Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь в пресных водах»
Тема: «Жизнь в пресных водах»
Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Сегодня на уроке у нас гости, а гости - это всегда радость и хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я вижу, что вы готовы меня слушать и слышать.
Мне хочется, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Пожелайте мысленно себе удачи и тихонько сядьте за парты!
II. Актуализация опорных знаний
Знаниями о луге поделитесь, друзья. Каждый дома трудился не зря.
-Как нужно вести себя на лугу? (ответы детей)
-Как можно назвать луг в целом с его животным и растительным миром? (природным сообществом)
- Почему луг называют природным сообществом?
(Луг — это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)- подготовить ученика
-Молодец! Спасибо. А сейчас, ребята, мы все вместе вспомним какие растения и животные обитают и растут на лугу. Поиграем в игру.
1.Игра «Узнай меня»
-Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)
-Мелкий зверёк из семейства грызунов, напоминающий мышь. (Полёвка)
-Большая бабочка желтой окраски с чёрным рисунком на крыльях. (Махаон)
-Птица, которая предпочитает не летать, а бегать. Издаёт скрипучие звуки. (Коростель)
-Полосатый труженик, перелетающий с цветка на цветок и опыляющий их. (Шмель)
Зелёный и прыгучий герой многочисленных сказок, песенок и стихотворений. (Кузнечик)
Его красные пушистые цветы как магнит притягивают всех травоядных, потому что под яркими лепестками скрывается чистый мёд. (Клевер)
-Замечательно! Ребята, у вас на партах находится небольшой тест по теме: «Луг», за который вы получите оценки. (Примерно 5 минут ).
2. Тест
1. На лугу растут:
а) только травянистые растения б) мхи и лишайники
в) кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут:
а) лебеди, рябчики, шелкопряды б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
3. Растениями луга являются:
а) тимофеевка, клевер, нивяник б) ландыш, осока, ягель в) черника, пион, типчак
4. Санитарами луга и леса называют:
а) жуков навозника и могильщика, дятла б) пчел, кабанов, соек
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
а) желуди —> мыши —> совы б) мятлик -» мыши -» совы
Проверка на слайде
III. Самоопределение к деятельности
- А о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке, вы, ребята, мне скажите сами, послушав стихотворение.
- Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
Й кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит —
Бурно жизнь кипит в нем.
Это пресный... (водоем).
IV.Постановка темы урока и задач.
- О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)
-Что мы должны узнать? Ваши предположения.
(План у ребят и на слайде)
1.Изучить растительный мир водоема.
2.Изучить животных водоема.
3.Доказать, что пресный водоем – природное сообщество.
4.Выявить влияние человека на водоем.
(Как люди могут нарушить природные равновесия в водоеме)
- Для достижения этих целей, мы будем работать по учебнику, в тетради, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.
V. Открытие нового знания
1. Беседа
-Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)
- Мы сегодня будем говорить на уроке о пресных водоемах. Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей.
2. Работа в парах
-Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии.
(Заслушать рассказы 2—3 пар.)
- Ребята, как вы думаете, какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)
-Хорошо. Молодцы! Ваши одноклассники приготовили небольшие сообщения о растениях, которые растут в пресных водоемах.
Сообщения детей
-Давайте поближе познакомимся с этими растениями.
1.Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране, занесена в Красную книгу. Цветки кувшинки белой имеют удивительную особенность: с начала лета до осенних холодов при ясной погоде они открываются в восьмом часу утра, а вечером закрываются около пяти-шести, так что по ним можно определять время.
Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять, находится в Красной книге. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.
Показать Красную книгу.
2. Камыш и рогоз – это разные растения, средой обитания которых являются берега водоемов. Растения рогоза имеют высокий и крепкий стебель. На его верхушке есть бархатные коричневые соцветия, в которых имеются семена. Листья растения по виду напоминают длинные ленты. Частично они находятся под водой и растут от самого корня рогоза.
Камыш обитает на воде, так же как и рогоз. Его заросли можно заметить на берегах рек и озер. Разный вид растения может иметь различное соцветие. Оно может быть в виде метелки или кисти. Стебель у камыша в высоту достигает трех метров.
3. Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.
-Ребята, есть еще одно растение, которое ко дну своими корнями сосем не прикрепляется. Это ряска, которая плавает на поверхности воды.
-Также на берегах водоема растет череда-это лекарственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду.
В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок, если их очень много.
Рассказ о растениях нашего края
Видовой состав водных и прибрежных растений нашего края довольно однообразен.
