12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зайцева Мария Николаевна19


Конспект урока по окружающему миру с использованием исторического материала как условия формирования у учеников ценностного отношения к истории своей страны


Тема урока: Екатерина Великая

Цель урока (для учителя): сформировать у обучающихся знания и умения определения эпохи правлении императрицы Екатерины II.

Задачи урока:

Образовательные:

-сформировать у учеников знаний о биографии Екатерины II и ее достижениях во время правления;

-сформировать у детей знаний о биографии Александра Суворова;

-сформировать у обучающихся знаний о жизни дворян и крестьян во время правления Екатерины II;

-формировать у школьников знаний о военном событии «Штурм Измаила».

Развивающие:

-создать условия для рефлексии своей деятельности школьниками;

-содействовать развитию у детей действий анализа объектов с целью выделения признаков;

-создать условия для планирования учебного сотрудничества обучающихся с учителем.

Воспитательные:

-содействовать осознанию учащимися значимости сохранения исторического наследия;

-воспитывать у обучающихся ценностное отношение к истории своей страны.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знают о биографии Екатерины II и ее достижениях во время правления; о биографии Александра Суворова; о жизни дворян и крестьян во время правления Екатерины II; знают о военном событии «Штурм Измаила».

Метапредметные:

-формирование познавательных УУД:

Осуществляют рефлексию своей деятельности; осуществляют действия анализа объектов с целью выделения признаков.

-формирование коммуникативных УУД:

Планируют учебное сотрудничество с учителем.

Личностные:

Осознают значимость сохранения исторического наследия, у обучающихся воспитывается ценностное отношение к истории своей страны.

Тип урока: открытие нового знания

Методы и приемы: беседа, методы иллюстраций, прием «Игра исторического соучастия», рефлексия, объяснение, педагогическая поддержка, диалог.

Понятия, формируемые на уроке: Екатерина Великая, Александр Суворов.

Оборудование урока для учителя: Изображение исторического документа «Указ Екатерины II», учебник, сценарий.

Оборудование урока для учащихся: учебник 4 класс 2 часть «Окружающий мир» УМК «Школа России», тетрадь, дневник, элементы костюмов XVIII века.

Оформление классной доски



Дата

Классная работа










Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

(1 мин)

Настроить, подготовить детей к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Вы готовы к нашему уроку? (Да)

- Присаживайтесь. Посмотрите друг другу в глаза, долго и не моргая. Трудно? (Да)

-Зато все вы улыбнулись, а это очень полезно для вашего здоровья. В данный момент у вас работают больше 1000 лицевых мышц

-Ну, что? За работу!

-Давайте откроем тетради и запишем число и классную работу.

Дети здороваются с учителем, записывают в тетради число и классная работа.

Планируют учебное сотрудничество с учителем.


Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

(5 мин)

Создать условия для актуализации знаний, создать условия для решения учащимися проблемного вопроса

-Ребята, каких правителей мы с вами изучали ранее? (Петр I, Иван III, Федор Иванович Романов и др.)

-Что о каком правителе вы запомнили? (ответы детей)

-Кто мне скажет, как передавался русский трон? (По наследству, по мужской линии)

-Тогда возникает вопрос: как же так получилось, что на Руси правили еще и женщины? (предположения детей)

-Каких русских правительниц вы знаете? (Екатерина II, Ольга, Екатерина I и др.)

-Чаще всего, причиной тому, что русским престолом правила женщина – это несовершеннолетие царя. Не достигнув совершеннолетия, будущий царь не имел права взойти на престол. Вместо него все государственные дела решала его мать.


-Посмотрите сейчас на столы. Что вы видите? (Документ)

-Что вы заметили в нем особенного? (Он напиcан на старославянском языке, документ старый)

-Вы правы. Документ очень старый. Как он смог так хорошо сохранится? (За документом ухаживали, обрабатывали специальными средствами, следили)

-А зачем это делали? (Чтобы сохранить документ в первозданном виде)

-А зачем нужно хранить такие документы? (Это реликвия, культурная ценность нашей страны, а ее мы должны сохранить)

-А зачем хранить культурную ценность? (Чтобы передавать из поколения в поколение и хранить историю своего народа)

-А сейчас давайте представим такую ситуацию. Вы, приехав к бабушке домой, наткнулись на очень старую раритетную книгу. Вы подошли к родителям и спросили, что же с ней сделать. Ваши родители сказали, что не знают. Что вы сделаете с этой раритетной книгой? (Ответы детей)

-Ребята, не в коем случае нельзя выбрасывать эту книгу. Как вы думаете почему? (Она может содержать секретные или архивные данные)

-Чтобы вы сделали в этом случае? (Отнесли в городскую библиотеку)

-Как вы думаете, что там с ней сделают? (Определят ее ценность, будут хранить)

-Вы совершенно правы.


-Ребят, посмотрев на документ, вы можете сказать, о чем он? Зачем его создали? (Этот документ оповещает слуг царской семьи о том, что их какие-либо долги прощены)

-Ребята, о каком правителе в документе идет речь? (О Екатерине II)

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Екатерина Вторая)

-Правильно. Запишите тему в тетрадь.

-В народе Екатерину II называют Великая. Как вы думаете, почему? (предположения детей)

-Давайте же узнаем, почему императрицу называли Великой.

Дети отвечают на вопросы учителя, рассматривают исторический документ, определяют тему урока, записывают тему урока в тетрадь,

Осознают значимость сохранения исторического наследия; воспитывается ценностное отношение к истории своей страны осуществляют действия анализа объектов с целью выделения признаков.

У каждого на столе лежит документ «Указ Екатерины II».

Открытие новых знаний

(24 мин)

Сформировать у учащихся знания о правлении и жизни Екатерины II и ее приближенных.

-Сегодня наш урок пройдет немного в необычной форме, в форме театрализации. Я буду автором или ведущим, а ваши одноклассники будут мне помогать. Давайте поддержим их.


Автор: Вторая половина XVIII в одна из самых блистательных страниц Русской истории. Во главе Российского государства тогда стояла императрица Екатерина II.


(к доске выходит ученица в образе Екатерины II, демонстрируя наряд и прическу того времени)


Царствовала императрица 34 года. Она была очень умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием. Прекрасно образованная Екатерина II вела переписку с умнейшими людьми своего времени.


Екатерина II: Я родилась 21 апреля 1729 года в маленьком немецком княжестве. При рождении получила имя Софья Фредерика Августа. Но февраль 1744 года круто изменил мою жизнь. Тогда в далекой России правила Елизавета Петровна, дочь Петра великого, она-то и пригласила меня погостить в Москву вместе с матерью. По всей видимости, я очень приглянулась русской императрице, и она объявила моей матери, что избирает меня в невесты великому князю – наследнику Петру Федоровичу. Я очень старалась выучиться читать, писать и говорить по-русски. Ночами готовила уроки, иногда забывая одеться потеплее. За такое рвение я поплатилась очень дорого – сильно простудилась. При этом я полюбила русский язык настолько, что никогда ни на каком языке, кроме русского, не заговаривала с окружающими. Когда императрица Елизавета скончалась, на престол вступил мой муж, император Петр III, воспитанный в Германии и не любивший Россию. Но вскоре он скончался, и, из-за несовершеннолетия моего сына, я вступила на престол под именем Екатерины II Алексеевны.


(ученица в образе Екатерины II садится за парту)


Автор: У Екатерины был редкий дар выбирать себе помощников и советников. Ее время было знаменито славными военачальниками и выдающимися государственными деятелями. Одним из таких военачальников был прославленный Александр Васильевич Суворов.


(к доске выходит ученик в образе Александра Суворова, демонстрируя наряд и прическу того времени)


Александр Суворов: Я родился 30 ноября 1730 года. Я был мал ростом, хил, тощ и неказист. Меня обучали иностранным языкам и наукам. Я заявил родителям, что хочу поступить на военную службу. Они отговаривали меня, но я стоял на своем и был записан в гвардию рядовым в Семеновский полк. В этом полку я прослужил 9 лет. В 1754 году я был произведен в офицеры и попал на войну. Начальство обратило на меня внимание и отличило между всеми товарищами и сверстниками. Мне было поручено командование небольшим отрядом, который должен был беспокоить неприятеля частыми и внезапными нападениями. В самом начале царствования Екатерины Великой мне было поручено командование сначала Астраханским, а потом Суздальским полком. Я приучал свой полк постоянно быть готовым ко всяким случайностям и никогда не сомневаться в победе. Мне было поручено действовать против турок в Дунайских княжествах. При Фокшанах произошла ожесточенная битва. Мы разбили неприятеля, но не успели еще отдохнуть от боя, как он со стотысячным войском напал вновь. А нас было не более двадцати тысяч. Но мы ударили так неожиданно, что враг бежал сломя голову. Мы победили. Но этим подвигом не закончились мои деяния во Вторую турецкую войну. Мне еще предстояло взять крепость Измаил.


