12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макарова Ирина Михайловна514
Россия, Московская обл., Красногорск
Материал размещён в группе «Особое обучение»
6

Урок-экскурсия по природоведению 5 класс коррекционная школа VIII вида.

УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА ПО ТЕМЕ “ОСЕНЬ”.

Тема: Осень.

Цель: обобщение и усвоение знаний об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями.

Задачи:

формирование элементарных представлений о признаках осени, о сезонных изменениях.

Установление причинно-следственных связей в природе, воспитывать любовь к природе.

Развивать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию.

Оборудование: учебные и письменные принадлежности, карточки с сообщениями, дневник наблюдений, звукозапись (П. И. Чайковского “Времена года”)

Ход урока.

I. Орг. момент.

1. Психогимнастика.

-Ребята, сегодня у нас урок природоведения. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Давайте забудем о своих обидах и волнениях. Вздохните поглубже и выдохните. Вдохните в себя свежесть осеннего воздуха, улыбнитесь солнечным лучам. А теперь закройте глазки и послушайте музыку. (П.И. Чайковского “Времена года”). Ребята красоту природы воспевали певцы, поэты, композиторы и художники.

II. Закрепление пройденного. Постановка темы и задач урока.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас урок – экскурсия. Мы тихонечко, не толкая друг друга, выйдем в школьный парк. У нас есть заранее заготовленный маршрут. Школьники переодеваются в гардеробе и следуют за учителем.

III. Проверка домашнего задания.

- Ребята, перечислите времена года.

-Сколько их?

-Сколько месяцев длится каждое время года

-Какое время года наступило (Осень)

IV. Изучение нового материала.

- Ребята, мы с вами сейчас надели пальто, курточки, шапки и береты. На ноги-ботинки и сапожки. Кто ответит почему?

-Стало холодно, утром моросил мелкий дождик.

-Какое время года наступило?

-Осень.

-Ответьте, пожалуйста, полным ответом.

-Наступила осень.

Я просила Олю выучить стихотворение об осени. Слушаем внимательно стихотворения. Обязательно благодарим чтецов.

Стих про осень.

Листоход.

Рыжий дождик валит с небосвода,

Ветер рыжие листья несёт…

Листопад,

Смена времени года,

Листоход по реке, листоход.

У реки подмерзают бока,

И от инея некуда деться.

Лисьей шубой накрылась река,

Но дрожит

И не может согреться. (В. Шульжик).

Осень - красивое время года. Листья деревьев окрасились в разноцветные оттенки желтого и красных цветов. Начинается листопад. Листочки разноцветным ковром покрывают землю. Ваше первое задание. Я вам раздам карточки с названием деревьев. У кого окажется соответствующая карточка, поднимите ее вверх.

Итак, первая остановка ‘‘Дубовая’’. Ребята, найдите в нашем школьном парке дуб (подходят к дубу).

Сережа, у тебя карточка № 1. Прочитай нам стих и сообщение о дубе.

Стих о дубе.

Листья ветром снесены-

Голо и уныло.

В ожидании зимы

Все вокруг застыло.

Но гляди-ка вот стоят

Темные дубочки,

И на их ветвях шумят

Темные листочки.

Крепко рядышком сидят

С веток падать не хотят. (Е. Груданов).

Могучий и великий дуб привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю. Дубу не страшны никакие бури и ураганы. Раньше из дубовых досок строили корабли. Сейчас делают мебель.

Ребята, посмотрите на лист дуба. Опишите их фору, цвет. (Он овальный, резной). Возьмите с собой по одному листочку.

Двигаемся дальше. У нас остановка ’’Березовая’’.

Школьники подходят к березке.

-Иван, у тебя карточка№2?

Прочитай нам стих и сообщение о березе.

(Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры.)

Читает стих о березе.

 

Стих о березе.

За окном березки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет - 
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают, 
Как и платье брошки.

(Л. Каваляка).

-Поднимите листочек, который ветер сорвал с березы. Опишите его (он, заостренный, с мелкими зубцами по краю). Какого цвета на березе листья осенью?

Ответы детей.

Следующая остановка ’’Тополиная’’.

-Даша, у тебя карточка №3?

Читается стих о тополе.

 

Стих о тополе.

Это, что за Великаны,

Словно башенные краны,

С высоты на всех глядят,

Облака достать хотят?

Как-то летом расшалились,

Да за облако схватились.

Как тряхнули, что вокруг

Разлетелся белый пух.

А теперь стоят, скучают,

Ничего не замечают.

Еле кроной шевеля,

Тихо дремлют – тополя.

Опишите лист тополя (он заостренный, похож на березовый, но крупнее).

Двигаемся дальше. Мы пойдем к клену. А пока мы идем по дорожке давайте проведем физминутку на свежем воздухе.

Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали

До лужайки добежали

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

Следующая остановка ’’Кленовая’’

Милана, у тебя карточка №4?

Читается стих о клене.

 

Стих про клен.

Летом у клена

Кафтанчик зеленый,

Солнышком пахнет обновка.

А осень заплачет

И желтенький плащик

Он переоденется ловко. (Я. Миллиз).

Сообщение о клёне (у клёна крепкая древесина, из нее делают кларнеты и флейты, а еще клён –желанный гость для парков и скверов, ведь он, так красив!

-Опишите лист клёна.

-Он похож на ладошку с растопыренными пальцами!

-В какие цвета раскрашены листья клёна? (желтые, красные, коричневые) возьмите с собой по одному листочку в класс, мы будем делать гербарий.

-Ребята, какие признаки осени мы вспомнили?

-Стало холодно, дуют сильные ветра, исчезли насекомые. Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад.

-Дни стали короче, а ночи длиннее и холоднее.

-Правильно, ребята, я попрошу вас запомнить, что 23 сентября -день осеннего равноденствия: день равен ночи. Солнце поднимается невысоко и поэтому не успевает согреть землю.

Ребята, еще об одной примете осени мы забыли.

Что бы вспомнить, давайте поиграем в пальчиковую игру ’’птицы’’.

Слушаем стих и загибаем пальчики.

Эта птица-соловей,

Эта птица - воробей.

Эта птица – совушка,

Сонная головушка.

Эта птица-скворушка,

Серенькое перышко.

Эта птица-свиристель,

Эта птица-коростель.

Это – зяблик, это-стриж,

Это - развеселый чиж.

Ну, а это - злой орлан.

Ну-ка, птицы, по домам! (Е. А. Ульева).

-Ребята, о ком мы еще не поговорили?

-О птицах.

- Правильно. Как меняется жизнь птиц осенью?

-Они улетают на юг.

-А кто знает, какие птицы улетают на юг? Ответы детей:

-Журавли.

-Зяблики, ласточки, грачи.

-Скворцы, чибисы и трясогузки.

-Правильно, ребята, например, птицы коростель. Они не только летят, но и бегут в дороге, а вот журавли почти в пути не отдыхают.

 

Стих о журавлях.

Собрались журавушки

Лететь на юг.

Сделали над лесом

Свой прощальный круг.

В стаю сбились,

Первый в ней – вожак.

Будут косяком лететь

Теперь вот так.

И в этом далёком пути

Почти не отдыхают они.

(Макарова И.М.)

Так же готовятся к зиме звери. Они линяют, обрастают более теплой шубкой. Бурый медведь ищет место для зимовки (берлоги). Белочки запасают грибы и орехи. Зайцы меняют “шубку”.

Стих.

Серенький зайчик

По лесу скакал.

С осины молоденькой

Корку сгрызал.

Заинька, милый,

Уж поздняя осень.

Шубку сменить тебя

Зимушка просит.

(Макарова И.М.)

V. Подведение итогов.

-Ребята, назовите признаки осени (ответы детей).

- А сейчас так же тихонечко возвращаемся в класс.

Молодцы, работали дружно, никто не толкался. Все старались быть вежливыми, правильно отвечали на вопросы.

VI. Домашнее задание: сделать подписи под рисунками ‘’Труд людей осенью’’.

Выполнить задания № 3-6 в тетради.

 

Литература:

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : 5 класс. Под редакцией О.А. Хлебосолова, Г.Ю. Ерошена , Москва «Владос2011 г.

Дневник наблюдений по природоведению автора О.А. Хлебосолова, Москва “Владос” 2011

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-berezku.html

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-

http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-klen.html

http://numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-dub.html

http://lel.khv.ru/poems/resultik.phtml?id=2299&back=%2Fpoems%2Fpoems.phtml%3Fctg%3D7

http://allforchildren.ru/poetry/birds83.php

Опубликовано в группе «Особое обучение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.