Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 1 класса
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению
Класс: 1
Учитель:
Количество часов:
Всего 40 ч.;
в неделю 4 ч.
Комплексных работ: 1
Учебный год:
п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Дата по плану |
Дата по фак ту |
||||
Предметные |
Личностные УУД |
Метапредметные |
||||||
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
||||||
Глава 1. На огородах Бабы - Яги. (10 часов) |
||||||||
1 |
Волшебные предметы и помощники (У. с. 3-5, Т. с. 3-4).
|
Подготовительная работа по пониманию логики сказочного жанра. Соотнесение логики знакомых детям сюжетов волшебных сказок с логикой построения учебника |
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Помоги Маше…); через обращение к читательскому опыту школьников (какие сказочные сюжеты им знакомы, Т. №3). |
Подведение под понятие: формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать». Чтение дидактических иллюстраций с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У. с.4-5). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правил. Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (Т. №4,5). |
Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради. |
Умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения (Как ты думаешь?.. Почему?..). Умение строить монологическое высказывание (Помоги Маше объяснить Коту это слово). |
11.03 |
|
2-3 |
Законы докучной сказки (У. с. 6-9, Т. с. 5-6). |
Знакомство с докучной сказкой на материале сказок «Про белого бычка» и «Про сороку и рака». Повторы как одна из важнейших особенностей жанра докучной сказки. Сюжетно-композиционные особенности жанра докучной сказки. |
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (У. с.9, Кто поможет Маше..? Кто поможет Мише..?; Т. №4, Помоги Маше и Мише…). |
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы. Установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: «Эти тексты легко запомнить». Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Чтение дидактических иллюстраций для связи круговой композиции докучной сказки со зрительным образом круга (Т. №3). |
Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради. |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям: докучная сказка (с.9). Умение строить монологическое высказывание (Объясни…, Сочините сказку…). Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности. |
12.03 14.03 |
|
4 |
Секреты считалок (У. с. 10-11, Т. с. 6-7). |
Практическое различение малого жанра фольклора – считалка. Создание условий для самостоятельного выявления наиболее существенных особенностей считалок: их предназначения, сюжетно-композиционного построения, наличия зашифрованных слов |
Мотивация учебной деятельности через использование игрового момента (Посчитайтесь и вы со своим соседом по парте), через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Помоги Маше и Мише…). |
Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками: считалки. Анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел. Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №2).Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.10, Т. №2). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша и Миша догадались. А ты?) |
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.10-11). |
16.03 |
|
5 |
Древние считалки (У. с. 12-13, Т. с. 7-8). |
Знакомство с текстами старинных считалок. Обнаружение при помощи системы вопросов черт, свидетельствующих о древнем происхождении самого жанра считалки. Умение сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра |
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (У. с.13, Помоги Мише, Т. №2, Помоги Маше и Мише…). |
Анализ группы считалок с целью выявления жанрового признака: значимых слов должно быть 10 (десять). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У. с.12).Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.12, Т. №2,3). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (На своем ли месте оно стоит?). Умение следовать точной инструкции учителя (Т. №3). |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Умение видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них (…Миша нашел три слова, Маша четыре. А вы сколько нашли?). |
17.03 |
|
6 7 |
Тайны загадок (У. с. 14-17, Т. с. 9-10).
