План-конспект урока по русскому языку для 3 класса «Повторение темы "Имя прилагательное как часть речи"»

1
0
Материал опубликован 23 May 2018

Пояснительная записка к презентации


Открытый урок по русскому языку Страна невыученных уроков
PPTX / 8.29 Мб

Путевой лист по Стране невыученных уроков
DOCX / 25.35 Кб

 

План-конспект открытого урока по русскому языку для 3 класса

 

УМК «Школа 2100»

Тема: Повторение изученного по разделу «Имя прилагательное как часть речи».

Тип и вид: урок развивающего контроля.

Цель: создание условий для проверки знаний по разделу «Имя прилагательное как часть речи».

Задачи:

1. Совершенствовать умение находить имена прилагательные, определять род и число имен прилагательных.

2. Развивать умение разбирать имя прилагательное как часть речи, по составу.

3. Воспитывать познавательный интерес к разнообразию правописания слов в русском языке.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Учащийся вспомнит правило написания окончаний имен прилагательных и проверки их.

- Учащийся получит возможность вспомнить порядок разбора имени прилагательного как части речи.

Личностные: формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка; формирование способности к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса.

Метапредметные:

- Регулятивные УУД: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; самооценка и оценка действий сверстников.

- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

- Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Основные понятия: имя прилагательное, окончание, суффикс.

Методы: беседа, упражнение.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, путевой лист, карточки с порядком разбора имени прилагательного как части речи.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

2 мин

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Приветствуют учителя, друг друга, гостей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний

2 мин

- Какой раздел мы проходим? Какую часть речи изучаем?

- Сегодня последний урок по этой теме. И как вы думаете, какая цель этого урока?

- Имя прилагательное

- Повторить, закрепить, скорректировать знания.

Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Фиксирование локальных затруднений

3 мин

- Вчера вы писали диктант. Откройте его, посмотрите свои ошибки. В чем заключаются ваши ошибки?

- Если допущены ошибки, что это может значить?

- Как вы уже сказали, нам нужно устранить эти ошибки, чтобы впредь вы их не допускали.

- Плохо усвоили тему, плохо подготовились.

Личностные: формирование способности к самоопределению, самооценке.

Создание плана по разрешению проблемы

5 мин

- Вы помните мальчика Витю Перестукина? Из какого рассказа этот герой?

- Как Витя оказался в этой стране?


 

- Учебник по русскому языку недоволен, что не выучили об имени прилагательном правила, и отправляет нас в страну невыученных уроков.

- Вот мы попали в Страну невыученных уроков. Перед нами ворота в эту страну. Чтобы их открыть, нам нужно верно закончить предложения.

Имена прилагательные отвечают на вопросы ... и обозначают ... .

Имена прилагательные всегда связаны с ... .

Имена прилагательные изменяются по ... .

Имена прилагательные ... и ... нашу речь.

- Мы правильно закончили предложения, ворота открываются. Вы видите карту этой страны. Давайте посмотрим, куда же нам предстоит попасть, с какими трудностями справиться.

- Нам нужно добраться до Царства частей речи и доказать Имени прилагательному, что мы усвоили тему и можем справиться с любыми трудностями. У каждого из вас есть путевой лист, где написаны все станции и задания к ним.

- «В стране невыученных уроков».

- Он не хотел учить уроки, кинул учебники на пол. Учебники ожили и отправили Витю в Страну невыученных уроков.

 

 

 

 

 

- …вопросы какой? какая? и обозначают признак предмета. Прилагательные связаны с существительными. …изменяются по родам и числам.     …обогащают и украшают нашу речь.

1. Роща слов.
2. Дом окончаний
3. Разборный мост
4. Вопросительная гора
5. Город суффиксов
6. Царство частей речи.

Личностные: формирование способности к самоопределению, самооценке.

Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.

Реализация на практике выбранного плана

14 мин

- Мы отправляемся в Рощу слов. И что мы видим?

- Чтобы нам пройти мимо них, нужно узнать какие это птицы, вдруг они опасны. Давайте среди этих слов найдем прилагательные. Обведите все прилагательные у себя на путевых листах.

- Какие прилагательные вы нашли? Давайте проверим.

- Молодцы, нашли все прилагательные. Можем ли мы пройти мимо этих птиц?

- Проходим мы сквозь густую рощу и куда двигаемся дальше?

Выходим к Дому окончаний. В этом доме произошла путаница. Окончания не могут вспомнить, в какой квартире они живут. Нужно закрасить правильным цветом окошки на путевых листах. Мы вспомнили, что прилагательные изменяются по родам и числам. А как определить род и число прилагательного?

- Каждому роду и числу соответствует цвет. Сначала вы закрашиваете прилагательные единственного числа.1 ряд закрашивает имена прилагательные женского рода красным цветом, 2 ряд имена прилагательные мужского рода синим цветом, 3 ряд имена прилагательные среднего рода желтым цветом. После этого, в паре найдите имена прилагательные множественного числа и закрасьте их зеленым цветом.

- Проверим. От каждого ряда будет отвечать один человек, а вы проверяйте.

- Какие имена прилагательные женского рода нашел первый ряд?

- Какие имена прилагательные мужского рода нашел второй ряд?

- Какие имена прилагательные среднего рода нашел третий ряд?

- Какие имена прилагательные множественного числа вы нашли?

- Окончания благодарят нас за помощь. А мы двигаемся дальше. Куда?

- Мы приближаемся к половине пути, а значит подходим к Разборному мосту. Вот мы оказались у реки, но мост разобран и все части лежат отдельно. Нам нужно восстановить мост, чтобы мы могли пройти по нему. Вспоминаем порядок разбора имени прилагательного как части речи. Соедините линиями действие с его порядковым номером.

- Давайте проверим. Какой порядок правильный?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы, справились. Мост собран правильно, и мы можем пройти по нему. А теперь встаем и поднимаемся на Вопросительную гору.

Дорога не тропинка, дорога не канава.
Сперва смотри налево, потом смотри направо.
Ты налево повернись и друг другу улыбнись,
Топни правою ногой: раз, два, три,
Покачай головою: раз, два, три,
Руки вверх ты подними и похлопай: раз, два, три.

- Дерево, а на нем птицы.

 

 

 

Выполняют задание.

- Веселые, голубенькие, кругловатые, добрые, честные.

- Да. Мы выяснили, что они добрые.

- К дому окончаний.

 

 

 

 

 

 

- Нужно подобрать существительное.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

От каждого ряда отвечает один человек.

 

- Верная, горячая, синяя, стеклянная.

- Грубоватый, летний, заводной, молочный.

- Звонкое, сочное, весеннее, холодное.

- Ранние, умные, перелетные.

 

- К разборному мосту.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

1. Нахожу существительное, с которым связано прилагательное, и задаю от него вопрос.
2. Ставлю прилагательное в начальную форму (ед. число, муж. род).
3. Указываю часть речи.
4. Определяю род (в ед. числе).
5. Определяю число.

Встают на физминутку, повторяют движения за учителем.

Личностные: формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка.

Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

10 мин

- На этой горе нас встречают необычные жители страны. Чтобы узнать кто эти жители, нужно вспомнить правило, как проверить правописание букв гласных в безударных окончаниях имён прилагательных?

- Верно эти жители – слова-вопросы. Они очень не любят, когда про них забывают, и не пускают нас дальше, пока мы не вставим пропущенные буквы в слова. Вам нужно записать вопрос, который вы зададите для проверки, и вставить пропущенную букву.

- Проверяем. Что вы вставили?

- Слова-вопросы рады, что вы вспомнили их и готовы проводить нас в Город суффиксов.

- Неожиданно пошел дождь. Суффиксы могут укрыть нас собой, как крышей. Нужно скорей разобрать слова по составу и найти в этих словах суффиксы.

- Проверим. Запишите на доске.

- Нашли все суффиксы. Пока мы пережидали дождь, образовались большие лужи. Давайте соединим синонимы красным цветом, а антонимы - синим. Вспомним, что значат эти слова.

 

- Проверим.

 

 

 

- Нужно подобрать слово-вопрос.

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

- В снегу (каком?) белом; к брату (какому?) доброму; с мячом (каким?) звонким.

 

 

 

Выполняют задание.

- Красноватый, добренькая, синеватое.

- Синонимы-близкие по значению слова. Антонимы-противоположные по значению слова.

Выполняют задание.

Маленький-небольшой; маленький-большой.
Громкий-шумный; громкий-тихий.

Личностные: формирование способности к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса.

Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.

Рефлексия

4 мин

- Обошли мы все лужи, подошли к Царству частей речи. И вот нас встречает само Имя прилагательное и спрашивает, что же мы делали в Стране невыученных уроков. Благодарит за помощь и хвалит нас Имя прилагательное. Кроме похвалы за работу можно и отметки поставить. Оцените себя. Оцените работу класса.

Отвечают, что делали на уроке. Оценивают себя.

Регулятивные: самооценка и оценка действий сверстников.

Предварительный просмотр презентации

Отправлю-ка я вас в Страну невыученных уроков!

Имена прилагательные отвечают на вопросы ... и обозначают ... . Имена прилагательные всегда связаны с ... . Имена прилагательные изменяются по ... . Имена прилагательные ... и ... нашу речь.

1.Роща слов 2.Дом окончаний 3.Разборный мост 4.Вопросительная гора 5.Город суффиксов 6.Царство частей речи Страна невыученных уроков

Веселые Голубенькие Кругловатые Добрые Честные

Верная Перелетные Заводной Умные Холодное Звонкое Ранние Сочное Синяя Молочный Летний Горячая Весеннее Грубоватый Стеклянная

3. Указываю часть речи. 1. Нахожу существительное, с которым связано прилагательное, и задаю от него вопрос. 2. Ставлю прилагательное в начальную форму (ед. число, муж. род). 4. Определяю род (в ед. числе). 5. Определяю число.

В снегу ( ) бел… К брату ( ) добр… С мячом ( ) звонк… В снегу (каком?) белом К брату (какому?) доброму С мячом (каким?) звонким

Маленький Громкий Небольшой Шумный Большой Тихий

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации