Вычеркни каждую вторую букву и узнаешь тему урока.

Гарлащжкдваьнсснкшоуецорбвщфетситмвчоэилгповсцуйдьамрасчтхвно

Ответ: ___________________________(Гражданское общество и государство)

Цели:

узнать что такое гражданское общество,

узнать что такое местное самоуправление и каковы его функции,

узнать что такое общественная палата и каковы её функции.

ПЛАН:

Понятие «гражданское общество».

Местное самоуправление.

Общественная палата

(Запись темы и плана в тетрадь)
4. Работа по теме урока

1.Понятие «гражданское общество»

1. Что такое гражданское общество?

Какие ассоциации вызывают у вас слова «гражданское общество»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «гражданское общество».)

Беседа.

Вы уже знаете, что возникновение государства связано с появлением специальных групп людей, которые осуществляют управление обществом. В наше время этих людей называют государственными чиновниками. Они выполняют свои управленческие функции, находясь на государственной службе в различных звеньях государственного аппарата: в министерствах и ведомствах, в армии, органах охраны общественного порядка и государственной безопасности. Это ВЛАСТЬ. С возникновением государства власть отделяется от народа, т. е. как бы существует отдельно от общества, возвышаясь над ним.

ВЛАСТЬ

                  ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

НАРОД         



- Что такое Гражданское общество? Поясним на примерах.

Ситуация 1.

Окончивший институт Николай М. полу­чил повестку из военкомата, согласно которой он призывался на службу в армию. Николай не явился на призывной пункт, уехал к родственникам. Но в дальней­шем, поскольку он не имел законных оснований для освобождения от военной службы, был привлечен к ответ­ственности, и постановлением суда ему было назначено наказание.

Ситуация 2.

Студент Михаил К., не раз наблюдавший нарастающее загрязнение озера, недалеко от которого он жил, узнал, что студенты создали общест­венную организацию, которая активно занялась природо­охранительной деятельностью. Он вступил в эту органи­зацию и принял участие в пикетах. Пикетчики требовали от губернатора области принять действенные меры против лиц и организаций, загрязняющих озеро.

Работа с Таблицей.

Подумаем, чем различаются эти две ситуации.




 Окончивший институт Николай М.

Военная служба

Деятельность общественной организации



Студент

 Михаил К.

государственная организация

негосударственная организация

обязан по закону

принял участие по собственной воле

связь «вертикальная»:

командир

t1739092415af.gif

военнослужащий

t1739092415ag.gif связь «горизонтальная»

                            t1739092415ah.gif                                                             t1739092415ah.gif

Отношения между гражданином и государством


Отношения между членами организации, которых объединил общий интерес и потребности

Рассуждение.

В первом случае речь шла о военной службе, которая целиком находится в сфере деятельности государства; во втором — о деятельности общественной организации, которая создана гражданами и государственной не является. В первом случае Николай М. был обязан по воле (по закону) государства служить в армии; во втором — Михаил К. вступил в организацию добровольно и по собственной воле принял участие в ее деятельности.

В первом случае требования были направлены от государства (от его органа — военкомата) к гражданину; во втором — требования направлены от граждан к государственному органу — администрации области, к губернатору.

В первом случае, если бы Николай М. стал военнослужащим, главную роль играли бы отношения между ним и командиром, т. е. связь «вертикальная» — сверху вниз: от командира к подчиненным. Во втором случае, вступив в общественную организацию, Михаил К. оказался связанным с другими ее членами «горизонтальными» отношениями, т. е. взаимодействовал с такими же, как он сам, студентами, занимающими одинаковое с ним положение.

Итак, различия существенные. В первом случае возникли отношения между гражданином и государством. А вот об отношениях во втором случае необходимо еще поразмышлять.

Что привело Михаила К. в общественную организацию? Очевидно то, что он был заинтересован в сохранении природных условий, в которых жил. Такая же заинтересованность привела в эту организацию и других студентов. Иными словами, их объединил общий интерес. Но это еще не все. Членов этой организации объединило убеждение, что защищать этот интерес, отстаивать свои требования перед государственными органами лучше совместно, чем поодиночке.

