Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в период адаптации первоклассников «Летим в космос»

21
9
Материал опубликован 15 July 2020 в группе


Приложения 1-6 к уроку
Приложение
DOCX / 9.63 Мб

 

Конспект урока  в период адаптации первоклассников

"Окружающий мир", 1 класс

Автор: Никонова Лариса Львовна,
учитель начальных классов
МБОУ Карагайская СОШ № 2
с. Карагай


Тема: Летим в космос»

Цель: Формирование первоначального представления о космосе, космических телах, планетах Солнечной системы, об освоении космического пространства человеком; об освоении космического пространства человеком.

Планируемые результаты:

Предметные:

- дать представление о планетах, как объектах неживой природы;
- сформировать у детей понятия «космос», «вселенная», «планеты»; закрепить понятия «звезды», «планеты»;
- познакомить с устройством космоса, Солнечной системы;
- формировать интерес к изучению космоса.

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;
- давать оценку своим действиям.

Познавательные:

- формировать элементарную эрудицию учащихся, их общую культуру, нравственные и этические чувства;
- формировать умение извлекать информацию из иллюстрации, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.

Регулятивные:

- учиться ставить учебную задачу; планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

- сотрудничать с учителем и одноклассниками;
- оценивать действия партнёров по работе, работать в парах и группе;
- умение правильно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь сверстников и учителя, отстаивать своё решение.

Форма проведения: игра-путешествие.

Оборудование: подготовленные костюмы космонавтов, малый мяч, карта путешествия, изображение космического корабля (разрезанные картинки для сбора), изображение ракеты, планет, телеграммы со спутников, иллюстрации для сравнения величин планет, портрет Ю.А. Гагарина, бумажная ромашка с обязательными качествами характера космонавта, написанными на лепестках, кроссворд, видеозапись «Первый человек в космосе». https://www.youtube.com/watch?v=BMS1cYxOIZc 

Ход урока.

Учитель. Прозвенел звонок, мы начинаем интереснейший урок. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа будет успешной и порадует нас всех.

Для первого класса звонок прозвенел,
Каждый из нас приготовился, сел.
Об окружающем мире опять
Все мы хотим обязательно знать!

- Посмотрите за окно: осень, листопад, голубое небо, яркое солнце – красота! А ещё заманчивее очутится там, высоко, где никто никогда из нас ещё не был. Давайте попробуем потянуть руки вверх как можно выше, ещё выше, ещё выше…

Учитель вместе с детьми тянет руки вверх.

- Человек всегда мечтал полететь к звёздам, да, это очень далеко, опасно, страшно, но очень интересно. Там может случиться всякое, человеку потребуется совершить прямо геройский поступок. Давайте для начала поиграем в игру «Назови-ка слово». Я называю тему «Космос», бросаю мяч в руки любому из вас, а поймав его, вы называете слово на данную тему.

Учитель бросает мяч, дети называют слова.

- Много слов назвали, молодцы! А теперь закроем глаза и представим, что мы оказались в космосе. Расскажите о своих ощущениях.

Учащиеся закрывают глаза и рассказывают о своих ощущениях. (Холодно, одиноко, сыро, хочется домой….)

- А вы хотели бы быть космонавтами? А каким должен быть космонавт? Что это за человек? У меня в руках необычная космическая ромашка, а на каждом лепестке написано качество характера человека, какой он? Предлагаю вам, срывать лепестки и проверять, таким ли должен быть космонавт? (Приложение 1)

Учащиеся срывают лепестки, учитель читает качество характера, коллективно выбирают нужные. (Умный, сильный, добрый, рассеянный, здоровый, необщительный, находчивый, злой, жестокий, грустный). Дети соглашаются или отвергают указанные качества.

- А знаете ли вы, кто стал настоящим героем, обладая всеми перечисленными качествами, кто первым побывал в космосе? Советский пилот - космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Это случилось 12 апреля 1961 года. Множество ракет отправлялось с той поры в космос. Там побывало большое количество космонавтов, в том числе и женщины. Мы можем гордиться этими отважными и смелыми людьми.

Показ видеофрагмента «Первый человек в космосе» (2 мин.6 сек.)



- Сегодня наш отряд юных космонавтов ненадолго покидает привычную для нас планету Земля, и мы отправляемся в путешествие. Совершим полёт к Марсу. Многие из вас не раз слышали это название. Но чтобы до этой планеты добраться, нам необходимо будет сначала посетить два спутника Марса с удивительными названиями Деймос и Фобос, а уже потом высадимся на Марсе. Если всё завершиться удачно, мы благополучно вернёмся на Землю. (Приложение2 - маршрут путешествия).

Учащиеся рассматривают карту путешествия. Деление космонавтов на экипажи происходит с помощью сбора ракет. Пять изображений ракет разрезаны как пазлы. Дети передвигаясь по классу ищут ракету, к которой подходит их пазл (Приложение 3  - рисунки ракет).

- Наш отряд юных космонавтов состоит из пяти экипажей, в каждом из них свой командир. Космонавты! Во время полёта будьте очень внимательны! Слушайте команды своих командиров! Давайте внимательно посмотрим на карту нашего путешествия.

Учитель. Корабли собраны! Вот теперь можно лететь

По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись.

Аккуратно надо сесть,

Чтоб приборы не задеть.

Космонавты! Надеть шлемы! Занять кресла, пристегнуть ремни! Один, два, три – летим!

Учащиеся передвигаются, кружатся, изображая полёт

Учитель. В невесомости плывём мы под самым потолком!

Корабль качается – раз!

Корабль качается - два!

Корабль качается – три!

Космическая фигура замри!

Учащиеся двигаются под «космическую» музыку.

Учитель. Итак, мы подлетаем к спутнику Марса – Деймосу. Космонавты, внимательно смотрите в иллюминаторы! Ой, сколько здесь невиданных животных!

Прибыв на Деймос космонавты попадают в космический зоопарк. Каждый экипаж получает задание: сфотографировать одно животное (рисуют рисунок) и рассказать, как оно питается, как называется и где обитает.

Члены экипажей отчитываются о проделанной работе.

Учитель. Теперь наш путь лежит к Фобосу. Этот спутник Марса чуть больше Деймоса и имеет такую же неправильную овальную форму. Оба спутника открыты в 1877 году американским астрономом Асофом Холлом.

Учитель. На борт нашего корабля поступили странные зашифрованные телеграммы. Кто может разгадать эти загадочные рисунки?

Каждому экипажу вручает телеграмма, которую требуется прочесть с помощью шифра, предложенного учителем (Приложение 4 - телеграммы и шифры).

Дети получают тексты телеграмм и расшифровывают их.

Член 1 экипажа. Наша телеграмма следующего содержания: ВНИМАНИЕ…

Член 2 экипажа. ПОСАДКА…

Член 3 экипажа. НЕВОЗМОЖНА…

Член 4 экипажа. ЭПИДЕМИЯ…

Член 5 экипажа. СПАСАЙТЕСЬ!

Учитель. Действительно странно. Я забыла вам сказать: если перевести с греческого языка названия спутников Марса, то получатся слова «ужас», «страх». Что ж, тогда попробуем совершить посадку на Марс! Марс –планета Солнечной системы, четвёртая по счёту от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года. Вокруг своей оси она обращается за сутки, как и Земля.

Члены экипажа. Здесь марсиане приготовили для нас кроссворд. Только в том случае, если мы его отгадаем, мы сможем вернуться обратно на Землю.

Все члены экипажей разгадывают кроссворд, затем проверяют по образцу (Приложение 5 - кроссворд) .

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Космонавты готовятся к возвращению на землю.

Возвращаться нам пора!

По местам, мои друзья!

Мы с вами благополучно возвращаемся на Землю. А все ли планеты мы успели посетить? Конечно, нам бы просто не хватило времени для полёна на каждую из них. Но давайте посмотрим на изображение этих удивительных небесных тел.

Учитель располагает на доске иллюстрации с изображением планет в зависимости от их удаления от Солнца:

1. Меркурий, 2. Венера, 3. Земля-Луна, 4. Марс, 5. Юпитер, 6. Сатурн, 7. Уран, 8. Нептун, 9. Плутон (Приложение 6- изображение планет)

Давайте посмотрим и сравним величину планет и Солнца. Получается, Солнце – раскалённое, светящееся тело – звезда. Эту звезду видно днём. Ночью на небе светятся другие звёзды. У них те же свойства, как и у Солнца, но Солнце находится ближе всего к Земле, поэтому кажется больше них. Невооружённым глазом можно увидеть в Северном полушарии 3000 звёзд. Давайте в следующий раз мы отправимся покорять другие миры. Согласны?

 Рефлексия.

Что запомнили, что нового узнали в полёте? Что больше всего запомнилось, что понравилось? Кто был самым находчивым космонавтом. А теперь давайте сядем в кружок и поделимся своими пожеланиями, впечатлениями, замечаниями по своей работе, работе своего экипажа.

Учитель (подводит итоги полёта). Проводится анализ работы на уроке.

Мы с вами узнали много нового об окружающем нас мире. Мы отлично поработали и стали практически настоящими космонавтами. Надеюсь, что урок не прошёл даром и некоторые из вас всерьёз задумаются о профессии космонавта, будут воспитывать в себе те качества, которые мы называли. Удачи вам!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересное путешествие в космос, Лариса Львовна!

15 July 2020

Благодарю за отличный методический ресурс, Лариса Львовна! В приложениях даны все указанные материалы, придуманы и подобраны интересные задания, которые поддерживают интерес к теме в ходе всего мероприятия!

15 July 2020

Методически грамотно построенный и детально продуманный урок, включающий все необходимые элементы. С большим интересом познакомилась с публикацией. Спасибо, Лариса Львовна!

15 July 2020

Думаю, первоклассникам такой необычный урок запомнился! Узнали много нового и поработали в командах!

17 July 2020

Очень интересное получилось путешествие! Урок носит познавательный характер. Спасибо!

17 July 2020

Интересный урок получился! Большое спасибо за творческий подход!

28 July 2020

Спасибо за космический урок для первоклассников!

28 July 2020

Лариса Львовна, поздравляю Вас с призовым местом в конкурсе на лучший урок июля! Молодец!!!

17 August 2020

Спасибо! Очень приятно!

10 October 2020