Конспект урока по музыкальному искусству «Танцевальные портреты»
Тема. Танцевальные портреты.
Цель: ознакомить учащихся с бальными танцами разных народов на примере музыкальных произведений; сравнить разные танцы, выявить сходные и различные черты в их музыке; самостоятельно сформулировать определения музыкальных понятий; развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять, используя разнообразные виды музыкально-практической деятельности; развивать творческое мышление, внимание, память; способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств, интереса и уважения к мировой музыкальной культуре.
Учащиеся должны: знать: три типа (жанра) музыки, танцы народов мира, простые музыкальные формы;
уметь: определять на слух бальные танцы, выявлять сходные и различные черты в их музыке, формулировать свои определения музыкальных понятий.
Методы : по источнику получения знаний: словесный, наглядный, практический; по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оснащение Зрительный ряд: карты путешествия, портреты композиторов (М. Огинский, Ф. Шопен, В. А. Моцарт, И. Штраус), видеофрагменты танцев из кинофильмов, музыкальная головоломка «Танцевальная разминка», игра «Исправь мои ошибки».
Оборудование: проигрыватель, компьютер.
Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Полонез ля мажор; чешская народная песня «Полька»; Л. Боккерини. Менуэт; С. Рахманинов «Итальянская полька», «Вальс»; М. Огинский. Полонез «Прощание с Родиной»; Yves Montand «Sous Le Chiel De Paris»; песня из кинофильма «Три орешка для Золушки» в исполнении Карела Готта; Strauss «Geschichten aus dem Wienerwald»; песня В. Шаинского «Голубой вагон»; фрагменты танцев из кинофильмов.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие.
ХОД УРОКА
Дети заходят в класс под музыку Л. Боккерини. Менуэт.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
Музыкальное приветствие
Добрый день, вам, добрый день
В мире музыки, фантазий и песен!
Добрым будь, щедрым будь
И с искусством в добрый путь!
2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
НАСТРОЙ НА УРОК
Слово учителя
— Я рада видеть вас сегодня на уроке, рада вашим улыбкам!
Сегодня нас ожидает много нового и интересного.
Физкультминутка
Ножки, ножки
Бежали по дорожке.(Бег на месте.)
Лугом, лесочком
Прыгали по кочкам
Прибежали на лужок
И потопали: топ, топ, топ!(Ритмическое притопывание ногами.)
На цветочки засмотрелись,(Оглядываясь вокруг, рассматривают.)
Песенки распелись,(Активная работа артикуляционного аппарата без звука.)
У берёзки встали,(Ходьба на месте.)
Бодро танцевали.(Произвольные танцевально-ритмические движения.)
3. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слово учителя
Как вы думаете, существует ли в мире язык, который понимают все? (Да, это язык музыки.)
— Правильно. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный, и этот музыкальный язык понятен другим народам без перевода. Красивы и различны по характеру танцы народов мира. Эти отличия зависят от страны, в которой они родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял. Сегодня мы убедимся в этом сами. Тема нашего урока — «Танцевальные портреты».
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Беседа
Мы знаем, что существуют три основных жанра, три типа, которые помогают понять музыку. Назовите их. (Песня, танец, марш.)
Что вы знаете о танцах?
Какие названия танцев вам известны?
Где можно услышать танцевальную музыку?
А увидеть исполнение танца?
Какие танцы вы умеете исполнять?
С какими танцами мы познакомились на предыдущих уроках?
Какие танцы называют бальными?
Ответы учащихся.
Танцевальная разминка
Задание:
в таблице спрятаны названия старинных танцев. Постарайтесь как можно скорее их отыскать.
вмг ук е р е л тп
акадрильапо
ллвмену э т ол
ьгодонрикль
сатгчардашк
неполоне зка
танголгопак
Слово учителя
— Ребята, любите ли вы путешествовать?
Сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-путешествие. Мы отправимся в путешествие в волшебном поезде, который уже ждёт нас. Но прежде всего мы должны распеться.