(ученица в образе Екатерины II и ученик в образе Суворова садятся за парту)


Автор: Это была мощная и сильная крепость с множество пушек, окруженная глубокими рвами. Эта крепость на Дунае считалась неприступной твердыней. Приготовления к штурму длились 6 дней. Недалеко от крепости построили крепостной вал и ров, подобные укреплениям Измаила. Солдаты учились преодолевать заграждения, делали лестницы, заготавливали связки хвороста (чтобы забрасывать ров). Когда все было готово к штурму Измаила, Суворов послал письмо коменданту с предложением сдаться. Но последовал надменный отказ: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечет в другую сторону, что сдаться Измаил». В один из декабрьских дней на рассвете заговорили русские орудия. Обстрел Измаила продолжался весь день и ночь. Войска пошли на приступ. Когда рассвело, вал, окружавший крепость, был в руках русских. Лишь к 4 часам дня бой стих.


-Спасибо нашим Екатерине II и Александру Суворову. Ребята, как вы думаете почему ваши одноклассники оделись в костюмы Екатерины II и Александра Суворова? (Чтобы показать как одевались в то время, чтобы раскрыть персонажа)

-А почему мы должны увидеть, как одевались в то время люди? (Чтобы помнить)


Автор: Сейчас на презентации вы можете наблюдать изображение художника Аркадия Русина под названием «Въезд А. В. Суворова в Измаил». Что вы видите на изображении? (Александр Суворов с русскими военачальниками на коне въезжает в крепость Измаил, его встречают русские солдаты и, стоящие на коленях, поверженные турки)

Автор: Какое настроение передает художник в этой картине? (Аркадий Русин пытается передать торжественное настроение, праздничное, радостное)

Автор: Вы совершенно правы. А как же жили люди на Руси во времена правления Екатерины II? Давайте узнаем это от самих жителей?


(К доске выходит дворянин и крепостной крестьянин, демонстрируя наряд и прическу того времени)


Дворянин: Я дворянин, принадлежу к господствующему слою населения. Во времена правления Екатерины II мне жилось очень хорошо. Много таких же дворян покинули Москву и Санкт-Петербург и стали жить в своих усадьбах. Дворян, которые наиболее отличились перед императрицей, жаловали поместьями с тысячами крепостных крестьян.


Крепостной крестьянин: А я крепостной крестьянин. Я полностью завишу от дворянина или по-другому помещика. Он может продать меня, подарить, проиграть в карты или обменять на породистую собаку. Но мы не миримся с этим. Многие из нас бегут на новые необжитые места – на Дон, в Сибирь. Также мы подняли восстание во главе с Емельяном Пугачевым, но силы были не равны, и нас разгромили.


Автор: Давайте поблагодарим жителей.


(Дворянин и крепостной крестьянин садятся за парты)


Автор: Ребят, а какие же достижения были у Екатерины II? Об этом нам расскажут ее фрейлины.


(К доске выходят фрейлина 1, фрейлина 2, фрейлина 3, демонстрируя наряд и прическу того времени)

Фрейлина 1: Не было до Екатерины в России бумажных денег. Ходили деньги металлические. Делали их из золота, из серебра, из меди. В других странах уже были деньги, изготовленные из бумаги. Екатерина захотела ввести такие же. Но богатые люди с ней не согласились. Прошло несколько лет. Вновь заговорила Екатерина II о деньгах бумажных. Придумали для них и название – ассигнации. Прошло еще несколько лет. Все больше и больше в стране сложностей из-за этих громоздких денег.

И Екатерина распорядилась ввести в России бумажные деньги.


Фрейлина 2: Часто болезни бывали страшные: холера, чума, оспа.

