Конспект урока по математике - Математический КВН (2 класс)
Конспект урока по математике
«Математический КВН» (для учащихся 2 класса)
Цель: привлечь внимание детей к изучению математики и развить их математические способности.
Задачи:
- Привлечь внимание детей к изучению математики.
- Развить логическое мышление, память и внимание.
- Научить работать в команде и проявлять смекалку.
- Закрепить знания по арифметике, геометрии и другим разделам математики.
Ожидаемые результаты: повышение качества знаний учеников и развитие их интереса к математике как учебному предмету.
Оборудование: карточки с заданиями для команд, для конкурса капитанов, ребусы, медали, грамоты, аудиозапись песен В. Шаинского «Мы начинаем КВН», «Гимн капитанов», воздушные шары, плакаты.
Класс украшен: воздушные шары (на них написаны примеры), плакаты на доске «Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов). Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению (М.И. Калинин). Математика – это язык, на котором говорят все точные науки (Н.И.Лобачевский), по классу развешаны цифры, знаки «+»,
«-», «больше», «меньше».
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести заседание клуба весёлых и находчивых — КВН. Эта игра для умных, находчивых и любознательных. Математика — царица наук, и мы будем соревноваться в знаниях и умениях.
Правила игры: в классе выбираются три команды, каждая из которых будет получать баллы за правильные ответы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Удачи всем!
Самоопределение к учебной деятельности.
Звучит грамзапись песни В. Шаинского «Мы начинаем КВН».
Учитель выдает карточки с примерами каждому участнику игры, которые они должны решить. Если у ребенка получится в ответе число 10, то он попадает в первую команду, если 15 – вторую команду.
Учитель. Итак, мы с вами разделились на две команды. А теперь улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого занятия.
- О чем мы должны помнить на каждом уроке? (На каждом уроке важно помнить о стремлении к познанию и открытию новых знаний).
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Чтобы замечать новое, нужно развивать воображение, умение слушать, наблюдать и улучшать навыки речи).
– Каким вы хотите, чтобы получился наше занятие? (Мы хотим, чтобы наше занятие было интересным, познавательным и весёлым).
- Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
- Дорогие ребята! Сегодня мы собрались на математический КВН. Это будет не обычный, а весёлый и занимательный КВН. Вас ждут интересные вопросы, стихи, загадки и ребусы. Ведь математика — удивительная, интересная и увлекательная наука.
Издавна люди называют математику царицей наук, потому что она используется в разных областях знаний. Важная часть математики — арифметика, которая изучает числа, их свойства и операции над ними. Математика делает мир интереснее, ведь без неё не было бы научных открытий на море, на суше и во Вселенной. Давайте вместе отправимся в увлекательное путешествие по миру занимательных задач, загадок и вопросов.
- А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила:
- работать дружно, все вместе;
- уметь выслушать своего товарища;
- не обижать товарища, который сделал ошибку;
- не смеяться над командой, которая проигрывает;
- не злиться, если вы проиграете.
- Прочитайте записи на доске, что говорят известные люди про математику.
А. Д. Александров: «Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а всё это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка».
Аристотель: «Мы с наслаждением познаём математику… Она восхищает нас, как цветок лотоса».
М. Башмаков: «Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создаёт общие приёмы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть».
Роджер Бэкон: «В истории черпаем мы мудрость, в поэзии — остроумие, в математике — проницательность».
Норберт Винер: «Математика — наука молодых. Занятия математикой — это такая гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость молодости».
Представление команд:
Учитель. Сегодня в нашем КВН-е участвуют две команды.
Команды поприветствуйте пожалуйста друг - друга.
Команды по очереди дружно говорят своё название и девиз.
1 Капитан:
Название: «Математический экспресс».
Девиз: «Вместе мы — сила! Решаем задачи, смеёмся и выигрываем!».
2 Капитан:
Название: «Алгоритмические гении».
Девиз: «Точность, логика, инновации — залог успеха в мире математики!».
IV. Проведение КВНа
Учитель. Выдающиеся математики не опускают руки, быстро выполняют расчёты, успешно решают сложные задачи, проявляют любопытство и всегда живут радостно и сплочённо. Начинаем КВН!
Конкурс 1. «Разминка»
Учитель. Я задаю командам задачи. Если команда не решит свою задачу, за неё эту задачу решает другая команда.
- Сколько месяцев в году?
- Как называется результат при умножении?
- Сколько граммов в 1 килограмме?
- Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало?
- Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 3 яйца?
- Их у человека двадцать. (Пальцы)
- Сколько дней в двух неделях?
- Какая геометрическая фигура имеет пять углов?
- Сколько пальцев на руке?
- Сколько углов у треугольника?
Конкурс 2. «Отгадай словечко»
Командам предлагают ребусы, составленные с помощью цифр.
Учитель. Предлагаю вам разгадать ребусы и получить за каждый балл.
О 5 (опять); Р 1 а (Родина); 100 лб (столб); 100 лица (столица);
40 А (сорока); с 3 ж (стриж); лас . (ласточка); кис . (кисточка).
Конкурс 3. «Реши задачку».
Учитель. За одну минуту каждая команда должна решить наибольшее количество задач. Учитель следит за временем и считает правильные ответы.
Задания на листочках.
Задачи команды № 1.
1. У девочки 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у нее осталось? (3)
2. В каком числе столько же цифр, сколько букв? (100 — сто.)
3. Сколько в 1 часе минут (60 минут)
4. Сколько месяцев в году? (12)
5. Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
6. Горело 7 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
7. Сколько слогов в слове «Буратино»?
8. Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало? (5)
Задачи команды № 2.
1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (3 кг.)
2. Сколько ушей у 5 мышей? (10)
3. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (6)
4. Мой приятель шёл, пятак нашёл. Двое пойдём - сколько найдём?
5. Несла Дуня в решете 15 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось? (Ни одного: ведь дно упало.)
6. Сколько ножек у 2 сороконожек? (80)
8. Сколько букв в слове «школа»?
Физкультминутка (Музыкальная пауза. Дети танцуют под песню «Танец маленьких утят»)
Конкурс 4. «Конкурс капитанов».
Звучит грамзапись «Гимн капитанов»
Учитель. Ну-ка, наши капитаны, выходите-ка на ринг.
Мы посмотрим, кто из вас сможет выиграть вмиг!
Капитаны должны:
1. Нарисовать одновременно двумя руками: одной круг, а другой – прямоугольник.
2. По команде ведущего нарисовать с закрытыми глазами квадрат, справа треугольник.
Пока капитаны решают, команда решает другое задание.
Учитель. Ребята, вам даются листочки, а на нем фигуры. Вы должны сосчитать, сколько треугольников на рисунке.
Пока капитаны продолжают выполнять своё задание, команда отгадывает загадки:
У него 4 лапки, лапки — царапки, пара чутких ушей, он — гроза для мышей. (Кот)
Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг. Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, щёлк! (Паук)
Не овал я и не круг, треугольнику я друг, прямоугольнику я брат. А зовут меня… (Квадрат)
Не похож я на пятак, не похож на рублик. Круглый я, да не дурак, с дыркой, да не бублик. (Нуль)
Отгадайте-ка, ребята, что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет. (Девятка)
Проживают в умной книжке хитроумные братишки, десять их, но братья эти сосчитают всё на свете. (Цифры)
Шея длинная такая, хвост крючком и не секрет: любит всех она лентяев, а её лентяи — нет. (Двойка)
Из цифры вычтем мы другую, ставим чёрточку прямую. Я тире в грамматике, а кто ж я в математике? (Минус)
Две розы Маша сорвала, в подарок маме принесла. Сорви ещё и подари ты мамочке не две, а… (Три).
Конкурс 5. «Волшебное слово».
Учитель: надо придумать как можно больше слов, используя слово «Треугольник».
Используя слово «треугольник», можно составить такие слова: угол, уголь, гол, кино, ток, кот, руки, три, кол, рот, реки, ноль и другие.
Конкурс 6. «Математическая эстафета»
Участники команд по очереди подходят к доске и решают примеры, написанные на фруктах (грушах, яблоках и т. д.), висящих на дереве.
40 + 10 = 20 + 40 =
31 + 6 = 32 + 5 =
79 – 4 = 59 – 7 =
80 – 30 = 70 – 30 =
5 + 8 = 6 + 9 =
Конкурс 7. Танграмм.
Участникам предлагается использовать все семь частей головоломки «Танграм» для создания различных фигурок. Оценивается оригинальность, аккуратность и количество созданных фигурок.
- Я вам раздам комплекты разрезанного специальным образом квадрата.
Используя все фигуры надо сложить заданный рисунок в течение трех или пяти минут (задание засчитывается только при полном его выполнении, время зависит от уровня класса).
V. Рефлексия:
- Игра подошла к концу, пришло время подвести итоги. Жюри сообщит результаты.
- На экране семь разноцветных бабочек, расположенных в порядке цветов радуги. Каждая бабочка имеет букву на себе. Проследите взглядом за бабочками в том порядке, в котором я назову их, и соедините буквы, чтобы получилось слово. Какая буква получилась?
VI. Итог
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
— Смайлик покажет, как вы сегодня оценили свою работу. Поместите своё «яблоко» в корзину со смайликом.
Учитель:
Математика - королева наук!
Без неё не летят корабли,
Без неё не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,
Что почём, не узнаешь,
А узнав, не поймёшь!
Учитель:
- Друзья, наш КВН подошёл к концу. Вы отлично справились! Мы с нетерпением ждём новой встречи. До новых встреч!