Скрыть поздравление
Посмотреть все поздравления
Логинова Наталья Владимировна
Милые, прекрасные дамы! Коллеги! Поздравляю вас от всей души с Международным женским днем! Любви, здоровья, в личной жизни счастья!
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК








Конспект урока по русскому языку

«Имя прилагательное как часть речи»

УМК «Школа России»





Составила: Учитель начальных классов

Александрова В.С.












2021 год

Класс: 4

Предмет: русский язык.

3. Тема урока: имя прилагательное как часть речи.

4. Цель урока: обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

5. Планируемые результаты:

предметные: учащиеся вспомнят, что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, как оно обозначается в тексте; научатся различать полные и краткие прилагательные; узнают правописание нового словарного слова.

личностные: элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценке результатов своей учебной деятельности; самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу.

познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивать информацию, необходимую для ответа на вопрос.

коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; готовность слушать собеседника и вести диалог; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Посмотрите на соседа слева-улыбнитесь!

-Посмотрите на соседа справа -улыбнитесь!

-Вот, теперь все с хорошим настроением! Все в добром расположении духа. Прекрасно, когда все излучают доброту.

-Теперь тихонечко присаживайтесь. Открывайте тетради и запишите число.

2. Актуализация знаний

- Проведём словарную работу. Я вам читаю загадки, а вы отгадки записываете в тетрадь. Начинаем.

1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь).

2. В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд, приятель!»

И ставит подпись … (дятел).

3. Возле дома, по дорожке,

Скачет, собирая крошки.

Друг синиц и голубей.

Серый, шустрый ...(воробей)

4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья- белобока, зовут её ...(сорока)

5. И зимой её не сидится:

Нам моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку... (синица)

-Прочитайте по слогам слова, которые вы записали.

-Что общего между этими словами?



-А теперь, составьте предложение с любым из этих слов. Обозначьте грамматическую основу.

- Прочитайте свое предложение и назовите грамматическую основу (спрашиваю 2-3 ученика)

3.Определение темы урока.

-Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Во жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

-Так о какой части речи пойдёт речь сегодня на уроке?

-Правильно. И тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Имя прилагательное как часть речи».

4.Работа над новой темой

-Посмотрите на доску, здесь записаны словосочетания.

(тихий шепот, белый лист, задорный танец, звонкий голос)

Какое слово в каждом словосочетании главное?

- Как вы это определили?

-Задайте вопросы.

-Как мы видим имена прилагательные прикладываются к существительному, а не наоборот.

- А что такое имя прилагательное?

-Подберите к именам существительным, записанным на доске, подходящие по смыслу имена прилагательные (дерево, котенок, книга)

-Молодцы, ребята!

-Теперь откройте учебник на странице 4. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета и подумайте, о каком времени года пишет поэт. Кто прочитает вслух?

(Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина.

Полная луна.

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.)

-Так о каком же времени года идёт речь?

-Как он называет картину зимы? Какое имя прилагательное использует?

-Подберите синонимы к этому слову.

-А что такое эпитет?

-А теперь спишите стихотворение и подчеркните волнистой линией имена прилагательные.

-Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу, сравнивая с образцом, который представлен на слайде.

-Верните тетрадку своему соседу. Поднимите руки те, кто выполнил всё правильно. Опустите руки, поднимите руки те, у кого есть ошибки, вам нужно быть внимательнее.

-Прочитайте материал рубрики «обратите внимание». Кто прочитает вслух?

(Различайте слова чудный (удивительный по прелести, красоте) и чудной (странный, удивляющий необычностью.)

-В чём отличия слов чудный и чудной?

-Верно. А теперь прочитайте загадку на слайде и отгадайте её. Кто прочитает вслух?

(Теремок ползёт,

На себе его везёт

Хозяюшка богата,

Богаста да рогаста.)

-Ребята, кто это?

-Правильно. Какие слова использованы для описания улитки?

-Слова богата, богаста, рогаста- это особая форма имен прилагательных, которая называется краткой формой.

-Прочитайте материал рубрики «обратите внимание» на стр. 5. Кто прочитает вслух?

(Некоторые имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах: широкие (реки)-реки (широки); родная (картина)- (картина) родна. Имя прилагательное в краткой форме употребляется в предложении как сказуемое. Зимний воздух чист и свеж.)

-Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?

-Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную.

-Вернёмся к упр. 1, к какой части речи относится выделенное слово?

-А теперь посмотрите на свои столы, там лежат листочки с текстом сказки. Прочитайте сказку «Лягушка-невеста» из книги Т. Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное». И найдите в ней краткие имена прилагательные.

-Кто прочитает вслух?

-Итак. Какие краткие имена прилагательные вы нашли?

-На какие вопросы они отвечают?

-Устно замените их полными именами прилагательными.

4.Физкультминутка.

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)


-Теперь найдите упр.2 на стр. 5. Прочитайте и подумайте, о какой птице идёт речь. Кто прочитает вслух?

(У... по бокам пёрышки совсем белые. Голова, крылья, хвост, чёрные, как у вороны. Очень красивый у птицы хвост. Он длинный, прямой, будто стрела. Перья на хвосте зеленоватые. ...-птица очень нарядная, ловкая, подвижная.)

-Итак, о какой птице говорится в тексте?

-Верно. А что это за тип текста?

-А как вы это определили?

-Прочитайте словосочетания, которые помогают описать внешний вид сороки.

-Теперь спишите текст, вставляя пропущенное слово- название птицы. Подчеркните имена прилагательные.

-Какие слова вы подчеркнули?

5.Закрепление изученного

-Теперь найдите упр.3 на стр.5. Прочитайте задание.

-С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные?

-Верно. По образцу выполняем в тетради самостоятельно это задание. Сам образец в тетрадь не записываем.

-Проверяем. Кто зачитает свой вариант?







-Молодец. А теперь прочитайте предложения, которое вы составили.

-Молодцы. А сейчас запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударение, подчеркните выделенные орфограммы.

-Назовите, какие орфограммы вы подчеркнули.

-А какая ещё орфограмма есть в этом слове?



-А теперь сыграем в игру «Подари предмету признак». Суть игры заключается в том, что я называю каждому ряду слово, и вы в парах должны записать в тетрадь как можно больше прилагательных к этому слову. Понятно? Тогда начинаем.

1 ряд-белка.

2 ряд-ворона.

3 ряд-береза.

-Проверяем. 1 ряд озвучит свои прилагательные. Называете слово и прилагательные.

2 ряд.

3 ряд.

-Молодцы, ребята.

6. Подведение итогов.

-Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.

-Назовите тему нашего сегодняшнего занятия.

-Может ли существовать русская речь без имени прилагательного.

-Будет ли выразительной наша речь без имен прилагательных.

-Объясните, пожалуйста, что такое имя прилагательное в краткой форме.

7. Домашнее задание.

-Теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

8. Рефлексия.

-А теперь все посмотрите на столы, у вас лежат звездочки. Раскрасьте звездочку красным цветом те, кто доволен своей работой на уроке, а синим цветом те, кто считает, что ему ещё нужно поработать над этой темой.

-Всем спасибо за урок!









Литература и интернет-источники:

Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — 3-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017. — 351 с. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-052362-2.

https://mega- talant.com /

https://infourok.ru /



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.