Конспект урока по биологии 9 класс по теме «Кровеносная система»

8
0
Материал опубликован 18 November 2022 в группе

Конспект урока биологии в 9 классе для обучающихся школы VIII вида

по теме «Кровеносная система»

Цель: обобщение и закрепление знаний по теме «Кровеносная система».

Задачи:

Образовательные:  закрепить знания о составе и значении крови, строении и работе сердца, видах кровеносных сосудов, вредном влиянии курения и алкоголя на сердце и сосуды; формировать практические умения, навыки оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;

Коррекционно-развивающие: способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; развивать речь обучающихся;

Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету у обучающихся, развивать культуру речи, формировать умения работать в паре, группе, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирование ЗУН.

Оборудование: таблицы по анатомии: «Состав крови» «Строение сердца», «Кровь и кровообращение»; микроскоп, микропрепарат «Клетки крови»; проверочные карточки; тестовые задания, бинты, жгуты, палочки для закрутки, резиновый жгут, йод, вата, ручка, лист бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент.

Для снятия излишней возбудимости и переключение внимания обучающихся на урок, учитель проводит «психологическую минутку», в течение которой настраивает детей на активную работу, желает хорошего настроения, сообщает задачи урока - обобщить и закрепить полученные знания по теме «Кровеносная система».

II. Актуализация знаний

t1668796486aa.gif

Учитель: «Кровь - удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы. Кровь – это жидкая соединительная ткань. Давайте вспомним состав крови».

(учитель предлагает выйти к доске и рассказать, пользуясь схемой, что входит в состав крови).

Задание: «Продолжи дальше…»

«Если мы наберем в пробирки немного крови и дать ей отстояться, то …»

(Ученики должны ответить: «то через некоторое время можно будет различать три слоя. Нижний, более темный, непрозрачный слой состоит из красных кровяных клеток - эритроцитов; средний, очень тонкий слой состоит из белых клеток крови - лейкоцитов и кровяных пластинок - тромбоцитов; верхний, самый большой полупрозрачный слой желтоватого цвета – плазма крови).

Учитель: «Все правильно. Давайте поближе рассмотрим клетки крови. Определите по форме и назовите виды клеток крови»


1. Индивидуальное задание: (ученик с достаточным уровнем знаний):

«Рассмотри микропрепарат крови под микроскопом. Найди клетки крови. Объясни, почему кровь красная?»

t1668796486ab.gif

(ученик объясняет, что видит клетки крови округлой формы, без ядер. Это эритроциты. Так же видит клетки крупнее эритроцитов, есть ядро. Это лейкоциты. Красная окраска эритроцитов и всей крови в целом зависит от особого вещества - гемоглобина).


2. Индивидуальное задание (ученики с низким уровнем знаний):

«Выйти к доске, пользуясь плакатом, показать и назвать клетки крови» (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)


Учитель: «Работаем дальше. Закрепляем знания о строении и значении клеток крови».


Задание:"В предложенном тексте найди ошибки".

Учитель предлагает учащимся выбрать самим карточки с заданиями (кто испытывает затруднения - выполняет одно задание, хорошо успевающий ученик, выполняет три задания).


1. Эритроциты. Белые кровяные клетки. Имеют мелкие ядра. Внутри клеток находится гемоглобин. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Снижение количества эритроцитов или гемоглобина приводит к слабости и повышенной утомляемости человека.

Исправленный текст нужно читать так:

Эритроциты. Красные кровяные клетки. Не имеют ядер. Внутри клеток находится гемоглобин. Основная функция эритроцитов – перенос кислорода от легких ко всем органам и тканям. В органах они забирают углекислый газ и доставляют его к легким. Снижение количества эритроцитов или гемоглобина приводит к слабости и повышенной утомляемости человека.


2. Лейкоциты. Белые кровяные клетки, имеют ядро. Не способны самостоятельно передвигаться. Изменяют свою форму. Основная функция лейкоцитов – переносят кислород по всему организму и забирают углекислый газ из клеток.

Исправленный текст.

Лейкоциты. Белые кровяные клетки, имеют ядро. Способны самостоятельно передвигаться. Изменяют свою форму Основная функция лейкоцитов – защитная, уничтожают микробов.


3. Тромбоциты. Кровяные пластинки (тромбоциты) – это клетки крови по размерам больше, чем красные кровяные клетки. Закупоривают поврежденные клетки. Основная функция – это уничтожение попавших в организм бактерий.

Исправленный текст.

Тромбоциты. Кровяные пластинки (тромбоциты) – это крошечные фрагменты клеток крови. Закупоривают поврежденные клетки сосудов. Основная функция – участвуют в процессе свертывания крови.

