Конспект урока биологии «Индивидуальные особенности личности: темперамент и характер»
Технологическая карта урока по теме:
«Индивидуальные особенности личности: темперамент и характер»
8 класс, УМК В.В.Пасечника
Технологическая карта урока
DOCX / 167 Кб
Цель: Изучить и раскрыть понятия «темперамент», «характер», изучить особенности нервной системы человека, которые влияют на индивидуальные особенности его поведения.
Задачи:
Общеобразовательные:
• изучить закономерности темперамента и характера человека;
• научить различать виды высшей нервной деятельности и объяснять их особенности;
• закрепить умения работать с бумажными носителями информации: Развивающие:
• развивать у обучающихся способности анализировать, обобщать изученный материал, способности делать выводы,;
• развивать способности действий по алгоритму, развивать логическое мышление.
Воспитательные:
• способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью;
• воспитывать аккуратность в работе, коммуникативные качества при выполнении заданий.
Форма организации обучения: урок.
Тип урока: комбинированный.
Форма обучения: фронтальная, парная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный (лекция, беседа), наглядный (демонстрация иллюстративного материала), практический (выполнение заданий).
Средства обучения:
- интерактивная доска;
- компьютер с выходом в интернет.
Ход урока:
Этапы занятия |
Содержание этапа |
||
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
||
1. |
Организационный момент (3 мин.) |
Приветствие и подготовка обучающихся к уроку. |
Приветствие, подготовка к уроку, повторение домашнего задания. |
2. |
Проверка домашнего задания (5 мин.) |
Проверка усвоения учебного материала по теме предыдущего урока «Особенности психики человека: осмысленность, восприятие, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации». |
Ответы учащихся на вопросы по теме. «Мозговой штурм». |
3. |
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности. (5 мин.) |
Активизация полученных ранее знаний. Фронтальная беседа: 1.Кому принадлежат слова «Один за всех и все за одного!»? (мушкетёры, Д`Артаньян) 2.Кто был влюблён в Мальвину? (Пьеро) 3.Что объединяет и отличает Д`Артаньяна и Пьеро? (объединяет-личности, отличает-поведение, характер, темперамент) 4.Кто считает себя похожим на Д`Артаньяна? Почему? 5.Кто считает себя похожим на Пьеро? Почему? 6.Кто думает, что он занимает промежуточное положение между этими героями? 7.Кто считает, что совсем не похож на этих героев? Итак, вы уже догадались, что сегодня на уроке мы изучаем темперамент, характер и их влияние на поведение человека. |
Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают предположения и приходят к выводу, что тема урока «Особенности личности, характер». |
4. |
Изучение новых знаний и способов деятельности (20 мин.) |
Объяснение в форме беседы. Иван Петрович Павлов обратил внимание на то, что высшая нервная деятельность характеризуется несколькими параметрами нервных процессов: силой, уравновешенностью и подвижностью. Это значит, что нервная система способна выдерживать напряжение возбуждения и торможения той или иной степени. Оба процесса в какой-то мере уравновешивают друг друга и могут быть подвижны, то есть более- менее легко сменять друг друга. Различные варианты сочетаний этих свойств позволяют выделить несколько типов высшей нервной деятельности. Всего выделяют 4 таких типа: 1. Сангвиник-большая сила и подвижность нервных процессов; уравновешенность возбуждения и торможения; так называемый «резвый» тип нервной системы. 2. Флегматик-большая сила, но малая подвижность (инертность) нервных процессов; уравновешенность процессов возбуждения и торможения; «спокойный» тип нервной системы. 3.Холерик-большая сила, подвижность, но неуравновешенность нервных процессов (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения); «неуравновешенный» тип нервной системы. 4.Меланхолик-слабость нервных процессов, их неустойчивость; «слабый» тип нервной системы. Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=DJOAf0szRtk. Вопросы: 1.К какому типу высшей нервной деятельности вы бы отнесли себя? Почему? 2.Какой темперамент у Д`Артаньяна? У Пьеро? Почему? |
Запись темы урока, целеполагание. Во время объяснения учащиеся ведут конспект в тетради - по итогам беседы, работают с таблицей (приложение 1).
Обучающиеся смотрят видеоролик.
Ответы учащихся. |
5. |
Закрепление учебного материала (5 мин.) |
Проверка знаний по теме. С помощью интерактивного упражнения «Типы высшей нервной деятельности» https://learningapps.org/19112686 необходимо установить соответствие между типом темперамента и его характеристикой. |
Учащиеся выполняют упражнение, анализируют ответы. |
6. |
Подведение итогов (5 мин.) |
Обобщение и систематизация учебного материала. Подведение итогов занятия, выставление и комментирование отметок. Вывод: Темперамент- характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний. Основные компоненты темперамента: -общая активность человека -его моторика (двигательные проявления) Четыре типа высшей нервной деятельности отвечают четырём типам темпераментов людей: -холерический темперамент -сангвинический темперамент -флегматический темперамент -меланхолический темперамент
Людей с абсолютно чистым типом темперамента не бывает, у конкретных людей только преобладает какой-либо из этих типов темперамента. Одним из самых известных тестов на темперамент можно назвать личностный опросник Ганса Айзенка, или Eysenck Personality Inventory – EPI. Пройти этот тест онлайн можно дома на сайте https://experimental-psychic.ru/test-na-temperament-epi/.
|
Обучающиеся записывают выводы по новому материалу. |
|
Домашнее задание (2 мин.) |
Инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Запись домашнего задания в дневники. |
7. |
|
|
|
1 Приложение 1
Использованные ресурсы:
1. https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/a/adDP0yTQY67mM8xBuANlhK9qRz5ObjZVeSsLXW/slide-8.jpg
2. https://www.youtube.com/watch?v=DJOAf0szRtk
4. https://learningapps.org/19112686
6. https://experimental-psychic.ru/test-na-temperament-epi/