12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
МАЙДАНКИНА ИННА ВИКТОРОВНА649
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ. ЛЮБЛЮ ТВОРИТЬ И НЕСТАНДАРТНО ПОДХОДИТЬ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ.
Россия, Самарская обл., Жигулевск

Конспект урока по окружающему миру (развитие речи) в подготовительном к школе классе.

Тема: Урок - закрепление. Развитие устной речи детей. «Продуктовый магазин».

Цель:

*совершенствовать речевые навыки учащихся по заданной теме;

*развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности;

*побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Задачи урока.
1. Работать над закреплением изученной лексики по теме.
2. Совершенствовать умение задавать вопросы.
3. Совершенствовать речевые навыки учащихся по заданной теме.
4. Закрепление навыков речевого этикета.
5. Совершенствование навыков и умений составления диалога по предложенной ситуации на основе наглядной опоры.

6. Совершенствовать навыки составления описательного рассказа о предмете с использова-нием мнемокарты.

Планируемый результат:

*учащиеся научаться обобщать понятия «овощи» и «фрукты»;

*учащиеся научаться различать и называть основные цвета, их оттенки игеометри-ческие фигуры;

*учащиеся научаться вести и поддерживать диалог - беседу;

*учащиеся научаться составлять описательный рассказ о предмете с помощью мнемо-карты;

*учащиеся научаться использовать в разговорной речи прилагательные, наречия;

*учащиеся научаться применять речевой этикет в практической деятельности.

Оборудование:

-проектор, экран, презентация (Приложение 1);

-муляжи овощей и фруктов;

-наборы геометрических фигур (раздаточный материал);

-дидактические игры «Дары лета», «Волшебные картинки», лото «Овощи и фрукты»;

-кукла, сюжетные картинки;

-вкладыши овощей.

Индивидуальная работа: Святослав Х.

 

Ход урока.

Психологический настрой на урок (Приложение 1, слайд 2-3)

Педагог читает стихотворение. Дети смотрят на экран и стараются поймать лучик  солнца.

***********************

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо открываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Педагог: Я хочу, чтобы этот волшебный лучик солнца согрел ваши сердца и души, чтобы вы стали веселыми, активными и сегодня на уроке вам сопутствовала удача и успех.

Организационный момент.

Педагог сообщает детям о том, что у них сегодня гость. А вот кто это они узнают, если отгадают загадку (Приложение 1, слайд 4)

************

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается

А с водой не знается (кошка)

Спонтанные ответы детей.

Педагог: Да, ребята, вы правы. Сегодня у нас в гостях кошечка Муся. Это необычная кошечка. Посмотрите на неё внимательнее и скажите почему.

Дети определяют, что она состоит из геометрических фигур.

Педагог: Давайте расскажем, из каких геометрических фигур состоит наша кошечка и какого они цвета.

Дети по очереди называют геометрическую фигуру и её цвет.

Педагог: Ребята, давайте попробуем описать нашу кошечку.

*Какого цвета её шерстка? (рыжего)

*Какая шерстка может быть у кошечки, если мы её погладим? (пушистая, мягкая)

*Какого размера бывают кошечки? (большие и маленькие)

*Если кошечка любит играть, веселиться, то, как мы можем её назвать?

(игривая, шустрая)

*А если она любит спать и смотреть в окошко, сидя на подоконнике? (спокойная)

*А если она мурлычет и ласкается около ваших ног? (ласковая)

Педагог еще раз со всеми детьми повторяет все определения и просит детей самостоятельно составить небольшой рассказ о том, какая кошечка пришла к ним в гости.

Рассказы детей:

*К нам в гости пришла большая, рыжая, пушистая, ласковая, игривая кошечка.

*К нам в гости пришла маленькая, ласковая, шустрая, пушистая, рыжая кошечка.

Педагог предлагает детям выложить в центре парты такую же кошечку.

Индивидуальная работа.

Педагог предлагает, Святославу, обследовать вкладыши овощей и фруктов, определить их форму, цвет и вставить каждый исследуемый вкладыш в нужный пазл. Обследуемый результат ребёнок сопровождает речью. Например, «Это огурец, он овальной формы, зеленого цвета. Его нужно вставить в первый пазл (или вот сюда)». Обследование вкладышей проводиться по программе Монтессори (фигура лежит на столе, ребёнок двумя пальцами (указательным и средним) обводит её по контуру, потом обводит каждый свободный пазл таким же образом, определяя нужный пазл для вкладыша).

После этого педагог предлагает Святославу поиграть в игру «Волшебные картинки».

Перед ребёнком игровое поле с геометрическими фигурами и мешочек с волшебными картинками (картинок должно быть не более 6-8). Ребёнок достает из мешочка картинку и называет что изображено на ней, определяет форму предмета и его цвет. Потом кладет картинку на соответствующее место на игровом поле (опираясь на форму предмета).

Педагог: Ребята! У нашей кошечки Муси сегодня день рожденье. Она пригласила гостей и ей надо приготовить праздничные блюда - овощной салат, ароматный компот и закончить праздник чаепитием. Но она не знает, что ей нужно делать, ведь в холодильнике пусто. Как вы думаете, что она должна сделать?

Дети спонтанно отвечают (купить все в магазине; сходить на рынок; съездить в гипермаркет).

Педагог: А в каких магазинах обычно вы с родителями делаете покупки?

Дети обычно называют названия магазина («Магнит», «Пчелка» и т.д.) или указывают на размер и цвет (в большом зеленом, магазине около дома).

Педагог: А если вы там покупаете только продукты?

