Конспект урока по обществознанию «Товар и деньги»

0
0
Материал опубликован 27 October 2018

МКОУ «Песковская ООШ № 2 им Д.А.Теплякова»

Товар и деньги

 

 

Цели урока:

Обучающие: раскрыть причины изобретения денег, а также основные функции денег, свойства денег и товара

Развивающие: Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.

Воспитательные: Воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.

Оснащение урока:

компьютер,

проектор,

таблицы,

карточки с заданиями

Межпредметные связи:

математика,

история,

литература,

специальные дисциплины.

Основные понятия для изучения:

товар,

инфляция,

бартер,

функции денег;

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

  1. Что такое общество?

    Назовите основные сферы общества.

    Какая из этих сфер является доминирующей?

    Что входит в понятие экономическая сфера общества?

    Дайте определение понятию «экономика».

* на доске - составить схему «Сферы экономики»

  1. Спорят два друга. Один утверждает: «Экономика – это дело взрослых, серьезных людей, нас она еще не касается. А его товарищ возражает: « Я не согласен! Подростки тоже участники экономического процесса».

Какую позицию в этом споре поддерживаете Вы? Часто ли люди в своей жизни затрагивают экономические отношения.

  1. Экономические потребности?

    Экономические блага?

    Не только люди, но и целые общества зарабатывают и тратят. То, что общество заработало за год называется национальным доходом, а то, что за это же время заработали люди,- семейным доходом. И семейный и национальный доход – главные виды ресурсов. Что такое ресурсы и какие основные ресурсы различают экономисты?

    Согласны ли вы с тем, что основным источником информации сегодня является компьютер?

    Что такое управление и какую роль выполняет менеджер? Чем он отличается от предпринимателя?

Сообщение новых знаний.

Тема урока «Товар и деньги».

 

Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег. Уильям Ю.Гладстон

 

Что такое товар?

Что может являться товаром?

Товаром может являться сельскохозяйственная продукция, сырье, рабочие руки, земля и даже воздух.

Товар – любой продукт, который можно продать и купить.

С какой целью люди покупают или продают товар?

Свойства товара

- удовлетворение потребностей людей

- должен иметь соотношение с другими товарами, для обмена.

Большинство товаров обменивается через прямые контакты продавца и покупателя, а часть из них – только косвенно, через любое учреждение, где покупают и продают товары. Это может быть магазин, оптовый рынок, биржа, закупочная база. Они стабилизируют цены и регулируют потоки товарной массы, позволяя избегать хаоса и неразберихи.

Кроме товаров, продаются и покупаются услуги. Они представляют собой некую полезную деятельность, выполненную за деньги. Например, сантехник починил кран, а продавщица продала пылесос, но сами они товар не производят.

Деньги –это самое мудрое изобретение человека, и быть может, самое важное, облегчающее человеку жизнь.

Каждый из вас представляет, как выглядят деньги, что на них можно купить.

Деньги не всегда выглядели так как мы знаем их сейчас. Деньги имеют длинную историю.

Сообщение «История денег»

Почему же люди остановились на бумажных деньгах?

Свойства денег

портативны ( легко помещаются в кармане )

однородны (деньги одного и того же достоинства имеют равную стоимость)

стабильны (стоимость денег одинакова в разные периоды)

узнаваемы (их трудно подделать)

Денежной единицей России является рубль. Вспомните, как произошло это слово. (сообщение)

копейка.(сообщение)

Увы, как бы ни были удобны банкноты, как бы хорошо ни служили, но и они уже уступают место более удобным…электронным деньгам.

Сегодня уже во многих странах при расчетах пользуются кредитными карточками. Это и есть электронные деньги, связанные с компьютером. Появились они 45 лет назад, а сегодня их применяют более чем в двухстах странах.

Как они работают, эти пластиковые карточки? При оформлении покупки в магазине, карточку вставляют в кассовый аппарат, пробивают цену, и информация о платеже поступает в банк, где банковский компьютер тут же вычтет из счета покупателя стоимость покупки. С помощью такой карточки можно платить за все: за квартиру, за продукты – за все, что душа пожелает. Удобно, без лишних хлопот. И кроме всего – карточка почти невесома.

«Деньги не накормят тебя, ни напоют, ни согреют тебя, пока ты не потратишь их» - сказал однажды французский мыслитель. И действительно, деньги должны работать, то есть выполнять свое назначение служить людям при покупке, продаже, словом, должны быть все время в движении.

Какая функция денег?

Функции денег

Средство обращения (деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны легкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар. При использовании денег товаропроизводитель получает возможность продать свои товар сегодня, а купить сырье лишь через неделю, месяц. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а купить в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временные и пространственные ограничения при обмене.

Мера стоимости (деньги играют роль счетной единицы. Позволяют сравнить апельсины с холодильником, блага наличные с благами возможными, услуги инженера с услугами банкира. Благодаря деньгам устанавливается сравнительная стоимость всех товаров и услуг).

Средство накопления (деньги накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательскую способность из настоящего в будущее. Например, мелкий торговец, откладывает деньги от дневной продажи на закупку новой партии товара через месяц, или откладывает деньги на обучение сына в колледже. Именно с помощью систематического откладывания денег люди могут позволить себе приобретать крупные вещи или переждать неблагоприятные периоды типа потери работы, болезни или неустроенности. Ваши сбережения увеличиваются, если вы воспользуетесь услугами сберегательных банков, начисляющих определенный процент на вложенную сумму.

? Где банк берет деньги на выплату процентов?

* Средство платежа (Товары не всегда продаются за наличные деньги, по причине неодинаковой продолжительности периодов производства и обращения различных товаров, а также сезонного характера производства и сбыта ряда товаров, что создает нехватку дополнительных средств у хозяйствующего субъекта. Как следствие этого возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, т.е. в кредит.

Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую форму движения: Т—О, а через заранее установленный срок: О — Д (где О — долговое обязательство).

При таком обмене нет встречного движения денег и товара, погашение долгового обязательства является завершающим звеном в процессе купли-продажи. Разрыв между товаром и деньгами во времени создает опасность неплатежа должника кредитору

Функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов, земельной ренты и т.)

* Мировые деньги (Функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются в качестве средства расчетов в международном платежном обороте между странами)

Помимо обозначенных свойств у денег есть еще одно свойство – это инфляция.

? что такое инфляция?

Инфляция обесценивание денег.

Связано это с превышением количества денег над количеством производимых благ.

Мы чувствуем, как многое, что мы могли бы позволить себе буквально вчера, сегодня становится просто недоступным. Инфляция - банкротство с карманом денег.

Феномен инфляции имеет богатую историю. Первая крупная инфляция в нашей стране произошла при правлении царя Алексея Михайловича. Пытаясь профинансировать русско-польскую войну, двор стал выпускать дополнительные монеты с понижением содержания серебра. Результатом стало понижение цен, падение уровня жизни и бунт в Москве.

? Как назывался этот бунт? Год.

Товар и деньги в экономике связаны формулой «деньги – товар – деньги», которая записывается, как Д – Т – Д. она выражает суть бизнеса и торговли. Купить подешевле, а продать подороже – таков основной закон бизнеса. Торговцы - посредники между потребителями и производителями. Они живут за счет наценки за товар.

Было время, когда покупатели брали товар у производителя без посредника. Например, люди приходили к сапожнику и тот шил им сапоги. И покупатель платил деньги за сырье и работу мастера без наценки.

? Возможно, ли сейчас обойтись без посредников?

Производители и покупатели разъединены друг с другом территориально.

Наценка –это плата посреднику за риск, неудобства и затраты энергии и капиталов, которые он терпит, доставляя товар от места изготовления к месту сбыта.

Давайте подумаем из чего складывается наценка, и как складывается конечная стоимость товара.

Челнок должен купить шубы в Турции и продать в Москве.

Посчитаем затраты:

* начальная цена товара

+ транспорт

+ таможня

+ налоги

+ аренда помещения и его содержание

+ заработанная плата продавцам

+ реклама

+ наценка

Деньги – это хорошо и … весьма плохо: « Что только не смогут деньги! Деньга - она и папа купит и Бога обманет, и камень долбит, и на беду наезжает, и деньгу родит, и в нужде не солжет».

Закрепление изученного материала.

На сегодняшний день собрано более 2 тысяч всевозможных изречений на денежную тематику. Они очень хорошо доказывают тот факт, что у русского народа отношение к деньгам было всегда двойственным.

Вспомните пословицы и поговорки о деньгах.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Деньги - не люди, лишними не будут.

На деньги ума не купишь.

Легкие деньги не живут.

Здоровье дороже денег.

Тема денег затрагивается не только в пословицах и поговорках, но и в литературе. Послушайте фрагмент монолога Барона, героя поэмы А.С. Пушкина «Скупой рыцарь» и ответьте на вопросы.

Счастливый день! Могу сегодня я

В шестой сундук ( сундук еще не полный)

Горсть золота накопленного всыпать.

Не много, кажется, но понемногу

Сокровища растут…

……………………………………………….

Ступайте, полно вам по свету рыскать,

Служа страстям и нуждам человека.

Усните здесь сном силы и покоя,

Как боги спят в глубоких небесах…

Хочу себе сегодня пир устроить:

Зажгу свечу пред каждым сундуком,

И все их отопру, и стану сам

Средь них глядеть на блещущие груды.

Я царствую! Какой волшебный блеск

Послушна мне, сильна моя держава:

В ней счастье, в ней честь моя и слава!»

? О какой функции денег говорится в приведенном фрагменте?

? С какой целью Барон собирал деньги?

Самостоятельная работа

На оценку «»

Определите, какую функцию выполняют деньги в конкретных ситуациях

Ситуации

Функции денег

Покупатель в магазине

«Электротовары» приобретает микроволновую печь

 

Человек оформляет кредит в банке на покупку автомобиля

 

Найден клад, зарытый приблизительно в Х в. (серебряные монеты в горшке)

 

При поступлении на работу курьером молодому человеку была начислена зарплата 6000 рублей.

 

Стоматолог говорит пациенту : за пломбирование зуба вам придется заплатить 100 рублей».

 

? какая функция денег не указа в таблице.

______________________________________________________________________

На оценку «»

Выберите правильный ответ

Бартер-это:

А) обмен товаров на деньги;

Б) обмен одного товара на другой без денег;

В) обмен товара на ценные бумаги.

2. Предприимчивые люди обратили в товар практически все. А что не может быть товаром в современном обществе?

А) вода

Б) воздух

В) человек

3. В утверждении «Деньги должны делать деньги» предполагается, что люди не должны:

А) коллекционировать монеты

Б) сберегать деньги в сейфе

В) класть деньги на банковский счет

Г) вкладывать деньги в производство

4. Деньги служат в качестве

А) меры стоимости

Б) средства обращения

В) средства платежа

Г) все верно

5. Объясните пословицу

Денежка без ног, а весь свет обойдет

На оценку «»

1. Всеобщий эквивалент

 

А. Свойства денег

2. Любой продукт, который можно купить и продать

 

Б. Функции денег

3. Портативны

Однородны

Стабильны

Узнаваемы

 

В. Инфляция

4. Обесценивание денег

 

Г. Товар

5.Средство обращения

Средство обмена

 

Д. Деньги

6. полезная деятельность, выполняемая за деньги

 

Е. Услуги

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.