Конспект урока по теме "Общение"
Суворова Галина Анатольевна
учитель, высшая квалификационная категория
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области
Урок по обществознанию по теме «Общение»
На протяжении всего периода своей педагогической деятельности я уделяю особое внимание адресной работе с различными категориями обучающихся. Я, как педагог – практик, прекрасно понимаю, что одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является создание образовательной среды для всех обучающихся и так же, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения. В нашей школе в общеобразовательных классах обучаются различные категории детей, которые нуждаются в адресной помощи, а реализовать можно через урок, так как он является основной формой обучения, воспитания в школе. Данная разработка урока по обществознанию «Общение» в 6 классе показывает, как можно организовать урок, используя различные способы, методы обучения учащихся с различными образовательными потребностями.
ФИО учителя | Суворова Галина Анатольевна | ||
Предмет | Обществознание | Класс | 6 |
Тема | Общение | ||
Вариант ребёнка с ОВЗ: | ОВЗ 7.2. | ||
Цель: образовательная воспитательная развивающая | -создать условия для формирования и развития знаний о роли общения в деятельности людей | ||
-совершенствовать умения и навыки учащихся, полученных на уроках обществознания по темам: «Деятельность - способ существования людей», «Общение»; - доказать, что успешная деятельность-результат эффективного общения. | |||
- воспитывать стремление к получению знаний и чувство ответственности за совместную работу; - воспитывать стремление к взаимопомощи и поддержке друг друга в различных ситуациях | |||
- формировать навыки работы в коллективе; -учиться принимать людей с разными особенностями психического и физического развития; - способствовать развитию коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся и умений общаться со сверстниками. | |||
Задачи | I .Предметные: -овладение целостными представлениями о культуре общения как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат обществоведческого знания и приемы анализа для раскрытия сущности и значения общения; - уметь объяснять значения слов «общение», « деятельность». II. Метапредметные : 1.Познавательные УУД: - произвольное и осознанное построение устного речевого высказывания; -поиск и выделение необходимой информации из текста учебника и изображений ; - установление причинно-следственных связей. 2.Коммуникативные УУД: -формировать умение работать в парах; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3. Регулятивные УУД: - целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися , и того что еще неизвестно; - планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. 4.Личностные УУД: - установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов; - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; - выделение морально-этического содержания событий и действий; - формировать умение адекватно оценивать свою работу. | ||
Тип урока | Изучение нового материала |
Содержание урока
Планируемая деятельность педагога | Предполагаемые действия учащихся |
1.Организационный этап. | |
Проверим готовность к уроку. Вспомним, как мы работаем на уроках 1.Вспоминаем 2.Размышляем 3.Анализируем 4.Читаем 5.Узнаем 6.Отвечаем на вопросы 7.Подводим итоги | Вспоминают виды работ на уроке. |
2.Актуализация знаний и практического опыта учащихся | |
Прежде чем мы приступим к изучению темы, предлагаю прочитать эпиграф А.Сент-Экзюпери к уроку «Единственная настоящая роскошь - роскошь человеческого общения». Как вы его понимаете? О чем пойдет речь сегодня на уроке? | Учащиеся объясняют значение эпиграфа |
Хорошо, молодцы! Кто может назвать тему урока? Что вы хотите узнать на уроке? Хорошо, мы постараемся найти ответы на ваши вопросы Предлагаю открыть тетради и записать тему урока «Общение». | Учащиеся отвечают и записывают тему урока |
3.Создание проблемной ситуации | |
Хорошо, молодцы! Прежде чем мы приступим к дальнейшему изучению этой темы, предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбосскины». Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит? Предположите, что будет проблемой в этой ситуации | Ученики отвечают на вопросы учителя |
4.Открытие нового знания | |
А теперь давайте вместе с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек». Вам сейчас предлагается вынуть из мешочка слово, которое относится и связано с общением, а что не подходит переложить в другой мешочек.
| Ребята каждый вынимает слово, показывает, что не подходит, перекладывает в другой мешочек Ученику с ОВЗ выдается карточка-подсказка с заданиями для самостоятельного выполнения, алгоритм действия прописывается в самой карточке. Задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом - определения этих понятий (ребенок стрелочкой должен указать какому понятию соответствует то или иное определение). |
Организует работу учащихся по плану: 1. Понятие общения. 2. Способы общения. 3. Правила общения. Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение «Что же такое общение?» | Обучающиеся отвечают на вопросы. 1.Важным является общение и умение находить контакт с другими. 2 . Чтобы пообщаться, лучше узнать друг друга через общение. 3. Обмен между людьми мыслями, чувствами, эмоциями; обмен опытом, обмен информацией и т.д. Ребята записывают план урока. В это время учитель проводит работу с ребенком с ОВЗ на проверку выполненной работы по карточке и повторение понятия |
Вы все большие молодцы справились с поставленной задачей, а теперь давайте обратимся к нашему учебнику на странице 67. Как автор даёт нам объяснение понятия «Общения». Молодцы! А сейчас, запишем это определение к себе в тетрадь. Их необходимо заполнить.
