Конспект урока по ИЗО 5 класс «Народные праздники и праздничные обряды»
Класс ___________ Дата _________
Тема урока: Народные праздники и праздничные обряды.
Цели урока: ознакомить с русскими народными праздниками и праздничными обрядами.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях.
Развивающие: формировать умения и навыки в работе с акварелью, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.
Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
- формирование мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и уважения к народным традициям;
- формирование уважительного отношения к иному мнению и умения работать в группе.
Регулятивные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения реализовывать задуманное средствами художественного выражения;
- освоение форм личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- расширение знаний народного календаря;
- установление причинно-следственных связей между календарными и православными праздниками, обычаями..
Коммуникативные УУД:
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения распределять и выполнять роли в группе;
- формирование умения слушать и вступать в диалог.
Методы обучения: информационный, репродуктивный.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: игровая, групповая, коллективная, практическая.
Зрительный ряд: презентация «Народные праздничные обряды»,
Литературный ряд: пословицы, загадки, скороговорки
Музыкальный ряд:
Оборудование и матералы: компьютер, проектор, экран, картинки с народным гулянием, альбомный лист, краски.
Ход урока
Организационный момент.
Давайте поприветствуем друг друга. Проверьте, готовы ли вы к уроку изобразительного искусства, все ли принадлежности у вас с собой. Молодцы. Все готовы. Мы можем начать работу.
Актуализация знаний.
- Прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:
Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество)!
Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).
Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем. (Масленица)
- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?
- Любите ли вы праздники?
Все люди любят праздники. Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. В праздниках и увеселениях люди находили передышку от всевозможных тягот жизни. У наших предков каждый праздник был определенным итогом, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий
- Какие праздники вы знаете?
- Какие народные праздники вы знаете?
- Какие обряды вы знаете?
- Сегодня мы поговорим о зимних народных праздничных обрядах в России.
3. Изучение нового материала
Возникли праздники не случайно.
С древних времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы. Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ ( слайд 2).
В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряженного труда и переносились в мир радости и мечты. Конечно же каждый праздник отмечался особым образом.
Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето, вызывало у людей желание изменить будущую жизнь к лучшему.
Рождество Христово — один из главных годовых христианских праздников(слайд 3). Традиции и обычаи отмечать этот великий день передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью культуры каждой страны. День и ночь перед Рождеством, рождественский Сочельник, справляли скромно и спокойно, а следующие дни были по-русски веселыми и задорными. В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. На огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар — напиток из сушеных фруктов, медом и кутья — каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.
Накануне праздника обязательно топили баню, т.к. обычай обязывал посещать праздничную церковную службу только в чистом и хорошем платье. Если у кого-то не было сапог, то их срочно покупали или одалживали, т.к. в лаптях на праздничную службу идти было нельзя. Одной из самых важных акций для крестьян в день Рождества Христова было участие в рождественской литургии.
И в наше время в храмах в рождественскую ночь на 25 декабря (7 января по новому стилю) повсеместно идут праздничные богослужения. Горят все подсвечники, радостно поет хор (слайд 4).
Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением. По церковному календарю начало и конец этого периода посвящены рождению Христа и его крещению (слайд 5). В народе это время называется святыми вечерами, так как по древнему обычаю христиане вечером прекращали все свои дела, в память о событиях Рождества и Крещения, которые совершались в вечернее или ночное время.
По традиции, в начале святок принято было дарить подарки и ходить в гости к друзьям и близким. Также в эти дни раньше вспоминали о больных, бедных людях: посещали приюты, детские дома.
Святочные обряды представляли собой заклинания на новый год и гадания.
По домам вечером и ночью ходили ряженые, которые колядовали.
Дети и молодежь ходили по дворам, исполняли песнопения, песни-колядки, посвященные Рождеству (слайд 6, 7). (звучат колядки)
Хозяева колядующим высказывали хорошие пожелания в наступающем году и угощали Считалось, что в будущем году достаток семьи напрямую зависел от подарков и угощения колядующих (слайд 6). . В святки принято гадать, и особенно это любили молодые девушки делать перед рождеством (слайд 7). .
Коляда – обряд прославления праздника Рождества песнями и плясками. В святочные ночи народ не спал – ходили из дома в дом, колядовали, поздравляли, пели. Праздничная процессия со звездой и вертепом (ящик в два яруса с деревянными фигурками).
