12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чикина Анна Алексеевна19

Конспект урока по ИЗО

«Современное декоративное искусство. Витраж» 5 класс


Тема урока: Современное декоративное искусство. Витраж


Цель урока: Научить рисовать имитацию витража.


Задачи: Образовательные

Знакомство учащихся с искусством витража

Формирования представления об истории витража


Ход урока:

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

Кто мне скажет на чем можно рисовать?

Мы с вами рисуем на уроках изо на бумаги, а на чем можно еще?

Посмотрим на слайд 1 (иллюстрации витража)

Что изображено на иллюстрациях?

А вы знаете как можно рисовать на стекле?

Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать на нашем уроке сегодня?

Сегодня мы с вами на уроке познакомимся еще с одним видом прикладного искусства под названием- витраж


Вводная беседа

Если декоративная работа имеет очень большие размеры и предназначены для украшения здания, то это произведения искусства. В первую очередь мозаика и витраж.


Витражом называют декоративную композицию из стекла или другого материала, который пропускает свет.


В русский язык слово «витраж» пришло из французского. А французский термин vitrage образован от латинского vifrum, что означает «стекло», «прозрачность» и «работающий на просвет».

Витражное искусство появилось несколько тысячелетий назад. Стеклянные изделия существовали еще в Древнем Египте, но расцвет витражной техники случился в эпоху Средневековья. В этот период мастера знали совсем немного красящих пигментов, поэтому преимущественно использовали в работе стекла красного, зеленого и синего цветов, комбинируя и накладывая их друг на друга.


Основой для изготовления витража был предварительный рисунок, который переводили на прозрачное стекло. Изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям.


Подъем искусства витража пришелся на готический период. В это время мастера усовершенствовали технологию и расширили цветовую гамму. Витражи в окнах готических соборов, таких например, как собор Парижской Богоматери или аббатство Сен-Дени, создавали внутри помещения изысканную игру окрашенного света, преображая пространство.


В эпоху Возрождения витраж стал более детальным, а витражные композиции обрели разнообразные сюжеты. Однако в последующих периодах, от барокко до классицизма, его практически перестали использовать.


Новая популярность к искусству витража пришла в конце XIX века, в эпоху модерна. В этот период витражная техника вышла за границы архитектуры: появились настенные картины из стекла, витражами украшали окна в больших домах, декорировали лестничные пролеты, дверные проемы, ширмы, двери шкафов и потолочные вставки.


Одним из самых известных мастеров витражного дела был дизайнер и художник Луис Комфорт Тиффани. Он улучшил способ соединения цветных стекол разной формы: края стеклянных фрагментов мастер обклеивал тонкой медной лентой, а затем сплавлял. Эта технология помогла придать разноцветной поверхности объемный вид.


В России витраж стал популярен в XIX веке. В советское время витражи редко украшали интерьеры общественных зданий, поскольку их ассоциировали с церковным зодчеством. Однако витражные композиции советских художников-монументалистов и сейчас можно увидеть на некоторых станциях московского метро, например на «Новослободской».


Виды витража: (посмотрим слайды 1-5)


Тиффани. Витраж собирается из множества обточенных стеклянных фрагментов, каждый из которых оборачивается клейкой медной лентой. Подготовленные детали спаиваются друг с другом посредством свинцово-оловянного припоя. Данная техника позволяет создавать фактурные и объемные витражи разнообразных форм. Композиции, выполненные в технике Тиффани, отличаются долговечностью и стойкостью к температурным перепадам.

Пленочные витражи. Изготавливаются с использованием полимерных пленок различных цветов, имитирующих дорогостоящие витражи. Стыки между фрагментами псевдовитражей проклеивают оловянным или свинцовым профилем, а после наложения ленты ее прокатывают роликом. Для обеспечения дополнительной фиксации используются прижимы. Относительно недорогой способ декорирования. Однако стоит учесть, что удалять пыль с витражей следует мягкой безворсовой тканью без использования каких-либо средств во избежание отслоения пленок.

