Конспект урока по психологии по теме «Конфликт»

1
0
Материал опубликован 6 April

Конспект урока по психологии по теме «Конфликт»

Цель: повышение уровня психологической компетентности обучающихся в вопросах психологии общения.

Задачи:

  •  Актуализировать знания учащихся о конфликте.
  • Расширить знания в области возможных стратегий поведения в конфликте.
  • Формировать умение распознавать стили и выбирать наиболее удач ные в зависимости от ситуации.

Оборудование и материалы:

  • презентация PowerPoint, компьютер, экран, колонки, отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая Кеши»;
  • плакаты с утверждениями для постановки цели, стикеры-полоски;
  • 2 часть учебника «Основы педагогики и психологии:10-11-е классы»;
  • таблица для заполнения «Отличия конструктивного и деструктивного конфликта» (Приложение 1);
  • таблица для заполнения «Плюсы и минусы стратегий» (Приложение 2);
  • карточки с ситуацией;
  • 2 красных и 2 синих карточки для упражнения «Большая стройка».

Используемые формы и приёмы: мини-лекция, работа в парах и группах, групповая дискуссия, практические упражнения.

1. Определение темы занятия.

Слайд 2

- Определите по набору картинок на слайде тему урока.

- В нашей жизни так много различных конфликтов, а уметь их грамотно разрешать столь важно, что на стыке социологии и психологии возник­ла специальная наука— конфликтология, изучающая причины, возник­новение, развитие и разрешение конфликтов.

2.  Мотивирование изучения темы. Определение целей занятия.

- Прежде, чем мы приступим к изучению данного вопроса, давайте определим, насколько вы в теме. На магнитной доске размещены три утверждения. Выберите то, которое относится к вам, и приклейте на лист с утверждением стикер-полоску:

  •  Имею чёткое представление о том, что такое конфликт и какие существуют стили поведения в конфликте. Могу поделиться знаниями с другими.
  • Имею общее представление о том, что такое конфликт и стилях поведения в конфликте.
  • Имею слабые представления о конфликте и стилях поведения в кон фликтной ситуации.

После этого подсчитывается результат: сколько выборов получило каждое утверждение.

- Итак, исходя из оценки наших знаний о теме конфликтов, какую цель вы для себя поставите на этом занятии?

- А зачем вам такие знания по конфликтологии?

Знание основ конфликтологии необходимо для каждого человека, так как оно помогает:

избежать конфликтов там, где это возможно;

правильно относиться к конфликту;

управлять конфликтом;

эффективно разрешать конфликт.

3. Что такое конфликт

Слайд 3. (Текст на слайде появляется постепенно. Начало по щелчку.)

- Что такое конфликт? Какое определение этому понятию дали бы вы?

Конфликт – трудноразрешимое осознаваемое противоречие, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями, которые препятствуют адекватному восприятию человеком ситуации.

В конфликте есть две составляющие:

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - предпосылка конфликта, неосознаваемая ситуация, возникающая при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения.

ИНЦИДЕНТ – пусковой механизм конфликта, характеризуется осознанием конфликтной ситуации и переходом к непосредственным действиям оппозиционных сторон, направленных на достижение их целей.

Конфликт возникает при наложении инцидента на конфликтную ситуацию, которая ранее могла длительно развиваться и не осознаваться участниками конфликта.

4. Упражнение «Линия»

- Представьте линию, проведенную из одного угла комнаты в противоположный угол. Выстройтесь на этой воображаемой линии следующим образом. Если вы считаете, что конфликт — это всегда плохо, займите место в правом углу. Если вы считаете, что и то, и другое, то встаньте посередине линии ближе к одному или другому краю. Выбери себе место на линии, которое покажет ваше отношение к конфликту.

- Кто-нибудь хочет объяснить, почему он выбрал именно данное место на линии?

- Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают непри­ятные ассоциации: в воображении всплывают угрозы, враждеб­ность, непонимание, обиды, попытки доказать свою правоту. В результате сложилось мнение, что конфликт — нежелательное явление и по возможности его следует избегать. В современной науке конфликты рассматриваются и в позитивном ключе.

5. Работа в парах с учебником

- Со стр. 51 учебника выпишите в тетрадь конструктивные и деструктивные функции конфликта.

конструктивные функции конфликта

деструктивные функции конфликта

- источник развития личности, межличностных отношений, организаций

- опыт разрешения трудных ситуаций

- ослабление психологической напряжённости-

- нарушение коммуникации между людьми

- снижение сотрудничества

- возникновение стресса, негативное влияние на здоровье

- Действительно, конфликт может оказать негативное влияние на человека, разрушая или деформируя его личность и жизнь.

