Конспект урока по теме "Общение"

5
0
Материал опубликован 23 August

Суворова Галина Анатольевна

учитель, высшая квалификационная категория

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 2  с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский  Самарской области

Урок  по обществознанию по теме «Общение»

       На протяжении всего периода своей педагогической деятельности я уделяю особое внимание адресной работе с различными категориями обучающихся. Я, как педагог – практик, прекрасно понимаю, что одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является создание образовательной среды для всех обучающихся и так же, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения. В нашей школе в общеобразовательных классах обучаются различные категории детей, которые нуждаются  в адресной помощи, а реализовать можно через урок, так как он является основной формой обучения, воспитания в школе. Данная разработка урока    по обществознанию  «Общение» в 6 классе показывает, как можно организовать   урок, используя различные способы, методы обучения учащихся с различными  образовательными потребностями.   

ФИО учителя

Суворова Галина Анатольевна

Предмет

Обществознание

Класс

6

         Тема

Общение

Вариант ребёнка с ОВЗ:

ОВЗ 7.2.

Цель:


образовательная



воспитательная




развивающая


-создать условия для формирования и развития знаний  о роли общения в деятельности людей

-совершенствовать умения и навыки учащихся, полученных на уроках обществознания        по         темам: «Деятельность - способ существования людей»,  «Общение»;

 - доказать, что успешная деятельность-результат эффективного общения.

- воспитывать стремление к получению знаний и чувство ответственности за совместную работу;

 - воспитывать стремление к взаимопомощи и поддержке друг друга в различных ситуациях

- формировать навыки  работы в коллективе;

-учиться принимать людей с разными особенностями психического и физического   развития;

 - способствовать развитию коммуникативных,         интеллектуальных, творческих способностей учащихся и умений         общаться со   сверстниками. 

Задачи

I .Предметные:

-овладение целостными представлениями о культуре общения как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;  

- способность применять понятийный аппарат обществоведческого знания

и приемы анализа для раскрытия сущности и значения общения;

- уметь объяснять значения слов  «общение», « деятельность».

II. Метапредметные :

1.Познавательные УУД:

- произвольное и осознанное построение устного  речевого высказывания;

-поиск и выделение необходимой информации из текста учебника и изображений ;

 - установление причинно-следственных связей.

2.Коммуникативные УУД:

-формировать умение работать в парах;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Регулятивные УУД:

- целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися , и того что еще неизвестно;

 - планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

4.Личностные УУД:

- установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов;

- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- выделение морально-этического содержания событий и действий;

- формировать умение адекватно оценивать свою работу.

     Тип урока

Изучение нового материала


Содержание урока

Планируемая

деятельность педагога

Предполагаемые

действия учащихся

1.Организационный этап.

Проверим готовность к уроку. Вспомним, как мы работаем на уроках

1.Вспоминаем

2.Размышляем

3.Анализируем 

4.Читаем

5.Узнаем

6.Отвечаем на вопросы

7.Подводим итоги

Вспоминают виды работ на уроке.



2.Актуализация знаний и практического опыта учащихся

 Прежде чем мы приступим к изучению  темы, предлагаю прочитать эпиграф А.Сент-Экзюпери к уроку «Единственная настоящая роскошь - роскошь человеческого общения».                                                       Как вы его понимаете? О чем  пойдет речь сегодня на уроке?

Учащиеся  объясняют значение эпиграфа

   Хорошо, молодцы! Кто может назвать тему урока?  Что вы хотите узнать на уроке?  Хорошо, мы постараемся найти ответы на ваши вопросы                                           Предлагаю открыть тетради и записать тему урока «Общение».

 Учащиеся отвечают и записывают тему урока

3.Создание проблемной ситуации

   Хорошо, молодцы! Прежде чем мы приступим к дальнейшему изучению этой темы,  предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбосскины».

Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит?

Предположите,  что будет  проблемой в этой ситуации

   Ученики отвечают на вопросы учителя


4.Открытие нового знания

 А теперь давайте вместе с вами поиграем  в игру «Чудесный мешочек».

 Вам сейчас предлагается вынуть из мешочка слово, которое относится и связано с общением, а что не подходит    переложить в другой мешочек.

   

Ребята каждый вынимает слово, показывает, что не подходит, перекладывает в другой мешочек

  Ученику с ОВЗ выдается карточка-подсказка с заданиями для самостоятельного выполнения, алгоритм действия прописывается в самой карточке. Задания такого характера: в одном столбике даются понятия, в другом - определения этих понятий (ребенок стрелочкой должен указать какому понятию соответствует то или иное определение).

  Организует работу учащихся по  плану:     

1. Понятие общения.

 2. Способы общения.

3. Правила общения.

    Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение «Что же такое общение?»

Обучающиеся отвечают на вопросы.          1.Важным является общение и умение находить контакт с другими.                                                            2 . Чтобы пообщаться, лучше узнать  друг друга через  общение.                                                                  3. Обмен между людьми  мыслями, чувствами, эмоциями; обмен опытом, обмен информацией и т.д.                                                                        Ребята записывают план урока. В это время учитель проводит работу с ребенком с ОВЗ на проверку выполненной работы по карточке и повторение понятия

   Вы все  большие молодцы справились с поставленной задачей, а теперь давайте обратимся к нашему учебнику на странице 67. 

  Как автор даёт нам объяснение понятия «Общения». 

  Молодцы! А сейчас, запишем это определение к себе в тетрадь. Их необходимо заполнить.

   

Дети работают с текстом и называют определение.

 Общение - взаимные деловые или дружеские отношения людей.

  Общение - взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности.

 

5.Выполнение практических заданий

     Рассмотрим ситуацию, сделаем вывод о значении общения и деятельности в жизни человека.

    Ребенок, найденный в лесу (история мальчика Питера), был лишен общения.

     Ситуация из истории России о судьбе Ивана Антоновича, который был заточен в башню и лишен целенаправленной деятельности и общения с людьми. 

   Делают выводы, основанные на рассмотрении и обсуждении ситуации конкретной ситуации

(- лишенный общения и воспитанный животными человек не мог адаптироваться в коллективе себе подобных и приспособиться к жизни в человеческом обществе;

-лишенный целенаправленной деятельности и общения на протяжении всей своей жизни узник не получил должного развития и стал слабоумным.

  Ученику с ОВЗ выдается текст  с заданиями для самостоятельного выполнения, вопрос прописан после текста.

   Учащийся с ОВЗ записывает ответы в тетрадь. И подключает их к основной части класса на этапе работы в парах

      Сформировать список качеств личности, которые помогают и мешают общению. Если возникают сложности, то можно воспользоваться качествами, представленными в дополнительном материале 

  Формируют список, качеств, соответствующих своему заданию,  который представитель от группы пишет на доске.

 Учащиеся ОВЗ  на доске записывают, под руководством учителя

6.Физкультминутка (организована с учетом особенностей ученика с ОВЗ)

- Продолжаем нашу работу. Открываем учебник на стр. 69, находим  ответ на вопрос: «Для чего нужно общение?» и записываем  в тетрадь.            

  Результат выполнения задания обсудите в парах и оцените друг друга (если вы считаете, что всё выполнено правильно, поставьте друг другу «+»).

 Учащиеся проводят взаимопроверку и взаимооценку

  Ребенок с ОВЗ, находящийся в паре с учеником неуспевающий по предмету выполняют упрощенный вариант, у них несколько карточек, из которых нужно найти правильный ответ. Учитель проговаривает задание. Индивидуально проверяет задание учитель  или поручает это ученику, быстро справившегося со своей работой.

  Какую роль деятельность играет в жизни человека?

  В результате деятельности человек развивается, совершенствуется. Лишенный деятельности человек не может стать таким же, как все остальные люди, многого не умеет, не приспособлен к самостоятельной жизни, теряет рассудок.

Действительно ли деятельность и общение взаимосвязаны?

  Так или иначе, человек вступает во взаимоотношения с другими, каким бы видом деятельности он не занимался. Если деятельность индивидуальная, то человек у кого-то этому учится, а потом делает сам и учит других. Это тоже общение. Коллективная деятельность сразу предполагает взаимосвязь людей, делающих общее дело.

  От чего зависит успешность деятельности?

От правильного общения. Люди должны уметь общаться, терпимо относиться друг к другу, стараться не конфликтовать, помогать, объяснять, понимая, что все мы разные, но делаем одно общее дело и живем в одном мире.

7.Проверка понимания учащимися нового материала

    Мы счастливы тем, что можем говорить, толковать, заявлять, беседовать. Общаться не всегда легко, но существуют    средства, используемые в общении. Чтобы убедиться в выводах, которые мы сделали, а так же в том, что эффективной деятельности присущи четыре характерные черты, попробуем выполнить несколько упражнений, используя средства общения: речевое, неречевое.  Главные правила: умение слаженно работать, слушать друг друга и учитывать мнение каждого.

   В это время учитель работает совместно с учащимися с ОВЗ и наводящими вопросами помогает выполнить задание. «Путаница» - игра, найти речевые и неречевые способы общения и расположить их правильно. (работа с картинками)

e1724432482.png
​​​​​​​

Упражнение «Совместный счет»

Задание

Показатель выполнения

Ваша задача - досчитать до 20. Считать надо коллективно: кто-то говорит «один»,  кто-то другой - «два» и т. д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. Запрещается разговаривать по ходу выполнения упражнения.