После выполнения заданий, идет обсуждение правильности ответов.


Учитель: «Главный орган кровеносной системы – это сердце. Выйти к доске, на плакате показать и назвать части сердца»

«Знатоки – кардиологи» отработка педагогического приема: «Опрос двоих».


1. Учитель вызывает к доске 2-х, хорошо успевающих учеников. Ученикам, сидящим на своих местах сообщается, что каждый из них готовится задать вопрос стоящим у доски. Можно пользоваться учебником.

2. Начинается «огонь по стоящим». Учитель подает знак (называет имя ученика, делает указывающий жест и т. п.) одному из участников.

3. Названный ученик задает вопрос, не вставая с места. Вопрос начинается со слов, например: «Алексей, скажи, пожалуйста ….»

4. Один из учеников стоящих у доски, сообщает о том, принял ли он вопрос.

После того как опрашиваемый принял вопрос, он сообщает о том, будет ли он отвечать сразу или ему необходимо время для обдумывания ответа (если вопрос сложный).

Если ученику нужно время для обдумывания, то тогда вопрос задается следующему ученику, а предыдущий собирается с мыслями.

5. Учащийся, который задавал вопрос, оценивает правильность ответа и называет отметку, которая может выражаться цифрой от 3 до 5.

Необходимо добиваться, чтобы ответ оценивали сами учащиеся, авторы вопроса.

6. Учитель ставит отметку у себя в списке.

Если первый учащийся не смог ответить на поставленный вопрос, то отвечает его сосед. В случае, когда никто из стоящих у доски не смог ответить, можно дать возможность ответить автору вопроса.

7. Учитель подает знак другому учащемуся, сидящему на своем месте. Он задает вопрос, на который отвечает следующий по очереди обучающийся, стоящий у доски. Автор вопроса оценивает ответ. Учитель фиксирует оценку.

Задается по 3 вопроса каждому ученику, стоящему у доски.

8. После того как проведен «огонь по стоящим», учитель подсчитывает средний балл каждого и сообщает результаты.


Вопросы «Знатокам – кардиологам»:

1) В чем заключается основная функция сердца?

(Оно перекачивает кровь по сосудам и обеспечивает постоянное кровообращение).

2) Где расположено сердце?

(Сердце располагается в грудной полости позади грудины).

3) Какое значение имеют створчатые клапаны в сердце?

(Эти клапаны устроены таким образом, что могут пропускать кровь только в сторону желудочков. Поэтому в сердце кровь движется только из предсердий в желудочки).

4) В чем заключается основная работа сердца?

(Основная работа сердца - перекачивать кровь по сосудам).

5) Почему стенки желудочков сердца толще, чем предсердий?

(Стенки желудочков сердца толще, так как они сокращаясь, выбрасывают кровь в сосуды, по которым кровь разносится по всему телу).

6) Чем объясняется удивительная способность сердца сокращаться без устали в течение всей жизни?

(Удивительная способность сердца сокращаться без устали в течение всей жизни объясняется чередованием работы и отдыха).

Учитель: «Сердце сократилось, и мы отправляемся в путешествие по сосудам. Если вы условно вытянете в длину все кровеносные сосуды одного человека, то сможете дважды обернуть ими Землю.

Какие бывают кровеносные сосуды, мы сейчас вспомним».

t1668796486ad.jpg

Цифровой диктант. Виды сосудов (артерии, капилляры, вены)

Учащиеся в тетрадях записывают в столбик название сосудов:

Артерии –

Вены –

Капилляры –

Дети получают карточки с набором предложение о признаках и функциях кровеносных сосудов. Задание: распределить номера предложений по видам сосудов.

Карточка для учащихся хорошо успевающих

1.Самые мелкие тонкие кровеносные сосуды

2. Выносят кровь от сердца

3. Стенки состоят из одного слоя клеток

4. Стенки тонкие и мягкие

5. Прощупывается пульс

6. Даже при уколе иглой вытекает кровь

7. Несут кровь к сердцу

8. Сосуды с плотными упругими стенками

9. Место обмена между кровью и тканями

Ответы:

Артерии – 2, 5, 8

Вены – 4, 7

Капилляры - 1, 3, 6, 9


Карточка для учащихся слабоуспевающих

1. Самые мелкие тонкие кровеносные сосуды

2. Стенки состоят из одного слоя клеток

3. Стенки тонкие и мягкие

4. Даже при уколе иглой вытекает кровь

5. Несут кровь к сердцу

6. Сосуды с плотными упругими стенками

Ответы:

Артерии – 6

Вены – 3, 5

Капилляры - 1,2.4

После выполнения цифрового диктанта идет обсуждение правильности ответов.


Учитель: «А наше путешествие продолжается. Все сосуды замкнуты в единую сеть. Чтобы кровь сделала полный круг по всему организму, требуется 60 секунд. По каким сосудам движется кровь в теле человека?».

t1668796486ae.jpg

Динамическая пауза «Круги кровообращения»

(правильно «найти свое место» и показать на плакате, где начинаются и где заканчиваются большой и малый круги кровообращения, используя карточки с опорными словами).

- начинается в правом желудочке

- ко всем органам тела

- начинается в левом желудочке

- заканчивается в левом предсердии

- заканчивается в правом предсердии

- к легким

Учитель раздает учащимся карточки с опорными словами. Обучающийся, кому досталась карточка, где написано «начинается в левом желудочке», должен подойти к однокласснику с карточкой «ко всем органам тела» и третий ученик - «заканчивается в правом предсердии» (дети должны встать в одну линию и потом один из группы должен показать на плакате – «большой круг кровообращения». Соответственно: «начинается в правом желудочке», «к легким» и «заканчивается в левом предсердии» - это «малый круг кровообращения»

«Сильные» ученики помогают найти свое место «слабым».


Ребята, немного отдохнули и продолжаем работать. Предлагаю вам выполнить тест с одним вариантом ответа.


Тест №1. Кровеносная система (для учащихся хорошо успевающих)

Какую роль в организме выполняет кровь?

А) регулирует температуру тела

Б) доставляет кислород и питательные вещества ко всем органам

В) забирает углекислый газ и вредные вещества от всех органов

Г) защищает организм от микробов

Д) все перечисленное

2. У взрослого человека примерно

А) 2 литра Б) 5 литров В) 6 литров

3. Кровеносная система состоит из:

А) кровеносных сосудов и желудочка

Б) головного мозга и сердца

В) из сердца и кровеносных сосудов

4. Жидкая часть крови – это

А) тромбоциты

Б) плазма

В) белые кровяные клетки

5. Красная окраска крови зависит от особого вещества -

А) белок

Б) углеводы

В) гемоглобин

6. Сердце человека:

А) трехкамерное

Б) двухкамерное

В) четырехкамерное

7. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются

А) капилляры

Б) вены

В) артерии

8. В каких сосудах давление крови низкое и кровь течет медленно –

А) вены

Б) артерии

В) капилляры

9. Самая крупная артерия, которая отходит от сердца – это

А) аорта

Б) клапан

В) сосуд

10. Кровь, насыщенную кислородом называют

А) венозной

Б) артериальной

В) капиллярной

11. Иммунитет – это

А) снижение количества эритроцитов в крови

Б) выход из сосудов белых кровяных клеток

В) невосприимчивость организма к определенному заболеванию


Тест №2. Кровеносная система (для учащихся слабоуспевающих)

Слабоуспевающие дети выполняют тест с меньшим количеством вопросов и вариантов ответов.

1. У взрослого человека примерно

А) 2 литра Б) 5 литров

2. Кровеносная система состоит из:

А) из сердца и кровеносных сосудов

Б) головного мозга и сердца

3. Жидкая часть крови – это

А) белые кровяные клетки

Б) плазма

4. Сердце человека:

А) трехкамерное

Б) четырехкамерное

5 . Самая крупная артерия, которая отходит от сердца – это

А) аорта

Б) клапан

6 . Иммунитет – это

А) невосприимчивость организма к определенному заболеванию

Б) выход из сосудов белых кровяных клеток


Учитель: «Многие подростки считают, что здоровье, данное им от рождения, сохранится само по себе в течение всей жизни. Стараясь казаться взрослыми, они начинают курить, употреблять спиртные напитки. Постепенно это входит в привычку, от которой очень трудно избавиться.

Какое вредное влияние курения, употребления спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды?»


Выступления 2-х учеников, которые подготовили самостоятельно сообщения о вредном влиянии курения и употребления спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды.

Примерное сообщение ученика о вредном влиянии курения на сердце и сосуды.

«Курение является причиной многих болезней. В табачном дыму содержится несколько тысяч различных веществ. Некоторые из них вызывают раковые заболевания. Человек, который курит, быстро устает, чувствует постоянный упадок сил. Очень вреден никотин – один из основных компонентов табачного дыма. Он вызывает сужение кровеносных сосудов, повышает кровяное давление. Сердце начинает работать с повышенной нагрузкой. Сердечная мышца быстро переутомляется и изнашивается, ее работоспособность падает. Курящий человек не может заниматься спортом. Даже при быстрой ходьбе у него появляется одышка, никотин снижает упругость сосудов. Такие сосуды легко могут разрываться. Это приводит к инсульту. У курящих подростков часто болит голова, слабеет память, они отстают в росте от своих сверстников».


