12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Гаврииловна Гончарова7581 Работаю в Областном казенном общеобразовательном учреждении "Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" учителем трудового обучения.
Окончила КГПИ и КГУ.
Имею высшую квалификационную категорию. Россия, Курская обл., Курск Материал размещён в группе «Материалы для работы с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)» |
Конспект урока с презентацией по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) 5 класс. Тема урока: Инструменты и приспособления для швейных работ.
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
(интеллектуальными нарушениями)
Слайд 1
Конспект урока по профессионально-трудовому обучению
(швейное дело)
5 класс
Задачи урока:
- образовательные: формировать у учащихся представления о правильном и безопасном использовании инструментов и приспособлений для швейных работ;
- коррекционно - развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности, навыков самоконтроля;
- воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу, прививать бережное отношение к инструментам и приспособлениям в швейной мастерской.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения:
методы: словесный, наглядный, игровой, поисковый, практический;
формы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
обучающая презентация к уроку «Инструменты и приспособления для швейных работ»;
инструкции по правилам безопасной работы иглой, ножницами;
карточки-задания;
раздаточный материал: коробочки с инструментами и приспособлениями для швейных работ.
Литература:
учебник: Картушина Г.Б., МозговаяГ.Г. Швейное дело: учеб. для 5кл. спец. (коррекц.) образоват. Учреждений. – М. Просвещение, 2004.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
I. Организа-ционный этап | 1. Приветствие Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Каждый день всегда-везде На занятиях и в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. 2. Проверить готовность к уроку. | Приветствуют учителя стоя, и рассаживаются по рабочим местам | |
II. Актуали-зация опорных знаний | - Какие правила поведения в мастерской надо выполнять? | Отвечают на вопросы учителя. 1.Не опаздывать к началу занятий. 2.Перед началом работы надеть специальную одежду. 3.Работать только на своём рабочем месте. 4.Пользоваться инструментом, закрепленным за вами. | |
III. Изложе- ние нового материала | Вы вспомнили, какие правила поведения в мастерской надо выполнять. Молодцы! А теперь узнаете, чем работают в швейных мастерских. Сообщить тему и цель урока. Слайд 2 Слайд 3 Мы с вами сегодня отправляемся в сказочную швейную страну. Вы сегодня услышите сказки о швейных инструментах, будете отгадывать волшебные загадки. У вас на столах стоят чудесные коробочки, украшенные лентами, а в них лежат инструменты и приспособления для швейных работ. Отгадайте загадку: 1) Тонка, умела, колка. Зовут её… (Игла) Слайд 4 Ручная игла имеет один конец острый, а другой утолщенный. На утолщенном конце имеется ушко. В него вдевают нитку для работы. Острым концом игла – остриём прокалывает ткань. Ручные иглы применяют для выполнения ручных стежков и строчек. Задание. Найдите в коробочке (в наборе игл) иглу и покажите мне. Иглы различают по номерам: от № 1- самая тонкая до № 12 – самая толстая. Мы будем пользоваться иглами № 1-3 – для хлопчатобумажных тканей. Держать игу надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами. Слайд 5 Пользоваться иглой надо осторожно, теперь познакомимся с правилами безопасной работы иглой. «Правила безопасной работы иглой» Слайд 6 Внимание! Игла – острый инструмент. Пользоваться иглой надо осторожно. 1. Хранить иглы в определенном месте. 2. Не допускать потери иглы. 3. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду. 4. Сломанную иглу надо сдать учителю. 5. Нельзя откусывать нитку зубами. Двигаемся дальше по швейной стране. Отгадайте ещё загадку: 2) Два конца, два кольца, Посередине гвоздик, Да и тот насквозь (Ножницы) Слайд 7 Ножницы состоят из двух лезвий, ручек и колец, винта. - Для чего применяют ножницы? - Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, обрезать нитки, вырезать из бумаги и картона детали. Задание. Найдите в коробочке ножницы и покажите мне. Пользоваться ножницами надо осторожно, познакомимся с правилами безопасной работы ножницами. «Правила безопасной работы ножницами» Слайд 8 Внимание! Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно. 1. Хранить ножницы в определенном месте. 2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперед. 4. Не оставлять ножницы раскрытыми. 5. Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины. Ручные иглы и ножницы называются рабочими инструментами. В нашей сказочной стране отгадайте ещё одну загадку: 3) Я люблю прямоту. Я сама прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. (Линейка) Слайд 9 - А для чего нужна линейка? - Правильно, линейку применяют для построения чертежей. Задание. Найдите в коробочке линейку или угольник и покажите мне. Внимание! При измерении линейкой и угольником отсчёт начинают от цифры 0 Следующая загадка: 4) Я фигуру обмеряю, вся в полосках, цифры знаю, И зовут меня … (Сантиметровая лента) Слайд 10 Сантиметровая лента служит для снятия мерок с фигуры человека, с объёмных предметов (например, подушки). Её применяют при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготавливают её из прорезиненной ткани, длиной 150 см и шириной 2 см. Задание. Найдите в коробочке сантиметровую ленту и покажите мне. Сантиметровая лента, линейка и угольник называются измерительными инструментами. Вот ещё загадка: 5) У дядюшки у Никона Вся лысина истыкана. Что это? (Напёрсток) Слайд 11 Напёрсток предохраняет палец от прокола иглой и помогает проталкивать иглу в ткань. Его надевают на средний палец правой руки (левша левой руки). Напёрсток должен прочно держаться на пальце. Обращаю ваше внимание на слайд «Надевай напёрсток правильно» Слайд 12 Задание. Найдите в коробочке напёрсток, наденьте его на нужный палец и покажите мне. И снова загадка: 6) Остра как игла, а шить ею нельзя (Булавка) Слайд 13 Булавками скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Булавками надо пользоваться осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для игл и булавок. Задание. Найдите в коробочке булавки и покажите мне. Напёрсток и булавки называются приспособлениями. | Отгадывают загадку Находят иглы и показывают учителю Читают все вместе правила т/б при работе с иглой Отгадывают загадку Ответы детей Находят ножницы и показывают учителю Читают все вместе правила т/б при работе с ножницами Отгадывают загадку Ответы детей Находят линейку или угольник и показывают учителю Отгадывают загадку Находят сантиметровую ленту и показывают учителю Отгадывают загадку Находят напёрсток и показывают учителю Отгадывают загадку Находят булавки и показывают учителю | Слайд 2,3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
IV. Физкульт-минутка | А, теперь немного отдохнем. Учитель показывает правильность выполнения упражнений. Слайд 14 Отвели свой взгляд направо, Отвели свой взгляд налево, Оглядели потолок, Посмотрели всё вперёд, Раз – согнуться – разогнуться, Два – согнуться – потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, Пять, шесть тихо сесть. | Учащиеся выполняют упражнения | Звучит спокойная музыка Слайд 14 |
V. Практи- ческая работа | - Сегодня на уроке вы с чем познакомились? Вы не забыли, сегодня мы с вами находимся в сказочной швейной стране? А, сейчас, я расскажу вам волшебную сказку про Иголку. Теперь садитесь поудобнее и слушайте внимательно. - Вам понравилась сказка? -- Скажите, как вы понимаете: - «гордый человек»? - «смиренный человек»? - Сегодня вам желаю дружно трудиться, быть смиренными друг к другу, помогать друг другу. Запишите тему урока в тетрадь. Сегодня поиграем в игру «Найди нужный предмет». У вас на столах лежат карточки с названиями инструментов и приспособлений для швейных работ, с которыми сегодня вы познакомились. Задание: прочитать на карточке название предмета, найти у себя в сказочной коробочке и положить на стол предмет вместе с карточкой-названия (класть надо по порядку перед собой). | Ответы детей Слушают сказку про Иголку. Ответы учащихся Записывают тему урока в тетрадь. Выполняют задание. | «Сказка про Иголку» (см. ниже) Беседа с учащимися. |
VI. Физкульт- минутка | А, теперь немного подвигаемся. Учитель показывает правильность выполнения. Для начала мы с тобой крутим только головой (вращение головой) Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно можем (повороты вправо, влево). Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем (поднимать и опускать плечи). Мы колени поднимаем, шаг на месте выполняем (ходьба на месте). От души мы потянулись и на место вновь вернулись (потягивание) | Учащиеся выполняют упражнения (неспеша) | Звучит весёлая музыка |
VII. Закрепление материала | На слайде подписано на какие группы делятся инструменты и приспособления. Слайд 15 Задание: «Закончить предложение и определить к какой группе (к инструментам или приспособлениям) относится данный предмет» (смотрим таблицу на слайде15). Учитель зачитывает незаконченное предложение: 1. Для резания бумаги, ткани, ниток применяют… (ножницы); 2. Выкройку к ткани прикрепляют…(булавками); 3. Мерки с фигуры человека снимают… (сантиметровой лентой); 4. Для выполнения ручных стежков и строчек применяется… (игла); 5. Чтобы сделать ровный угол берут … (угольник); 6. Предохраняет палец от прокола иглой … (напёрсток); 7. Для построения чертежа применяют … (линейку). Молодцы! Со всеми заданиями все справились. | Ответы учащихся | Слайд 15 |
VIII. Подведение итогов. Рефлексия | Потрудились вы на славу! - Сегодня с чем вы познакомились? - Вам понравилось работать на уроке? - Вы будете дружить друг с другом как в сказке игла с ниткой? - Поднимите руки те, у кого всё получилось, и он доволен собой. - А теперь поднимите руки те, кто не совсем доволен собой, но будет стараться. - Дома расскажите с какими инструментами и приспособлениями вы познакомились? Дома определите их и покажите. * Оценивание работы каждого обучающегося с учётом индивидуальных возможностей. Слайд 16 Спасибо за урок! | Ответы учащихся Учащиеся подают дневники на оценки | Слайд 16 |
IX. Уборка | Уборка рабочих мест. | Учащиеся убирают свои места |
Сказка про Иголку
В большой картонной коробке хранились швейные принадлежности. Чего там только не было: и ножницы, и наперстки, и иголки, и нитки!
Жили они в коробке дружно, помогали друг другу в работе. Но однажды случилось вот что…
По какой-то пустяковой причине рассорилась Нитка с Иголкой. Из-за чего, теперь и не вспомнишь. Раньше-то они все время вместе были, а тут разошлись по разным углам коробки и видеть друг друга не хотят.
Иголка считает, что она права, потому что всегда и во всем первая, а Нитка свое тянет. Вот и работа у них перестала спориться – куда же Иголке без Нитки!
Иголка по ткани побегает, а та как была не сшита, так и осталась. Нитка тоже зря старается – ничего у нее без Иголки не выходит.
Перестали им люди работу приносить. А без работы вскоре заскучали и остальные швейные принадлежности. Сначала ушли ножницы, затем Наперсток. Вскоре опустела коробка, остались в ней только Нитка с Иголкой.
Сидят в разных углах и вспоминают, как им раньше хорошо жилось, весело да дружно.
Первой решилась на примирение Иголка. Подошла она к Нитке и говорит:
— Прости меня, подружка, за мою глупую гордость. Нет без тебя в моей работе никакого толку.
— И ты меня прости, — обрадовалась Нитка, — и я виновата… Думала, что смогу без тебя обойтись.
Обнялись подружки, взялись опять одна за другую, и такой красоты вместе нашили, что любо-дорого поглядеть!
Не зря говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Автор сказки: Мария Сладкова.
5кл.Труд (швейное дело). Инструменты и приспособления.
PPT / 2.85 Мб
/data/files/j1592826510.ppt (5кл.Труд (швейное дело). Инструменты и приспособления.