Конспект урока по русскому языку со здоровьесберегающими технологиями «Имя прилагательное как часть речи»

1
2
Материал опубликован 12 February 2017 в группе


Русский язык 3 класс.

Конспект урока со здоровьесберегающими технологиями

по УМК «Школа 21 века»

МБОУ СОШ № 61

Учитель начальных классов

Журавель А.Ю.

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Тип урока: повторение и обобщение,  комплексное применение знаний, умений и навыков.

Цель:  систематизация усвоенных признаков  имени прилагательного  и изучение согласований прилагательных с существительными.

Планируемые результаты (предметные):

Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения, простое предложение

Личностные результаты:

Применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при их выполнении

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); находят ответы на вопросы в учебном тексте, таблице, схеме; осуществляют анализ, сравнение, классификацию.

Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия

Основное содержание темы, понятия и термины:

Наблюдение за языковым материалом на уровне предъявления

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Организационный этап

Физкультминутка

Здравствуйте, ребятки. Вот и снова мы с вами на уроке русского языка, который называют «великий и могучий». Продолжим работать над его познанием, чтобы у нас с вами он таким и был, великим и могучим.

Для начала повторим нашу любимую разминочку:

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

Сейчас, ребятки, подготовим руку к письму в тетради.

Упр. «Капуста»

Руками показываем движение “рубим”, “трем”, “солим”, “жмем”.

Мы капустку рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем!.
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку жмем, жмем!

Теперь откройте тетради, запишите: число, классная работа.

(Слайд № 1)

Регулятивные: рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные:  активность при решении коммуникативных и познавательных задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Послушайте внимательно стихотворение:

Я имя ищу необычное, звучное, 
Особое, сильное, самое лучшее, 
Короткое, длинное, красное, синее, 
Неброское, яркое, очень красивое, 
Оно уменьшительное или ласкательное, 
Его называют ещё ... 
(Прилагательное) 

 

Как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить? Правильно, о прилагательном.

(Слайд №1)

Давайте почитаем сценку и узнаем, что же думал о прилагательном герой одной русской комедии 19 века, сын помещика.  Чтение по ролям.

Сценка «Прилагательное и прилагается».

Г-жа Простакова: Митрофанушка, что ты знаешь из грамматики?

Митрофанушка: Много. Существительна да прилагательна.

Г-жа Простакова: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофанушка: Дверь? Котора дверь?

Г-жа Простакова: Вот эта!

Митрофанушка: Эта? Прилагательна!

Г-жа Простакова: Почему же?

Митрофанушка: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так покамест существительна.

Г-жа Простакова : Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.

Митрофанушка: И ведомо!      

Правильно ли думал Митрофанушка? А теперь вы ответьте на вопрос: что такое прилагательное? Расскажите, что помните из материала 2 класса.

Познавательные: осознанное и произвольное построение своих сообщений, анализирование информации;

Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действий, смысловое чтение.

Физкультминутка.

Потеряла я слова из темы урока. Давайте-ка все вместе поищем. Может они к вам под стул закатились слева, посмотрим все сразу (наклоны влево), может под парту справа (наклоны вправо)? Может сосед справа видел (поворот вправо), может сосед слева (поворот влево)? Ой, да что это я? Они в голове! (Наклоны головы). Вот и встали все слова на место. Продолжим работу.

 

Постановка цели и задач урока.

Сейчас давайте определим себе цель и задачи нашего урока.   Скажите, что мы с вами начали рассматривать? Правильно, прилагательное. А что есть у каждой части речи? Конечно, признаки. Значит, мы рассмотрим признаки. Одна часть речи существовать не может. Ей нужен сосед. У прилагательного какая часть речи будет стоять рядом? Конечно, существительное. А соседи как должны жить? В дружбе и согласии. Значит, что мы будем рассматривать? Согласование. Вот и определились. Давайте посмотрим на нашу цель.

( Слайд№2)

Цель урока: рассмотрение уже известных признаков  имени прилагательного  и изучение согласований прилагательных с существительными.

Давайте подумаем, какие задачи стоят перед нами, которые вытекают из цели? Мы должны выполнить их к концу урока.

Раз мы уже знакомились с прилагательным, что будем делать дальше? Конечно, продолжать. Чтобы выделять эту часть речи необходимо что уметь? Правильно, определять признаки. Всегда на уроке мы выполняем…..да, задания. И, конечно изучим согласование, о чём говорили с вами, и поработаем со словосочетаниями.

                                      Задачи урока:

(Слайд№2)

1.      Продолжить знакомство с прилагательным как частью речи.

2.      Определить признаки имен прилагательных.

3.      Работать над заданиями.

4.      Познакомиться с правилами согласования прилагательных с существительными.

5.      Работать со словосочетаниями.


 

Регулятивные: формулирование и удерживание учебной задачи; применение установленных правил; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.


 


 

Познавательные:  умение узнавать, называть группы предметов по существенному признаку; структурирование знаний; понимание текстов, извлечение необходимой информации

Коммуникативные:  умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров; умение построения осознанного и произвольного речевого высказывания.


 

Актуализация знаний.

Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

Посмотрим, что же мы усвоим лучше и ещё узнаем нового, изучая эту часть речи с вами дальше.

(Слайд№3)

Какие признаки предметов называет имя прилагательное.

На какие вопросы отвечает эта часть речи.

Как образуются словосочетания с прилагательными и как они согласуются с существительными.

Устная работа над текстом.

На этом слайде вы видите текст, в котором надо  найти имена прилагательные, и задать к ним вопросы.

Но сначала вспомним, из какого произведения эти строки?

(Слайд № 4).

Пустил стрелу старший брат -  упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема.

(Слайд № 5).

Пустил  стрелу средний брат – полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая.

(Слайд № 6).

Пустил младший стрелу брат, и попала стрела в грязное болото, где сидела зелёная лягушка.

Так какая это сказка? Молодцы! Действительно, «Царевна-лягушка».

(Слайд № 6).

Находим прилагательные и задаём к ним вопросы.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Давайте, ребята, почитаем с вами новую сказку. Вы ведь любите сказки? «Скромные просители»

От рождения у Прилагательных был очень покладистый характер. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа.

 А что,  если нам попросить их у существительных ну хоть бы на время – мечтали Прилагательные и  решили, наконец, поговорить с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. 

Книга (какая?)  интересная – ж. р, ед.ч., им.п. ( Слайд №8).

Книги (какой?) интересной – ж. р., ед.ч., р. п. (Слайд №9).

Книгу (какую?) интересную – ж.р., ед.ч., в.п. (Слайд № 10)

Книгами (какими?) интересными – ж.р, мн.ч., т.п. (Слайд № 11)

Работа по учебнику.

Упр. 307 – установление характера связи прилагательного с существительным.

Выполняется «по шагам» в задании.

Образец рассуждения:

Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.


 

Регулятивные: формулирование и удерживание учебной задачи; применение установленных правил; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.


 


 

Познавательные:  умение узнавать, называть группы предметов по существенному признаку; структурирование знаний; понимание текстов, извлечение необходимой информации


 


 

Коммуникативные:  умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.


 

Физкультминутка.

Мы писали, мы писали.

Наши пальчики устали.

Пусть немножко отдохнут.

Поможет музыка нам тут.

(Отрывки классической музыки на пианино, фортепиано или рояле).

Игра «Пианино»

Ребята, дружно ставим все пальцы на парту и под музыку изображаем игру на пианино, работают пусть, как у настоящих музыкантов, все пальчики, начиная с большого до мизинца.

 
 

Замечательно вы сыграли, теперь давайте познакомимся с правилом, которое обязательно нужно знать. 

( Слайд№12)

Запомни!

Имя прилагательное зависит от имени существительного

Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет форму. Форма может меняться.

В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное. Такая связь называется согласованием.

 

Рефлексия

Подведем итог:

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока. Проанализируйте свою работу и продолжите фразу:

Я научился

Я понял, что

Былотрудно…
Было интересно…
Хочу похвалить (нас…, себя….)

 А теперь давайте составим букет наших успехов. У вас на столе лежат цветы. Это самооценка вашей работы. Кто считает, что на уроке он был старательным, внимательным, чувствовал уверенность в своих знаниях и очень хорошо работал – поставьте ко мне в вазу голубой цветок, кто работал хорошо, но мог бы еще лучше – желтый, а кто очень волновался, боялся ошибиться и у него пока не всё получалось – красный. Какие молодцы! Замечательный букет получился!

 

Домашнее задание.

Сочините небольшую сказку, загадку или рассказик об одной из частей речи, чтобы ваше творчество помогло еще лучше разобраться с именем существительным и именем прилагательным. И обязательно выучите правило.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Тип урока: повторение и обобщение, комплексное применение знаний, умений и навыков. Конкурс "Вводный урок"

16 March 2017

Работа не соответствует теме конкурса

17 March 2017