Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Спряжение глаголов»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
учителя структурного подразделения «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов» в ГОУ РК «РЦО»
Столяр Светланы Витальевны
Тема урока: Спряжение глаголов.
Форма проведения урока: Урок с применением дистанционных образовательных технологий для ребёнка-инвалида, находящегося на индивидуальном обучении.
Цель урока: Создать условия для повторения и закрепления знаний о глаголе как о части речи; организовать деятельность учащегося для усвоения нового понятия, спряжении глаголов.
Задачи урока:
Обучающая: формирование знания о спряжении глаголов; умение определять личные окончания глагола; продолжить формирование навыка изменять глаголы по лицам и числам; закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли глагола; закрепление умения находить и использовать глаголы в тексте; научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию и определять спряжение глаголов по алгоритму.
Развивающая: способствовать развитию познавательной деятельности через решение логических задач; способствовать развитию устной и письменной речи, памяти, мышления, внимания и воображения учащегося; развивать наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, группировать, делать выводы.
Воспитательная: создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимся, стимулирование активного творческого труда, воспитывать уважительное отношение к изучению русского языка как учебного предмета, стремление к совершенствованию своей речевой практике.
Формирование УУД:
Личностные УУД:понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
Познавательные УУД: выполняет универсальные логические действия (устанавливает аналогии и причинно-следственные связи, выстраивает логическую цепь рассуждений, относит объекты к известным понятиям; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Место проведения занятия: Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования», структурное подразделение «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми».
Продолжительность занятия: 45 минут.
Материально-техническое обеспечение урока: Компьютер с ОС Мас с набором совместимого специального оборудования и предустановленных программ и приложений. Связь с обучающимися осуществляется посредством программы Skype, в режиме on-line.
Методическое и дидактическое обеспечение урока: электронное образовательное пространство в оболочке Моodle, его информационные образовательные ресурсы по курсу «Русский язык 5 класс», мультимедийная презентация в формате Power Point по теме «Спряжение глаголов», файл с заданиями в формате .doc, учебник «Русский язык 5 класс»: учебник для образовательных учреждений/ М.М.Разумовская [и др.]; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа 2013.
Тип урока: комбинированный. Урок повторения и изучения нового материала.
Этап урока, его цель, методы и способы достижения данной цели |
||||||
I. Организационный. Цель: подготовка учащегося к продуктивной работе, обеспечение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой. Критерии достижения цели: учащийся готов к уроку, положительно настроен на получение новых знаний. Методы: словесный, наглядный. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||
Приветствует ученика, обеспечивает положительный психологический настрой, готовит к общению на уроке. - Здравствуй, Денис! Очень рада видеть тебя снова! - Какое у тебя настроение?
- Ты готов к уроку? Тогда начнём. Я отправляю тебе файл с заданиями, получи его, пожалуйста. А пока внимание на экран... |
Входит в Skype, включает видеосвязь, отвечает на приветствие учителя, готовит площадку для работы в электронном пространстве и на своём рабочем месте (тетрадь, ручка). Принимает от учителя файл. |
|
||||
II. Актуализация знаний. Цель: организовать повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений и пробелов. Критерии достижения цели: умение распознавать глагол среди других частей речи, умение ставить глагол в неопределённую форму, изменять глаголы по числам и лицам, определять время глаголов. Методы: словесные, практические. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||
Учитель предоставляет общий доступ к экрану, начало урока демонстрирует на своём экране.
- Посмотри на экран, прочитай стихотворение и назови часть речи, которую мы с тобой изучаем.
- Давай вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Открой полученный файл и предоставь доступ к экрану. - Продолжи предложения и выполни упражнения.
Задание 1. Глагол — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .
Карточка. Выдели глаголы. Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница, учить, ненавидеть, петь, песня.
Задание 2. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы.... . Карточка. Выдели красным цветом глаголы в неопределённой форме. Дополнительно: у остальных определи лицо. Зовут, играем, ходить, пойти, выбежали, учить, плакать, пошёл, обойти, зажечь, собираете, дуем, прожить.
Задание 3. Глаголы изменяются прошедшем времени по..., а в единственном числе по.... В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по....
Приведи примеры (можно устно). |
Ученик внимательно слушает учителя, смотрит на экран (он может увеличить его и включить режим «Во весь экран»).
Читает стихотворение: -Интересная часть речи В русском языке живёт Кто что делает, расскажет Чертит, пишет иль поёт. Вышивает или пашет. Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит, Всё расскажет нам она. -Речь идёт о глаголе.
Открывает файл в программе NeoOffice , включает демонстрацию экрана и приступает к выполнению заданий.
Дописывает предложения. - ...действие предмета - ...что делать? что сделать? и др.
Работает с карточкой. - Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница, учить, ненавидеть, петь, песня. Выделяет эти слова любым удобным для себя способом( цветом, заливкой, подчёркивает и др.). - ...что делать? что сделать?
-Зовут (3 л.), играем(1 л.), ходить, пойти, выбежали (3 л.), учить, плакать, пошёл (3 л.), обойти, зажечь, собираете (2 л.), дуем (1 л.), прожить.
-...по числам -...родам -... числам и лицам Приводит свои примеры. Записи сохраняет в электронной тетради по русскому языку. |
Слайд 1
Учитель видит работу ученика на своём экране.
|
||||
III. Постановка проблемы. Подведение к теме урока. Цели: через создание проблемной ситуации подвести к теме урока. Критерии достижения цели: учащийся отвечает на наводящие вопросы и формулирует суть проблемы. Используемые технологии: проблемное -диалогическое обучение. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||
Учитель демонстрирует следующий слайд на своём экране через общий доступ. -Ты продемонстрировал хорошие знания о глаголе. А всё ли мы знаем об этой части речи? Внимание на экран. - Знаешь ли ты литературного героя Незнайку? - Так вот. Он решил отправиться в кругосветное путешествие и обещал своему другу Васе Ошибкину писать СМС-сообщения. И вот что у него получилось. Прочитай, пожалуйста.
- Какая часть речи подчёркнута? - Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания? - Может, ты знаешь?
- Значит, мы должны помочь Незнайке разобраться в этом. Поможем Незнайке? Вернёмся к его СМС в конце урока. |
Закрывает демонстрацию экрана, его внимание сосредоточено на экране учителя.
- Знаю. Читает текст со слайда. - Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.
- Глагол. - Незнайка не знает правило написания окончаний глаголов. - Не знаю.
-Да, поможем.
|
Слайд 2 |
||||
IV. Определение темы . Целеполагание. Цели: обозначить тему урока, развивать у учащегося навык самостоятельно формулировать цели урока посредством наводящих вопросов. Критерии достижения цели: учащийся самостоятельно формулирует цели урока. Методы и приёмы: побуждающий диалог. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||
- Прочти зашифрованное слово наоборот «ВОЛОГАЛГ ЕИНЕЖЯРПС»
- Совершенно верно. Тема урока «Спряжение глаголов». Открой рабочую тетрадь, запиши число и тему сегодняшнего урока.
- Так какую тему не знает Незнайка? - Следовательно, над чем мы будем сегодня работать на уроке?
- А для чего нам нужно знать спряжение глаголов? |
- СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.
Записывает число и тему урока в тетрадь.
- Он не знает спряжение глаголов. - Изучать новое правило. Учиться определять спряжение глаголов.. - Чтобы правильно писать окончания глаголов.
|
Слайд 3
Слайд 4 |
||||
V. Формирование новых знаний и умений. Цели: организовать работу по выделению отличительных признаков глаголов I и II спряжения; развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать. Критерии достижения цели: учащийся указывает на отличия глаголов I спряжения от глаголов II, анализирует, делает выводы. Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративные, практические, эвристическая беседа. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||
1. Обратимся к теории. - Так что же мы называем спряжением? Прочитай правило.
- Чем же они различаются? Разобраться в этом нам поможет таблица.
Учитель задаёт ряд вопросов, помогающих выявить отличительные признаки двух спряжений.
2. Работа с таблицей. - Как ты думаешь, по какому признаку распределены слова в таблице? - Чем отличаются слова в первых двух столбиках от двух последних? - Что общего ты можешь отметить в словах каждой группы? - Какая гласная является основной у первой группы? - В какой форме стоят последние глаголы в каждом столбике?
- А у второй?
- Попробуй теперь всё сказанное объединить и сделать выводы.
- Дело в том, что под ударением эти окончания различаются в произношении. А в безударном — не различаются. Их написание надо проверять. - Как же определить спряжение глаголов по безударному окончанию? Для этого выполни задание (показывает его на слайде).
Проверка по слайду 11.
- Сделай вывод, какие глаголы относятся ко 2-му спряжению?
- Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?
- Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. |
- Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы имеют 2 спряжения, I-е и II-е.
Ученик отвечает на вопросы и делает выводы.
- По спряжению.
- Окончаниями. - Одинаковые гласные.
- Е - 3 л. мн.ч. (Личные окончания этих глаголов имеют гласную Е, а в форме 3-го лица мн. ч. окончание -ЮТ). - Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную И, а в форме 3-го лица мн. ч. - АТ, -ЯТ).
