Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему «Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- -ра-, -оло- -ла-, -ере- - -ре-»
Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему
«Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- -ра-, -оло- -ла-, -ере- - -ре-»
Автор учебника: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (УМК «Гармония»)
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель: создать на уроке условия для организации деятельности учащихся по знакомству с сочетаниями -оро- -ра-, -оло- -ла-, -ере- - -ре-» в словах,
закреплению написания слов с двумя безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением; подбору проверочных слов для нескольких орфограмм в корне.
Задачи предметные:
содействовать применению на практике изученных орфографических правил, в том числе правила правописания слов с двумя безударными гласными в корне; воспитывать чувство уважительного отношения к родному языку.
Планируемые результаты.
Личностные УУД: понимание богатства русского языка, осознанного отношения к качеству своей речи; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры речи.
Способствовать формированию метапредметных УУД:
Регулятивных: ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения; планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий; осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, оценивать свои достижения и трудности.
Познавательных: применять общий способ действия для решения конкретных практических задач; проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативных: участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения; аргументировать свою точку зрения, объяснять, доказывать, рассуждать.
Оборудование урока: рабочая тетрадь, ручка, учебник по русскому языку (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко), доска, презентация к уроку; 3 набора слов: древо, блузка, праздник, дубки, полоса, чувство, злато, лестница, просьба, карандаш, борода, младой, здравие, сторона, голова, столб (работа в группах); лестница успеха (у каждого учащегося).
Ход урока
Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1 мин.)
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. (Слайд 1)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудится.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Ребята, с малой удачи начинается большой успех. Желаю вам успехов на уроке.
Презентация к уроку по русскому языку для 3 классаPPTX / 267.09 Кб
2. Актуализация знаний (5 мин.) (Слайд 2)
- Запишите слова в 2 столбика: в первый – с безударными гласными, проверяемыми ударением, а во второй – с непроверяемыми написаниями.
Даны слова: капуста, одежда, морковь, зверек, синеть, голова, лететь, молодой, карандаш, колосок, пенал, магазин, Россия, золотой.
- Проверим, как вы выполнили задание (Слайд 3)
- На какие две группы можно разделить слова, записанные в первый столбик? (слова с одной и двумя безударными гласными в корне, проверяемые ударением)
Какие слова из первого столбика имеют две безударных гласных в корне?
Молодой, колосок, золотой.
- Как мы решаем орфографическую задачу в корне слова? (Подбираем проверочные слова).
- Давайте подберем проверочные слова и проверим написание безударных гласных в корне.
3. Постановка учебной задачи, целеполагание (3 мин.) (Слайд 4)
- Как же действовать, если в слове в корне несколько орфограмм? (Нужно решать каждую орфограмму отдельно.)
- Откройте учебник на стр. 45-46, внимательно рассмотрите. Подумайте, какие цели нашего урока.
Цели:
научиться решать несколько орфографических задач в корне слова;
познакомиться с короткими сочетаниями в словах: -ра-, -ла-, -ре-, -ле- и сравнить их с более длинными: -оро-, -оло-, -ере-.
4. Открытие нового знания (6 мин.)
- Откройте ТПО (тетрадь на печатной основе) на стр. 20, найдите упр. 44. Вставьте пропущенные буквы в слова, рядом напишите проверочные. (Работа в парах. Далее идет проверка).
Сравните пары слов первого и второго столбиков. Какие сочетания букв заменяют друг друга в парах? (-оло- - -ла-, -оро- - -ра-, -ере- - -ре-)
Давайте прочитаем, как же появились слова с короткими сочетаниями? (стр.18 упр. 45)
5. Физкультминутка (3 мин.)
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели. Вновь за дело!
6. Первичное закрепление новых знаний (6 мин.)
- Допишите слова (стр. 18 упр. 45)
Младшие – молодые, злато – золото, врата – ворота.
- Сочетания -оро-, -оло-, -ере- называют полногласными сочетаниями, а сочетания –ра-, -ла-, -ре- - неполногласными. (Слайд 5)
- Вы познакомились с новыми научными словами. Слова с неполногласными сочетаниями встречаются в современном русском языке. Запишем некоторые из них:
златоглавая Москва, страница, млекопитающие.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (9 мин., работа в группах)
- Перед вами карточки со словами. (Слайд 6) Распределите их в 4 столбика:
в первый – слова с двумя безударными гласными в корне, проверяемыми ударением;
во второй – устаревшие, вышедшие из употребления слова;
в третий – слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова;
в четвертый – слова с непроверяемыми написаниями.
Даны слова: древо, блузка, праздник, дубки, полоса, чувство, злато, лестница, просьба, карандаш, борода, младой, здравие, сторона, голова, столб.
Проверка: (Слайд 7)
первый столбик: борода, полоса, сторона, голова;
второй столбик: древо, злато, младой, здравие;
третий столбик: блузка, дубки, просьба, столб;
четвертый столбик: праздник, чувство, лестница, карандаш.
8. Этап включения в систему знаний и повторения (5 мин.)
- Сегодня на уроке вы познакомились с сочетаниями -оро- - ра-, -оло- - ла-, -ере- - -ре-» в словах, учились подбирать проверочные слова для нескольких безударных гласных в корне. Давайте обобщим полученные знания и создадим кластер.
Сочетания -оро- - ра-, -оло- - ла-, -ере- - -ре-»
Полногласные сочетания Неполногласные сочетания
-оро- -оло- -ере- -ра- -ла- -ре-
Примеры слов: Примеры слов:
борода, голова, берега. врата, злато, брег.
8А Домашнее задание (3 мин.)
- Предлагаю домашнее задание по вашему выбору:
1) творческое: придумать и записать 4-5 предложений, в состав которых входят слова с сочетаниями -оро- - ра-, -оло- - ла-, -ере- - -ре-.
2) Работа по карточке (карточка прилагается);
Карточка
- Запиши слова парами: первое слово с неполногласным сочетанием, второе – с полногласным сочетанием. С одной парой слов составь и запиши предложения.
Образец: здравие – здоровье.
Здравие, голос, город, глас, здоровье, град, брег, злато, берег, глава, золото, голова.
3) Из учебника: стр. 19 упр.47
9. Рефлексия деятельности (4 мин.)
- Дополните одно из следующих предложений. (Слайд 8)
Сегодня я узнал (а)…
У меня получилось…
Было интересно…
Теперь я умею…
- А теперь поместите себя на лестнице успеха.
Лестница успеха
Отлично понял
Хорошо понял
Понял
Немного понял
- Наш урок подошел к концу. Благодарю всех вас за отличную работу на уроке.