| Дети работают с текстом и называют определение. Общение - взаимные деловые или дружеские отношения людей. Общение - взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности.
|
5.Выполнение практических заданий | |
Рассмотрим ситуацию, сделаем вывод о значении общения и деятельности в жизни человека. Ребенок, найденный в лесу (история мальчика Питера), был лишен общения. Ситуация из истории России о судьбе Ивана Антоновича, который был заточен в башню и лишен целенаправленной деятельности и общения с людьми. | Делают выводы, основанные на рассмотрении и обсуждении ситуации конкретной ситуации (- лишенный общения и воспитанный животными человек не мог адаптироваться в коллективе себе подобных и приспособиться к жизни в человеческом обществе; -лишенный целенаправленной деятельности и общения на протяжении всей своей жизни узник не получил должного развития и стал слабоумным. Ученику с ОВЗ выдается текст с заданиями для самостоятельного выполнения, вопрос прописан после текста. Учащийся с ОВЗ записывает ответы в тетрадь. И подключает их к основной части класса на этапе работы в парах |
Сформировать список качеств личности, которые помогают и мешают общению. Если возникают сложности, то можно воспользоваться качествами, представленными в дополнительном материале | Формируют список, качеств, соответствующих своему заданию, который представитель от группы пишет на доске. Учащиеся ОВЗ на доске записывают, под руководством учителя |
6.Физкультминутка (организована с учетом особенностей ученика с ОВЗ) | |
- Продолжаем нашу работу. Открываем учебник на стр. 69, находим ответ на вопрос: «Для чего нужно общение?» и записываем в тетрадь. Результат выполнения задания обсудите в парах и оцените друг друга (если вы считаете, что всё выполнено правильно, поставьте друг другу «+»). Учащиеся проводят взаимопроверку и взаимооценку | Ребенок с ОВЗ, находящийся в паре с учеником неуспевающий по предмету выполняют упрощенный вариант, у них несколько карточек, из которых нужно найти правильный ответ. Учитель проговаривает задание. Индивидуально проверяет задание учитель или поручает это ученику, быстро справившегося со своей работой. |
Какую роль деятельность играет в жизни человека? | В результате деятельности человек развивается, совершенствуется. Лишенный деятельности человек не может стать таким же, как все остальные люди, многого не умеет, не приспособлен к самостоятельной жизни, теряет рассудок. |
Действительно ли деятельность и общение взаимосвязаны? | Так или иначе, человек вступает во взаимоотношения с другими, каким бы видом деятельности он не занимался. Если деятельность индивидуальная, то человек у кого-то этому учится, а потом делает сам и учит других. Это тоже общение. Коллективная деятельность сразу предполагает взаимосвязь людей, делающих общее дело. |
От чего зависит успешность деятельности? | От правильного общения. Люди должны уметь общаться, терпимо относиться друг к другу, стараться не конфликтовать, помогать, объяснять, понимая, что все мы разные, но делаем одно общее дело и живем в одном мире. |
7.Проверка понимания учащимися нового материала | |
Мы счастливы тем, что можем говорить, толковать, заявлять, беседовать. Общаться не всегда легко, но существуют средства, используемые в общении. Чтобы убедиться в выводах, которые мы сделали, а так же в том, что эффективной деятельности присущи четыре характерные черты, попробуем выполнить несколько упражнений, используя средства общения: речевое, неречевое. Главные правила: умение слаженно работать, слушать друг друга и учитывать мнение каждого. | В это время учитель работает совместно с учащимися с ОВЗ и наводящими вопросами помогает выполнить задание. «Путаница» - игра, найти речевые и неречевые способы общения и расположить их правильно. (работа с картинками) |
Упражнение «Совместный счет» | |
Задание | Показатель выполнения |
Ваша задача - досчитать до 20. Считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой - «два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. Запрещается разговаривать по ходу выполнения упражнения. | Выполнение упражнение, безошибочный счет, умение чувствовать других |
В чем причина того, что такое, на первый взгляд простое, задание не очень легко выполнить? | Трудно сориентироваться при счете, успеть назвать цифру во время паузы. |
Что надо сделать, чтобы справиться с заданием было легче? | Осознавать, что необходимо добиться хорошего результата, чувствовать паузу, успевать называть цифру, действовать слаженно. |
Докажите, что при выполнении этого упражнения мы увидели все черты человеческой деятельности? | осознанная - знаем, зачем мы это делаем; преобразующая - каждый заставил себя изменить восприятие, чтобы добиться цели; продуктивная - получили результат - безошибочный счет, научились слышать других, действовать совместно; общественная - делали вместе, сообща. |
Эффективна ли была наша деятельность? | Да, потому что работали все вместе и добились результата. |
Выполняя предложенные задания, вы убедились в том, эффективной деятельность коллектива будет тогда, когда: - имеется четко поставленная цель и предвидится результат работы; - все участники хотят добиться максимального результата от совместного труда и для этого работают слаженно, понимая и чувствуя друг друга, уважая мнение других; Опираясь на эти выводы, вам предлагается выполнить упражнение «Вавилонская башня», которое предполагает изготовление определенного продукта в результате совместной деятельности. Действовать вы будете с учетом всех требований к работе в коллективе, которые вы уяснили для себя на сегодняшнем занятии, используем неречевой метод общения | |
Вавилонская башня | |
Задание | Показатель выполнения |
Ваша задача - построить из листов бумаги максимально высокую башню, не используя каких-либо скрепляющих материалов. | Построенная в результате совместных слаженных действий, устойчивая и красивая башня. |
Какие сложности встретились в процессе построения башни? | Работа была нелегкая, трудно закрепить этажи, при этом нельзя было выходить из себя, чтобы не обидеть других, и работа без слов. |
Каким образом смогли преодолеть эти трудности? | Стремились проявлять уважение друг к другу, спокойствие, выдержанность, помогали в трудных моментах (придерживать и скреплять элементы башни). |
Считаете ли вы, что ваша совместная работа была эффективной? | Да. |
Считаете ли вы, что совместная деятельность играет важную роль в жизни человека? | Да, потому что она помогает достичь наиболее успешных результатов, учит общаться между собой, договариваться, принимать общие решения, относиться друг к другу с пониманием. («одна голова - хорошо, а две - лучше») |
Действительно ли, успешная деятельность -результат эффективного общения. | Да, потому что если люди смогут договориться между собой, то они получат хороший результат. А если люди работают разобщено, то у них чаще всего ничего не получится. |
Каждый человек - это огромный, сложный, неповторимый мир. Войти в этот мир интересно и радостно. Но именно войти, а не вломиться. Грубое и неумелое вторжение всегда наказуемо. Невидимые двери захлопнутся, а может быть, и больно ударят... Все вы хотите иметь много друзей, в будущем иметь хорошую работу, на которой бы вас ценили и уважали, необходимо учиться культуре общения. Я предлагаю вам составить шесть правил общения с младшими школьниками, сверстниками, взрослыми, соблюдения которых позволяет понравиться людям | 1.Искренне интересуйтесь другими людьми. 2. Улыбайтесь. 3. Помните, что имя человека- это самый важный для него звук на любом языке. 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самом себе. 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне |
8.Домашнее задание | |
Параграф 8 (пересказ), запись в тетради. Составьте список ваших личных заповедей общения. | |
9.Подведение итогов | |
Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке. Что такое общение? Что помогает общению? Какую роль деятельность играет общение в жизни? Почему нельзя прожить без общения? Почему без общения нет человека? Решение вопроса Обида Гены вызвана непониманием друзей, Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль. | -через общение человек получает знания об окружающем мире; -с помощью общения происходит передача опыта; -усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством; -благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения; -усваивают правила поведения и применяют их на практике; -такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении; -общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его; -любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе |
10.Рефлексия | |
В тетрадях нарисуйте смайлик (грустный, если недовольны своей работой на уроке; веселый, если поработали на отлично). Подумайте о причинах, если Вы недовольны результатом. Как бы Вы могли изменить ситуацию на следующем уроке? |
Список литературы:
1.Баринова Е. Б. Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях: учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023.
2. Горислвец Михей. Формирование традиционных нравственных ценностей учащихся общеобразовательной инклюзивной школы / Гориславец Михей. -(Педагогика) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2013. -№ 30.
3..Обществознание. Учебник для 6 класса под ред. Л.Н.Боголюбова, М.,2022г.
4.Поурочные планы к учебнику Л.Н. Боголюбова, Обществознание, М., 2020 г.