Конспект урока по географии на тему «Как люди открывали Землю» (5 класс)
Конспект урока по географии на тему: «Как люди открывали Землю»
ФИО учителя | Ковалева Галина Валентиновна |
Должность и место работы | Учитель географии МКОУ «Нововоронежская СОШ №4» |
Раздел Тема и номер урока | «На какой Земле мы живем» «Как люди открывали Землю» (1). Урок № 2. |
Класс | 5 |
Источники информации для работы на уроке | 1.Базовый учебник А. И. Алексеев и др. География. 5-6 классы ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2019 Линия «Полярная звезда»; 2.Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD). |
Тип урока | Урок формирования новых знаний. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная и групповая (команды). |
Цель урока | Организовать познавательную деятельность учащихся и определить вклад великих учёных и путешественников в развитие географической науки. |
Задачи урока | Образовательные: – познакомить учеников, как менялись представления и знания людей о форме нашей планеты Земля; – познакомить с известными путешественниками и их открытиями с древних времен до эпохи Великих географических открытий. Развивающие: - развитие навыков работы с картами атласа и контурными картами; – умение находить нужную информацию и обрабатывать ее. Воспитательные: – формирование целостного мировоззрения; – развитие памяти, логики и интеллектуальных способностей учеников. |
Предметные результаты | – выяснить, как изменялись представления людей об облике Земли; – сформировать представление о результатах Великих географических открытий; – уметь определять пути следования. |
Личностные результаты | Создание условий к устойчивой мотивации обучения, через географический материал. |
Метапредметные результаты | Познавательные: – поиск информации по накоплению географических знаний; – выявить, как изменились географические представления у людей от древности, до эпохи географических открытий; – определить вклад древнегреческих учёных и путешественников в развитие географической науки. Регулятивные: – систематизировать информацию о великих путешествиях и открытиях. Коммуникативные: – уметь организовывать учебное взаимодействие в группе; – уметь слушать других учеников; – уметь, при необходимости, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами. |
Используемые технологии | Информационно-коммуникационная (работа с электронным приложением к учебнику) Проектная деятельность (составление краткосрочного проекта) Здоровьесберегающая (физкультминутка и оптимальная нагрузка на каждый этап урока) |
Методы и приёмы: | Наглядный, частично – поисковый, проблемный. |
Оборудование | Компьютеры, проектор, раздаточные карточки, контурные карты, физическая карта полушарий. |
Структура урока
№ | Этапы урока | Время (минуты) |
1 | Организационный этап. | 1 |
2 | Мотивация учащихся к учебной деятельности. Постановка учебной цели и задач. | 2 |
3 | Проверка домашнего задания. | 5 |
4 | Индивидуальная самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 7 |
5 | Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации. | 3 |
6 | Физкультминутка. | 1 |
7 | Актуализация знаний. Поиск нужной информации и применение знаний в новой ситуации. | 20 |
8 | Рефлексия (подведение итогов урока). | 5 |
9 | Инструктаж по домашнему заданию. | 1 |
Ход урока
Этапы урока. Время на каждый этап. | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный этап. (1 мин.) | Приветствие учащихся. - Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Улыбнулись, спокойно сели и начнем преодолевать все мели! Создание комфортной психологической атмосферы урока. | Приветствие учителя. Подготовка рабочего места к уроку и настрой на обучение. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Постановка учебной цели и задач. (2 мин.) | - В качестве разминки предлагаю разгадать загадку. Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, Называется……(Земля) - Сегодня мы проведем урок по формированию новых знаний. Расширим знания о географических открытиях нашей планеты. - Откройте § 2 учебника и выясните, какие вопросы будут обсуждаться сегодня на уроке. | Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм. Ознакомление с целями и задачами урока. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Проверка домашнего задания. (5 мин.) | - Вы изучили § 1 учебника. Ответьте на вопросы: 1. Что означает термин «география»? 2. Что изучает география? 3. Какие задачи стоят перед географической наукой? 4. С помощью, каких методов ведут исследования учёные-географы? | Демонстрируют знания по пройденному материалу. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Индивидуальная самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.) | Задание, на стр.10 § 2, найти информацию о древнегреческих ученых и заполнить таблицу. - Что знали о нашем мире древние люди в Индии, Греции и других странах? Учащимся раздаются карточки. - Обратите внимание на имена ученых Эратосфена, Аристотеля, Птолемея и оцените их вклад в освоение мира.
После выполнения работы, на экран выводится заполненная таблица для самостоятельной проверки, и возвращают учителю. Приложение 1 (правильные ответы для самопроверки) | Самостоятельная работа, заполнение таблицы. Ученики проверяют свою работу самостоятельно по эталону. Карандашом ставят + или - в зависимости от правильности ответа. Делают выводы о вкладе античных древнегреческих ученых. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации. (3 мин.) | Ознакомившись с 1 и 2 абзацем на стр.11. Постановка проблемного вопроса. - Период в истории человечества, начавшийся в 15 веке и продолжавшийся до 17 века, называется эпохой Великих географических открытий. Как вы думаете, почему? | Учащиеся читают и осмысливают содержание. Отвечают на вопрос учителя (предлагают варианты ответа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Физкультминутка (1 мин.) | - Настало время небольшого перерыва, давайте подвигаемся и заодно закрепим пройденный материал. «Игра на знание и внимание» (Верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок). 1.Земля лежит на трех слонах и черепахе (руки над головой + хлопок); 2. Земля имеет шарообразную форму (руки вперед); 3. Аристотель пришел к выводу шарообразности Земли (руки вперед); 4. Птолемей создал глобус (руки над головой + хлопок); 5. Эратосфен дал название науки географии (руки вперед); 6. Великие географические открытия проходили до 10 века (руки над головой + хлопок); 7. Великие географические открытия с 15 по 17 век (руки вперед). | Учащиеся внимательно слушают, осмысливают и выполняют задания: поднимают руки вперед или вверх и хлопают. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Актуализация знаний. Поиск нужной информации и применение знаний в новой ситуации. (20 мин.) | Построение группового проекта - Предварительно вы разделились на пять экспедиций и выбрали себе капитана. - Капитаны, подойдите ко мне, мы проведем жеребьевку. Вы выберите для своей команды путешественника, для работы над проектом. Вам нужно исследовать место открытия территории, в какое время происходило открытие и его значение для географической науки.1. Экспедиция «Марко Поло»
Приложение 2 (карточка для скачивания) 2. Экспедиция «Афанасий Никитин»
Приложение 3 (карточка для скачивания) 3. Экспедиция «Васко да Гамы»
Приложение 4 (карточка для скачивания) 4. Экспедиция «Христофор Колумб»
Приложение 5 (карточка для скачивания) 5. Экспедиция «Фернана Магеллана»
Приложение 6 (карточка для скачивания) - С помощью учебника (стр. 11-12), энциклопедий, карта атласа «Маршруты важнейших путешествий» (стр. 180-181), электронного приложения к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD.) Дать краткую информацию о каждом путешественнике. Найденную информацию записать в выданную карточку + проложить маршрут путешествия на контурной карте. Каждая команда представит свой проект. - Итак, начинаем нашу работу. Запомните, что успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет все члены команды. На работу отводится 10 минут. Учитель наблюдает за работой учеников, при необходимости вносит корректировку. Защита проектных работ по группам (10 минут) Комментирует выводы учащихся, совместно с учениками подводит итоги групповой работы. | Работают в группах, в команде. Получив тему проекта, учащиеся распределили между собой роли и задания, выполняют их. Каждая группа учащихся проводит защиту своего проекта. Учащиеся других групп воспринимают информацию и продолжают заполнять таблицу для полноты проекта. Проводят самооценку работы в команде. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия (подведение итогов урока). (5 мин.) | - Ребята, какой вклад в развитие географических знаний, внесла эпоха Великих географических открытий? Анализирует вместе с учащимися достижение цели урока. Оценивает результаты деятельности учащихся. Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Теперь я могу… У меня получилось … Мне захотелось… - Ребята, вы молодцы! Старались, выполняя разнообразные формы работы! Просмотрев ваши самостоятельные работы и приняв во внимание ваши проекты, я выставлю вам оценки в электронный дневник. | Ученики рассуждают, приводят свои доводы. Ответы: – Расширение знаний о материках и океанах. – Открытие новой части света. –Доказательство шарообразности Земли. – Расширение торговых связей. – Обмен культурным опытом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Инструктаж по домашнему заданию. (1 мин.) | 1.Прочитать параграф № 2. 2. На контурной карте проложить маршруты путешественников, которые изучали на уроке, но не успели выполнить. 3. Для лучшего усвоения знаний и подготовки к ОГЭ, в электронном приложении к учебнику (1 DVD), решить тесты по пройденной теме. Урок окончен! Всего вам доброго! | Записывают домашнее задание, при необходимости задают вопросы. |
Елена Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Щукина Вера Александровна
Ковалева Галина Валентиновна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ковалева Галина Валентиновна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ковалева Галина Валентиновна
Максакова Наталья Михайловна
Ковалева Галина Валентиновна
Галина Владимировна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна