План-конспект урока по русскому языку для 3 класса «Повторение темы "Имя прилагательное как часть речи"»
Пояснительная записка к презентации
Открытый урок по русскому языку Страна невыученных уроков
PPTX / 8.29 Мб
Путевой лист по Стране невыученных уроков
DOCX / 25.35 Кб
План-конспект открытого урока по русскому языку для 3 класса
УМК «Школа 2100»
Тема: Повторение изученного по разделу «Имя прилагательное как часть речи».
Тип и вид: урок развивающего контроля.
Цель: создание условий для проверки знаний по разделу «Имя прилагательное как часть речи».
Задачи:
1. Совершенствовать умение находить имена прилагательные, определять род и число имен прилагательных.
2. Развивать умение разбирать имя прилагательное как часть речи, по составу.
3. Воспитывать познавательный интерес к разнообразию правописания слов в русском языке.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Учащийся вспомнит правило написания окончаний имен прилагательных и проверки их.
- Учащийся получит возможность вспомнить порядок разбора имени прилагательного как части речи.
Личностные: формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка; формирование способности к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; самооценка и оценка действий сверстников.
- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
- Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Основные понятия: имя прилагательное, окончание, суффикс.
Методы: беседа, упражнение.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, путевой лист, карточки с порядком разбора имени прилагательного как части речи.
Ход урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Мотивационный этап |
2 мин |
- Прозвенел уже звонок, Начинается урок. А теперь все повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам. |
Приветствуют учителя, друг друга, гостей. |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний |
2 мин |
- Какой раздел мы проходим? Какую часть речи изучаем? - Сегодня последний урок по этой теме. И как вы думаете, какая цель этого урока? |
- Имя прилагательное - Повторить, закрепить, скорректировать знания. |
Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений. |
Фиксирование локальных затруднений |
3 мин |
- Вчера вы писали диктант. Откройте его, посмотрите свои ошибки. В чем заключаются ваши ошибки? - Если допущены ошибки, что это может значить? - Как вы уже сказали, нам нужно устранить эти ошибки, чтобы впредь вы их не допускали. |
- Плохо усвоили тему, плохо подготовились. |
Личностные: формирование способности к самоопределению, самооценке. |
Создание плана по разрешению проблемы |
5 мин |
- Вы помните мальчика Витю Перестукина? Из какого рассказа этот герой? - Как Витя оказался в этой стране?
- Учебник по русскому языку недоволен, что не выучили об имени прилагательном правила, и отправляет нас в страну невыученных уроков. - Вот мы попали в Страну невыученных уроков. Перед нами ворота в эту страну. Чтобы их открыть, нам нужно верно закончить предложения. Имена прилагательные отвечают на вопросы ... и обозначают ... . Имена прилагательные всегда связаны с ... . Имена прилагательные изменяются по ... . Имена прилагательные ... и ... нашу речь. - Мы правильно закончили предложения, ворота открываются. Вы видите карту этой страны. Давайте посмотрим, куда же нам предстоит попасть, с какими трудностями справиться. - Нам нужно добраться до Царства частей речи и доказать Имени прилагательному, что мы усвоили тему и можем справиться с любыми трудностями. У каждого из вас есть путевой лист, где написаны все станции и задания к ним. |
- «В стране невыученных уроков». - Он не хотел учить уроки, кинул учебники на пол. Учебники ожили и отправили Витю в Страну невыученных уроков.
