Конспект урока по теме «Местоимение. Повторение и обобщение»

2
0
Материал опубликован 7 October 2020

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимение. Повторение и обобщение»

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Реализация программы: составлена на основе программы образовательных учреждений «Русский язык 5-9 класс», авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Москва, «Просвещение», 2012 год издания

Цель урока: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного по теме «Местоимение».

Задачи урока:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении;

совершенствовать умение находить местоимения в речи;

классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.

повторить и закрепить правила написания местоимений, вызывающие затруднение у учащихся (не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях, дефисное и слитное написание неопределенных местоимений и др.).

Развивающие:

активизировать самостоятельную деятельность учащихся ;

развить их познавательную активность;

Воспитательные:

воспитать интерес и уважение к родному языку;

создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

обобщение и систематизация по теме «Местоимение»,

правильно писать отрицательные и неопределённые местоимения;

Метапредметные:

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Личностные:

воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их;

Структура урока:

1. этап мотивации

2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи

4. этап включения изученного в систему знаний

5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке



Ход урока

Мотивация

Учитель. Здравствуйте, ребята! Говорят, как начнешь день, таким он будет до самого вечера. Так пусть сегодняшний день будет плодотворным, полным интересных встреч и событий. А мы начинаем наш урок.

Актуализация

Прежде чем сформулировать тему урока, хочу в очередной раз обратить ваше внимание на истину, давно известную нам: на назначение нашего языка. Язык – это универсальная система средств общения человеческого коллектива. Без него невозможно было бы обмениваться информацией, совместно трудиться. Прочитайте высказывание Д. Лихачёва.

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором говорит, думает. Думает!

Д.С. Лихачев

Что утверждает своим высказыванием Д.С. Лихачев?

- Сформулируйте для себя учебное задание к этому высказыванию.

Возможные варианты заданий:

Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

Найдите местоимения, укажите разряды.



- Назовите местоимения, использованные публицистом в речи.

- А почему вы решили, что именно эти слова – местоимения?

-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Запись темы на доске, учащиеся записывают её в контрольном листе)

- Что вы ожидаете от урока? Сформулируйте задачи урока.

Задачи могут быть: «Повторить, обобщить полученные знания по данной теме, подготовиться к диктанту, опознавать местоимения и  правильно употреблять в речи (устной и письменной); правильно писать местоимения; обратить внимание на правописание тех местоимений, в которых мы допускали ошибки»

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Входной контроль. Тест, взаимопроверка.

Цели:

Повторение учебного материала о местоимении.

Определение уровеня знаний по теме «Разряды местоимений, склонение и правописание местоимений».

Совершенствование умения самостоятельно работать.


Задание. Внимательно прочитайте высказывания. Если вы согласны с высказыванием, поставьте 1 балл, если не согласны – 0 баллов. Устно обоснуйте своё решение.



Высказывания

Баллы

1) Местоимение — самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

2) У личных местоимений 4 лица.

3) У личных местоимений третьего лица род определяется только в единственном числе.

4) Местоимение «мы» изменяется по числам и родам.

5) В русском языке есть два возвратных местоимения.

6) Притяжательные местоимения изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным.

7) Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях.

8) Неопределённые местоимения с -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

9) Отрицательные местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно, если их и местоимение разделяет предлог.

10) Не пишется под ударением, ни в безударной позиции.

11) Относительные местоимения используются для присоединения придаточного предложения к главному. При этом они становятся союзными словами или выполняют роль союза.

12) Местоимения не являются членами предложения.


- Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг у друга. Оцените работу товарища.

Оценка: 8 б. – «5»

7б.- 6б. – «4»

5-4б. – «3»


-С какими высказываниями вы не согласны? Почему?

- Какие трудности вы испытывали, выполняя эту работу? Почему? Сформулируйте себе домашнее задание .запишите его в тетрадь.

2. Работа в группах

Цели:

Систематизирование знаний по теме «Разряды местоимений».

Развитие умения применять теоретические знания на практике.

1 группа. Словесное конструирование «Закончи пословицу».

Задание. Закончите пословицу, определите разряд местоимений и расскажите о написании этих местоимений.

1. Если хочешь себе добра, … (никому не делай зла).

2. Жить весело, да … (есть нечего).

3. Вот горе, что… (горевать не о чем)

Защита своего задания.

2 группа. Ответьте на вопрос: «Могут ли формы ЕГО, ЕЁ, ИХ в одних случаях являться личными местоимениями, а в других – притяжательными?» Приведите примеры.

Отличие личных местоимений его, её, их от притяжательных местоимений его, её, их.

Личные местоимения

Притяжательные местоимения

1. Отвечает на вопросы косвенных падежей.
2. В предложениях являются дополнением.
3. После предлога появляется начальная буква «н».
- Спросил его
- Спросил у него

1. Отвечает на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
2. В предложениях являются определением.
3. После предлога начальной «н» нет.
- Спросил его отца
- Спросил у его отца



3 группа. Напишите «Письмо возвратного местоимения». Напишите продолжение, расскажите, чему может радоваться и огорчаться это местоимение.