Дети: Это продуктовый магазин.

Педагог: Давайте посмотрим, что продают в продуктовом магазине. (Приложение 1 слайд 5-14)

Педагог комментирует каждый слайд. Например, «В продуктовом магазине есть отдел готовой мясной продукции. Здесь продают сосиски, сардельки, варенную и копченую колбасу, мясные рулеты и рулеты из мяса птицы и т.д. Они лежат в специальной витрине - холодильник. Другие продукты могут лежать на прилавке и стеллажах».

После просмотра слайдов, педагог предлагает детям помочь кошечки Муси купить необходимые ей продукты. А для этого им нужно отправить в магазин.

Музыкальная физминутка. (Приложение 2)

Дети отправляются на автобусе в магазин (имитируют посадку в автобус и садятся за парты). (Приложение 1 слайд 15)

На остановке «Магазин» дети выходят. Магазин расположен в игровой зоне. Проводиться игра «Продавцы и покупатели».

Педагог: Добро пожаловать в наш супермаркет. На данный момент у нас открылся овощной и кондитерский отделы.

Педагог: Так как продавцы заболели, нам нужно их заменить. Давайте распределим роли. Женя будет продавцом кондитерского отдела. Элен и Вероника – овощного. Элен будет продавать овощи, а Вероника - фрукты.

Дети ходят от отдела к отделу, определяясь в выборе покупки.

Индивидуальная работа.

Святослав тоже участвует в игре. Под руководством педагога он ходит и рассматривает товар, для определения конечного выбора. Если ребенок затрудняется сделать выбор, то педагог помогает ему наводящими вопросами

(н-р, «Ты любишь фрукты?», «Давай что-нибудь купим!» и т.д.). После определения вида покупки, Святослав подходит к прилавку и с помощью педагога, и его наводящих вопросов, покупает продукт (н-р, «Святослав, нужно вежливо у продавца попросить что-нибудь тебе продать».).

Святослав: Продайте, мне, пожалуйста, банан.

Вероника: Пожалуйста! (подаёт банан)

Педагог напоминает Святославу о том, что нужно поблагодарить за покупку.

Святослав: Спасибо.

В это время игра продолжается.

«Овощной» отдел.

Ваня М: Скажите, пожалуйста, у вас есть в продаже яблоки.

Вероника: Да, конечно.

Ваня М: Продайте, мне, пожалуйста, одно яблоко.

Вероника: Возьмите, пожалуйста.

Ваня М: Спасибо.

Никита: Я хочу купить огурцы.

Элен: Сколько вам?

Никита: Два.

Элен: Вот, возьмите, пожалуйста.

Никита: Большое спасибо.

«Кондитерский отдел»

Денис: Скажите, пожалуйста, у вас есть в продаже торт «Вишенка».

Женя: Извините, но уже продали. Но зато есть очень вкусный торт «Цветок». Возьмите его.

Денис: Он свежий.

Женя: Привезли сегодня утром.

Денис: Хорошо, давайте.

Женя: Возьмите, пожалуйста. Вам очень понравиться.

После совершенных покупок дети на автобусе возвращаются в учебную зону (Приложение 1, слайд 15)

Педагог: Ребята! Давайте расскажем кошечке Муси, что мы для неё купили.

Педагог спрашивает всех детей или по желанию самих детей. Дети составляют рассказ о приобретенном предмете с помощью мнемокарты.

Индивидуальная работа.

Святослав тоже рассказывает кошечке о том, что он купил с помощью наводящих вопросов (предусматривается полный ответ ребёнка)

*Что ты купил? (Я купил банан.)

*Какой формы банан?

*Какого цвета этот фрукт?

*Он твердый или мягкий, когда его кусаешь?

*Какой он на вкус?

*Где растет банан?

*Что из него можно приготовить?

Каждый задаваемый вопрос педагог отмечает на мнемокарте, показывая ребенку символ.

Дети делятся на две группы.

I группа детей играет в д/и лото «Овощи и фрукты»

В данной игре ведущий достаёт из коробочки фишку и описывает изображенный на ней предмет. Например, «этот предмет растет на грядке, он большой, круглый, тяжелый, оранжевого цвета, внутри есть белые семена, из него можно варить кашу и т.д». Ведущий отдает фишку игроку, у которого этот предмет есть на игровом поле, после того, как ребёнок его назовёт. Выигрывает тот игрок, кто быстрее всех закрыл своё игровое поле.

II группа детей играет в д/и игру «Дары лета»

Принцип игры тот же самый, что и у первой группы. Только ведущий начинает игру со слов: «У нас в огороде созрел», «В саду поспели», «Я сорвал(а) с грядки», «Я сорвал(а) с дерева», «На кустах в саду поспела» - и начинает описывать ягоды, фрукт или овощ.

Индивидуальная работа.

Со Святославом педагог проводит игру «Что купила кукла Маша».

Наглядный материал: кукла, сумка, два игровых поля (огород и сад).

Раздаточный материал: картинки с овощами и фруктами (не более 3-4 картинок)

Педагог: С нами в магазин ходила кукла Маша. Она купила разные продукты, но забыла что именно. Давай поможем ей вспомнить, что она купила.

Святослав достает из сумки по одной картинке и начинает рассказывать, с помощью наводящих вопросов педагога и мнемокарты, о том, что купила кукла Маша. Каждый раз он начинает рассказ с одной и той же фразы – «В магазине кукла Маша купила и т.д. После описания предмета ребёнок должен положить картинку на соответствующее игровое поле, по месту произрастания (н-р, капусту на поле, где изображен огород).