Но бывает и наоборот: успешное преодоление конфликтной ситуации становится источником личностного роста, развития большей личностной зрелости и, в конечном счете, фактором удовлетворенности жизнью.

Слайд 4.

- Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Они помогают изменяться, двигаться вперёд. При эффективном разрешении конфликтов их причины вскрываются, а не уходят вглубь. Однако, неправильно разрешаемые конфликты имеют свойство «накапливать» негативные последствия, приводя к напряжённости в отношениях. Накопленные отрицательные эмоции влияют на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу.

6. Работа в группах «Отличие конструктивного конфликта от деструктивного»

Примечание: для выполнения задания пары объединяются в четвёрки и заполняют первый столбик таблицы. (Приложение 1)

Слайд 5.

Разрешение конфликта зависит от того, как ведут себя участники конфликтной ситуации. Поэтому различают конструктивный конфликт и деструктивный. Признаки деструктивного конфликта вы видите на слайде. Сформулируйте аналогичные признаки конструктивного конфликта.

Конструктивный

Деструктивный

Главная цель – найти решение проблемы.

Оба участника имеют возможность высказать свою точку зрения, говорить о своих чувствах и желаниях.

Высказывания уважительны и корректны, происходит открытое обсуждение конкретного вопроса.

Участники стремятся к взаимопониманию.

Приводит к росту и развитию отношений.

Главная цель – победить любой ценой.

Участники игнорируют друг друга, общаются через намёки и скрытый подтекст, обесценивают эмоции и чувства.

Взаимные упрёки, поиск виноватого и переход на личности; перебивание, крики, угрозы и давление.

Участники не стремятся понять друг друга.

Приводит к разрушению отношений.

7. Упражнение «Праздничный пирог»

Слайд 6.

- В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно обычно выбирают какой-то определенный стиль поведения. В конкретном конфликте стиль поведения определяется тем, насколько важно для вас удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Существует пять основных стилей разрешения конфликта.

- Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание)

2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция)

3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление)

4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество)

5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс)

- Выбрали? А теперь посмотрите, какой стратегии вы придерживались бы в этой ситуации.

Примечание: после того, как учащиеся выбрали для себя вариант поведения, постепенно, щёлкая по слайду, открываем названия стратегий.

8. Стили поведения в конфликте

Слайд 7.

Основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации были разработаны У. Томасом и Р.Х. Килменном. Давайте разберём их подробнее.

Стиль уклонение – «черепаха»

Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.

Стиль конкуренция, соперничество – «акула»

Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Стиль приспособление – «медвежонок»

Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Стиль сотрудничество – «сова»

Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях.

Стиль компромисс – «лиса»

Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает.

Не существует ни одной стратегии, однозначно приемлемой в любой ситуации. Выбор стиля зависит от множества факторов, таких как характер конфликта, цели, отношения с другой стороной и контекст ситуации.

9. Работа в группах. Упражнение «Плюсы и минусы стратегий»

Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа получает таблицу, в которой надо заполнить плюсы и минусы той или иной стратегии. (Приложение 2)

Примечание: после выполнения работы, группы представляют свои наработки. На слайдах 8-12 представлена дополнительная информация.

10. Закрепление изученного.

1) Просмотр отрывка из мультфильма «Возвращение блудного попугая Кеши»

- Какие стратегии поведения в конфликте вы увидели у героев мультфильма?

Начинается конфликт с ущемления Кешей Вовкиной потребности в тишине. Вовка просит сделать звук телевизора тише, но Кеша настолько увлечен просмотром детектива, что не реагирует на просьбу друга.

Вовка поясняет, что он готовится к контрольной по математике, и изначально предлагает компромиссный вариант: он просит не выключить телевизор, а только уменьшить громкость.

Несмотря на то, что Кеша не уменьшает громкость, Вовка старается уклониться от конфликта: сначала он просто надевает шапку, а потом даже завязывает ее уши.

В связи с тем, что это не помогает, Вовка пытается убавить звук «ну чуть-чуть», Кеша активно противодействует. А в результате Вовка отключает телевизор вообще: «Это безобразие, у меня контрольная, а ты!»

Кеша до крайности возмущен: ведь он не увидел, что случилось после того, как «Полищук сел на мотоцикл», а до Вовкиной контрольной ему, по-видимому, вообще нет дела. Кеша симулирует приступ и просит воды, но вместо сочувствия получает освежающий «душ» со словами: «Ну хватит кривляться!»

Кеша не пытается осознать причины случившегося, а переводит все на уровень эмоций: «Ах, вот ты как!», «Я для него жизни не жалею!», «Только смерть может избавить меня от сердечных мук!». Кеша хочет отомстить Вовке за нанесенную обиду («Ты у меня попляшешь!», «Ты у меня наплачешься!») и совершает демонстративный поступок, бросившись с балкона.

2) Работа с ситуацией в парах.

Каждая пара получает карточку с ситуацией.

- Определите стратегии поведения ребят в ситуации. Выберете наиболее удачные.

«Одноклассники Миши не хотели брать его в игру, которую они обычно играют после школы. И тогда Миша забросил на шкаф шапки мальчишек и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что мальчишки отреагировали на это по-разному:

1. Лёня обиделся и пошел на улицу без шапки (уклонение)

2. Ваня сначала врезал Мише по спине, а затем быстро стянул с него шапку и тоже забросил её ещё дальше (соперничество)

3. Коля достал свою шапку указкой (приспособление)

4. Сева сказал Мише, что если Миша достанет его шапку, тог он не пойдет жаловаться учителю (компромисс)

5. Антон немного подумал, посоветовался с ребятами и предложил Мише, что если он достанет шапки и извинится, то ребята возьмут его в игру (сотрудничество)

11. Упражнение «Рисунок вдвоем»

- Для выполнения упражнения вам необходимо объединиться в пары. Все действия выполняются по инструкции и молча, т.е. разговаривать с партнером не разрешается.

Инструкция. Возьмите на двоих один лист бумаги и одну ручку, которой будете рисовать, держась за нее вдвоем. Ваша задача, не договариваясь с партнером, нарисовать сюжетный рисунок. Время выполнения – 3 минуты.

По окончании работы дайте название своему рисунку. Поблагодарите партнера за совместную деятельность. Покажите свой рисунок классу. Посмотрите, что нарисовали другие. Есть ли сходства у рисунков?

12. Работа в 2-х группах. Упражнение  «Большая стройка»

Двум образовавшимся командам предлагается сесть в два кружочка так, чтобы не подслушивали друг друга, не вплотную. Каждая команда выбирает капитана.

Капитанам вручаются по две карточки — синяя и красная. Затем ведущий озвучивает инструкцию и на доске фиксирует условия игры.

Инструкция: «Вы одна большая строительная команда, разделённая на две бригады. Задача строительной компании — построить дом, она это может сделать, если бригады наберут 40 очков. Каким образом набираются очки. У каждой команды синяя и красная карточка, если обе команды покажут красные карточки, то каждая бригада получит по 10 очков, если каждая бригада покажет по синей карточке, то они заработают 0 очков, если одна команда покажет синюю карточку, а другая красную, то синие получают 20 очков, а красные –20 (красная-красная — по 10 очков бригаде, синяя-синяя по 0 очков, синяя-красная — синяя карточка 20 баллов, красная карточка — 20 (минус 20) баллов). Дом будет построен при наборе 40 очков».

Примечание. Каждая команда совещается, с какой карточки начать игру и затем по команде ведущего на раз, два, три команды одновременно поднимают вверх по карточке. Выбор каждой команды педагог фиксирует на доске, указывая заработанные баллы. При необходимости педагог может снова зачитать инструкцию. Педагогу важно отследить, с какого раунда, попытки двум бригадам удастся достичь результата и построить дом. После достижения результата обсуждаем с классом стратегии поведения каждой команды, снова вспоминаем про конкуренцию и сотрудничество, что по условиям игры они одна строительная компания, которую условно разделили на две бригады, чтобы достичь результата. О том, что зачастую у нас происходит восприятие другой команды как конкурентов, с которыми нужно вступать в борьбу, соревнование.

13. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Избавиться от конфликтов невозможно, да и не нужно, поэтому важно научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и последствия. В зависимости от ситуации мы можем выбрать определённую стратегию. Как управлять конфликтами, мы с вами поговорим на следующем уроке. А сейчас подведём итог. Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока, и закончите предложение: «Сегодня Я …»


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В тетрадях выполнить задание из учебника на стр.53 (Задача «Конфликты в моей жизни»)



Источники информации:

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”).

Лохова И. Конфликт. – М.: Первое сентября. - Школьный психолог.- 2009 –№15

Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг/ Е.Осипова, Е.Чуменко. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 7 (17)).

Основы педагогики и психологии:10-11-е классы: учебное пособие в 2 частях/ В.С. Басюк, Е.И. Казакова, Е.Ю. Брель и др. – Москва: Просвещение, 2023.

Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Ч. 2: Психология общения: 11 кл.

Приложение 1DOCX / 15.56 Кб

/data/files/l1743965960.docx (Приложение 1)


Приложение 2DOCX / 16.51 Кб

/data/files/z1743966006.docx (Приложение 2)


Презентация к урокуPPTX / 1.38 Мб

/data/files/p1743966071.pptx (Презентация к уроку)

​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.