Конспект урока по математике в 1 классе по теме «Сложение как объединение множеств»

6
0
Материал опубликован 6 November 2021 в группе

Урок математики в 1-ом классе

(система развивающего обучения Л.В. Занкова)


Авторы учебника: И. И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. Математика 1 класс, часть 1.


Тема урока: сложение как объединение множеств.


Тип урока: постановка учебной задачи


Цель: понимать смысл операции объединения непересекающихся множеств; сконструировать способ объединения предметов разных групп.


Задачи урока.

Образовательные:

формировать умение объединять элементы непересекающихся множеств,

формировать навык практической деятельности работы по объединению множеств с наглядным материалом.

Развивающие:

развивать умение анализировать, сравнивать, делать осознанный выбор,

развивать наблюдательность, внимание, грамотную речь,

развивать познавательную активность, потребность к знаниям,

формировать мотивацию к дальнейшему изучению предмета.

Воспитательные:

воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения,

воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.


Методы обучения: поисково-исследовательский.


Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.


Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, парной и индивидуальной работы.


Средства обучения: проблемный диалог и практическая деятельность.


Оборудование: учебники, тетради, счетные палочки, карточки со знаками «больше», «меньше», проектор, презентация с рисунками.











Ход урока.


1. Организационный момент.

Приветствие. Доброе утро, ребята, доброго настроения всем присутствующим!


Учитель

Пусть сегодня для нас всех

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелаем всем удачи

И успешности в придачу!


(Дети сели за парты на свои места)


Ученица
Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали:
Хорошо ли мы умеем,
И писать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.


2. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, какие качества нам нужны на уроке математики?

(сообразительность, смекалка, память, внимание, старание, дружба)

- Чему мы учимся на уроках математики?

(думать, сравнивать, писать цифры, рассуждать, считать, пересчитывать)


3. Актуализация опорных знаний


- Приготовили счетные палочки.

- Какую работу мы можем выполнять со счетными палочками?

(пересчитывать, складывать геометрические фигуры, раскладывать на группы)

- Постройте из счетных палочек фигуру.

- Какие фигуры можно построить?

(треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольник, можно построить колодец, дом)

- У Оли и Димы разные цветные карандаши. У Оли столько карандашей, сколько окон в нашем классе, а у Димы столько карандашей, сколько шкафов в нашем классе.

Сколько у Оли карандашей?

- у Оли 5 карандашей.

- Почему?

- окон в классе 5, значит у Оли 5 карандашей.

- Выложите столько же счетных палочек.

- Сколько у Димы карандашей?

- 2 карандаша у Димы.

- Почему?

- в нашем классе 2 шкафа, значит у Димы 2 карандаша.

- Выложите столько же счетных палочек.

- Обозначьте количество карандашей у Оли и у Димы с помощью карточек с числами (дети выкладывают на парту карточки с числами 5 и 2).

- Какую работу можно выполнить с этими числами?

- сравнить.

- Выполните задание (дети берут карточку со знаком «больше» или «меньше» и кладут на парту между числами).

- Проверьте задание друг у друга (дети работают в парах, совещаются, сравнивают свой результат с результатом соседа, дополняют друг друга, исправляют ошибки. Один ученик выходит к доске и выполняет это действие. На доске появляется запись «5 > 2»).

- Кто выполнил задание без ошибок? (дети поднимают руки).

- Кто допустил ошибку? (трое детей поднимают руку, у остальных детей задание выполнено верно).

- Какой совет дадите себе?

- мне надо быть внимательным.

- не надо торопиться.

- надо слушать внимательно.

- не путать знаки «больше» и «меньше».

-Как называется такая запись?

- это неравенство.

- Прочитайте запись.

- пять больше двух.

- если мы поменяем местами числа, то нужно тогда взять знак «меньше» и получится два меньше пяти.


4. Постановка учебной задачи


- Какую еще работу можно выполнить со счетными палочками?

- сдвинуть.

- подарить.

- спрятать.

- А знаете ли вы, как еще можно поработать с палочками?

- нет.

- я предполагаю, что их можно соединить.

- А хотите узнать?

- да.

- Что для этого будем делать?

- слушать.

- наблюдать.

- думать.

- рассуждать.

- Детям нужно раскрасить рисунки, но у Оли и Димы карандаши разного цвета. Подскажите, ребята, что сделать детям, чтобы у них получились красивые рисунки?

- попросить друг у друга карандаши нужного цвета.

- обменяться карандашами.

- выложить все карандаши на стол и пользоваться.

- взять карандашницу или стаканчик и сложить туда Олины и Димины карандаши.

- Какой способ удобнее?

- соединить Олины и Димины карандаши в стаканчике.

- Выполните это действие на счетных палочках (дети объединяют счетные палочки в кулачок, в крышку от футляра или придвигают палочки друг к другу на парте).

- Какое новое действие мы выполнили с палочками?

- соединили палочки вместе.

- собрали в одну кучку.

- придвинули палочки друг к другу.

- взяли все палочки в кулачок.

- сложили палочки вместе.

- Что вы предположили?

- палочки можно соединить.

- Предположение подтвердилось?

- да, мы палочки соединили.

- Чем будем заниматься на уроке?

- объединять предметы.

- соединять предметы.

- Как вы думаете, только ли счетные палочки можно соединять?

- нет.

- Работаем дальше.

- Убрали счетные палочки.

- Открываем учебник по закладке стр.88, №99.

- Положите учебник в подставку.

- Откройте тетради.

- Приготовьте карандаш.


5. Анализ условия решения задачи.


- Кого мы видим на картинке учебника?

- мы видим детей, которые играют и поют.

- Как на картинке расположены дети, которые играют и поют?

- с правой стороны дети поют.

- слева – играют на музыкальных инструментах.

- Как называется группа детей или взрослых, которые поют?

- хор.

- это как у нас на уроке музыки: мы поем, а учитель играет.

- Сколько детей поют?

- поют четверо детей.

- Обозначим количество детей геометрической фигурой.

- Какую фигуру можно взять?

- квадрат.

- прямоугольник.

- ромб.

- треугольник.

- Нарисуйте в тетради столько треугольников, сколько детей поет (дети рисуют в тетради четыре треугольника).

- четыре человека поют, значит рисуем четыре треугольника.

- Такой ансамбль называется квартет.

- Сколько детей играют на музыкальных инструментах?

- два человека играют.

- На чем играют дети?

- один играет на гармошке, а второй играет на скрипке.

- Обозначим геометрической фигурой детей, которые играют на музыкальных инструментах.

- Какой фигурой можно обозначить?

- квадрат.

- прямоугольник.

- ромб.

- овал.

- Рядом нарисуйте в тетради столько квадратов, сколько детей играет (рядом с треугольниками дети рисуют в тетради два квадрата).

- Такое музыкальное сопровождение песни называется аккомпанемент.

- Рассмотрите новый рисунок (дети в учебнике рассматривают нижний рисунок на стр. 88).

- Что можно рассказать о рисунке?

- дети танцуют.

- взялись за руки и танцуют быстрый танец.

- Что сделали дети, чтобы вместе танцевать?

- взялись за руки и получился хоровод.

- соединились вместе.

- объединились.


6. Моделирование. Работа со схемой.


- Как показать, что дети объединились для танца? ( у детей в тетрадях появляются рисунки. Дети демонстрируют свои схемы на доске).


- Какой способ больше нравится? (Дети называют, чей способ изображения им нравится).

- А какой способ удобнее?

- Придумайте значок для объединения (Дети придумывают свою модель для объединения непересекающихся множеств. Зарисовывают её в тетрадь).

- Какая модель больше нравится? (Дети называют, какая модель им нравится).

- Ребята, удобнее пользоваться для объединения такой моделью (учитель прикрепляет на доску модель для объединения непересекающихся множеств).


- Только ли группы людей мы можем объединять?

- мы можем объединять не только людей.

- Что мы можем еще объединять?

- мы можем объединить мебель.

- мы можем объединить тетради.

- мы можем объединять фрукты.

- мы можем объединять разные предметы.

- Вывод: что значит объединить?

- объединить, значит соединить предметы.

- собрать в одну кучку.

- взяться за руки.

- сложить.

Физминутка.

(считалка про апельсин)

Мы делили апельсин, 

(правая рука в кулачок)
Много нас, а он один. 

(отгибаем по очереди каждый пальчик)
Эта долька – для ежа, 
Эта долька – для стрижа, 
Эта долька – для утят, 
Эта долька – для котят, 
Эта долька – для бобра, 
А для волка – кожура. 

(раскрываем ладошки)
Он сердит на нас – беда!!! 
Разбегайтесь кто куда!!!

(быстро перебираем пальчиками по поверхности парты)

- Повторяем ещё раз считалку, только в кулачок пальчики левой руки.


7. Применение нового знания


-Ребята, рассмотрите рисунок, расположенный на правой странице учебника в самом верху.

-Расскажите, что видите?

- семья: папа, мама, сын, дочка.

- родители и дети.

- Какие полезные фрукты предложил доктор Айболит купить родителям?

- апельсины.

- дети смотрят, они хотят апельсинов.

-Сколько апельсинов принесла мама?

- мама принесла два апельсина.

- Как обозначить количество апельсинов?

- нарисовать два квадрата.

- Нарисуйте столько же квадратов, сколько апельсинов принесла мама (дети рисуют карандашом в тетради два квадрата).

- Сколько апельсинов принес папа?

- три апельсина принес папа.

- Как обозначить количество апельсинов?

- нарисовать три треугольника.

- Нарисуйте столько же треугольников, сколько апельсинов принес папа (дети рисуют карандашом в тетради рядом с квадратами три треугольника).

- Что нужно сделать теперь маме и папе?

- положить апельсины на тарелку, т.е. объединить.

- сложить апельсины на одну тарелку, т.е. объединить.

- объединить апельсины.

- Но у нас нет тарелки.

- Как нам показать, что апельсины объединили?

- обвести кружком квадраты и треугольники (дети обводят кружком в тетрадях квадраты и треугольники).

- Что обозначает кружок?

- кружок обозначает тарелку.

- кружок обозначает, что апельсины сложили вместе.

- кружок обозначат, что апельсины объединили.

- А что вместо тарелки можно использовать для объединения?

- модель.

- схему.

- Молодцы. Очень хорошо.


8. Проверка усвоения нового знания.


- Чтобы выполнить следующее задание, надо вспомнить, что нового вы узнали сегодня на уроке.

- можно объединять группы предметов.

- если собрать предметы вместе, то они объединятся.

- Посмотрите на экран (учитель включает проектор, на экране появляется слайд с картинкой).

- Выполните объединение предметов, используя модель.



t1636225810aa.jpgt1636225810aa.jpgt1636225810aa.jpg




t1636225810ab.pngt1636225810ab.pngt1636225810ab.pngt1636225810ab.png


- (Учитель демонстрирует следующий слайд).


t1636225810ac.png


t1636225810ad.jpg



- (Учитель демонстрирует следующий слайд).



t1636225810ac.png

t1636225810ad.jpg

t1636225810ae.jpg


- Сколько групп предметов можно объединить?

- можно объединить две группы.

- можно объединить три группы.

- можно объединить много групп.



9. Итоговая рефлексия.


- Какую работу выполняют с предметами?

- предметы можно объединять.

- предметы можно пересчитывать.

- предметы можно соединить.

- Что нового вы узнали на уроке?

- мы узнали, что предметы можно объединять.

- Кто знает, как в математике называется действие «объединить», «собрать предметы вместе»?

- это значит сложить.

- Какую задачу поставим на следующий урок?

- учиться складывать предметы.

- Вам было интересно на уроке?

- да (дети ответили хором).

- А какое у вас настроение после урока?

- было интересно.

- а что мы еще будем изучать?

- хотим еще заниматься.

- Закрасьте кружок на поле в тетради в такой цвет, на какой цвет похоже ваше настроение (дети подводят итог своей работы, закрашивают кружок соответствующим цветом).

Красный работал недостаточно активно.

Зеленый - был на уроке активным, не устал.

Желтый – был очень настойчив в овладении знаниями.


- Спасибо всем за урок.

- спасибо за урок.

- Урок окончен.






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.