Конспект урока с презентацией по швейному делу «Инструменты и приспособления для швейных работ» (5 класс)
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
(интеллектуальными нарушениями)
Слайд 1
Конспект урока по профессионально-трудовому обучению
(швейное дело)
5 класс
Тема урока: Инструменты и приспособления для швейных работ.
Цель урока: познакомить учащихся с инструментами и приспособлениями для швейных работ.
Задачи урока:
- образовательные: формировать у учащихся представления о правильном и безопасном использовании инструментов и приспособлений для швейных работ;
- коррекционно - развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности, навыков самоконтроля;
- воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу, прививать бережное отношение к инструментам и приспособлениям в швейной мастерской.
Тип урока: комбинированный.
Методы и формы обучения:
методы: словесный, наглядный, игровой, поисковый, практический;
формы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран;
обучающая презентация к уроку «Инструменты и приспособления для швейных работ»;
инструкции по правилам безопасной работы иглой, ножницами;
карточки-задания;
раздаточный материал: коробочки с инструментами и приспособлениями для швейных работ.
Литература:
учебник: Картушина Г.Б., МозговаяГ.Г. Швейное дело: учеб. для 5кл. спец. (коррекц.) образоват. Учреждений. – М. Просвещение, 2004.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
I. Организа-ционный этап | 1. Приветствие Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Каждый день всегда-везде На занятиях и в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. 2. Проверить готовность к уроку. | Приветствуют учителя стоя, и рассаживаются по рабочим местам | |
II. Актуали-зация опорных знаний | - Какие правила поведения в мастерской надо выполнять? | Отвечают на вопросы учителя. 1.Не опаздывать к началу занятий. 2.Перед началом работы надеть специальную одежду. 3.Работать только на своём рабочем месте. 4.Пользоваться инструментом, закрепленным за вами. | |
III. Изложе- ние нового материала | Вы вспомнили, какие правила поведения в мастерской надо выполнять. Молодцы! А теперь узнаете, чем работают в швейных мастерских. Сообщить тему и цель урока. Слайд 2 Слайд 3 Мы с вами сегодня отправляемся в сказочную швейную страну. Вы сегодня услышите сказки о швейных инструментах, будете отгадывать волшебные загадки. У вас на столах стоят чудесные коробочки, украшенные лентами, а в них лежат инструменты и приспособления для швейных работ. Отгадайте загадку: 1) Тонка, умела, колка. Зовут её… (Игла) Слайд 4 Ручная игла имеет один конец острый, а другой утолщенный. На утолщенном конце имеется ушко. В него вдевают нитку для работы. Острым концом игла – остриём прокалывает ткань. Ручные иглы применяют для выполнения ручных стежков и строчек. Задание. Найдите в коробочке (в наборе игл) иглу и покажите мне. Иглы различают по номерам: от № 1- самая тонкая до № 12 – самая толстая. Мы будем пользоваться иглами № 1-3 – для хлопчатобумажных тканей. Держать игу надо крепко и аккуратно за середину указательным и большим пальцами. Слайд 5 Пользоваться иглой надо осторожно, теперь познакомимся с правилами безопасной работы иглой. «Правила безопасной работы иглой» Слайд 6 Внимание! Игла – острый инструмент. Пользоваться иглой надо осторожно. 1. Хранить иглы в определенном месте. 2. Не допускать потери иглы. 3. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду. 4. Сломанную иглу надо сдать учителю. 5. Нельзя откусывать нитку зубами. Двигаемся дальше по швейной стране. Отгадайте ещё загадку: 2) Два конца, два кольца, Посередине гвоздик, Да и тот насквозь (Ножницы) Слайд 7 Ножницы состоят из двух лезвий, ручек и колец, винта. - Для чего применяют ножницы? - Правильно, ножницы нужны, чтобы резать бумагу, ткань, обрезать нитки, вырезать из бумаги и картона детали. Задание. Найдите в коробочке ножницы и покажите мне. Пользоваться ножницами надо осторожно, познакомимся с правилами безопасной работы ножницами. «Правила безопасной работы ножницами» Слайд 8 Внимание! Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно. 1. Хранить ножницы в определенном месте. 2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперед. 4. Не оставлять ножницы раскрытыми. 5. Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины. Ручные иглы и ножницы называются рабочими инструментами. В нашей сказочной стране отгадайте ещё одну загадку: 3) Я люблю прямоту. Я сама прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. (Линейка) Слайд 9 - А для чего нужна линейка? - Правильно, линейку применяют для построения чертежей. Задание. Найдите в коробочке линейку или угольник и покажите мне. Внимание! При измерении линейкой и угольником отсчёт начинают от цифры 0 Следующая загадка: 4) Я фигуру обмеряю, вся в полосках, цифры знаю, И зовут меня … (Сантиметровая лента) Слайд 10 Сантиметровая лента служит для снятия мерок с фигуры человека, с объёмных предметов (например, подушки). Её применяют при измерении длины и ширины ткани, при проверке размеров изделия. Изготавливают её из прорезиненной ткани, длиной 150 см и шириной 2 см. Задание. Найдите в коробочке сантиметровую ленту и покажите мне. Сантиметровая лента, линейка и угольник называются измерительными инструментами. Вот ещё загадка: 5) У дядюшки у Никона Вся лысина истыкана. Что это? (Напёрсток) Слайд 11 Напёрсток предохраняет палец от прокола иглой и помогает проталкивать иглу в ткань. Его надевают на средний палец правой руки (левша левой руки). Напёрсток должен прочно держаться на пальце. Обращаю ваше внимание на слайд «Надевай напёрсток правильно» Слайд 12 Задание. Найдите в коробочке напёрсток, наденьте его на нужный палец и покажите мне. И снова загадка: 6) Остра как игла, а шить ею нельзя (Булавка) Слайд 13 Булавками скалывают ткань при раскрое, прикрепляют выкройку к ткани. Булавками надо пользоваться осторожно, так как один конец у них острый. Хранить их надо в специальной подушечке для игл и булавок. Задание. Найдите в коробочке булавки и покажите мне. Напёрсток и булавки называются приспособлениями. | Отгадывают загадку Находят иглы и показывают учителю Читают все вместе правила т/б при работе с иглой Отгадывают загадку Ответы детей Находят ножницы и показывают учителю Читают все вместе правила т/б при работе с ножницами Отгадывают загадку Ответы детей Находят линейку или угольник и показывают учителю Отгадывают загадку Находят сантиметровую ленту и показывают учителю Отгадывают загадку Находят напёрсток и показывают учителю Отгадывают загадку Находят булавки и показывают учителю | Слайд 2,3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
IV. Физкульт-минутка | А, теперь немного отдохнем. Учитель показывает правильность выполнения упражнений. Слайд 14 Отвели свой взгляд направо, Отвели свой взгляд налево, Оглядели потолок, Посмотрели всё вперёд, Раз – согнуться – разогнуться, Два – согнуться – потянуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка, Пять, шесть тихо сесть. | Учащиеся выполняют упражнения | Звучит спокойная музыка Слайд 14 |
V. Практи- ческая работа | - Сегодня на уроке вы с чем познакомились? Вы не забыли, сегодня мы с вами находимся в сказочной швейной стране? А, сейчас, я расскажу вам волшебную сказку про Иголку. Теперь садитесь поудобнее и слушайте внимательно. - Вам понравилась сказка? -- Скажите, как вы понимаете: - «гордый человек»? - «смиренный человек»? - Сегодня вам желаю дружно трудиться, быть смиренными друг к другу, помогать друг другу. Запишите тему урока в тетрадь. Сегодня поиграем в игру «Найди нужный предмет». У вас на столах лежат карточки с названиями инструментов и приспособлений для швейных работ, с которыми сегодня вы познакомились. Задание: прочитать на карточке название предмета, найти у себя в сказочной коробочке и положить на стол предмет вместе с карточкой-названия (класть надо по порядку перед собой). | Ответы детей Слушают сказку про Иголку. Ответы учащихся Записывают тему урока в тетрадь. Выполняют задание. | «Сказка про Иголку» (см. ниже) Беседа с учащимися. |
VI. Физкульт- минутка | А, теперь немного подвигаемся. Учитель показывает правильность выполнения. Для начала мы с тобой крутим только головой (вращение головой) Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно можем (повороты вправо, влево). Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем (поднимать и опускать плечи). Мы колени поднимаем, шаг на месте выполняем (ходьба на месте). От души мы потянулись и на место вновь вернулись (потягивание) | Учащиеся выполняют упражнения (неспеша) | Звучит весёлая музыка |
VII. Закрепление материала | На слайде подписано на какие группы делятся инструменты и приспособления. Слайд 15 Задание: «Закончить предложение и определить к какой группе (к инструментам или приспособлениям) относится данный предмет» (смотрим таблицу на слайде15). Учитель зачитывает незаконченное предложение: 1. Для резания бумаги, ткани, ниток применяют… (ножницы); 2. Выкройку к ткани прикрепляют…(булавками); 3. Мерки с фигуры человека снимают… (сантиметровой лентой); 4. Для выполнения ручных стежков и строчек применяется… (игла); 5. Чтобы сделать ровный угол берут … (угольник); 6. Предохраняет палец от прокола иглой … (напёрсток); 7. Для построения чертежа применяют … (линейку). Молодцы! Со всеми заданиями все справились. | Ответы учащихся | Слайд 15 |
VIII. Подведение итогов. Рефлексия | Потрудились вы на славу! - Сегодня с чем вы познакомились? - Вам понравилось работать на уроке? - Вы будете дружить друг с другом как в сказке игла с ниткой? - Поднимите руки те, у кого всё получилось, и он доволен собой. - А теперь поднимите руки те, кто не совсем доволен собой, но будет стараться. - Дома расскажите с какими инструментами и приспособлениями вы познакомились? Дома определите их и покажите. * Оценивание работы каждого обучающегося с учётом индивидуальных возможностей. Слайд 16 Спасибо за урок! | Ответы учащихся Учащиеся подают дневники на оценки | Слайд 16 |
IX. Уборка | Уборка рабочих мест. | Учащиеся убирают свои места |
Сказка про Иголку
В большой картонной коробке хранились швейные принадлежности. Чего там только не было: и ножницы, и наперстки, и иголки, и нитки!
Жили они в коробке дружно, помогали друг другу в работе. Но однажды случилось вот что…
По какой-то пустяковой причине рассорилась Нитка с Иголкой. Из-за чего, теперь и не вспомнишь. Раньше-то они все время вместе были, а тут разошлись по разным углам коробки и видеть друг друга не хотят.
Иголка считает, что она права, потому что всегда и во всем первая, а Нитка свое тянет. Вот и работа у них перестала спориться – куда же Иголке без Нитки!
Иголка по ткани побегает, а та как была не сшита, так и осталась. Нитка тоже зря старается – ничего у нее без Иголки не выходит.
Перестали им люди работу приносить. А без работы вскоре заскучали и остальные швейные принадлежности. Сначала ушли ножницы, затем Наперсток. Вскоре опустела коробка, остались в ней только Нитка с Иголкой.
Сидят в разных углах и вспоминают, как им раньше хорошо жилось, весело да дружно.
Первой решилась на примирение Иголка. Подошла она к Нитке и говорит:
— Прости меня, подружка, за мою глупую гордость. Нет без тебя в моей работе никакого толку.
— И ты меня прости, — обрадовалась Нитка, — и я виновата… Думала, что смогу без тебя обойтись.
Обнялись подружки, взялись опять одна за другую, и такой красоты вместе нашили, что любо-дорого поглядеть!
Не зря говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Автор сказки: Мария Сладкова.
5кл.Труд (швейное дело). Инструменты и приспособления.
PPT / 2.85 Мб
/data/files/j1592826510.ppt (5кл.Труд (швейное дело). Инструменты и приспособления.
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Елена Владимировна
Елена Гаврииловна Гончарова
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Гаврииловна Гончарова
Сингаевская Наталья Валерьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Ватолина Светлана Анатольевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Трефилова Раиса Поликарповна
Елена Гаврииловна Гончарова
Покутняя Роза Михайловна
Елена Гаврииловна Гончарова