Конспект урока ОБЖ в 8 классе на тему «Обеспечение безопасности в туристских походах»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дятьковичская основная общеобразовательная школа
Конспект урока для школьников с использованием мультимедийных технологий
Предметная область: основы безопасности жизнедеятельности
Подготовила: Дмитриева Юлия Сергеевна,
педагог-организатор основ
безопасности жизнедеятельности
МБОУ Дятьковичской ООШ
2019
Аннотация
Данная работа представляет собой конспект урока основ безопасности жизнедеятельности для обучающихся 8 класса по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» Н.Ф. Виноградовой, Д.В. Смирнова, А.Б. Таранина. «Обеспечение безопасности в туристических походах» – это тема первого урока в данном классе по разделу «Безопасный отдых и туризм».
Цель урока: сформировать осознанное отношение учащихся к необходимости обеспечения безопасности в туристских походах.
Задачи урока:
– расширить представления о значении активных видов и форм туризма для здорового образа жизни;
– расширить и углубить представления учащихся о естественных препятствиях, встречающихся в туристских походах;
– развить способности правильно оценивать (характеризовать) естественные препятствия, и выбирать безопасный способ их преодоления.
Методы урока: словесно-иллюстративный; частично-поисковый; демонстрационный.
Структура урока:
I. Мотивационный этап.
II. Этап актуализации знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Включение в систему знаний и умений.
VI. Рефлексия, оценивание работы учащихся.
VII. Домашнее задание.
Тема урока: Обеспечение безопасности в туристических походах
Цель урока: сформировать осознанное отношение учащихся к необходимости обеспечения безопасности в туристских походах.
Задачи урока:
– расширить представления о значении активных видов и форм туризма для здорового образа жизни;
– расширить и углубить представления учащихся о естественных препятствиях, встречающихся в туристских походах;
– развить способности правильно оценивать (характеризовать) естественные препятствия, и выбирать безопасный способ их преодоления.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность выражать свои мысли, воспринимать и обсуждать мнение одноклассников.
Метапредметные: развитие умения предвидеть опасные ситуации и умения их предотвращать или преодолевать.
Предметные: Базовый: получить понятие о безопасном туризме.
Повышенный: понимание источников опасности в разных видах туризма, осознание важности этапа подготовки к туристическому походу, умение справляться с нестандартными ситуациями в походе.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Методы урока: словесно-иллюстративный; частично-поисковый; демонстрационный.
Метапредметные связи: география.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Дидактический материал: «Основы безопасности жизнедеятельности. 7-9 классы» Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. – М.: Вентана-Граф, 2018
Оборудование: компьютер, учебник, тетради, таблички с изображением разных видов туризма,
Мультимедийное сопровождение: видеоролик «Живи ярко».
Структура урока:
I. Мотивационный этап.
II. Этап актуализации знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Включение в систему знаний и умений.
VI. Рефлексия, оценивание работы учащихся.
VII. Домашнее задание.
Ход урока:
Мотивационный этап.
На доске вывешены картинки с изображением разных видов туризма
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами переходим к изучению новой темы. Чтобы понять, о чем сегодня мы с вами будем говорить, предлагаю обратиться к иллюстрационному материалу на доске. Что объединяет все эти картинки?
Ученики: Туризм
Учитель: Но если вспомнить, как называется наш предмет, то, как Вы думаете, о какой стороне туризма мы с вами будем говорить?
Ученики: Безопасность туризма
Учитель: Совершенно верно.
II. Этап актуализации знаний.
Учитель: Давайте откроем тетради и запишем дату и тему сегодняшнего урока «Обеспечение безопасности в туристских походах». Теперь попробуйте составить характеристику понятия «безопасный туризм» [1].
На задание 3 минуты. Обсуждение результатов.
Учитель: А как вы думаете, какие задачи будут поставлены перед нами на этом уроке? (Ответы учащихся)
III. Изучение нового материала
Учитель: Прежде чем мы приступим к изучению возможных опасностей на пути туристов, мы с вами посмотрим, какие же виды активного туризма вообще существуют [5].
Учитель: Дадим характеристику каждому виду активного туризма.
Учащиеся кратко по очереди характеризую разные виды туризма, опираясь на жизненный опыт и знания, полученные на занятиях кружка по туризму.
Учитель: Какие опасности могут подстерегать туристов в том или ином виде похода? Для ответа давайте обратимся к таблице в учебнике на стр. 155.
Работа с таблицей в учебнике. Обсуждение опасностей и запись их в тетрадь.
Учитель: Почему эти причины называются объективными?
Ответы учащихся.
Учитель: Какие могут быть субъективные причины?
Ответы учащихся.
Учитель: Скажите, а как же нам справится с такими трудностями в походе? Можем ли мы их предотвратить, преодолеть или может предупредить?
Предполагаемый ответ учащихся: Можно, если заранее правильно подготовиться к походу.
Учитель: А с чего начинается подготовка? (Подбор группы с соответствующими физическими способностями, распределение обязанностей, подбор снаряжения, составление маршрута, изучение местности по картам, эмоциональная готовность)
Учитель: Итак, группу собрали. Распределяем обязанности.
Индивидуальная работа с карточками «Обязанности участников похода» [2], обсуждение результатов.
Учитель: Распределили обязанности. Теперь давайте собираться. Вспомним, какие вещи нам нужны будут в походе. (Групповое и личное снаряжение).
Практическая работа «Упаковка рюкзака»: имея стандартный набор для похода, учащимся предлагается правильно упаковать все вещи в рюкзак. После выполнения работы – обсуждение и исправление ошибок [3,4].
Учитель: Молодцы. Рюкзак упакован. К походу готовы. Трудности нам не страшны.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: Я буду называть трудности, с которыми могут столкнуться туристы в походе. А вы должны отгадать, к какой категории относится эта трудность. Если она объективная, то поднимаем желтый кружок, если субъективная, то красный. А также попробуйте предложить свой вариант преодоления данного препятствия.
- заросли труднопроходимого кустарника;
- недостаточный опыт руководителя;
- конфликт среди участников тургруппы;
- сильный боковой ветер;
- отсутствие навыков оказания первой доврачебной помощи при заболевании или травме;
- заболоченная местность;
- отсутствие в группе дисциплины;
- невыполнение команд руководителя;
- переправа через водоток вброд;
- недостаточная физическая и техническая подготовленность туристов [1].
V. Включение в систему знаний и умений
Демонстрация видеоролика о туризме «Живи ярко». Обсуждение смысла видеоролика.
VI. Рефлексия, оценивание работы учащихся
Учитель: Спасибо за работу на уроке. Давайте подведем итоги.
VII. Домашнее задание
Читать параграф с. 152 – 158, составить таблицу полного туристического снаряжения группы в 10 человек (образец в учебнике на с. 157).
Список использованной литературы
1. «Основы безопасности жизнедеятельности. 7-9 классы» Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. – М.: Вентана-Граф, 2018
2. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма» А.Г. Маслов, 2013
3. Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками, К.В. Бардин, – издательство Просвещение, 1981
Интернет-ресурсы:
4. Поход в гору: https://pohod-v-gory.com/
5. Свободная энциклопедия Википедия: https://ru.wikipedia.org
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Должностные обязанности участников группы в походе
Найдите соответствие
Описание должности
|
|
Должность |
Он проводит закупку продуктов перед походом, пополняет их в походе, контролирует транспортировку и расходование продуктов в походе, если необходимо, консультирует дежурных по приготовлению пищи
|
|
Руководитель группы |
На эту должность назначается один из самых опытных и авторитетных ребят, волевой, беспристрастный, требовательный к себе и окружающим. Все вопросы походной жизни находятся под его контролем.
|
|
Медик |
Он работает в тесном контакте с руководителем. Он составляет список группового снаряжения, распределяет его среди участников похода, в походе следит за его состоянием, руководит его своевременным ремонтом, организует обработку снаряжения после похода и сдачу.
|
|
Направляющий |
Он приобретает, хранит и пополняет аптечку, следит за выполнением санитарных правил, в случае необходимости оказывает первую помощь.
|
|
Хронометрист |
Он четко следит за временем движения группы на маршруте согласно графику, организует привалы по режиму движения и устанавливает время выхода группы с бивака.
|
|
Завпит (заведующий питанием) |
Он ведет группу по маршруту, ориентируется по компасу и карте, устанавливает темп движения группы, т.к. идет первым. Эта должность не закрепляется за конкретным участником, а является переходящей каждый день к новому участнику группы. |
|
Завснар (заведующий снаряжением) |