В годы царствования Екатерины II снова оспа русских земель коснулась. Погибли тысячи людей. Знала императрица, что в зарубежных странах найдено лекарство – вакцина для борьбы с оспой. Решила Екатерина пригласить к нам в страну иностранных врачей - пусть вакцину начнут прививать жителям России. Распорядилась императрица начать прививки как раз со своих приближенных.

Назначила она день для прививок. Приказала быть всем. Съехались они в назначенный день в Зимний дворец. Сделали всем прививки. После Петербурга разъехались доктора по разным местам России. Постепенно успокоились люди.


Фрейлина 3: Решила Екатерина II установить памятник Петру I. Через полгода памятник был готов. Забраковала Екатерина памятник: громоздкий, лошадь огромная, Петр мрачный, угрюмый. Стали думать о новом скульпторе. Написала Екатерина письмо своему другу в Париж Дидро. Вскоре из Парижа пришел ответ. Приехал Этьен Фальконе в Петербург. Долго работал. Наконец памятник был готов. Глянула Екатерина II. Сидит Петр I верхом на коне. Конь вздыблен. На земле под копытами коня лежала поверженная змея. Понравился памятник Екатерина. Приказала она выбить на памятнике слова: Петру Великому Екатерина Вторая». Творение Фальконе – один из лучших конных памятников в мире.


(Фрейлина 1, фрейлина 2, фрейлина 3 садятся за парты)


-Спасибо фрейлинам.

К доске выходят ученики в костюмах, рассказывают свои роли.

Знают о биографии Екатерины II и ее достижениях во время правления; знают о биографии Александра Суворова; знают о жизни дворян и крестьян во время правления Екатерины II; знают о военном событии «Штурм Измаила; осознают значимость сохранения исторического наследия; воспитывается ценностное отношение к истории своей страны.


Физминутка

(2 мин)

Создать условия для развития физических качеств учащихся.

-А сейчас давайте немного отдохнем. Встанем. Повторяйте за мной.


Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо.

(Наклоны вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише,

(Присесть, спина прямая.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носки.)

Раз, два — выше голова,

(Поднять голову.)

Три, четыре - руки шире,

(Руки в стороны.)

Пять, шесть — тихо сесть,

(Сесть за парту.)

Семь, восемь - тень отбросим.

(Два хлопка о парту.)

Сел на дерево скворец,

И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)


-Молодцы, присаживайтесь.

Обучающиеся повторяют движения за учителем.



Закрепление открытых знаний

(8 мин)

Создать условия для закрепления знаний по изученной теме.

-Итак, вам сейчас такое задание- составить синквейн к слову «Екатерина Великая». Время на работу – 3 минуты.


-Закончили. Озвучьте свои варианты синквейнов. (ответы детей)


-Хорошо. Вы успешно справились. А справитесь ли вы с данным заданием? Необходимо найти в учебнике на стр. 108-110 или придумать самому слова, которые характеризуют полководческое искусство Суворова. Приступайте.


-Закончили? Озвучьте свои варианты.


Ребята, а давайте вспомним вопрос, которым мы задались в начале нашего урока. Как он звучал? (Почему в народе Екатерину II называют Великая?)

-Кто из вас сможет ответить на этот вопрос? (Екатерина II умело управляла страной, заботилась о ней, укрепила позиции во внешней политике и т.д.)

-Совершенно верно.

Дети отвечают на вопросы учителя, записывают синквейн и выполняют задание по теме урока.

Осознают значимость памяти событий Великой Отечественной войны; воспитывается ценностное отношение к истории своей страны.


Домашнее задание

(2 мин)

Дать задание на дом.

-Итак, наше занятие подходит к концу. Запишем домашнее задание.

Вам необходимо составить рассказ для иностранца о правлении Екатерины II от имени жителя страны того времени.

Ученики записывают домашнее задание себе в дневник



Итог урока, рефлексия

(2 мин)

Выявить осознанность своей деятельности на уроке у детей

-Какую тему мы изучали на сегодняшнем уроке? (Екатерина Великая)

-Что нового вы узнали?

-Все ли получилось у вас сегодня на уроке? –Какие были неудачи?

-Как можно ликвидировать ваши неудачи?

Обучающиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечают на вопросы.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.


Заключительное слово

(1 мин)

Создание положительного настроя.

-Спасибо, ребят. Урок окончен. До свидания.

Прощаются с учителем.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.