- Глаголы I спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), ут (-ют).
- Глаголы IIспряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Выполняет задание в тетради. Записывает слова в два столбика, рядом с каждым записывает неопределённую форму.
Выполняет задание самостоятельно (3 минуты)
- Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на -ИТЬ в неопределённой форме, относятся ко 2-му спряжению.
- Ставили в неопределённую форму.
|
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
|
||||
VI. Физкультминутка. Цели:снять утомление у ребёнка, ослабить напряжение глаз и тела, обеспечить работоспособность учащегося в продолжение урока. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Примечание |
||||
Проводит физкультминутку. (Гимнастика для глаз, разминка для тела). - Предлагаю немного расслабиться и отдохнуть. 1. Посмотри вверх, вниз, направо, налево, нарисуй глазами круг, затем первую букву своего имени, закрой глазки, открой, быстро поморгай. 2. Зажми руки в замочек, вытяни вперед, теперь вверх, потянись к солнышку. |
Выполняет команды учителя. |
|
||||
VII. Закрепление новых знаний. Цель: формирование умения определять спряжение глаголов и использовать его при выборе гласных в написании окончаний глаголов, закрепление полученных знаний на практике. Критерии достижения цели: Ученик пользуется новым правилом, определяет спряжение глаголов и верно пишет окончания. Методы:практические (письменные), интерактивные. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечание |
||||
- Вернёмся к нашей теме. Итак, ЗАПОМНИ! (Демонстрация слайда с правилом определения спряжения по инфинитиву). - Чтобы правило запомнилось легче, предлагаю выучить шуточное стихотворение.
- Выполни задания. Учитель закрывает общий доступ, отправляет ученику ссылки на интерактивные задания. Задание 1. Выбери глаголы I спряжения. http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sprjazenie_glagolov_5 Задание 2. Выбери глаголы II спряжения. http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sprjazenie_glagolov_5 Задание 3. Вставь гласные в безударные личные окончания. http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sprjazenie_glagolov_5
Работа в презентации. Открывает слайд 14 на своём экране. - Вернёмся к началу урока. Исправим СМС Незнайки. Записывает окончания глаголов со слов ученика. |
Читает шуточное стихотворение: Ко второму же спряжению
Открывает свой экран. Переходит по ссылкам и выполняет задания.
Закрывает общий доступ. Исправляет СМС. |
Слайды 12 и 13
Слайд 14. |
||||
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.Оценивание. Цель: обобщение по проделанной работе, отражение главных моментов, самооценка обучающегося, выставление мотивированной оценки за урок. Критерии достижения цели: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности, определение перспектив последующей работы. Методы: словесные, практические, составление алгоритма действий. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечание |
||||
- Давай подведём итоги урока. - Над чем мы сегодня работали? Что нового узнали? - Как определить спряжение глаголов? Назови слова-исключения.
- Итак, для чего нам нужно знать спряжение глаголов?
- Давай составим алгоритм действий.
- Доволен ли ты своей работой? - Было трудно, интересно?
|
- Учились определять спряжение глаголов. - Проговаривает правила. Называет слова-исключения.
- Чтобы правильно писать их окончания.
Под руководством учителя проговаривает пошаговый порядок действий.
Ученик отвечает на вопросы. Анализирует свою работу, делится впечатлениями и самооценкой. |
Слайд 15 |
||||
IX. Объяснение домашнего задания. Оценивание. Цель: доступно и понятно изложить суть домашней работы, объяснить способ его выполнения. Выставление мотивированной оценки. Критерий достижения цели: качественное выполнение домашнего задания. |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Примечание |
||||
Домашнее задание:
Отправляет файл с заданием и памятку «Алгоритм определения спряжения глаголов» и презентацию к уроку. - Оценка за урок... - До встречи на следующем уроке. Всего доброго!
|
Получает по Skype задания и памятку, а также презентацию к уроку.
|
|
Список материалов, используемых на уроке:
-
электронное образовательное пространство в оболочке Моodle, его информационные образовательные ресурсы по курсу «Русский язык 5 класс»;
-
мультимедийная презентация в формате Power Point по теме «Спряжение глаголов»;
-
файл с заданиями в формате .doc;
-
учебник «Русский язык 5 класс»: учебник для образовательных учреждений/ М.М.Разумовская [и др.]; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа 2013.
Презентация к уроку
PPT / 610 Кб
Рабочий лист к уроку
ODT / 108.83 Кб
Алгоритм определения спряжения
DOC / 22 Кб
Домашнее задание
DOC / 11 Кб
Светлана Лушникова (Кузнецова)
Столяр Светлана Витальевна