Вечерами ходили ряженые (слайд 8).
Ряженые рядились в вывернутые мехом наружу шубы и тулупы и маски, изображающие различных животных – козла, корову, медведя, петуха. Раскрашивались лица, маски были устрашающими и веселыми одновременно. Петр1 очень любил святочные гулянья и всегда принимал в них участие.
Непременным условием рождественского праздника было ряженье в маски и маскарадные костюмы. Эта традиция также очень древняя. Церковь подобные переодевания не поощряла, и приходилось потом любителям маскарада «очищаться» путем купания в зимних реках (в день Крещения Господня).
А еще на Рождество устраивали представления, спектакли. В них принимали участие все домашние. Дети и взрослые шили себе костюмы, разучивали роли, мастерили декорации.
И, конечно же, какое Рождество без подарков? Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, открытки, книги.
- А сейчас поиграем.
Игра «Подарок». Каждый из игроков придумывает «подарок», который он бы сделал для своего соседа. Затем используя жесты и мимику, каждый из играющих, по очереди начинает показывать свой «подарок». Как только сосед угадал, он может загадывать свой «подарок» следующему игроку. В игре запрещается произносить слова.
Раньше слово «игра» носило совершенно иное значение, чем сейчас. Народная игра -это и песни, и танцы, и пляски, посиделки, загадки, потешки с хороводами, состязания, колядования. Одной из любимейших была игра в “молчанку” По команде: раз, два, три — все парни и девушки должны были хранить самое серьезное молчание. Только ведь кто его долго выдержит, переглядываясь в этот веселый вечер! Даже за каждый смешок, улыбку, ухмылку полагалось наказание: съесть пригоршню угля или золы из печи, позволить облить себя водой с головы до ног…
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек.
- Мы с вами примем участие в этом соревновании.
1) Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь. Проворонила ворона вороненка (3 раза)
2) - Я начну пословицу, а вы закончите. Хором дружно отвечайте:
Без труда... не вынешь рыбку из пруда.
Делу время... — потехе час.
Кто любит трудиться... тому без дела не сидится.
Труд человека кормит... а лень портит.
Терпенье и труд... все перетрут.
Друга ищи, а найдешь... — береги.
Ученье-свет, а …неученье - тьма.
Последние дни святок посвящали подготовке к Крещению (слайд 9). Лучшие мастера прорубали прорубь в водоемах, украшали ее лентами и узорами из дерева.
Заканчиваются Рождественские святки — Крещением (19 января). В этот день освящают воду, которую считают крещенской водой и хранят в течении года.
На Древней Руси люди очень любили и широко праздновали Масленицу. Сам праздник назывался еще Комоедица. Раньше его праздновали в определенный день - в день весеннего равноденствия. Приходится этот день на конец марта - 20 число. Но затем, с приходом Христианства праздник Масленицу немножко видоизменили и приурочили к Великому посту. Праздник стал плавающим - то есть каждый год число празднования изменяется.
А вы знаете сколько дней празднуют Масленицу? Да, это необычный праздник и народ гулял раньше целую неделю - ровно 7 дней.
А какой главный символ Масленицы? - Блины!
А что символизирует собой блин? - Солнце!
В отличие от многих других праздников, Масленица празднуется целую неделю, и с каждым днем связаны определенные традиции и обычаи.
Понедельник – Встреча. Первый день масленичной недели начинается с изготовления чучела. Соломенную куклу наряжают в женскую одежду и катают по улицам, а после этого устанавливают ее на вершине снежной горы. В каждом доме хозяйка накрывала стол и готовила праздничные угощения. Среди многообразия блюд самое главное место на столе занимали блины. Только после этого в дом зазывали гостей.
Вторник – Заигрыш. В этот день молодые люди проявляли друг к другу внимание. Считалось, что это наиболее благоприятное время для знакомств и бракосочетаний. Молодежь обменивалась письмами – заигрышами, а затем парни и девушки вместе катались на снежных горках. Девушки, желающие скорее выйти замуж, угощали юношей вкусными блюдами собственного приготовления.
Среда – Лакомка. С этого дня наступала пора праздничных застолий. Помимо блинов, на столе должны быть и другие угощения. Зятья со своими женами приходили к теще на блины.
