12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Татьяна Андреевна129
Учитель начальных классов
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
1

План-конспект урока по русскому языку для 3 класса «Повторение темы «Имя прилагательное как часть речи»»




Открытый урок по русскому языку Страна невыученных уроков
PPTX / 8.29 Мб

Путевой лист по Стране невыученных уроков
DOCX / 25.35 Кб

 

План-конспект открытого урока по русскому языку для 3 класса

 

УМК «Школа 2100»

Тема: Повторение изученного по разделу «Имя прилагательное как часть речи».

Тип и вид: урок развивающего контроля.

Цель: создание условий для проверки знаний по разделу «Имя прилагательное как часть речи».

Задачи:

1. Совершенствовать умение находить имена прилагательные, определять род и число имен прилагательных.

2. Развивать умение разбирать имя прилагательное как часть речи, по составу.

3. Воспитывать познавательный интерес к разнообразию правописания слов в русском языке.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Учащийся вспомнит правило написания окончаний имен прилагательных и проверки их.

- Учащийся получит возможность вспомнить порядок разбора имени прилагательного как части речи.

Личностные: формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка; формирование способности к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса.

Метапредметные:

- Регулятивные УУД: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; самооценка и оценка действий сверстников.

- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

- Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Основные понятия: имя прилагательное, окончание, суффикс.

Методы: беседа, упражнение.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, путевой лист, карточки с порядком разбора имени прилагательного как части речи.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

2 мин

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Приветствуют учителя, друг друга, гостей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

2 мин

- Какой раздел мы проходим? Какую часть речи изучаем?

- Сегодня последний урок по этой теме. И как вы думаете, какая цель этого урока?

- Имя прилагательное

- Повторить, закрепить, скорректировать знания.

Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Фиксирование локальных затруднений

3 мин

- Вчера вы писали диктант. Откройте его, посмотрите свои ошибки. В чем заключаются ваши ошибки?

- Если допущены ошибки, что это может значить?

- Как вы уже сказали, нам нужно устранить эти ошибки, чтобы впредь вы их не допускали.

- Плохо усвоили тему, плохо подготовились.

Личностные: формирование способности к самоопределению, самооценке.

Создание плана по разрешению проблемы

5 мин

- Вы помните мальчика Витю Перестукина? Из какого рассказа этот герой?

- Как Витя оказался в этой стране?


 

- Учебник по русскому языку недоволен, что не выучили об имени прилагательном правила, и отправляет нас в страну невыученных уроков.

- Вот мы попали в Страну невыученных уроков. Перед нами ворота в эту страну. Чтобы их открыть, нам нужно верно закончить предложения.

Имена прилагательные отвечают на вопросы ... и обозначают ... .

Имена прилагательные всегда связаны с ... .

Имена прилагательные изменяются по ... .

Имена прилагательные ... и ... нашу речь.

- Мы правильно закончили предложения, ворота открываются. Вы видите карту этой страны. Давайте посмотрим, куда же нам предстоит попасть, с какими трудностями справиться.

- Нам нужно добраться до Царства частей речи и доказать Имени прилагательному, что мы усвоили тему и можем справиться с любыми трудностями. У каждого из вас есть путевой лист, где написаны все станции и задания к ним.

- «В стране невыученных уроков».

- Он не хотел учить уроки, кинул учебники на пол. Учебники ожили и отправили Витю в Страну невыученных уроков.

 

 

 

 

 

- …вопросы какой? какая? и обозначают признак предмета. Прилагательные связаны с существительными. …изменяются по родам и числам.     …обогащают и украшают нашу речь.

1. Роща слов.
2. Дом окончаний
3. Разборный мост
4. Вопросительная гора
5. Город суффиксов
6. Царство частей речи.

Личностные: формирование способности к самоопределению, самооценке.

Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.

Реализация на практике выбранного плана

14 мин

- Мы отправляемся в Рощу слов. И что мы видим?

- Чтобы нам пройти мимо них, нужно узнать какие это птицы, вдруг они опасны. Давайте среди этих слов найдем прилагательные. Обведите все прилагательные у себя на путевых листах.

- Какие прилагательные вы нашли? Давайте проверим.

- Молодцы, нашли все прилагательные. Можем ли мы пройти мимо этих птиц?

- Проходим мы сквозь густую рощу и куда двигаемся дальше?

Выходим к Дому окончаний. В этом доме произошла путаница. Окончания не могут вспомнить, в какой квартире они живут. Нужно закрасить правильным цветом окошки на путевых листах. Мы вспомнили, что прилагательные изменяются по родам и числам. А как определить род и число прилагательного?

- Каждому роду и числу соответствует цвет. Сначала вы закрашиваете прилагательные единственного числа.1 ряд закрашивает имена прилагательные женского рода красным цветом, 2 ряд имена прилагательные мужского рода синим цветом, 3 ряд имена прилагательные среднего рода желтым цветом. После этого, в паре найдите имена прилагательные множественного числа и закрасьте их зеленым цветом.

- Проверим. От каждого ряда будет отвечать один человек, а вы проверяйте.

- Какие имена прилагательные женского рода нашел первый ряд?

- Какие имена прилагательные мужского рода нашел второй ряд?

- Какие имена прилагательные среднего рода нашел третий ряд?

- Какие имена прилагательные множественного числа вы нашли?

- Окончания благодарят нас за помощь. А мы двигаемся дальше. Куда?

- Мы приближаемся к половине пути, а значит подходим к Разборному мосту. Вот мы оказались у реки, но мост разобран и все части лежат отдельно. Нам нужно восстановить мост, чтобы мы могли пройти по нему. Вспоминаем порядок разбора имени прилагательного как части речи. Соедините линиями действие с его порядковым номером.

- Давайте проверим. Какой порядок правильный?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы, справились. Мост собран правильно, и мы можем пройти по нему. А теперь встаем и поднимаемся на Вопросительную гору.

Дорога не тропинка, дорога не канава.
Сперва смотри налево, потом смотри направо.
Ты налево повернись и друг другу улыбнись,
Топни правою ногой: раз, два, три,
Покачай головою: раз, два, три,
Руки вверх ты подними и похлопай: раз, два, три.

- Дерево, а на нем птицы.

 

 

 

Выполняют задание.

- Веселые, голубенькие, кругловатые, добрые, честные.

- Да. Мы выяснили, что они добрые.

- К дому окончаний.

 

 

 

 

 

 

- Нужно подобрать существительное.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

От каждого ряда отвечает один человек.

 

- Верная, горячая, синяя, стеклянная.

- Грубоватый, летний, заводной, молочный.

- Звонкое, сочное, весеннее, холодное.

- Ранние, умные, перелетные.

 

- К разборному мосту.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

1. Нахожу существительное, с которым связано прилагательное, и задаю от него вопрос.
2. Ставлю прилагательное в начальную форму (ед. число, муж. род).
3. Указываю часть речи.
4. Определяю род (в ед. числе).
5. Определяю число.

Встают на физминутку, повторяют движения за учителем.

Личностные: формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка.

Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

10 мин

- На этой горе нас встречают необычные жители страны. Чтобы узнать кто эти жители, нужно вспомнить правило, как проверить правописание букв гласных в безударных окончаниях имён прилагательных?

- Верно эти жители – слова-вопросы. Они очень не любят, когда про них забывают, и не пускают нас дальше, пока мы не вставим пропущенные буквы в слова. Вам нужно записать вопрос, который вы зададите для проверки, и вставить пропущенную букву.

- Проверяем. Что вы вставили?

- Слова-вопросы рады, что вы вспомнили их и готовы проводить нас в Город суффиксов.

- Неожиданно пошел дождь. Суффиксы могут укрыть нас собой, как крышей. Нужно скорей разобрать слова по составу и найти в этих словах суффиксы.

- Проверим. Запишите на доске.

- Нашли все суффиксы. Пока мы пережидали дождь, образовались большие лужи. Давайте соединим синонимы красным цветом, а антонимы - синим. Вспомним, что значат эти слова.

 

- Проверим.

 

 

 

- Нужно подобрать слово-вопрос.

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

- В снегу (каком?) белом; к брату (какому?) доброму; с мячом (каким?) звонким.

 

 

 

Выполняют задание.

- Красноватый, добренькая, синеватое.

- Синонимы-близкие по значению слова. Антонимы-противоположные по значению слова.

Выполняют задание.

Маленький-небольшой; маленький-большой.
Громкий-шумный; громкий-тихий.

Личностные: формирование способности к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса.

Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.

Рефлексия

4 мин

- Обошли мы все лужи, подошли к Царству частей речи. И вот нас встречает само Имя прилагательное и спрашивает, что же мы делали в Стране невыученных уроков. Благодарит за помощь и хвалит нас Имя прилагательное. Кроме похвалы за работу можно и отметки поставить. Оцените себя. Оцените работу класса.

Отвечают, что делали на уроке. Оценивают себя.

Регулятивные: самооценка и оценка действий сверстников.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.