Конспект урока по обществознанию в 9 кл. "Правоотношения и субъекты права"
Урок по обществознанию в 9 классе по теме: "Правоотношения и субъекты права»
Цели урока:
Образовательная: сформировать представление обучающихся о понятиях правоотношение, элементы правоотношений, правоспособность и дееспособность; применять полученные знания на практике.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с учебным материалом; умение анализировать информацию, формулировать выводы; развитие умения работать в группах.
Воспитательная: продолжить формирование правовой культуры обучающихся.
Задачи урока:
1.Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: правоотношение, правоспособность, дееспособность.
2.Создать условия для развития умения анализировать полученную информацию.
3.Организовать самостоятельную работу обучающихся по развитию навыков работы с учебным материалом.
4.Способствовать формированию уважительного отношения к правовому порядку.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока.
1.Понятие правоотношение.
2.Элнменты правоотношения
3.Субъекты правоотношений.
4.Рефлексия.
Ход урока.
1.Понятие правоотношения.
Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения. Какие? Личные, семейные, дружеские, деловые.
Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении. Например, семейные или дружеские отношения строятся на доверии и моральных нормах.
Но, существует область общественных отношений, которые могут быть урегулированы при помощи норм права.
Вспоминаем определение понятия права. Запись в тетради: право - это система общеобязательных норм , которые регулируют общественные отношения и охраняются силой государства, т.е. государство контролирует исполнение норм права и в случае нарушения применяет гос. принуждение, т.е. силу.
Отношения, которые регулируются нормами права, называются правоотношения. Само понятие состоит из двух слов: право и отношения(взаимодействие, которое регулируется с помощью права). Рассмотрим следующий пример. Вы совершаете покупки. Вы покупаете в магазине хлеб. В данной ситуации участвуют две стороны: покупатель и продавец.
1)Права и обязанности сторон.
Покупатель: заплатить деньги, равные стоимости товара, получить товар.
Продавец: выдать качественный товар, получить деньги, сдать правильно сдачу.
2)Это пример отношений между людьми, значит общественных отношений.
В юридической науке эти отношения являются примером купли – продажи.
3)Вопрос: эти отношения регулируются нормами права?
Да, Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс(ГК РФ гл.30 ст.454)
Теперь, исходя из признаков правоотношений, сформулируем и запишем определение:
Правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых связаны взаимными правами и обязанностями.
Характерные признаки правоотношений.
Выявить характерные признаки правоотношений нам поможет это же определение.
- Между кем и на основе чего возникают правовые отношения? Общественные отношения, возникают на основе норм права
- Что необходимо, чтобы возникли эти отношения? Волевое отношение, т.к. для его возникновения необходима воля его участников (или как минимум одной стороны)
- Посредством чего осуществляется связь между лицами? Связь между лицами осуществляется посредством субъективных прав и обязанностей
- Кем охраняются? Охраняются государством с помощью государственного принуждения
Итак, признаки правоотношений:
1. Общественные отношения
2. Возникают на основе НП и регулируются ими
3. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями
4. Носят сознательно-волевой характер
5. Средство конкретизации норм права (НП) применительно к определенным лицам
6. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой
В) Элементы правоотношений.
2.Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трёх элементов:
- субъектов правоотношения
- объекта правоотношения
- содержания правоотношения
Элементы правоотношения (беседа с учащимися)
- Кто, на ваш взгляд, может быть субъектом правоотношений? (участники правоотношений)
- Что является объектом правоотношений?
- Для того, чтобы регулировать отношения между субъектом и объектом, необходимо учитывать соответствующие правовые нормы, то есть права и обязанности участников правоотношений. Это и является их содержанием.
В тетради формируется таблица:
Субъект | Объект | Содержание |
Кто? | Что? | Права и обязанности участников, предусмотренные |
Участники правоотношения | То, из-за чего возникло правоотношение | соответствующими правовыми нормами
|
Самостоятельная работа с терминами, распределите субъекты права:
Граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, беженцы, фирмы, организации, обществ
Физические лица | Юридические лица |
(для улучшения мышления включаются музыкальные композиции Моцарта и Генделя). Обсуждение.
- Субъекты правоотношений. Правоспособности и дееспособность
Однако, для того чтобы стать участником правоотношения, необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью, которые у физических и юридических лиц возникают по-разному. Откройте страницу 82. Опираясь на материал, изложенный в параграфе, постарайтесь ответить на вопросы.
- что такое правоспособность?
- что такое дееспособность?
- когда наступает правоспособность для физических лиц? а дееспособность?
- когда наступает правоспособность и дееспособность у юридических лиц?
понятие | Способность иметь права и обязанности | Способность своими обязанными действиями осуществлять юридические права и обязанности |
возраст | с рождения и до смерти | Приобретается постепенно |
Когда наступает | Наступает с момента рождения | Полная дееспособность наступает в 18 лет |
У юридических лиц правоспособность и дееспособность, наступает одновременно в момент регистрации |
Правоспособность дееспособность
- Объясните, какой дееспособностью обладаете вы?
- Где может пригодиться вам материал, который мы изучили сегодня?
4.Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
5. Домашнее задание. Осмыслить параграф 9, выполнить задания на странице 83, 84.