12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ожгихина Ольга Георгиевна22

Конспект урока по обществознанию в 7 классе


Тема урока: Воздействие человека на природу

Цель урока: дать обучающимся представление об экологической обстановке в мире, стране.

Задачи:

1. Подвести обучающихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.

2. Продолжить развитие у обучающихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.

3. Сформировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды.

Вид урока: объяснение нового материала.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска

Дополнительная информация для решения учебной задачи урока (тексты)

Презентация

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивные УУД:

- целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка деятельности.

познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие; поиск информации в учебном тексте;

- преобразование информации из одной знаковой системы в другую; извлечение необходимой информации из текста, определение основной информации;

- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, описывать изучаемый объект;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;

- учёт разных мнений; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

личностные УУД:

- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Оперировать понятиями «экология», «экологический кризис», «биосфера».

Определять виды природных ресурсов.

Определение источников загрязнения атмосферы, воды и почвы, последствия

Проводить поиск информации в учебнике и документе

Определять, что такое экологическая угроза; характеризовать взаимодействие человека и природы.

1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи

2 уровень – воспроизведение, реконструкция (преобразование) информации


Регулятивные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка деятельности

2 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

Познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков;

подведение под понятие; поиск информации в учебном тексте;

преобразование информации из одной знаковой системы в другую; извлечение необходимой информации из текста, определение основной информации;

умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, описывать изучаемый объект;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения;

учёт разных мнений; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

определять понятия; вступать в речевое общение; формулировать собственную точку
зрения; отыскивать причины явлений


1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя

Личностные

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов


Форма проведения: урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.

Формы организации деятельности учащихся:

индивидуальная;

фронтальная;

групповая.


План урока:

1. Самое громкое слово.

2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

3. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.


Оборудование урока:

Учебники.

Зрительный ряд: слайды компьютерной презентации, показывающие пагубное воздействие человека на природу.

Дополнительная информация для решения учебной задачи урока.

Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 7 классы под ред. Л.Н.Боголюбова.


Мотивационно-целевой этап

Мотивация учебной деятельности – слайды компьютерной презентации о пагубном воздействии человека на природу

Ориентировочный этап

II. Актуализация знаний.

Подумайте, какое самое громкое слово на Земле? Имеется в виду не сила звука, а тревожность звучания, озабоченность и чувство опасности?

Послушайте слова знаменитого писателя Валентин Григорьевич Распутин. Он родился 15 марта 1937 году в Иркутской области. Верный сын земли русской, защитник ее чести. Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации. Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия – сопровождается показом фото в презентации. Писатель высказал свое мнение по данной проблеме: «Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах… Оно даже громче войны и стихии».

(Экология)

Задание: что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?

Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой (научное понятие).

Экология - это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).

Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.


III. Постановка учебной задачи.

Почему так тревожно звучат слова писателя? Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской?

Хозяйственная деятельность человека на всем земном шаре. Человек стал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда думая о последствиях.

Это наши основные вопросы, к которым мы еще вернемся в конце урока, а содержание сегодняшнего урока поможет вам дополнить ваши ответы. Давайте сформулируем тему нашего урока.

(Воздействие человека на природу)

Наш сегодняшний урок пройдет в виде лабораторного занятия, в ходе которого вы будете работать с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.


Поисково-исследовательский этап

IV. Объяснение нового материала.

1. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?


А) Задание: работая в группах, в 3-4 предложениях объясните смысл следующих фраз: а) «Человек – царь природы!» (текст 1)

б) «Мы – покорители природы!» (текст 2),

используя предложенные тексты по следующему плану:

1. Отношение к природе.

2. Последствия.


Текст 1.

Человек – царь природы?! С развитием деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в природу. Человек на протяжении долгого времени брал у природы столько, сколько ему необходимо, не задумываясь о последствиях. Увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, человек не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал ее царем и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д.

Современное человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Человек в результате собственной деятельности вступил в опасное противоречие с условиями своего обитания.

( потребительское отношение к природе)

Текст 2.

Мы – покорители природы. Это одна из точек зрения на взаимоотношения человека с природой. С тех пор, как первобытные люди изобрели каменный топор, человечество поставило себе высшую цель – подчинить себе всё вокруг. Люди покоряют моря и океаны, покоряют воздух, космос, следят за природными явлениями, подчиняют себе все природные ресурсы.

И на каждую попытку подчинить себе планету природа отвечает своим оружием: разрушительными ураганами, землетрясениями, цунами, которые уносят тысячи, сотни тысяч человеческих жизней…… Видимое господство над природой оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и человека.

( подчинение природы своим интересам)


Б) Анализ фрагмента статьи «Царская охота», которая была опубликована в старой русской газете «Новое время» летом 1897 года. (показ слайдов истребленных животных)

«...Ранним утром 28 августа 1897 г. безмолвие Беловежской Пущи было наруше­но многоголосым шумом. Заливчато лаяли сотни собак, призывно звучали охот­ничьи рога, во всех уголках векового бора гремели выстрелы. На взмыленных конях носились возбужденные, нарядно одетые всадники. Шла царская охота. Итоги этой охоты: свалено 36 зубров, убито 37 ланей, 25 оленей, 18 лисиц, 16 ка­банов, истреблено 69 диких коз, настреляно несметное число лесной дичи».