«Здравствуйте, ребята! Я – возвратное местоимение «себя». Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашли для меня место. Выбрало я там работу по себе: сижу у себя в строчке в обнимку с правилом. А правило такое:

Примерное письмо (- Возвратное местоимение «себя» указывает на то, что совершающий действие направляет его на самого себя. Оно же не имеет именительного падежа, рода и числа. Вы про себя это правило прочитайте и хорошенько запомните.
А не выучите его, так я долго не смогу прийти в себя от горя. Конечно, есть такие ребята, которые меня неправильно напишут. А ведь тогда я само на себя не похоже. А иногда я хитрю и скрытничаю, ну прямо себе на уме. Когда же ребята ленятся, я ужасно расстраиваюсь. Вот сегодня: мою страничку даже не открыли, я вне себя. Иногда я так сержусь, что могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно! Всем ведь будет трудно без меня. Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно, чтобы я само на себя было похоже.
С дружеским приветом – от себя».)


4 группа. В дежурную часть полиции поступило заявление. Вот его содержание: «Не кто шел по какойто дороге и нашел ничто. Некоторую часть найденного он отдал комуто, а кое что бросил. Кое кто проходил гдето и увидел коечто. Но не подобрал. И коечто пропало. Жаль!» Сержанту Деточкину нужно написать отчёт о проделанной работе по поступившим жалобам, но он не может этого сделать . Почему?

(В официально-деловом стиле недопустимы неопределённые местоимения, потому что они указывают на неизвестные или неточно известные говорящему, т. е. неопределённые, предметы, признаки и количества. Допущены ошибки в написании неопределённых местоимений. Рассказать как они образуются и пишутся)

- Что именно помогло вам сегодня безошибочно справиться с работой?

- Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме. (записать в тетрадь темы, которые нужно повторить.)

В оценочный лист поставьте себе оценку за работу в группе.

Орфографическая разминка. Практика.

Цели:

Повторить правила правописания местоимений.

Развивать умение применять теоретические знания на практике, безошибочно писать.

Задания. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте ударения в словах, если это необходимо.

Н...кто, н...кому, н...(для) кого (не) секрет, н...чем, н...сколько, н...сколько, н...(за) что (не) скажу, н...чей, н...(за) что благодарить, н...кого, кому (либо), кое (за) чем, н…кого ругать.

Сравните свою работу с доской. Исправьте ошибки. Вашу работу оценит учитель. Ели после проверки появились вопросы, задайте их ученику другой группы.

4.Этап включения изученного в систему знаний.

Цели:

Систематизация знаний по теме «Местоимение».

Повторение основных правил по правописанию местоимений.

Развитие умения применять теоретические знания на практике.

Задание. Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его в форме, которой требует от вас вопрос.



Среди местоимений найдите личные и запишите их.

Вы, (у) него, свои, каждый, кто(то), (обо) мне, (ни)кого, его (комната), увидеть его.

Выпишите «четвёртое» лишнее местоимение, укажите его разряд.

Передо мной, у тебя, они, себя;

Никто, что-то, нисколько, ни в чём;

Мои, ваши, твой, что.

Местоимение вас относится к разряду

А) личных; Б) притяжательных; В) неопределённых; Г) определительных.

Выпишите ту строку, в которой все местоимения пишутся через дефис:

А) (кое)что, (ни)кого, (ни)чей, что(то);

Б) (кое)кто, что(либо), кто(нибудь), с чем(то)

В) (кое)кому, (в)чём(либо), какой(либо), (кое)какой;

Каким общим грамматическим значением обладают местоимения?

1) значение предметности; 2) значение признака; 3) значение указательности.

Какой последовательности по расположению (согласно разрядам местоимений) соответствует ряд СВОЙ, СЕБЕ, МНЕ?

1) личное, притяжательное, возвратное; 2) притяжательное, личное, возвратное;

3) притяжательное, возвратное, личное.

Определите синтаксическую роль местоимения в каждом предложении.

1) Нас сочетала строгая пора. 2) Он рукой махнул в сторону леса.

3) У нас чужие очень редки. 4) Тоска сжимала её сердце.

В приведённых ниже предложениях замените выделенные слова местоимениями. Запишите их.

Целый вечер мы украшали ёлку.

По краю скамейки полз неизвестный жучок.

Ни дождь, ни буря нас не остановят.

Проверить итоговый уровень знаний.

- Поменяйтесь тетрадями, по ключу оцените работу друг друга. Поставьте оценку в оценочный лист.

5.Рефлексия

Цель:

Подведение итогов урока.

Какую задачу ставили перед собой в начале урока?

Насколько мы достигли её?

С чем не справились? Что вызвало затруднения?

Что ещё необходимо сделать, чтобы достичь цели?

Самооценка работы на уроке.

- Сегодня на уроке мы убедились……

- Какой вывод вы сделали для себя сегодня?

6. Домашнее задание: повторить свои темы, написать сочинение-рассуждение: «Какую роль играют местоимения в речи?»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.