- Мы подошли, таким образом, к пониманию того, чем является гражданское общество.


ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — это совокупность вне государственных общественных отношений и ассоциаций, выражающих различные интересы и потребности членов общества.


АССОЦИАЦИЯ - это добровольное объединение людей.

(Запись определения в тетрадь).


5.Физминутка

1. Исходное положение – сидя, руки на поясе.

1–2. Поворот головы направо. Исходное положение.

3–4. Поворот головы налево. Исходное положение.

5–6. Плавно наклонить голову назад.

Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 42 и заполните схему.

t1739092415ai.png

Задание. Выберите из приведенного ниже списка примеры формальных и не­формальных организаций и запишите их номера в соответствую­щие строчки.

Примеры:

1) профессиональный союз педагогов;

2) дворовая фут­больная команда;

3) клуб подготовки к рождению ребенка;

4) объединение соседей по подъезду;

5) центр детского творчес­тва;

6) дачный кооператив;

9) демократическая политическая партия;

10) негосударственный пенсионный фонд;

11) союз предпринимателей России;

12) фонд помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

13) организация ветеранов войны;

14) городской союз композиторов;

15) общество рыболовов;

16) общество охраны природы;

17) высшее учебное заведение;

18) Сбербанк.

Формальные: 1, 5,6 ,7 ,8,18

Неформальные: 2, 3, 4

Задание. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Наличие гражданского общества способствует укреплению демокра­тии в стране.

Б. Авторитарный режим способствует развитию гражданского общества.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

2. Местное самоуправление.

Формирование понятия «Местное самоуправление».

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – это организация власти на местах (в городах, сёлах и на других территориях)

(Запись определения в тетрадь)

Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 44-45, извлечение из главы 8 Конституции РФ и ответьте на вопросы.

Чем занимается местное самоуправление?

Какие вопросы решает?

Каковы форма местного самоуправления?

Задание. Определите форму местного самоуправления.

(Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся определяют форму самоуправления).

В Конституции РФ записано:

-органы местного самоуправления

-не входят в систему органов государ­ственной власти, т.е. не могут назначаться государством,

-не на­ходятся в подчинении у органов государственной власти,

-органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением,

-подконтрольны и под­отчетны только местному населению.

3.Общественная палата РФ

(Прием комментированного чтения. Опрос.)

- Каковы цели и задачи Общественной палаты?

- Какая из этих задач самая важная? Ответ обоснуйте.

- Каковы результаты деятельности Общественной палаты?

В начале 2006 г. в нашей стране была создана Общественная палата.

Обще́ственная пала́та Росси́йской Федера́ции — это организация, обеспечивающая взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

(Запись определения в тетрадь)

6. Подведение итогов урока. Закрепление.

Работа со словарём.

Гражданин, гражданское общество, ассоциация, формальный, неформальный, местное самоуправление, общественная палата.

Фронтальный опрос:

Что такое «гражданское общество»?

Что такое «ассоциация»?

Какие виды общественных организаций существуют?

Что такое местное самоуправление?

Назови губернатора Оренбургской области?

Что такое «общественная палата»?

7. Итог урока.

1. Рефлексия.

Лист самооценки ________________________________________________________________

На уроке я работал ….

активно

пассивно

Своей работой я ……

доволен

не доволен

Урок для меня показался….

коротким

длинным

За урок я …..

не устал

устал

Материал урока мне был …

понятен

не понятен


2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.


8. Домашнее задание. параграф 5

Практикум. Разделитесь на группы (от 3 до 5). Вам предстоит разработать мини-проект «Если бы меня выбрали в местные органы самоуправления, то в первую очередь я решил(а) бы следующие вопросы». В ходе работы учтите следующие моменты:

- как мое решение повлияет на жизнь различных групп населения;

- где можно взять материальные ресурсы на решение вопросов;

- входит ли решение подобных вопросов в компетенцию органов местного самоуправления.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.