Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Мягкий знак в середине и конце числительных»
Пояснительная записка к презентации
Здесь будет файл: /data/edu/files/x1462045126.pptx (Презентация к уроку)
№ п\п |
Этап урока. Основное содержание этапа. |
Основные виды деятельности учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Оргмомент. Приветственное слово учителя: -Добрый день, ребята. Наш урок хотелось бы начать такими стихотворными строчками: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул добрый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? -Давайте поприветствуем и ещё раз улыбнёмся друг другу. |
Приветствие учащихся, настраиваются на работу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Проверка домашнего задания. -Ребята, вам было задано на дом найти пословицы и поговорки с имена числительными. Давайте посмотрим, что у вас получилось. |
Самоконтроль и коррекция. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Мотивация. - Хорошо, а теперь давайте повторим некоторые правила и поиграем в Игру. Я задаю вопросы, если оно верное, то вы хлопаете в ладоши. Итак: - Наша речь состоит из предложений? (да) - Предложения состоят из слов? (да) - Слова, которые отвечают на вопрос сколько? Это существительные? (нет) - Это числительные? (да) - Порядковые числительные отвечают на вопрос сколько? (нет) - На вопрос, который? (да) - Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? (да) - Составные числительные состоят из 2 и более слов? (да) - Простые числительные состоят из одного слова? (да) - Молодцы! А теперь внимание на экран, поработаем с текстом (Слайд №2) Насекомые, раки, крабы имеют сложные глаза. В сложных глазах светлячка четыре тысячи шестьсот фасеток, у обыкновенной мухи не меньше, у стрекозы двадцать восемь тысяч глазков. У медоносных пчёл пять глаз: два крупных фасеточных по бокам головы и три простых на макушке. В сложных глазах пять тысяч фасеток. Простыми глазами пчела определяет силу света. (По материалам книги Б. Ржевского « Мозаика живых загадок») - О чем этот текст? (О строении глаз насекомых) - Что интересного вы узнали? - Определите тип речи (Описание ) - Определите стиль (Научный ) Выпишите из текста числительные. Работаем по группам. 1 группа 2 группа простые составные. пять четыре тысячи шестьсот два двадцать восемь тысяч три пять тысяч |
Слушают учителя и выполняют простое действие. Работают с текстом, выполняют задание по группам. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Целеполагание. - А теперь мы с вами проведём небольшое исследование. Внимание на экран, (Слайд 3) перед вами слова с пропущенной орфограммой, как вы думаете, что это за орфограмма? Рож_, пис_мо, ноч_,тон_ше, степ_, дал_ше,ал_бом, кост_,прос_ба, сем_, пят_сот, сем_сот. -(Употребление и неупотребление ь знака для обозначения мягкости согласных) -Как вы думаете на какие группы можно разделить эти слова? (На слова с ь на конце слова и слова ь в середине слова) -Давайте запишем слова в два столбика. Ученик у доски. Ь на конце слова Ь в середине Рожь письмо Ночь тоньше Степь дальше Кость альбом Семь просьба пятьсот семьсот - А есть ли среди записанных слов числительные? Назовите. - Где пишется ь знак? - А можете вы с уверенностью сказать, что правильно их записали? А что вам для этого необходимо? Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Сформулируйте её, пожалуйста. Записываем тему нашего урока. («Мягкий знак на конце и в середине числительных»). -Запишите тему в тетради. -А значит какие цели у нашего урока? (Познакомиться с правилом, научиться его применять) |
Выполняют задание. Формулируют тему урока и цели. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Объяснение нового материала. - А теперь внимание на экран. Рассмотрим таблицу на экране (Слайд№ 5). - Кто-нибудь из вас готов сформулировать правило? -Давайте сравним как это правило дано в учебнике. (Слайд №6) |
Учащиеся формулируют правило. Ещё раз читают правило на стр. 47-48, сравнивают с своим ответом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Первичное закрепление. Выборочный диктант (Слайд № 7) - Перед вами предложения, как вы думаете можно ли назвать его текстом? (Нет, это просто предложения) -Сформулируйте задание, которое будете выполнять (В данном задании надо распределить числительные, записанные цифрами, в два столбика: в первый столбик числительные с Ь на конце, а во второй – с Ь в середине) - Верно. Выполняйте задание. (Учащиеся выполняют задание, далее следует устная проверка). ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ? В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. 2. Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли. 3. На земном шаре встречается 80 видов рябины. 4. Сосна может жить 600 лет, ель — 500 лет. 5. Диаметр первого спутника Земли составлял всего 58 сантиметров. Проверяем (Слайд 8)
|
Выписывают числительные с данной орфограммой. Осуществляют контроль учебных действий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Физкультминутка.(Слайд9)
– Поднимаем руки все – это "раз". |
Повторяют за учителем простые физические упражнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по образцу. - Перед вами очередной текст, о чем он ? Что нового вы из него узнали? -Ребята, как вы думаете, что вам необходимо сделать? (Слайд№ 10) (Списать, вставить пропущенные орфограммы, а числительные записать буквами). -Верно, выполняем. Озеро Байкал Байкал считается одним из самых уд_вительных озёр нашей планеты. Его гиган()ская котловина имеет в длину 636 и в ширину 80 километров. Общая длина б_регов сост_вляет 2500 километров. Нет ему равных среди озёр и по глубине – 1620 метров. В Байкал вп_дают 336 рек, а выт_кает только одна – Ангара. Проверка(Слайд №11): Озеро Байкал. Байкал считается одним из самых удивительных озёр нашей планеты. Его гигантская котловина имеет в длину шестьсот тридцать шесть и в ширину восемьдесят километров. Общая длина берегов составляет две тысячи пятьсот километров. Нет ему равных среди озёр и по глубине – тысяча шестьсот двадцать метров. В Байкал впадают триста тридцать шесть рек, а вытекает только одна – Ангара. (Слайд №12) Взаимопроверка с выставлением оценки, исходя из количества ошибок по шкале: 0-«5», 1-2 –«4», 3-4 – «3», 5 и более –«2» Промежуточная рефлексия. -Кто справился с заданием и не допустил ошибок, т.е получил «5»? -Кому выставлена оценка «4»? «3»? Какие ошибки били допущены? |
Записывают текст, вставляют орфограммы. Работа в паре. Осуществляют контроль учебных действий. Анализ работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Конкурс знатоков (Слайд №13) Ответьте на вопросы, используя числительные: 1) Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? 2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения? 3) Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне»? 4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»? 5) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать? 6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать? Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, семь раз, два зайца. |
Устно отвечают на вопросы учителя. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительное задание. «Крестики-нолики». Учитель на доске рисует табличку. Учащиеся по очереди ставят х. -Отметьте в таблице крестиком правильный ответ.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Рефлексия. - Ребята! -Услышим скоро мы звонок, пора заканчивать урок. Сформулируйте полный ответ, используя выражения(Слайд №14) На сегодняшнем уроке я узнал(а)….. Больше всего мне понравилось…… Мне запомнилось….. Я постараюсь… - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Если вы все поняли и вам было легко на уроке прикрепите зелёный кружок к нашему дереву знаний, если вам не все понятно было на уроке прикрепите жёлтый кружок, если тема вам совсем была непонятна и урок не понравился, то красный. |
Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют оценку учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
Домашнее задание. - Запишем домашнее задание, всем спасибо за урок (слайд №15) §69 (выучить правило), №402 |
Записывают домашнее задание. |
Грибанова Ирина Эдуардовна
Абдуллаева Э.Ш.
Абдуллаева Э.Ш.