Конспект урока литературного чтения «Овладение приемами словесного рисования на примере стихотворений Саши Чёрного» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Овладение приемами словесного рисования на примере стихотворений Саши Черного
Класс: 3
Дата: 14.02.2018
Цель: создание условий для овладения приемами словесного рисования
Задачи:
обучающая: познакомить обучающихся с приемами словесного рисования
развивающая: развивать умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения
воспитывающая: воспитывать художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей
Планируемые результаты:
Личностные: развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): познавательные: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; коммуникативные: развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме
Предметные: на основе анализа делать выводы
Формируемые УУД:
Познавательные действия: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); установление причинно-следственных связей.
Регулятивные действия: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные действия: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Личностные действия: анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики; объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность; понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карточки для рефлексии, учебная презентация, видеоматериал.
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Мотивационный |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим вашу готовность к уроку: дневник, учебник, тетрадь, пенал. Чтобы узнать, что нас сегодня ждет и с чем мы сегодня познакомимся, нужно разгадать шифр (Поэтическая тетрадь 1). Какие молодцы! Ребята, а что такое поэтическая тетрадь, как вы думаете? Откройте страницу 45 учебника Авторы учебника предлагают нам удивительно интересный раздел, и называется он «Поэтическая тетрадь». |
Приветствуют, проверяют готовность Разгадывают шифр Высказывают свои предположения |
Коммуникативные, регулятивные, познавательные |
|
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия |
Как вы думаете, что может быть в разделе «Поэтическая тетрадь»? Что туда можно включить, написать? В поэтическую тетрадь заключают стихотворения разных поэтов. Некоторых поэтов вы уже знаете, а сегодня нам оставил письмо еще один из них. Давайте узнаем, с творчеством какого поэта мы с вами познакомимся (открывается конверт, достается послание с ребусом, где отгадкой будет имя и фамилия поэта). Смотрите, он нам оставил послание (читается послание). Справимся, ребята? Разгадаем ребус? |
Отвечают Слушают Отвечают Разгадывают ребус |
Коммуникативные, познавательные |
|
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия |
Как зовут поэта, с которым мы сегодня познакомимся? Знакома ли вам эта фамилия? Знаете ли вы произведения этого писателя? Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя. Вспомните, что такое псевдоним? Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного - поэта. |
Саша Чёрный Отвечают Отвечают Слушают |
Коммуникативные, познавательные |
|
Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения |
Как правило, поэты описывают природу, события, наделяют характером героев своих произведений, передают их настроение. Как вы думаете, с помощью каких средств они это делают? Какие средства художественной выразительности вы знаете? Давайте повторим (на слайде написаны средства художественной выразительности и их краткое пояснение). Теперь, когда мы вспомнили средства художественной выразительности, мы можем приступить к творчеству поэта. Кто помнит, как его зовут? Замечательно! Открываем учебник на странице 46. Перед вами стихотворение. Обратите внимание, есть ли название у стихотворения? А как же нам познакомиться с ним? Или послушать. Прошу внимания на доску (показывается экранизация стихотворения). Стихотворение называется по первой его строчке – «Что ты тискаешь утенка?». Это стихотворение было написано более 100 лет назад и поэтому в нем встречаются слова не всегда понятные нашим современникам. Прочитаем их. Поработаем над словами. Как вы понимаете значение слова Притиснешь – прижмешь. А как вы понимаете словосочетание «рвется прочь», «брыкаться», «снести», «притиснешь»? |
С помощью средств художественной выразительности Отвечают Саша Черный Открывают учебник на стр. 46 Нет Прочитать его Смотрят видео Высказывают предположения Высказывают предположения |