Выполнение упражнение, безошибочный счет, умение чувствовать других

  В чем причина того, что такое, на первый взгляд простое, задание не очень легко выполнить?

Трудно сориентироваться при счете, успеть назвать цифру во время паузы.

  Что надо сделать, чтобы справиться с заданием было легче?

   Осознавать, что необходимо добиться хорошего результата, чувствовать паузу, успевать называть цифру, действовать слаженно.

 Докажите, что при выполнении этого упражнения мы увидели все черты человеческой деятельности?

 осознанная - знаем, зачем мы это делаем;

 преобразующая - каждый заставил себя изменить восприятие, чтобы добиться цели;

  продуктивная - получили результат - безошибочный счет, научились слышать других, действовать совместно;

 общественная - делали вместе, сообща.

Эффективна ли была наша деятельность?

Да, потому что работали все вместе и добились результата.

Выполняя предложенные задания, вы убедились в том, эффективной деятельность коллектива будет тогда, когда:

- имеется четко поставленная цель и предвидится результат работы;

- все участники хотят добиться максимального результата от совместного труда и для этого работают слаженно, понимая и чувствуя друг друга, уважая мнение других;

Опираясь на эти выводы, вам предлагается выполнить упражнение «Вавилонская башня», которое предполагает изготовление определенного продукта в результате совместной деятельности. Действовать вы будете с учетом всех требований к работе в коллективе, которые вы уяснили для себя на сегодняшнем занятии, используем неречевой метод общения


Вавилонская башня

Задание

Показатель выполнения

   Ваша задача - построить из листов бумаги максимально высокую башню, не используя каких-либо скрепляющих материалов.

Построенная в результате совместных слаженных действий, устойчивая и красивая башня.

Какие сложности встретились в процессе построения башни?

Работа была нелегкая, трудно закрепить этажи, при этом нельзя было выходить из себя, чтобы не обидеть других, и работа без слов.

 Каким образом смогли преодолеть эти трудности?

  Стремились проявлять уважение друг к другу, спокойствие, выдержанность, помогали в трудных моментах (придерживать и скреплять элементы башни).

Считаете ли вы, что ваша совместная работа была эффективной?

Да.

Считаете ли вы, что совместная деятельность играет важную роль в жизни человека?

Да, потому что она помогает достичь наиболее успешных результатов, учит общаться между собой, договариваться, принимать общие решения, относиться друг к другу с пониманием. («одна голова - хорошо, а две - лучше»)

Действительно ли, успешная деятельность -результат эффективного общения.

Да, потому что если люди смогут договориться между собой, то они получат хороший результат. А если люди работают разобщено, то у них чаще всего ничего не получится.

Каждый человек - это огромный, сложный, неповторимый мир. Войти в этот мир интересно и радостно. Но именно войти, а не вломиться. Грубое и неумелое вторжение всегда наказуемо. Невидимые двери захлопнутся, а может быть, и больно ударят...     Все вы хотите иметь много друзей, в будущем иметь хорошую работу, на которой бы вас ценили и уважали, необходимо учиться культуре общения. Я предлагаю вам составить шесть правил общения с младшими школьниками, сверстниками, взрослыми, соблюдения которых позволяет понравиться людям

1.Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека- это самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самом себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности  и делайте это искренне

8.Домашнее задание

Параграф 8 (пересказ), запись в тетради.  Составьте список  ваших личных заповедей общения.


9.Подведение итогов

  Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке. Что такое общение? Что помогает общению? Какую роль деятельность играет общение в  жизни? Почему нельзя прожить без общения?  Почему без общения нет человека? 

Решение вопроса

Обида Гены вызвана непониманием друзей, Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль.


  -через общение человек получает знания об окружающем мире;

 -с помощью общения происходит передача опыта;

 -усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые  выработаны человечеством;

 -благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;

 -усваивают правила поведения и применяют их на практике;

 -такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;

 -общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;

 -любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе

10.Рефлексия

В тетрадях нарисуйте смайлик (грустный, если недовольны своей работой на уроке; веселый, если поработали на отлично). Подумайте о причинах, если Вы недовольны результатом. Как бы Вы могли изменить ситуацию на следующем уроке?


 


Список литературы:

1.Баринова Е. Б. Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях: учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023.

2. Горислвец Михей. Формирование традиционных нравственных ценностей учащихся общеобразовательной инклюзивной школы / Гориславец Михей. -(Педагогика) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2013. -№ 30.

3..Обществознание. Учебник для 6 класса  под ред. Л.Н.Боголюбова, М.,2022г.

4.Поурочные планы к учебнику Л.Н. Боголюбова, Обществознание, М., 2020 г.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.