Задание: каковы последствия этой охоты?

За одну охоту было уничтожено почти двести крупных животных. Причем охота шла в заповеднике, где даже костры нельзя разжигать. Истребляли животных люди не голодные. Тогда зачем? Ради развлечения, отдыха, веселья.

Как мы теперь знаем, в этом заповеднике вскоре исчезнут редчайшие на Земле животные - зубры. Предположите, почему это произошло?

(резко уменьшилось поголовье животных, что привело к нарушению воспроизводства)

Вывод:

Великое экологическое правило - нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.


Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства делятся на две группы – исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.


Практический этап


- Предлагаю вам, опираясь на текст учебника (с.202), заполнить таблицу «Виды природных ресурсов» (слайд основы таблицы). (Второй слайд для проверки – заполненная таблица)

Задание: работая с текстом учебника на стр. 202, заполните таблицу «Виды природных ресурсов»


Исчерпаемые


Неисчерпаемые

Богатства недр


Водные ресурсы


Почва


Климатические ресурсы


Растительный и животный мир

Космические ресурсы

- Почему люди в своей хозяйственной деятельности должны учитывать разделение, предложенное учеными?

2. Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.

Великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще в конце 19 века, наблюдая за развитием индустриального общества, задумался о мощном воздействии человека на биосферу – живую оболочку Земли. Ученый впервые осознал, что идет гигантский процесс изменения природы под влиянием человеческого разума. Своими научными открытиями он заставил людей задуматься об отрицательном влиянии их деятельности на окружающую среду.

В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.

- Чтобы избежать такой беды, нужно знать причины загрязнения биосферы, их последствия для человечества.


Задание: работая в группах с текстом учебника, расскажите о причинах загрязнения отдельных частей биосферы и опасных последствиях этого загрязнения для человечества по следующему плану:

1. Причины (источники) загрязнения.

2. Последствия для человечества.



Загрязнение атмосферы

Загрязнение воды и почвы

Источники загрязнения



Последствия для человечества




А) загрязнение атмосферы стр. 203-204

Источниками загрязнения являются заводы, транспорт. В результате происходит сжигание атмосферного кислорода, без которого невозможно существование человека и других живых существ, а так же задымление, в результате которого образуется ядовитый туман – смог.


Б) загрязнение воды и почвы стр. 204-205, 212

Источниками загрязнения являются атмосферное загрязнение, отходы промышленности, особенно химической, бытовые отходы. Как результат всемирное ухудшение качества воды, недостаток пресной чистой воды, загрязнение почвы мусором, ядохимикатами, сокращение площади почв (за последние 100 лет 1/4 часть плодородных земель уничтожена)


- Что такое кислотные дожди? В чем их опасность?


- Посмотрите на свои записи и ответьте, что представляет наибольшую опасность для атмосферы, для почвы и воды.


Вывод: наибольшую опасность для атмосферы представляют промышленные загрязнения, а для почвы и воды еще и бытовые отходы.

- Что же происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли в результате хозяйственной деятельности человека? (Неисчерпаемые богатства оказались под угрозой со стороны человека.)

- Подумайте, можно ли эти богатства и дальше уверенно называть неисчерпаемыми?


5. Подведение итогов урока:

Давайте вернемся к словам писателя Валентина Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология, и постараемся еще раз ответить на поставленные в начале урока вопросы:

Почему так тревожно звучат слова писателя?

Откуда же пришла эта беда?

И почему она стала вселенской?

Современный человек активно воздействует на природу, не всегда задумываясь о последствиях. Мы видим как изменился климат на земле, насколько загрязнен воздух в крупных городах. Погодные явления становятся для нас менее предсказуемыми, мы лишаемся комфортной среды обитания. Мы чаще болеем, а значит больше средств тратим на лекарства.

Экологические изменения глобальны, они происходят по всей планете, и решать их необходимо всем человечеством.


В заключение нашего урока мне хочется прочитать стихотворение ученика одной из московских школ Чернова Александра:

Берегите родную природу –

Эти реки, леса, поля,

Потому что все эти просторы

Это наша родная земля.

Объясняйте везде и повсюду,

Что природу нельзя губить,

Потому что родную природу

Нужно холить, лелеять, любить.

Каждый кустик и каждую веточку

Нужно тщательно охранять,

Относиться к ним очень бережно

И в обиду их не давать.






Рефлексивно-оценочный этап


6. Рефлексия.

- Мы сегодня говорили о глобальных вещах, о человечестве в целом, и кажется, что один человек не в силах изменить ситуацию. Однако если каждый из вас со своей стороны будет соблюдать определенные правила по сохранению окружающей природы, то мир станет лучше. Подумайте, что может сделать каждый из вас или уже сделал? (Посадка деревьев, уборка мусора, поддержание чистоты в городе, бережное отношение к природе.)


7. Домашнее задание:

1. п. 19, рабочая тетрадь № 2,5,6,7,9 стр. 94-98.

2. Подготовить сообщение об исчезающих или исчезнувших видах растительного и животного мира, занесенных в Красную или Черную книгу.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.