Коммуникативные, познавательные, личностные |
|
Первичное закрепление нового знания |
О ком это стихотворение? Чему учит поэт в стихотворении? К кому обращено стихотворение Саши Черного? Почему вы так решили? Как поэт убеждал мальчика не тискать утенка? Докажите словами из стихотворения. Объясните смысл следующих строк: «Лапы мальчика – не шутки, чуть притиснешь – и капут». Как поэт разговаривает с малышом: сердито, ругает его, дружелюбно, или что-то советует? Какой совет дает поэт? Прочитайте его. Мы надеемся, что мальчик услышал совет поэта и отпустил утенка к утке. Хотите узнать, что было дальше? Тогда попрошу встать. Вышли уточки на луг Молодцы! Садитесь. Вернемся к творчеству Саши Черного. Послушайте еще одно стихотворение Саши Черного – «Воробей» (включается экранизация стихотворения). Какие незнакомые слова вы услышали? Давайте разберем их. Как вы понимаете значение слова: Юркий - быстрый, увертливый. Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием. Врозь - отдельно, не вместе. Вкось - не прямо. Пичужка - птичка. Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника. Вьюшка – в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу, для сохранения тепла. Перечитайте первое четверостишие стихотворения «Воробей». Каким вы представили себе воробья? К какому средству художественной выразительности можно отнести слово юркий? С кем сравнивает воробья автор стихотворения? Как вы понимаете выражение глазки – бисер? Как поэт относится к воробью? Как его называет? При помощи какой части слова передаётся нежность автора? Прочитаем стихотворение выразительно так, как будто каждый из вас сам разговаривает с воробьём. Читаем по цепочке, по одной строчке. Начинаем с 3 ряда, остальные следят. Умницы! У вас замечательно получается! |
О мальчике, утенке и слоне Не мучить животных, птиц, относиться к ним так, как ты бы хотел, чтобы другие относились к тебе К детям Высказывают свое мнение Рвется прочь он всей душой, он малыш, а ты – большой, 3 четверостишие. Объясняют смысл строк Дружелюбно, что-то советует «Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд» Отвечают Встают, повторяют движения. Смотрят видео Отвечают Высказывают свои предположения Читают Маленький, серенький, юркий К эпитету С мышкой Маленькие, блестящие Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка” При помощи уменьшительно-ласкательного суффикса Читают с выражением стихотворение по цепочке |
Коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные |
|
Самостоятельная работа и проверка по эталону |
У вас на партах лежат карточки с парными заданиями на закрепление изученного. Работаем в парах, показываем готовность. Проверяем (отвечает пара, которая закончила выполнение задания быстрее всех) остальные сверяют ответы. Правильно ли пара выполнила все задания? Покажите светофор. |
Работают в парах, выполняют задания по закреплению изученного Отвечает одна пара, остальные обучающиеся проверяют, сверяют Показывают светофор, взаимооценка |
Коммуникативные, познавательные, регулятивные |
|
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций |
Урок подходит к концу. Какой раздел учебника мы начали изучать? Чему научил вас урок? Что вас особенно тронуло, взволновало в нем? Открываем дневники. Давайте запишем домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к четверостишию из стихотворений «Что ты тискаешь утенка?» или «Воробей». На выбор. На партах у вас лежат листочки, я предлагаю вам их заполнить и тем самым показать, каким для вас был урок. |
Отвечают Записывают домашнее задание в дневник Заполняют таблицу |
Коммуникативные, личностные |
Подпись учителя: _________/___________________________ Дата ____
Подпись методиста:_______/___________________________ Дата ____
Таблица для рефлексии:
1.На уроке я работал |
активно / пассивно |
Карточки с заданиями для пар:
Настоящая фамилия Саши Черного это:
А) Гликберг
Б) Черный
Какого животного хотел научить Саша Черный азбуке?
А) мальчика
Б) утенка
В) воробья
С кем поэт сравнивал мальчика из стихотворения «Что ты тискаешь утенка?»
А) с утенком
Б) с бегемотом
В) с зайцем
Соедините слово с его значением:
Эпитет |
это наделение неодушевленных предметов живыми качествами |
Сравнение |
это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима |
Олицетворение |
это переносное значение слова |
это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак |
Презентация Саша Черный
PPTX / 718.66 Кб
Письмо
DOCX / 11.74 Кб
Тест
DOCX / 14.33 Кб