Четверг – Разгул. Уже из названия понятно, что именно в этот день начинались масленичные гулянья. Улицы были заполнены веселящимися людьми, которые пели, танцевали и смеялись. Юноши в шутку устраивали кулачные бои.
Пятница – Тещины вечерки. В пятницу тещи угощали зятьев блинами. Однако для начала мужчина должен был позвать родственницу в свой дом.
Суббота – Золовкины посиделки. Во время масленичной недели не только тещи, но и молодые невесты должны были продемонстрировать свое кулинарное мастерство. Девушки зазывали в дом всех родственников, готовили блины и другие угощения. После трапезы самая старшая женщина семьи хвалила или ругала юную хозяйку. Во втором случае женщина должна дать совет неопытной невестке, чтобы на следующий год она могла исправить допущенные ошибки.
Воскресенье – Проводы Масленицы. В воскресенье завершалась масленичная неделя. Этот день также называют «Прощенное воскресенье». В этот день люди просили прощение друг у друга, а после этого начинали отмечать последний праздничный день. Традиционно накрывали стол, устраивали веселые мероприятия, а после этого сжигали соломенное чучело.
Несмотря на то, что чучело Масленицы наряжали еще в понедельник, сжигать его разрешалось только в воскресенье. Таким образом люди провожали надоевшую холодную зиму и встречали теплую весну.
В начале недели все жители строили большую снежную гору. Считалось, кто больше раз скатится с горы, для того год счастливее будет.
Веселье – важная часть Масленицы. Люди выходили на улицу, водили хороводы, пели и танцевали.
Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали лучшую сбрую. Парни, собирающиеся жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи.
В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира. Некоторые масленичные традиции позабыты, а некоторые до сих пор живы. Традиция печь блины и угощать ими родственников поддерживается до сих пор.
С днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост", "Боится Масленица горькой редьки да пареной репы" (т.е. поста).
Как бы не злилась зима, как бы не кусал мороз за щеки и нос, а не одолеть им просыпающегося солнышка. И взрослые и дети ,чтобы не замерзнуть, играли в веселые игры.
4.Самостоятельная (Практическая) работа
Хочу предложить вам изобразить народный праздник . Пусть это будет « Осенняя ярмарка». Вспомните наши уроки. Подумайте, какое время года вы изображаете. Вероятно праздник не состоится , если погода хмурится. Праздник – это радость . Вспомните , как выглядят избы, разместите их так , чтобы можно было изобразить гуляние . А люди пусть наденут свои праздничные одежды. Индивидуальное выполнение заданий (надо придумать название своей деревни и сюжет – эскиз празднования ). Выбирайте , чем вы будете работать : красками карандашами или мелками. А потом устроим выставку. И у нас получится целая губерния. Не забывайте о правилах работы. Кто напомнит? (во время выполнения задания звучит народная музыка, песни, колокольный звон)
Желаю вам успехов. Пока учащиеся рисуют звучит народная музыка,, учитель из корзинки выдаёт по 3 яблока ( из жёлтого, зелёного и оранжевого картона)
Рисуем народный праздник
5. Итог урока. Рефлексия.
На доску с помощью магнитов вывешиваются готовые работы. Рассказывают о своей деревне. Выставление отметок группам. Какие работы выполнены отлично? Почему? Какие хорошо? Почему? Какие работы не получились? Почему?
Народный праздник – это большое событие, объединяющее людей в радости, грусти, в высоких помыслах. Праздник – это народное творчество в действии. Праздник – это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обряды народного праздника имели символическое значение и передавались как живая традиция из поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.
- Что вы узнали нового на уроке?
- Что больше всего вам понравилось?
Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить задачу? Каким способом? Где можно применить новые знания? На празднике всех угощали яблоками. Перед вами на парте лежат 3 яблока: зелёное, жёлтое, оранжевое. Выберите одно из них: Зелёное, если вам на уроке было комфортно, легко и у вас всё получилось; Жёлтое, если вы на уроке встретили трудности, вам было не очень комфортно; Оранжевое, если на уроке вам было трудно , скучно и вы ничего не поняли. Сложите их в нашу корзинку . Подробнее о каждом празднике мы узнаем на уроках ОРК и СЭ. Урок окончен .