Фьюзинг. Изготавливается путем спекания обточенных фрагментов будущего витража на обезжиренном стекле-основе. В работе задействуется специальная печь для фьюзинга, позволяющая варьировать температурные режимы для придания изделию необычной фактуры. Путем наложения фрагментов друг на друга можно добиться трехмерного эффекта изображения. Данная техника способна придать «акварельность», монолитность и рельефность витражу.

Расписные витражи. Выполняются с использованием лаковых (сольвентных) или акриловых (водорастворимых) красок. В зависимости от исполнения рисунка роспись может выполняться в свободной технике, напоминая картину, или представлять собой псевдовитраж с имитацией паяных контуров, выполненных краской. Для увеличения стойкости, расписные витражи обжигаются в печи или покрываются лаком. Также они позволяют добиться необычных эффектов на стекле, передав множество оттенков за счет возможности смешения красок. Каждое изделие уникально, т.к. выполняется вручную.

Заливные витражи. Благодаря художественному чутью и богатому практическому опыту мы изготавливаем оригинальные заливные витражи. Поскольку в работе используются материалы зарекомендовавших свое имя марок, мы может с уверенностью заявить о высоком качестве витражного изделия, а также о том, что оно сохранит свой первозданный вид максимально долго. Все этапы работы выполняются собственными силами, без привлечения посредников


На самом деле их очень много, но мы поговорим о них в следующей раз.


Вопросы учащимся

На сегодняшнее время актуален ли витраж в нашей современной жизни?

Какие примеры вы можете привести?

Стеклянные трамвайные остановки рисунками на стекле.

Двери с цветными стёклами между комнатами в некоторых квартирах.

Давайте ещё раз посмотрим, какие красивые виражи создали художники. Обратите внимание на цвета и оттенки.


Современная технология изготовления витража состоит из трех этапов:


разработка эскиза;


раскрой цветного стекла;


окантовка свинцом и пайка.


Существует несколько способов изготовления имитации витража в школьных условиях. Это живопись по стеклу «под витраж», изготовление модели витража при помощи стекла, пластилина и красок и другие. Мы попробуем сделать роспись «под витраж» красками, цветными карандашами


Она выполняется в определенной последовательности (слайд 6):


1 этап – выбор формата и составление эскиза композиции;


2 этап – корректировка эскиза, обводка толщиной до 5мм;


3 этап – соединение изображения с рамкой, зачернение;


4 этап – вырезание ножницами белых мест («сетка»);


5 этап – подклейка цветной бумаги;


этап – оформление работы на листе бумаги.


Подготовка к практической части:

Мы сделаем с вами своими руками витраж.


Практическая часть

Для начала, мы с вами разработаем несколько вариантов эскизов нашего будущего витража.

Самый удачливый вариант, укладываем под стекло, предварительно обезжирить его, и обводим контуры.

Стараемся обводить непрерывными линиями. Держим руку уверенно. Линии должны быть четкими.


Физкультминутка

Юные творцы, мы прерываемся на небольшой перерыв что бы наши контуры подсохли.


Возвращаемся на наши места. Мы немного отдохнули. Наши работы готовы к следующему этапу. Контур уже подсох, можно начать работу красками.

Выбираем нужные цвета, которые вы планировали использовать в своей работе. Закрашиваете определенные места. Краски наносить нужно в один слой, ровной поверхности. Не забываем смотреть на просвет какой слой краски. Если остались не закрашенные места «дырки, то обязательно закрашиваем их. Затем берем по этапно следующее цвета и закрашиваем так же. Проверяя на свет.


Подведение итогов урока.

Урок наш подходит к концу. Возьмите свой роботы положите их на стол. Молодцы вы справились с работай у вас у всех получись отличные рисунки.


Что нового вы узнали сегодня на нашем уроке?

В какой технике мы сегодня работали?

Что мы называем витраж?


Рефлексия

Какие работы получились самые лучшие? Почему?

Посмотрите на свою работу и на работы своих друзей: что удалось, а что не получилось? (рассуждения детей).

И довольны ли вы своими произведениями искусств?







Опубликовано


Комментарии (1)

Чикина Анна Алексеевна, 27.11.21 в 15:00 0Ответить Пожаловаться
Очень легко и просто работать в вашем сайте. Большое спасибо за помощь.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.