Конспект урока литературного чтения «Овладение приемами словесного рисования на примере стихотворений Саши Чёрного» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 27 November 2018

Пояснительная записка к презентации

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Овладение приемами словесного рисования на примере стихотворений Саши Черного

Класс: 3

Дата: 14.02.2018

Цель: создание условий для овладения приемами словесного рисования

Задачи:

обучающая: познакомить обучающихся с приемами словесного рисования

развивающая: развивать умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения

воспитывающая: воспитывать художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей

Планируемые результаты:

Личностные:  развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные): познавательные: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; коммуникативные: развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме

Предметные: на основе анализа делать выводы

Формируемые УУД:

Познавательные действия: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных); установление причинно-следственных связей.

Регулятивные действия: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные действия:  умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Личностные действия: анализировать ситуации и события с точки зрения морали и этики; объяснять свои действия, проявлять в ситуациях такие чувства, как доброжелательность, внимательность; понимать и ощущать эмоциональное состояние окружающих, и с учетом этого строить с ними конструктивный диалог.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карточки для рефлексии, учебная презентация, видеоматериал.


 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивационный

 

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим вашу готовность к уроку: дневник, учебник, тетрадь, пенал.

Чтобы узнать, что нас сегодня ждет и с чем мы сегодня познакомимся, нужно разгадать шифр (Поэтическая тетрадь 1).

Какие молодцы! Ребята, а что такое поэтическая тетрадь, как вы думаете?

Откройте страницу 45 учебника

Авторы учебника предлагают нам удивительно интересный раздел, и называется он «Поэтическая тетрадь».

Приветствуют, проверяют готовность

Разгадывают шифр

Высказывают свои предположения

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

 

Как вы думаете, что может быть в разделе «Поэтическая тетрадь»? Что туда можно включить, написать?

В поэтическую тетрадь заключают стихотворения разных поэтов. Некоторых поэтов вы уже знаете, а сегодня нам оставил письмо еще один из них. Давайте узнаем, с творчеством какого поэта мы с вами познакомимся (открывается конверт, достается послание с ребусом, где отгадкой будет имя и фамилия поэта).

Смотрите, он нам оставил послание (читается послание). Справимся, ребята? Разгадаем ребус?

Отвечают

Слушают

Отвечают

Разгадывают ребус

Коммуникативные, познавательные

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

 

Как зовут поэта, с которым мы сегодня познакомимся?

Знакома ли вам эта фамилия? Знаете ли вы произведения этого писателя?

Наверное, вы уже догадались, что Саша Черный – это псевдоним писателя.

Вспомните, что такое псевдоним?

Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он

написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного - поэта.

Саша Чёрный

Отвечают

Отвечают

Слушают

Коммуникативные, познавательные

Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения

 

Как правило, поэты описывают природу, события, наделяют характером героев своих произведений, передают их настроение. Как вы думаете, с помощью каких средств они это делают?

Какие средства художественной выразительности вы знаете?

Давайте повторим (на слайде написаны средства художественной выразительности и их краткое пояснение).

Теперь, когда мы вспомнили средства художественной выразительности, мы можем приступить к творчеству поэта. Кто помнит, как его зовут?

Замечательно! Открываем учебник на странице 46.

Перед вами стихотворение. Обратите внимание, есть ли название у стихотворения?

А как же нам познакомиться с ним?

Или послушать. Прошу внимания на доску (показывается экранизация стихотворения).

Стихотворение называется по первой его строчке – «Что ты тискаешь утенка?».

Это стихотворение было написано более 100 лет назад и поэтому в нем встречаются слова не всегда понятные нашим современникам. Прочитаем их.

Поработаем над словами. Как вы понимаете значение слова

Притиснешь – прижмешь.
В свой черед – в свою очередь, когда придет время.
Капут – конец, гибель, от немецкого – kaputt.
Юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий, пронырливый.
Пичужка – птичка.
Фурх – звук крыльев.
Клетушка – маленькая, тесная клетка.

А как вы понимаете словосочетание «рвется прочь», «брыкаться», «снести», «притиснешь»?

С помощью средств художественной выразительности

Отвечают

Саша Черный

Открывают учебник на стр. 46

Нет

Прочитать его

Смотрят видео

Высказывают предположения

Высказывают предположения

Коммуникативные, познавательные, личностные

Первичное закрепление нового знания

 

О ком это стихотворение? Чему учит поэт в стихотворении?

К кому обращено стихотворение Саши Черного?

Почему вы так решили?

Как поэт убеждал мальчика не тискать утенка? Докажите словами из стихотворения.

Объясните смысл следующих строк: «Лапы мальчика – не шутки, чуть притиснешь – и капут».

Как поэт разговаривает с малышом: сердито, ругает его, дружелюбно, или что-то советует?

Какой совет дает поэт? Прочитайте его.

Мы надеемся, что мальчик услышал совет поэта и отпустил утенка к утке.

Хотите узнать, что было дальше? Тогда попрошу встать.

Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)

Молодцы! Садитесь.

Вернемся к творчеству Саши Черного.

Послушайте еще одно стихотворение Саши Черного – «Воробей» (включается экранизация стихотворения).

Какие незнакомые слова вы услышали?

Давайте разберем их. Как вы понимаете значение слова:

Юркий - быстрый, увертливый.

Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием.

Врозь - отдельно, не вместе.

Вкось - не прямо.

Пичужка - птичка.

Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника.

Вьюшка – в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу, для сохранения тепла.

Перечитайте первое четверостишие стихотворения «Воробей».

Каким вы представили себе воробья?

К какому средству художественной выразительности можно отнести слово юркий?

С кем сравнивает воробья автор стихотворения?

Как вы понимаете выражение глазки – бисер?

Как поэт относится к воробью? Как его называет?

При помощи какой части слова передаётся нежность автора?

Прочитаем стихотворение выразительно так, как будто каждый из вас сам разговаривает с воробьём.

Читаем по цепочке, по одной строчке. Начинаем с 3 ряда, остальные следят.

Умницы! У вас замечательно получается!

О мальчике, утенке и слоне Не мучить животных, птиц, относиться к ним так, как ты бы хотел, чтобы другие относились к тебе

К детям

Высказывают свое мнение

Рвется прочь он всей душой, он малыш, а ты – большой, 3 четверостишие.

Объясняют смысл строк

Дружелюбно, что-то советует

«Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд»

Отвечают

Встают, повторяют движения.

Смотрят видео

Отвечают

Высказывают свои предположения

Читают

Маленький, серенький, юркий

К эпитету

С мышкой

Маленькие, блестящие

Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка”

При помощи уменьшительно-ласкательного суффикса

Читают с выражением стихотворение по цепочке

Коммуникативные, познавательные, личностные, регулятивные

Самостоятельная работа и проверка по эталону

 

У вас на партах лежат карточки с парными заданиями на закрепление изученного. Работаем в парах, показываем готовность.

Проверяем (отвечает пара, которая закончила выполнение задания быстрее всех) остальные сверяют ответы. Правильно ли пара выполнила все задания? Покажите светофор.

Работают в парах, выполняют задания по закреплению изученного

Отвечает одна пара, остальные обучающиеся проверяют, сверяют

Показывают светофор, взаимооценка

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

 

Урок подходит к концу. Какой раздел учебника мы начали изучать? Чему научил вас урок? Что вас особенно тронуло, взволновало в нем?

Открываем дневники. Давайте запишем домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к четверостишию из стихотворений «Что ты тискаешь утенка?» или «Воробей». На выбор.

На партах у вас лежат листочки, я предлагаю вам их заполнить и тем самым показать, каким для вас был урок.

Отвечают

Записывают домашнее задание в дневник

Заполняют таблицу

Коммуникативные, личностные

Подпись учителя: _________/___________________________ Дата ____

Подпись методиста:_______/___________________________ Дата ____

Таблица для рефлексии:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


 

Карточки с заданиями для пар:

Настоящая фамилия Саши Черного это:

А) Гликберг

Б) Черный

Какого животного хотел научить Саша Черный азбуке?

А) мальчика

Б) утенка

В) воробья

С кем поэт сравнивал мальчика из стихотворения «Что ты тискаешь утенка?»

А) с утенком

Б) с бегемотом

В) с зайцем

Соедините слово с его значением:

Эпитет

это наделение неодушевленных предметов живыми качествами

Сравнение

 это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима

Олицетворение

это переносное значение слова

 

это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак


Презентация Саша Черный
PPTX / 718.66 Кб

Письмо
DOCX / 11.74 Кб

Тест
DOCX / 14.33 Кб

Предварительный просмотр презентации

РАЗГАДАЙТЕ ШИФР 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 А Д Е И К О П Р С Т Ч Ь Э Я 7, 6, 13, 10, 4, 11, 3, 9, 5, 1, 14 10, 3, 10, 8, 1, 2, 12 Поэтическая тетрадь

Ребус:  1  = С

Саша Чёрный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) Саша Чёрный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг) Годы жизни: 1 октября 1880 — 5 августа 1932 Русский поэт, журналист

Средства художественной выразительности Эпитет – это яркое образное определение Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении дух предметов или состояний, имеющих общий признак Метафора – переносное значение слова Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов живыми качествами

Притиснешь Притиснешь В свой черед Капут Юркий Пичужка Фурх Клетушка

Притиснешь – прижмешь. В свой черед – в свою очередь, когда придет время. Капут – конец, гибель, от немецкого – kaputt. Юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий, пронырливый. Пичужка – птичка. Фурх – звук крыльев. Клетушка – маленькая, тесная клетка. Притиснешь – прижмешь. В свой черед – в свою очередь, когда придет время. Капут – конец, гибель, от немецкого – kaputt. Юркий – быстрый, мгновенный, увертливый, ловкий, пронырливый. Пичужка – птичка. Фурх – звук крыльев. Клетушка – маленькая, тесная клетка.

Юркий Юркий Бисер Врозь Вкось Пичужка Вьюшка

Юркий - быстрый, увертливый Юркий - быстрый, увертливый Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием Врозь - отдельно, не вместе Вкось - не прямо Пичужка - птичка Вьюшка – в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу, для сохранения тепла

Домашнее задание Нарисовать рисунок к стихотворениям «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей» на выбор.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.