|
Практическое различение и освоение (сочинение) малого жанра фольклора – загадка Формирование представлений о действенно-игровом характере загадок. Олицетворение (без использования термина) как важный художественный прием. |
Мотивация учебной деятельности через отгадывание загадок; через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Т. №3, Помоги Маше и Мише…). |
Поиск и выделение необходимой информации из иллюстраций: поиск и подстановка нужных слов (У. с.14-15, Т. №2,3). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение одной из жанровых особенностей загадок - использование приема олицетворения (У. с.16-17, Т. №2, 3). Уметь работать с двумя источниками информации |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности («Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки, - сказал Миша. Ты согласишься с Мишей?»). Умение следовать точной инструкции учителя (Т. №3). |
Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки, - сказал Миша. Ты согласишься с Мишей?». |
18.03 21.03 |
|
8 |
Как устроена загадка (У. с. 17-19, Т. с. 11-12). |
Представление о двучастности как особенности структурного построения жанра загадки. Практическое освоение приемов сравнения и олицетворения (без использования терминов). |
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Чтобы помочь Маше и Мише…). |
Поиск и выделение необходимой информации из иллюстраций: поиск и подстановка нужных слов (У. с.18-19, Т. №4). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение одной из жанровых особенностей загадок - использование приема олицетворения. Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.18-19). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Т. №3, Миша сказал… А ты видишь..?) |
Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Т. №3, Миша сказал… А ты видишь..?) |
23.03 |
|
9 |
Заклички: обращение к Природе (У. с. 20-21, Т. с. 13-14). |
Практическое различение малого жанра фольклора – закличка. Осознание обрядового характера жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают). Развитие навыка чтения путем постоянного перечитывания текстов по разным основаниям. |
Ценностное отношение к природному миру (почему человек уговаривал природу). |
Поиск и выделение необходимой информации из текста, иллюстраций (поиск и подстановка нужных слов). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера. Установление причинно-следственных связей между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и понимания жанровой принадлежности текста. Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.20-21, Т. №2-5). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №5). |
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при постоянном перечитывании одних и тех же текстов закличек. |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Учет чужой точки зрения (сочинение своей заклички по правилам). |
24.03 |
|
10 |
Трудности скороговорок (У. с. 22-23, Т. с. 15-16, Х. с. 14-19). |
Совершенствование навыков чтения. Осознание специфики жанра скороговорки; понимание причин трудностей, возникающем при быстром произнесении текста. |
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помогите Маше и Мише…, У. с.23; …помоги Мише, Х. с.15). |
Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных частей текста, Т. №2,3,5). Установление причинно-следственных связей между характером текста и манерой его чтения (как читать скороговорки, У. с.23).Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками (У. с.23).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: выяснение секрета (общих черт) скороговорок (У. с.23, Т. №3). Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). |
Контроль, самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. 23, Т. №4, Х. 14-19). |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.23). |
25.03 |
|
Глава 2. Пещера Эхо (7 часов) |
||||||||
11 |
Хвосты слов. Г. Остер «Эхо» (У. с. 24-25, Т. с. 17). |
Пропедевтика понимания рифмы (не называя термин) на материале текста Г. Остера «Эхо». |
Мотивация учебной деятельности через объяснение нового понятия в игровой форме (У. с.24-25, Т. №4); через действие интриги (главный секрет Пещеры Эхо). |
Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У. с.24). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Анализ слов с целью выделения в них «хвостов». |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.25) |
Инициативное сотрудничество: чтение по ролям (У. с.25). |
4.04 |
|
12 13 |
Созвучные хвосты слов. Даниил Хармс, Нина Гернет «Очень-очень вкусный пирог» (У. с. 26-27, Т. с. 18-19). |
Дальнейшее освоение понятия «рифма» путем постепенного обогащения этого понятия (не называя термина) за счет его постоянно изменяемого повторения (уточнения и незаметной подмены некоторых слов): хвосты – двойные хвосты – созвучные хвосты – созвучные хвосты слов (на материале стихотворения Д. Хармса и Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»). |
Мотивация учебной деятельности через введение задания занимательного характера (дополнить стихотворение У. с.26). |
Поиск и выделение необходимой информации: поиск созвучных концов слов (У. с.26). Установление причинно-следственных связей между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи (У. с.26). Подведение под понятие: поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные хвосты слов в концах строчек, «говорить складно» – «говорить в рифму» (У. с.26-27). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение парной и перекрестной рифмы (У. с.26).Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У.с.27). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.27, Т. №3,4). |
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника (А как ты думаешь?, У. с.26). |
6.04 7.04 |
|
14-15 |
Рифма и смысл. Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) (с. 28-31) Т. с. 19-21). |
Дальнейшее рассмотрение понятия рифмы и введение понятия «рифма» (на материале отрывка из текста Н. Носова «Приключения Незнайки»). Подведение к выводу, что рифма - это и есть созвучные концы слов. Пропедевтика понимания поэзии как способа по-другому увидеть мир. |
Мотивация учебной деятельности через чтение текста занимательного характера (У. с.28-30). |
Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных частей текста). Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.31). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №3,4). Анализ текста с целью определения его жанра (Т. №3,4). |
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, выразительно. |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке (У. с.28-31). Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.31). |
8.04 11.04 |
|
16-17 |
Шуточные стихи. И. Пивоварова. А. Дмитриев. Джеймс Ривз (с. 32-34) (У. с. 32-34, Т. с. 22-23). |
Осознание, что рифма – это созвучные концы слов в конце строчек на материале стихотворений И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки», А. Дмитриева «Шлагбаум» и Д. Ривза «Рифма». Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Совершенствование навыков чтения на материале шуточных текстов. |
Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера. |
Работа с маркированными в тексте строчками (У. с.33).Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных слов (У. с.32-33, Т. №2), частей текста (Т. №2)).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы: «говорить складно» - «говорить в рифму» (У. с.34). Установление причинно-следственных связей: между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи (У. с.32, 33, 34). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Миша сказал так… Маша сказала по-другому… А ты как думаешь? У. с.34). |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Ты согласишься с Машей?; У. с. 34). Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.33). |
13.04 14.04 |
|
Глава 3. На пути в волшебный лес (2 часа) |
||||||||
18-19 |
Сказка-цепочка (У. с. 35-38, Т. с. 24-26, Х. с. 76, 62-75). |
Знакомство с композиционными особенностями кумулятивной сказки (построенной по принципу накопления персонажей или эпизодов), называя ее сказкой-цепочкой. |
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются; через обращение к читательскому опыту школьников (Знаете такие сказки? У. с.35; Вспомни эти сказки. Т. №2). |
Подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактических иллюстраций. Работа с дидактическими иллюстрациями (У.с.36, 38, Т. №2,3).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом. Сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор) и различий (круг и вектор – разные композиционные основы). Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша объяснила: «В одном домике живет несколько сказок» Назови те сказки, которые знаешь ты. У. с.38). |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке (У. с. 36-37) Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Миша сказал… Маша добавила… А ты как думаешь? У. с.37). |
15.04 18.04 |
|
Глава 4. Клумба с колокольчиками (4 часа) |
||||||||
20 21 |
Звучащие стихи Благинина. А. Усачёв. Джеймс Ривз (У. с. 39-41, Т. с. 26-27, Х. с. 45, 11-14). |
Знакомство с новым художественным приемом выразительности – звукопись на материале поэтических текстов Е. Благининой, А. Усачева, Д. Ривза. Обнаружение различных вариантов его использования. Подготовка детей к пониманию того, что поэты изучают малые фольклорные жанры и используют их особенности в своих произведениях. |
Умение оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Мише… У. с.41). Мотивация учебной деятельности через опору на имеющиеся знания (заклички, считалки, скороговорки). |
Установление причинно-следственных связей: между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста: как читать стихи, содержащие звукопись. Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных слов (Т. №2), частей текста (Т. №3)). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Ответ в скобках «Ночная считалка», Т. №3). |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке и работа в парах. Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Миша уверен… Маша говорит… А ты с кем согласишься? Т. №3). |
20.04 21.04 |
|
22-23 |
Звукопись в поэзии и прозе М. Горький «Воробьишко» (в сокращении) (У. с. 42-44, Т. с. 28-29, Х. с.7, 12, 13, 45). |
Обнаружение присутствия звукописи в прозаическом и поэтическом текстах, понимание смысла использования этого литературного приема. Совершенствование навыков чтения вслух и выработка умения внутреннего чтения на материале рассказа М. Горького «Воробьишко» и стихотворения А. Усачева «Буль-буль». |
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Маше и Мише…, Т. №29). |
Поиск и выделение необходимой информации: поиск нужных частей текста (У. с.42-43). Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с.43,44). Умение работать с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (отгадка в названии стишка-загадки, Т. №3). |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах. Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.42-44). |
22.04 25.04 |
|
Глава 5. В лесной школе (5 часов) |
||||||||
24 |
Считалка, скороговорка, дразнилка (У. с.45 -47, Т. с. 30). |
Идентификация малых жанров фольклора (считалка, скороговорка, дразнилка). |
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Мише…, У. с.46; Помоги Маше и Мише…, У. с.47). |
Поиск и выделение необходимой информации: перечитывание текста с различными заданиями (Т. №2).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков дразнилки (У. с.47).Установление причинно-следственных связей между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки (У. с.46-47). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Что это за текст: «Архип – охрип»? Миша сказал, что это дразнилка, а Маша сказала, что это скороговорка. А вы как думаете, ребята? У. с.47). |
Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и дразнилкой и скороговоркой (У. с.47). |
27.04 |
|
25 26 |
Чувство юмора в поэзии Тим Собакин. Б. Заходер (У. с. 48-51, Т. с. 30-31). |
Определение серьезного и шуточного характера произведения (на материале стихотворений Т. Собакина «Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды» и Б. Заходера «Где поставить запятую?»). Чувство юмора как наиболее доступная возрасту форма эстетического чувства. |
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги прочитать название… У. с.48); через чтение текстов юмористического характера. |
Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с.51). Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.50-51).Установление причинно-следственных связей между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста: как читать стихи, содержащие звукопись (У. с.48). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков считалки, скороговорки, небылицы (Т. №2). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.51). |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Учет позиции собеседника («А следующая часть стихотворения похожа на считалку» - сказал Миша. Подчеркни одной чертой слова, на которые обратил внимание Миша. Т. №2). |
28.04 29.04 |
|
27 |
Стихи про девочек и мальчиков В. Лунин. Э. Успенский. (У. с. 51-53, Т. с. 32 №1, Х. с. 30-35). |
Знание жанровых особенностей стихотворений (на материале стихотворений В. Лунина «Целыми днями…», Э. Успенского «Разгром»). Совершенствование техники чтения с помощью различных типов заданий (чтение по цепочке, чтение по ролям). |
Создание условий для процесса социализации и нравственного взросления школьников средствами литературы (текст посвящен тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем). Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при р-шении трудных задач(Помоги Маше… Х. с.30). |
Работа с маркированными в тексте строчками (У. с.53). Умение работать с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). |
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, выразительно. |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке и по ролям. Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.52-53, Х. с.33,34). |
2.05 |
|
28 |
Фантазия в поэзии Б. Заходер (с. (У. с. 54-55, Т. с. 32). |
Фантазия как важная особенность поэтического взгляда на мир. Обсуждение поэтических образов, созданных Ю. Заходером в стихотворениях «Рапуны» и «Приятная встреча». Подготовка восприятия стихотворения И. Токмаковой «В одной стране…». |
Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий с опорой на фантазию школьников (У. с.54; Т. №3). |
Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла текста по его названию, поиск и оценка нужных частей текста (У. с.55). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Установление причинно-следственных связей между правописанием слова (с заглавной или строчной буквы) и его ролью в тексте (У. с.55). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Хотите убедиться? Нарисуйте Рапунов в тетради по-своему. Потом сравните, что у вас получилось. У. с.54). |
Инициативное сотрудничество: работа в парах. Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.55). |
4.05 |
|
Глава 6. Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения (3 часа) |
||||||||
29 30 |
Особый взгляд на мир (У. с. 56-59, Т. с. 33). |
Средства выражения авторского отношения к изображаемому (тайна особого зрения) на материале стихотворений И. Токмаковой «В одной стране…», С.Ко-злова «Туман», М. Бородицкой «Вечер». Развитие навыков осмысленного и выразительного чтения, навыков внутреннего чтения. |
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: подведение к мысли, что именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны, потому что они смотрят на мир с любовью и удивлением, изменяют его силой своего воображения. |
Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: поиск и оценка нужных частей текста (У. с.59, Т. №2). Работа с маркированными в тексте строчками (У. с.58). Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.56-59). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (маркирование цветом, У. с.58-59) |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах. |
5.05 6.05 |
|
31 |
Что видит и слышит поэт С. Воронин «Необыкновенная ромашка (У. с. 60-64, Т. с. 34-36). |
Тайна особого зрения. Освещение проблемы истинного слуха и истинного зрения на материале прозаического текста С. Воронина «Необыкновенная ромашка» и стихотворений И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла», «Разговор Лютика и Жучка» и Г. Горбовского «Что знал подсвечник». |
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: особое восприятие мира, характерное для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу. |
Установление причинно-следственных связей: между характером текста и манерой его чтения (как читать скороговорки) (У. с.64); между правописанием слова (с заглавной или строчной буквы) и его ролью в тексте (У.с.55). Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.60-61, Т. №3). Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: поиск и оценка нужных частей текста (Т. №3). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). |
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям. |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, по ролям (У. с.60-64). |
11.05 |
|
Глава 7. На выставке рисунков Юрия Васнецова (9 часов) |
||||||||
32 |
Прибаутка и небылица (У. с. 65-66, 73, Т. с. 37-38). |
Знакомство с малыми жанрами фольклора – прибаутки и небылицы (закономерность-наличие повторов). Сопоставление живописных и литературных образов для лучшего представления специфики фольклорных жанров. |
Мотивация учебной деятельности через использование иллюстраций. |
Поиск и выделение необходимой информации: перечитывание текста с разными заданиями (поиск нужных частей текста) (У. с.66, Т. №2).Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с.66). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков небылицы, сказки-цепочки (У. с.66, Т. №2). Сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (У. с.66, 73).Подведение под понятие: формирование понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены (У. с.65); формирование понятия небылица посредством привлечения антонима (быль – небылица) (У. с.66).Установление причинно-следственной связи между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.66, 73). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Порядок такой…У. с.65). |
Учет позиции собеседника: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и прибауткой и небылицей. |
12.05 |
|
33 |
Дразнилка, прибаутка или небылица? Комплексная работа. (У. с. 67-68, 74-75, Т. с. 38-40). |
Развитие умения распознавать жанровую принадлежность текста (дразнилка, прибаутка, небылица) и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров. Формирование умения находить парную рифму как самую распространенную в малых жанрах фольклора, в детском фольклоре. Формирование действенно-практического представления о различиях фольклорной и авторской литературы. |
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Маше и Мише… Т. №2). |
Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строчек (У. с.67, Т. №2,3).Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками (У. с. 67-68).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков небылицы, дразнилки, прибаутки (У. с.67,68, Т. №2,3).Установление причинно-следственных связей: между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.67, 74; 68,75).Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.67). Сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (У. с.67, 74; 68,75).Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша сказала: «Это прибаутка и небылица». А ты как думаешь?, У. с.67). |
Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения («Это дразнилка», - сказал Миша. Можешь подтвердить ответ Миши?, У. с.67). Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и прибауткой и небылицей (У. с.67). |
13.05 |
|
34 |
Что видит художник Искусство иллюстрации. (с. 69-80) (У. с. 69-71, 76-78, Т. с. 40-41). |
Формирование умения видеть фольклорные тексты как живые игровые организмы, которые влияют друг на друга, вбирают разные жанровые структуры. Выявление закономерностей выстраивания своей картины мира художником, средств выражения авторского видения |
Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера. |
Поиск и выделение необходимой информации: поиск и подстановка нужных слов (У. с.69, 70); оценка прагматики текста (Так говорить неправильно!, У. с.70).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (небылицы, дразнилки, сказки-цепочки, заклички) (У. с.69, 76; 70, 77; 70-71, 78).Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с. 70).Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Установление причинно-следственных связей: между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.69, 76; 70, 77; 70-71, 78). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Миша робко предположил…Маша возразила… С кем ты согласишься? У. с.70). |
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Миша робко предположил…Маша возразила… С кем ты согласишься?, У. с.70). Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и дразнилкой и небылицей (У. с.69). |
16.05 |
|
35 |
Рифмующиеся слова и изображения (У. с. 71-72, 79-80, Т. с. 41-43). |
Общее представление о малых жанрах фольклора (окружают ребенка с детства, носят игровой и практический характер, изучаются и используются поэтами). Наличие повторов как особенность фольклорной культуры. |
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Маше и Мише… Т. №2); через чтение текстов шуточного характера (У. с.71-72). Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: осознание важности изучения народных произведений фольклора. |
Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строчек (У. с.71,72, Т. №3,4); поиск и подстановка нужных слов (Т. №4).Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с. 71,72,79,80). Установление причинно-следственных связей: между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.71, 79; 72, 80).Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, слова--ми и строчками (У. с. 71-72).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (У. с.71, 79; 72, 80, Т. №3,4). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). |
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, по заданиям. |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, по ролям. Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.71). |
18.05 |
|
36 |
Л. Толстой «Косточка». (Х. с. 52-53). |
Понимание главной мысли текста. Сопоставление разных читательских позиций и высказывание собственной точки зрения на проблему. Умение давать характеристику литературному герою. |
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: текст, посвященный тайне особого зрения (способность видеть не глазами, а сердцем) |
Установление причинно-следственных связей: между поступком человека и реакциями на него (собственной реакцией и реакцией окружающих). |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Апеллирование к тексту для подтверждения того ответа, с которым соглашается обучающийся. |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заяв-енного «чужого» мнения. |
19.05 |
|
37. |
Структура сказок «Три медведя», «Маша и медведь» (Х. с. 67-71). |
Понимание сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки как сказки-цепочки и докучной сказки |
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: умение фантазировать. |
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (сказка-цепочка, докучная сказка) |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. |
20.05 |
|
38. |
Стихи И. Токмаковой (Х.с. 47 - 48). . |
Иметь общее представление о стихотворном произведении |
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: стихотворные тексты раскрывающие красоту слова. |
Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрацией): оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных строчек |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. |
Инициативное сотрудничество: чтение по ролям. Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения. |
23.05 |
|
39. |
Б.Заходер «Серая звездочка» (Х. 26. 35, 48. 53). |
Обратить внимание на логику сказочной истории с одной стороны, и на этический смысл сказки – с другой. |
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: проблемы взаимоотношений |
Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрацией): перечитывание текста с разными задачами. |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. |
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника. |
25.05 |
|
40. |
Разгадываем секреты литературы (Т. с.45-48). |
Общее представление о малых жанрах фольклора, о стихотворном и прозаическом произведениях |
Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации. |
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль. |
Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности. |
26.05 27.05 30.05 |