Распевание, упражнения на дыхание
Учитель.
Сядьте ровно. Сделайте глубокий вдох через нос, выдох — как сдувается шарик (2—3 раза).
Упражнение «33 Егорки»
— Представьте, что вы — ёлочки в лесу. Подуйте на ладони (3 раза). Сделайте 3 резких выдоха.
Упражнение «Разные ребята»
«Музыкальное эхо»
5. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя
— Вы готовы к поездке? Мы отправляемся в путешествие по планете Разноцветной Музыки, в страны Загадочных Ритмов! В главных дворцах каждой танцевальной страны приветливо засияли огни и зазвучала волшебная музыка.
Я — ваша подруга,
Я — ваша попутчица.
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я?
Ну, конечно же... (песня).
Чтобы поезд смог куда-нибудь поехать, нужно спеть о нём песню.
Вы знаете такую песню? (Это «Голубой вагон».)
Учащиеся исполняют припев песни В. Шаинского «Голубой вагон».
Звучит полонез М. Огинского
— Нас радушно принимает Польша. В XV веке в Польше возник танец полонез.
Я к вам на бал не опоздал,
Ведь мною открывают бал.
Я польский танец — и давно
Такое имя мне дано.
Когда-то его называли «великий» или «пеший», так как музыка танца напоминает шествие, торжественный марш, только на три доли.
Сообщение учащегося
— В старину народный полонез исполняли только мужчины. Со временем величественным танцем-шествием уже открывали балы: гости становились в пары и длинной вереницей шли по залу с лёгкими приседаниями. Так полонез стал популярным бальным танцем.
Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Война и мир».
Слово учителя
— Произведения великих польских композиторов Ф. Шопена и М. Огинского стали своеобразным музыкальным символом Польши. Музыка полонеза торжественна, величественна, блестяща. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — 3/4.
Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Гусарская баллада».
Беседа
Каков характер музыки полонеза?
Какой цветовой фон подходит к этому танцу?
Ответы учащихся.
Рассказ учителя
— Наше путешествие продолжается. Нас ожидают в главном дворце следующей танцевальной страны.
Звучит Yves Montand «Sous Le Chiel De Paris».
По пути любуемся дворцом-музеем Лувром, Эйфелевой башней, лакомимся французскими круассанами, пирожными и конфетами, которые очень популярны у французов и иностранных туристов.
Французы почитают старинные танцы. В XVІІ веке самым популярным танцем был менуэт (фр.— маленький, мелкий).
Нежно играет нам кларнет.
В зале все танцуют менуэт.
Раз—два—три — отбивает такт.
Раз—два—три — знаем,
Он покажет нам каждый шаг.
Сообщение учащегося
— Старинный французский танец в трёхдольном размере исполняли парами, плавно и грациозно. Он имеет народное происхождение, однако в XVІІ веке, перекочевав в замки и дворцы, превратился в бальный танец.
В 18 веке в моду входит новый французский танец - менуэт. Это был самый сложный танец, который танцевался в быстром темпе. Танцующие двигаются маленькими шажками, кавалер изящным движением снимает шляпу, кланяется, дама церемонно приседает в глубоком реверансе. Они танцуют раздельно, лишь иногда позволяя коснуться друг друга кончиками пальцев. Менуэт и сегодня не исчез с танцевальных площадок. В наше время это грациозный, степенный танец, который имеет множество поклонников. Главное в современном менуэте - это изящество движений и исключительная галантность. Так, от королевских балов менуэт величественно добрался и до наших времен, не утратив при этом своих неповторимых движений и манеры исполнения. Менуэт - торжественный, степенный, грациозный и галантный танец. Танец грации и изящества.
Рассказ учителя
— Попав в замки и дворцы, менуэт превратился в образец французского балета. Характерные черты менуэта — церемонные поклоны, торжественные проходы вперёд, в сторону, назад, изящные шаги и лёгкое скольжение.
Менуэт был популярен во времена В. А. Моцарта. Наверное, поэтому Вольфганг Амадей тоже создал такой танец. А было тогда композитору всего 6 лет!
Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».
Менуэт — торжественный, степенный, грациозный и галантный танец. Танец грации и изящества.
Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Три орешка для Золушки».
Задания
Опишите характер музыки танца.
Какой цветовой фон сюда больше подойдёт?
Рассказ учителя
— Мы продолжаем путешествие.
Звучит песня из кинофильма «Три орешка для Золушки» в исполнении Карела Готта.
За окнами вагона показались древние замки Чехии. У каждого народа есть свои национальные игрушки. В Чехии это марионетки — куклы, которыми управляют с помощью тонких верёвочек. А ещё здесь очень любят танцевать. На одной из чешских улиц вы можете увидеть «танцующий дом».
Нас ожидают в главном дворце этой страны.
Я — не польская дивчина,
Я по-чешски — «половина».
Моё имя, между прочим,
Говорит вам — шаг короче.
Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Золушка».
Беседа
Каков характер этого танца? (Весёлый, задорный)
Как хочется двигаться под эту музыку? (Под эту музыку хочется прыгать, скакать, хлопать в ладоши.)
Какой характер этого танца?
Какие движения хочется делать под эту музыку?
- Характер веселый, задорный. Под эту музыку хочется прыгать, скакать, хлопать в ладоши.
- Вы познакомились с танцем, который называется полька. Полька - это чешский народный танец, который известен всему миру. Танцуют его парами, по кругу прыгая подскоками, весело и непринужденно в размере 2/4. Со временем стал бальным танцем. Музыка польки легкая и грациозная. Полька (с чешск. - половинка).
Слово учителя
— Вы познакомились с танцем, который называется полька. Этот чешский народный танец известен всему миру. Танцуют его парами, по кругу двигаясь подскоками, весело и непринуждённо, в размере 2/4.
Со временем он стал бальным танцем. Музыка польки лёгкая и грациозная. «Полька» по-чешски — половинка.
Учащиеся класса исполняют польку.
Разминка
Учитель. Вы знаете песенку, которая называется «Полька». Сейчас мы повторим один куплет этой песенки и с его помощью проведём разминку.
Руки сами хлопают, хлопают,
Ноги сами топают, топают,
Дружит ветер с песенкой, песенкой,
Всем ребятам весело, весело!
Исполнение песни «Полька»
Беседа
Какой танец называется полькой? (Это сельский танец чешского народа, для которого характерны подскоки, маленькие прыжки, озорной, игривый характер.)
Какой цветовой фон сюда больше подходит? (Жёлтый, оранжевый, потому что характер танца озорной, игривый, радостный.)
Рассказ учителя
— Прощаемся с Чехией — и в путь! Наше путешествие продолжается.
Звучит Strauss «Geschichten aus dem Wiener wald».
За окнами показались Альпы. Мы в Австрии. Вокруг много людей на велосипедах, ведь это любимое средство передвижения австрийцев. Здесь сочиняли свои замечательные произведения В. А. Моцарт и И. Штраус.
Главный дворец этой удивительной танцевальной страны приветливо сияет огнями. Звучит волшебная музыка.
Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Летучая мышь».
Как называется этот танец? (Вальс)
Уже больше 250 лет живёт и пользуется неизменной любовью этот удивительный и вечно юный танец.
Когда-то в Германии, Австрии, Чехии крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами. Это был лендлер. Со временем этот танец превратился в вальс.
Вальс (фр. и нем.— кружиться) сначала завоевал Вену. Вальсы создавали многие композиторы.
Но «королём вальса» называют выдающегося австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына), создавшего более 460 вальсов. Вальсы Штрауса (сына) звучали повсюду. Они покорили не только Вену, но и весь мир.
Вот уже больше 250 лет живет и пользуется неизменной любовью этот удивительный и вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами. Это был лендлер. Со временем он превратился в вальс. Вальс (с фр. и нем. - кружиться). Прежде всего, новый танец завоевал Вену. Вальсы создавали многие композиторы. А «королем» вальса называют выдающегося австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына), который написал более 460 вальсов. Вальсы Штрауса (сына) звучали повсюду. Они покорили не только Вену, но и весь мир. Вальсы бывают очень разные - медленные, спокойные и быстрые, мятежные. Однако этот бальный танец всегда имеет трехдольный размер.
Вальсы бывают очень разные — медленные, спокойные и быстрые, мятежные.
Этот бальный танец всегда имеет трёхдольный размер.
Зимний бальный сезон — важное событие в культурной жизни Вены. Он начинается накануне Нового года и длится около 7 недель.
Ребята, представьте, что вы на балу, и пары плавно кружатся под звуки этого чарующего танца.
Бал в разгаре. Всё кружится,
По паркету след ложится
От летящих лёгких пар.
Если ты ещё не стар,
То почувствуй наслажденье
От мелодии, движенья.
Учащиеся 4-го класса исполняют вальс.
Беседа
Почему возникает желание танцевать, плавно кружась, а не маршировать? (Благодаря трёх-дольному размеру создаётся ощущение плавного кружения: раз—два—три.)
Что же такое вальс? (Парный бальный танец в размере 3/4.)
Какой цветовой фон подойдёт к этому танцу?(Белый, розовый, голубой, так как танец нежный, ласковый, изящный.)
Слово учителя
— Нам пора возвращаться домой.
Звучит песня В. Шаинского «Голубой вагон».
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Игра «Исправь мои ошибки»
Задание: укажите стрелками правильные ответы.
Полонез
Чехия
Менуэт
Польша
Вальс
Франция
Полька
Австрия
Беседа
Чем отличаются эти танцы? (Ответы учащихся.)
В каких жизненных ситуациях люди в разные времена и в разных странах танцуют? Почему? С чем это вязано?
Люди танцуют в минуты радости и веселья, при этом отдыхают сами и доставляют радость другим.)
Вы видели фрагменты различных танцев. Может ли танец быть маршевым? А песня — танцевальной? (Ответы учащихся.)
Какую песню с танцевальными ритмами мы разучивали? (Ответы учащихся.)
Игра «Угадай мелодию»
Учитель. Каждый день в Королевстве Танцев танцевали только один танец. Все жители надевали голубые кофточки и голубые сандалии, выходили на голубую площадь и танцевали:
в понедельник — вальс,
во вторник — ламбаду,
в среду — польку,
в четверг — полонез,
в пятницу — менуэт,
в субботу — мазурку,
в воскресенье — рок-н-ролл!
Отгадайте, какой день недели в королевстве.
Звучат фрагменты произведений: Ф. Шопен. Полонез ля мажор; Л. Боккерини. Менуэт; С. Рахманинов «Итальянская полька», «Вальс».
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Беседа
Что нового вы сегодня узнали?
Что понравилось?
Что запомнилось за время путешествия?
Где вы ещё хотели бы побывать?
Ответы учащихся.
Анализ уровня активности учащихся, оценивание знаний
Минута творчества «Танцы, танцы, танцы...»
Учитель.
Предлагаю закончить урок минутой творчества. Посвятим танцам несколько строк и сочиним пятистишие под названием «Танцы, танцы, танцы...».
1. Название «Танцы, танцы, танцы...».
2. Два прилагательных (какие?) (Красивые, любимые)
3. Три глагола (что делают?) (Волнуют, кружат, несут)
4. Фраза, состоящая из четырёх слов, которой вы выражаете своё отношение к танцам. (Это красота, грация, изящество.)
5. Ваша ассоциация к словам «Танцы, танцы, танцы...» — одним словом. (Восторг, восхищение)
Заключительное слово учителя
— Надеюсь, вы получили удовольствие от нашего путешествия, а знания, полученные на этом уроке, найдут своё применение в вашей жизни.
12