Примерное сообщение ученика о вредном влиянии спиртных напитков на сердце и сосуды.

«У людей, постоянно употребляющих алкоголь, изменяются процессы в клетках сердца. Постепенно мышечные волокна сердца отмирают. Происходит ожирение сердечной мышцы. Сердце расширяется, становится дряблым и слабым. Под действием алкоголя стенки сосудов становятся хрупкими и ломкими. Они легко разрушаются. Особенно часто это происходит в головном мозге и сердце».


Учитель: «Ребята, вы прослушали сообщение своих одноклассников о вредном влиянии курения и употребления спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды. Сделайте правильные выводы. Каждый человек выбирает сам себе дорогу, решает, как ему жить. Стоит ли себе укорачивать свою жизнь? Может, стоит отказаться от вредных привычек прямо сегодня, прямо сейчас!».

Для закрепления темы предлагается выполнить задание «Вставь пропущенные слова в текст».

Задание для 1-й группы учащихся.

«______________ и употребление _________________ напитков вредно влияют на работу всех ______________ органов, в том числе на __________ и __________________ сосудов. Никотин и _____________ нарушают кровоснабжение _____________ ».


Задание для 2-й группы учащихся.

« ______________ и употребление _________________ напитков вредно влияют на работу всех ______________ органов, в том числе на __________ и __________________ сосудов. Никотин и _____________ нарушают кровоснабжение _____________ ».

Учащиеся 2-й группы имеют слова - подсказки: курение, спиртных, внутренних, сердце, кровеносных , алкоголь, организма.


Текст со вставленными словами.

« Курение и употребление спиртных напитков вредно влияют на работу всех внутренних органов, в том числе на сердце и кровеносных сосудов. Никотин и алкоголь нарушают кровоснабжение организма ».


Учитель. «По разным причинам кровеносные сосуды повреждаются – несчастные случаи, травмы, аварии, болезни и часто с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть их здоровье, а нередко и жизнь».


Вспоминаем виды кровотечения. Учимся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях - артериальном, венозном, капиллярном, носовом.

Практическое повторение. Первая помощь при кровотечениях.

Обучающиеся класса делятся на группы, которые формируются таким образом, чтобы входили дети с разным уровнем знаний.

Каждой группе даются карточки с условными кровотечениями. Дети рассказывают и показывают (на себе) приемы первой помощи при кровотечениях (со стола дети берут то, что им будет необходимо для «остановки" кровотечения - бинты, резиновый жгут, чистая ткань, палочки, йод, зеленка, ручка, лист бумаги).

Один ученик играет роль «больного», роль «врача» играет хорошо успевающий ученик.


Примерные «условные кровотечения»:

1. При аварии повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем кровь пульсирует струей ярко-красного цвета. Какой сосуд поврежден. Окажите первую медицинскую помощь.

Учащиеся определяют по описанию тип кровотечения - артериальное.

Необходимо прижать пальцем артерию выше места ранения. затем выше раны надо накрыть чистую ткань, затем наложить жгут. Если нет резинового жгута, можно использовать любой скрученный кусок ткани. Жгут закручивают до остановки кровитечения. Под жгут надо положить записку с указанием времени наложения. Через 1-1,5 часа (если за это время больного не доставили в больницу, необходимо ослабить жгут на 10-15 мин).

2. Повреждены сосуды на предплечье. Кровь вытекает медленно, темно-вишневого цвета. Определите тип кровотечения. Окажите первую помощь.

Это венозное кровотечение. Рану закрывают чистой марлевой салфеткой и накладывают давящую повязку.

3. Ножом порезали палец. Кровь красного цвета и вытекает из раны медленно. Наложите повязку.

Капиллярное кровотечение. Рану можно промыть перекисью водорода. Кожу вокруг раны обрабатывают раствором йода или зеленкой. Затем накладывают чистую марлевую повязку.

4.Ребенок бежал и упал. Из носа идет кровь. Остановите носовое кровотечение.

Голову приподнять, на переносицу приложить холодный компресс. В носовую полость ввести кусочек ваты.


Ребята, заканчивается наше удивительное путешествие по органам кровообращения. Надеюсь, что полученные знания пригодятся вам в жизни. Всем спасибо. Молодцы!


III. Выставление оценок за работу на уроке.

IV. Домашнее задание: повторить стр. 103-105 «Первая помощь при кровотечениях».









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.