Конспект урока по обществознанию в 9 кл. "Правоотношения и субъекты права"

1
0
Материал опубликован 13 May


 Урок по обществознанию в 9 классе по теме: "Правоотношения и субъекты права»

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление обучающихся о понятиях правоотношение, элементы правоотношений, правоспособность и дееспособность; применять полученные знания на практике.

Развивающая: продолжить формирование умения работать с учебным материалом; умение анализировать информацию, формулировать выводы; развитие умения работать в группах.

Воспитательная: продолжить формирование правовой культуры обучающихся.

Задачи урока:

1.Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: правоотношение, правоспособность, дееспособность.

2.Создать условия для развития умения анализировать полученную информацию.

3.Организовать самостоятельную работу обучающихся по развитию навыков работы с учебным материалом.

4.Способствовать формированию уважительного отношения к правовому порядку.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока.

1.Понятие правоотношение.

2.Элнменты правоотношения

 3.Субъекты правоотношений.

 4.Рефлексия.

Ход урока.

1.Понятие правоотношения.

Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения. Какие? Личные, семейные, дружеские, деловые.

Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении. Например, семейные или дружеские отношения строятся на доверии и моральных нормах.

Но, существует область общественных отношений, которые могут быть урегулированы при помощи норм права.

Вспоминаем определение понятия права. Запись в тетради: право - это система общеобязательных норм , которые регулируют общественные отношения и охраняются силой государства, т.е. государство контролирует исполнение норм права и в случае нарушения применяет гос. принуждение, т.е. силу.

Отношения, которые регулируются нормами права, называются правоотношения. Само понятие состоит из двух слов: право и отношения(взаимодействие, которое регулируется с помощью права). Рассмотрим следующий пример. Вы совершаете покупки. Вы покупаете в магазине хлеб. В данной ситуации участвуют две стороны: покупатель и продавец.

1)Права и обязанности сторон.

Покупатель: заплатить деньги, равные стоимости товара, получить товар.

Продавец: выдать качественный товар, получить деньги, сдать правильно сдачу.

2)Это пример отношений между людьми, значит общественных отношений.

В юридической науке эти отношения являются примером купли – продажи.

3)Вопрос: эти отношения регулируются нормами права?

Да, Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс(ГК РФ гл.30 ст.454)

Теперь, исходя из признаков правоотношений, сформулируем и запишем определение:

Правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых связаны взаимными правами и обязанностями.

Характерные признаки правоотношений.

Выявить характерные признаки правоотношений нам поможет это же определение.

-  Между кем и на основе чего возникают правовые отношения?        Общественные отношения, возникают на основе норм права

- Что необходимо, чтобы возникли эти отношения?        Волевое отношение, т.к. для его возникновения необходима воля его участников (или как минимум одной стороны)

- Посредством чего осуществляется связь между лицами?        Связь между лицами осуществляется посредством субъективных прав и обязанностей

- Кем охраняются?        Охраняются государством с помощью государственного принуждения

         Итак,  признаки правоотношений:

1. Общественные отношения

 2. Возникают на основе НП и регулируются ими

 3. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями

 4. Носят сознательно-волевой характер

 5. Средство конкретизации норм права (НП) применительно к определенным лицам

 6. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой

В) Элементы правоотношений.

2.Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трёх элементов:

  1. субъектов правоотношения
  2. объекта правоотношения
  3. содержания правоотношения

Элементы правоотношения  (беседа с учащимися)

- Кто, на ваш взгляд, может быть субъектом правоотношений?  (участники правоотношений)

- Что является объектом правоотношений?

- Для того, чтобы регулировать отношения между субъектом и объектом, необходимо учитывать соответствующие правовые нормы, то есть права и обязанности участников правоотношений. Это и является их содержанием.  

В тетради формируется таблица:

                 Субъект

                         Объект

            Содержание

                   Кто?

                          Что?

Права и обязанности участников, предусмотренные

Участники  правоотношения

То, из-за чего возникло           правоотношение

соответствующими  правовыми нормами

 

Самостоятельная работа с терминами, распределите субъекты права:


Граждане РФ,  лица без гражданства,  иностранные граждане, беженцы, фирмы, организации, обществ

Физические лица

Юридические лица



 (для улучшения мышления включаются музыкальные композиции Моцарта и Генделя). Обсуждение.

  1. Субъекты правоотношений. Правоспособности и дееспособность   

Однако, для того чтобы стать участником правоотношения, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью, которые у физических и юридических лиц возникают по-разному. Откройте страницу 82. Опираясь на материал,  изложенный в параграфе, постарайтесь ответить на вопросы.

- что такое правоспособность?

- что такое дееспособность?

- когда наступает правоспособность для физических лиц?  а дееспособность?

- когда наступает правоспособность и дееспособность у юридических лиц?

понятие

Способность иметь права и

обязанности

Способность своими обязанными действиями

осуществлять юридические права и обязанности

возраст

с рождения

и до смерти

Приобретается постепенно

Когда наступает

Наступает с момента рождения

Полная дееспособность наступает в 18 лет



У юридических лиц правоспособность и дееспособность, наступает  одновременно в момент регистрации

                 Правоспособность                                дееспособность

- Объясните, какой  дееспособностью обладаете вы?

- Где может пригодиться вам материал, который мы изучили сегодня?

4.Рефлексия.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

5. Домашнее задание. Осмыслить параграф 9, выполнить задания на странице 83, 84.


Комментарии
Комментариев пока нет.