- …вопросы какой? какая? и обозначают признак предмета. Прилагательные связаны с существительными. …изменяются по родам и числам. …обогащают и украшают нашу речь. 1. Роща слов. |
Личностные: формирование способности к самоопределению, самооценке. Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы. |
Реализация на практике выбранного плана |
14 мин |
- Мы отправляемся в Рощу слов. И что мы видим? - Чтобы нам пройти мимо них, нужно узнать какие это птицы, вдруг они опасны. Давайте среди этих слов найдем прилагательные. Обведите все прилагательные у себя на путевых листах. - Какие прилагательные вы нашли? Давайте проверим. - Молодцы, нашли все прилагательные. Можем ли мы пройти мимо этих птиц? - Проходим мы сквозь густую рощу и куда двигаемся дальше? Выходим к Дому окончаний. В этом доме произошла путаница. Окончания не могут вспомнить, в какой квартире они живут. Нужно закрасить правильным цветом окошки на путевых листах. Мы вспомнили, что прилагательные изменяются по родам и числам. А как определить род и число прилагательного? - Каждому роду и числу соответствует цвет. Сначала вы закрашиваете прилагательные единственного числа.1 ряд закрашивает имена прилагательные женского рода красным цветом, 2 ряд имена прилагательные мужского рода синим цветом, 3 ряд имена прилагательные среднего рода желтым цветом. После этого, в паре найдите имена прилагательные множественного числа и закрасьте их зеленым цветом. - Проверим. От каждого ряда будет отвечать один человек, а вы проверяйте. - Какие имена прилагательные женского рода нашел первый ряд? - Какие имена прилагательные мужского рода нашел второй ряд? - Какие имена прилагательные среднего рода нашел третий ряд? - Какие имена прилагательные множественного числа вы нашли? - Окончания благодарят нас за помощь. А мы двигаемся дальше. Куда? - Мы приближаемся к половине пути, а значит подходим к Разборному мосту. Вот мы оказались у реки, но мост разобран и все части лежат отдельно. Нам нужно восстановить мост, чтобы мы могли пройти по нему. Вспоминаем порядок разбора имени прилагательного как части речи. Соедините линиями действие с его порядковым номером. - Давайте проверим. Какой порядок правильный?
- Молодцы, справились. Мост собран правильно, и мы можем пройти по нему. А теперь встаем и поднимаемся на Вопросительную гору. Дорога не тропинка, дорога не канава. |
- Дерево, а на нем птицы.
Выполняют задание. - Веселые, голубенькие, кругловатые, добрые, честные. - Да. Мы выяснили, что они добрые. - К дому окончаний.
- Нужно подобрать существительное.
Выполняют задание. От каждого ряда отвечает один человек.
- Верная, горячая, синяя, стеклянная. - Грубоватый, летний, заводной, молочный. - Звонкое, сочное, весеннее, холодное. - Ранние, умные, перелетные.
- К разборному мосту.
Выполняют задание. 1. Нахожу существительное, с которым связано прилагательное, и задаю от него вопрос. Встают на физминутку, повторяют движения за учителем. |
Личностные: формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка. Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. |
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца. |
10 мин |
- На этой горе нас встречают необычные жители страны. Чтобы узнать кто эти жители, нужно вспомнить правило, как проверить правописание букв гласных в безударных окончаниях имён прилагательных? - Верно эти жители – слова-вопросы. Они очень не любят, когда про них забывают, и не пускают нас дальше, пока мы не вставим пропущенные буквы в слова. Вам нужно записать вопрос, который вы зададите для проверки, и вставить пропущенную букву. - Проверяем. Что вы вставили? - Слова-вопросы рады, что вы вспомнили их и готовы проводить нас в Город суффиксов. - Неожиданно пошел дождь. Суффиксы могут укрыть нас собой, как крышей. Нужно скорей разобрать слова по составу и найти в этих словах суффиксы. - Проверим. Запишите на доске. - Нашли все суффиксы. Пока мы пережидали дождь, образовались большие лужи. Давайте соединим синонимы красным цветом, а антонимы - синим. Вспомним, что значат эти слова.
- Проверим. |
- Нужно подобрать слово-вопрос.
Выполняют задание. - В снегу (каком?) белом; к брату (какому?) доброму; с мячом (каким?) звонким.
Выполняют задание. - Красноватый, добренькая, синеватое. - Синонимы-близкие по значению слова. Антонимы-противоположные по значению слова. Выполняют задание. Маленький-небольшой; маленький-большой. |
Личностные: формирование способности к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса. Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы. |
Рефлексия |
4 мин |
- Обошли мы все лужи, подошли к Царству частей речи. И вот нас встречает само Имя прилагательное и спрашивает, что же мы делали в Стране невыученных уроков. Благодарит за помощь и хвалит нас Имя прилагательное. Кроме похвалы за работу можно и отметки поставить. Оцените себя. Оцените работу класса. |
Отвечают, что делали на уроке. Оценивают себя. |
Регулятивные: самооценка и оценка действий сверстников. |