Конспект урока по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида «Животные морей и океанов»

0
0
Материал опубликован 8 February 2019

Тема урока. Животные морей и океанов.

Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием животных морей и океанов и их способностью к жизни в различных условиях.

Задачи:

учить устанавливать причинно – следственную связь между внешним видом и средой обитания морских животных;

развивать целенаправленное внимание при выполнении нового материала; умение группировать морских животных при выполнении самостоятельной работы;

воспитывать самостоятельность и самоконтроль при выполнении письменной работы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Наглядность: компьютерная презентация, плакат «Морские глубины», иллюстрации животных морей, словесная наглядность.

Словарь: животные.

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. К концу урока я попрошу каждого из вас оценить свою работу.

Критерии оценок:

Проверка домашнего задания

Повторение ранее изученного материала

Работа в рабочей тетради

Итоговая оценка за урок

       

«5» - правильный ответ;

«4» - правильный ответ, но требующий дополнения.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, предлагаю вам отгадать несколько загадок, которые подскажут тему сегодняшнего урока.

Загадки:

1.Вроде рыба, вроде нет- 2. У родителей и деток

Шлёт фонтаном всем привет. Вся одежда из монеток. (Рыба)

На волнах весь день лежит

Чудо – юдо, рыба – кит.

- Ребята, про кого эти загадки? Правильно – про животных.

- А где эти животные обитают?

- Верно - эти животные обитают в морях и океанах.

- Каких ещё обитателей морских глубин вы знаете?

- Каких размеров бывают эти животные?

- В каких слоях воды они обитают?

- Чем питаются морские животные?

- Ответы на эти вопросы вы получите к концу урока.

III. Изучение нового материала.

- Подумайте и назовите тему нашего урока.

- Давайте её запишем в тетрадях: Животные морей и океанов. (слайд 1)

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с разнообразием животных морей и океанов и их способностью к жизни в различных условиях. Будем учиться устанавливать причинно – следственную связь между внешним видом и глубиной обитания морских животных; распределять их на группы; отвечать на вопросы полными правильными ответами.

- Почему в верхних слоях воды сосредоточено большинство морских обитателей?

- Весь Мировой океан населён большим разнообразием живых существ. Размеры этих существ от самых мелких, которые невидимы глазу человека, до гиганта океана кита – весит он как 25 слонов. (слайд 2)

Большинство морских обитателей сосредоточено вблизи берега и в верхних слоях воды, но и в его глубинах можно встретить разных животных. Воды тёплых морей заселены большим разнообразием, но и холодные моря населены многими животными и растениями. Каждый обитатель океана занимает в нём особое место и выполняет свою роль в природном сообществе.

Основу жизни многих обитателей морей составляют мельчайшие существа, обитающие в поверхностной толще океанских вод. К ним относят водоросли, простейших животных, мелких рачков, дафний, медуз, червей, мальков рыб. Они малоподвижны, поэтому переносятся морскими течениями и ветром. Для их развития необходимы тепло и солнечный свет. Они быстро размножаются и поэтому количество их огромно. Они являются главным источником питания разных животных – от небольших креветок до огромных китов.

Креветки и крабы хищники – ближайшие «родственники» наших речных раков. Крабы находят себе пищу на дне, а креветки – в толще воды. Основной пищей являются мелкие морские животные.

- Почему в верхних слоях воды сосредоточено большинство морских обитателей?

- Правильно, потому что здесь вода тёплая и много солнечного света, а это необходимо для быстрого развития мельчайших существ, которые являются основным источником питания большинства морских обитателей.

- Почему Мировой океан называют царством рыб? (слайд 3)

На этот вопрос вы ответите, прослушав Сашу - с. 138.

Мировой океан можно назвать царством рыб. Они живут практически всюду, но большинство их держится в верхних слоях воды. Здесь больше всего корма, состоящего из мельчайших животных и растений. Рыбы, обитающие у поверхности, обычно имеют серебристую окраску тела и обтекаемую форму, помогающую им быстро передвигаться в воде как, например, океаническая сельдь. Некоторые из них, например, летучие рыбы, на большой скорости выскакивают из воды и пролетают над нею несколько сотен метров. Они имеют развитые плавники, похожие на крылья птиц.

