Конспект урока по русскому языку для 4 класса «Имя прилагательное как часть речи»
Конспект урока по русскому языку
«Имя прилагательное как часть речи»
УМК «Школа России»
Составила: Учитель начальных классов
Александрова В.С.
2021 год
Класс: 4
Предмет: русский язык.
3. Тема урока: имя прилагательное как часть речи.
4. Цель урока: обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
5. Планируемые результаты:
предметные: учащиеся вспомнят, что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, как оно обозначается в тексте; научатся различать полные и краткие прилагательные; узнают правописание нового словарного слова.
личностные: элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценке результатов своей учебной деятельности; самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу.
познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивать информацию, необходимую для ответа на вопрос.
коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; готовность слушать собеседника и вести диалог; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
Ход урока
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
-Посмотрите на соседа слева-улыбнитесь!
-Посмотрите на соседа справа -улыбнитесь!
-Вот, теперь все с хорошим настроением! Все в добром расположении духа. Прекрасно, когда все излучают доброту.
-Теперь тихонечко присаживайтесь. Открывайте тетради и запишите число.
2. Актуализация знаний
- Проведём словарную работу. Я вам читаю загадки, а вы отгадки записываете в тетрадь. Начинаем.
1. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).
2. В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись … (дятел).
3. Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей.
Серый, шустрый ...(воробей)
4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья- белобока, зовут её ...(сорока)
5. И зимой её не сидится:
Нам моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... (синица)
-Прочитайте по слогам слова, которые вы записали.
-Что общего между этими словами?
-А теперь, составьте предложение с любым из этих слов. Обозначьте грамматическую основу.
- Прочитайте свое предложение и назовите грамматическую основу (спрашиваю 2-3 ученика)
3.Определение темы урока.
-Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке:
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если к нам их приложить,
Им веселее станет жить.
Вот громкий стук,
Во жёлтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик.
-Так о какой части речи пойдёт речь сегодня на уроке?
-Правильно. И тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Имя прилагательное как часть речи».
4.Работа над новой темой
-Посмотрите на доску, здесь записаны словосочетания.
(тихий шепот, белый лист, задорный танец, звонкий голос)
Какое слово в каждом словосочетании главное?
- Как вы это определили?
-Задайте вопросы.
-Как мы видим имена прилагательные прикладываются к существительному, а не наоборот.
- А что такое имя прилагательное?
-Подберите к именам существительным, записанным на доске, подходящие по смыслу имена прилагательные (дерево, котенок, книга)
-Молодцы, ребята!
-Теперь откройте учебник на странице 4. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета и подумайте, о каком времени года пишет поэт. Кто прочитает вслух?
(Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина.
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.)
-Так о каком же времени года идёт речь?
-Как он называет картину зимы? Какое имя прилагательное использует?
-Подберите синонимы к этому слову.
-А что такое эпитет?
-А теперь спишите стихотворение и подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
-Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу, сравнивая с образцом, который представлен на слайде.
-Верните тетрадку своему соседу. Поднимите руки те, кто выполнил всё правильно. Опустите руки, поднимите руки те, у кого есть ошибки, вам нужно быть внимательнее.
-Прочитайте материал рубрики «обратите внимание». Кто прочитает вслух?
(Различайте слова чудный (удивительный по прелести, красоте) и чудной (странный, удивляющий необычностью.)
-В чём отличия слов чудный и чудной?
-Верно. А теперь прочитайте загадку на слайде и отгадайте её. Кто прочитает вслух?
(Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богата,
Богаста да рогаста.)
-Ребята, кто это?
-Правильно. Какие слова использованы для описания улитки?
-Слова богата, богаста, рогаста- это особая форма имен прилагательных, которая называется краткой формой.
-Прочитайте материал рубрики «обратите внимание» на стр. 5. Кто прочитает вслух?
(Некоторые имена прилагательные могут быть употреблены в полной и краткой формах: широкие (реки)-реки (широки); родная (картина)- (картина) родна. Имя прилагательное в краткой форме употребляется в предложении как сказуемое. Зимний воздух чист и свеж.)
-Что вы узнали о краткой форме имён прилагательных?
-Прочитайте загадку, изменив краткую форму прилагательных на полную.
-Вернёмся к упр. 1, к какой части речи относится выделенное слово?
-А теперь посмотрите на свои столы, там лежат листочки с текстом сказки. Прочитайте сказку «Лягушка-невеста» из книги Т. Рик «Доброе утро, Имя Прилагательное». И найдите в ней краткие имена прилагательные.
-Кто прочитает вслух?
-Итак. Какие краткие имена прилагательные вы нашли?
-На какие вопросы они отвечают?
-Устно замените их полными именами прилагательными.
4.Физкультминутка.
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
-Теперь найдите упр.2 на стр. 5. Прочитайте и подумайте, о какой птице идёт речь. Кто прочитает вслух?
(У... по бокам пёрышки совсем белые. Голова, крылья, хвост, чёрные, как у вороны. Очень красивый у птицы хвост. Он длинный, прямой, будто стрела. Перья на хвосте зеленоватые. ...-птица очень нарядная, ловкая, подвижная.)
-Итак, о какой птице говорится в тексте?
-Верно. А что это за тип текста?
-А как вы это определили?
-Прочитайте словосочетания, которые помогают описать внешний вид сороки.
-Теперь спишите текст, вставляя пропущенное слово- название птицы. Подчеркните имена прилагательные.
-Какие слова вы подчеркнули?
5.Закрепление изученного
-Теперь найдите упр.3 на стр.5. Прочитайте задание.
-С помощью каких суффиксов будете образовывать имена прилагательные?
-Верно. По образцу выполняем в тетради самостоятельно это задание. Сам образец в тетрадь не записываем.
-Проверяем. Кто зачитает свой вариант?
-Молодец. А теперь прочитайте предложения, которое вы составили.
-Молодцы. А сейчас запишите в словарик слово автомобиль, поставьте ударение, подчеркните выделенные орфограммы.
-Назовите, какие орфограммы вы подчеркнули.
-А какая ещё орфограмма есть в этом слове?
-А теперь сыграем в игру «Подари предмету признак». Суть игры заключается в том, что я называю каждому ряду слово, и вы в парах должны записать в тетрадь как можно больше прилагательных к этому слову. Понятно? Тогда начинаем.
1 ряд-белка.
2 ряд-ворона.
3 ряд-береза.
-Проверяем. 1 ряд озвучит свои прилагательные. Называете слово и прилагательные.
2 ряд.
3 ряд.
-Молодцы, ребята.
6. Подведение итогов.
-Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.
-Назовите тему нашего сегодняшнего занятия.
-Может ли существовать русская речь без имени прилагательного.
-Будет ли выразительной наша речь без имен прилагательных.
-Объясните, пожалуйста, что такое имя прилагательное в краткой форме.
7. Домашнее задание.
-Теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
8. Рефлексия.
-А теперь все посмотрите на столы, у вас лежат звездочки. Раскрасьте звездочку красным цветом те, кто доволен своей работой на уроке, а синим цветом те, кто считает, что ему ещё нужно поработать над этой темой.
-Всем спасибо за урок!
Литература и интернет-источники:
Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — 3-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017. — 351 с. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-052362-2.
https://mega-talant.com/
https://infourok.ru/