На некоторых участках берега, растут в полупогруженном состоянии некоторые осоки и хвощи. Растут сабельник и вахта, обладающие длинными толстыми плавающими корневищами и приподнятыми над водой стеблями.
Вахта цветет красивыми, собранными в кисточку белыми или розовыми цветками. Прибрежная часть озер нередко зарастает рдестами, различные виды которых поселяются начиная от кромки берега до глубины в несколько метров. У некоторых из них листья находятся под водой, а на ее поверхности появляются только цветки, тогда как у других, помимо листьев, погруженных в воду, есть еще и плавающие. На многих озерах можно видеть тростник, растущий на глубинах 1 - 1,5 метра. На многих озерах на глубине до 2,5 метра плавают широкие листья и крупные белые цветки кувшинок, называемых в народе водяными лилиями. На более глубоких местах растет кубышка с крупными желтыми плавающими цветками, которую обычно называют желтой водяной лилией.
3.Работа с учебником
-Какая же роль растений в водном сообществе?
- Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебники на стр.179, найди второй абзац текста (велика роль…) и прочитайте его.
Ответы детей.
ФИЗМИНУТКА
4.Работа в рабочей тетради
Стр. 74 №2
-Ребята, а каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)
- Выполним задание 3 на с. 178 учебника (на стр. 180-181 учебника сначала самостоятельно назвать живые организмы водоема, закрыв названия, потом проверить).
-Давайте теперь откроем учебники на стр. 179 учебника и прочитаем информацию о животных пресного водоема.
(3 абзац учебника, со слов понаблюдаем за животными…).
-Ребята, ондатра - это животное, являющееся грызуном, огромный промежуток своей недолгой жизни проводит в воде.
Выдра-это хищное животное, которые много времени проводят в водной стихии. Милые и игривые создания.
Рассказ о животных нашего края
С пресными водоемами нашего края тесно связана жизнь нескольких видов рыб – это корюшка, трехиглые колюшки, девятииглая колюшка-У обоих видов колюшки перед нерестом самец строит из обрывков водных растений гнездо, в которое откладывается икра. Трехиглые колюшки делают гнездо на дне водоема, а девятииглые - на стеблях подводных растений. Пока икра развивается, самец охраняет гнездо и, работая плавниками, создает в нем ток свежей воды. Позднее он в течение некоторого времени охраняет и мальков. В глубоких, хорошо насыщенных кислородом и слабо заиленных озерах, соединенных с морем достаточно полноводными ручьями, обитают форель и кумжа. В некоторых озерах, ручьях и возле них обитают лягушки и жабы. Весной они откладывают на мелководьях кучки икры, из которой в дальнейшем выводятся головастики.
Местами близ ручьев и озер обитают норки, ондатры и водяные полевки. На озерах с хорошо развитой полупогруженной водной растительностью регулярно, хотя и в небольшом количестве, чаще всего встречаются утки- кряквы.
-Ребята, мы можем сделать важный вывод о том, в водоеме нет ненужных обитателей.
Например: раки и моллюски играют свою роль в жизни водоема-это фильтры. Речные раки-это санитары. Все растения и животные взаимодействуют друг с другом. Все здесь взаимосвязано. Водоем –это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему же это приводит? Вы выполните задание и поймете.
Укажи стрелочками, что к чему приводит:
1. В водоемы спускают воду из промышленных предприятий. | а) начинают образовываться болота |
2. Выловили двустворчатых моллюсков. | б) в воду поступает кислород для дыхания рыб |
3. Все озеро заросло камышами, тростником, стрелолистами, водорослями. | в) загрязняются водоемы и погибают растения и животные |
4. Зимой рыбаки наделали лунок во льду. | г) вода стала мутной в водоеме |
VI. Первичное закрепление
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
-Выполните задание 4 на с. 83. (Ученики исправляют ошибки в тексте. Коллективная проверка.)
Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные улитки — прудовики и катушки.
VII. Подведение итогов урока
- Какие знания мы открыли?
-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
VIII. Рефлексия
А сейчас каждый из вас сам попробует оценить свою работу на уроке.
У вас на парте лежат рыбки и небольшие озера, выберите подходящую для вас рыбку и наклейте ее на озеро.
Красная рыбка – урок прошел удачно, мне было интересно, я доволен собой.
Желтая рыбка – Мне было трудно, но я справился с заданиями, я доволен собой.
Зеленая рыбка – урок был скучный, мне было не интересно.
А сейчас ребята покажите, какие озера у нас получились. Я вижу, что на уроке многие из вас получили удовольствие, и урок для вас был интересным.
Домашнее задание
Стр. 178-186 учебника + рабочая тетрадь.
Данный урок сопровождается презентацией.