- Почему Мировой океан называют царством рыб? (слайд 4)

- Почему глубинные рыбы имеют уплощённую форму тела? (читает Даша – с.139)

Глубинные рыбы менее подвижны и имеют особый облик. Они приспособлены к жизни в условиях постоянного мрака, холода и огромного давления водных масс. Многие из них имеют уплощённую форму тела, например, скат манта, светящиеся органы и огромные глаза. Некоторые рыбы совсем слепые. Особенно поражает величина пасти и количество зубов у глубоководных хищных рыб. Широко раздвинув челюсти, они набрасываются на жертву большего размера, чем они сами.

- Почему глубинные рыбы имеют уплощённую форму тела? (слайд 5, показ иллюстраций из книг)

Среди обитателей Мирового океана особую группу составляют животные, попавшие сюда сравнительно недавно. Это киты, дельфины, тюлени, моржи. Их предки обитали на суше. Попав в водную среду, они приобрели признаки, обеспечивающие им быстрое передвижение в воде – обтекаемую форму тела и конечности, напоминающие плавники рыб. Но по - прежнему они дышат с помощью лёгких и выкармливают своё потомство молоком.

Киты, полностью потерявшие связь с сушей, рождают своих детёнышей в воде. Такой «малютка» у синих китов достигает в длину семи метров и ежедневно получает от матери 100 – 200 литров жирного молока. Тюлени и моржи, в отличие от китов, часто выходят на берег или забираются на плавающие льдины. Их детёныши появляются на суше. Подкрепившись материнским молоком, они уходят вместе со взрослыми в воду, где проведут большую часть своей жизни.

Рыбы, креветки, крабы и многие другие животные Мирового океана издавна являются важным объектом промысла, так как составляют существенную часть нашей пищи. Морские млекопитающие служат источником ценного меха, мяса и жира. Однако в последнее столетие их количество заметно сократилось. Поэтому многие обитатели океана сейчас находятся под угрозой исчезновения и требуют особой охраны.

Работа с дополнительным источником (энциклопедия «Животные»)

Опережающее задание – морская черепаха – Алексей С. (слайд 6)

Динамическая пауза.

Рыбки плавали, ныряли,

В чистой светленькой воде.

То сойдутся – разойдутся,

То зароются в песке.

IV.Закрепление изученного материала.

1.Первичное закрепление изученного материала:

- назовите жителей морей и океанов, которых вы запомнили?

- назовите обитателей морского дна; верхних слоёв.

- почему большее количество корма, состоящего из мельчайших животных и растений, находится в верхнем слое воды?

- почему в верхних слоях воды обитает больше всего животных?

2.Расселение морских обитателей (на плакате «Море»).

3.Самостоятельная работа в тетрадях: записать названия морских обитателей:

I группа – записать в первый столбик названия животных, обитающих на дне, а во второй столбик – в верхних слоях воды;

II группа – заполнить таблицу;

III группа – записать в тетрадь названия 3 – 6 обитателей морей и океанов.

V. Дополнительный материал: визуальное и тактильное знакомство с морским песком, ракушками и кораллами.

VI.Заключительный этап:

1.Домашнее задание:

I группа - страницы 138 – 139, читать, отвечать на 1 и 2 вопросы;

II группа – страница 140, читать, ответить на 3 вопрос;

III группа – страницы 138 – 139 (прочитать о рыбах).

2. Итог урока: - назовите тему сегодняшнего урока.

- каких обитателей морских глубин вы знаете?

- каких размеров бывают эти животные?

- в каких слоях воды они обитают?

- чем питаются морские животные?

- что особенно понравилось на уроке?

- какой материал вызвал затруднение?

- как вы оцениваете свою работу на уроке? Поднимите руку те, кто оценивает свою работу на оценку 5; 4.

Комментирование оценок, выставление их в дневник.

- Урок закончен, спасибо за работу на уроке.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации