12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Тур1491
Украина, ДНР, Амвросиевский район, г. Амвросиевка
5

КОНСПЕКТ УРОКА ПОБЕДЫ «НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА ТЕХ ВЕЛИКИХ ЛЕТ»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА №6» АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


Всероссийский дистанционный конкурс для учителей истории и обществознания «Конспект урока с мультимедийным сопровождением»


t1602861746aa.gif

Урок Победы в историческом музее для учащихся 6-8 классов, 11-14 лет

t1602861746ab.jpg

Автор методической разработки

Тур Лариса Ивановна, учитель истории,

руководитель исторического музея «Веков связующая нить»

при МОУ «Амвросиевская школа №6»



2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

ВВЕДЕНИЕ

3

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4


2.1. Цель и задачи урока

4


2.2. План урока

5


2.3. Конспект урока «НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА ТЕХ ВЕЛИКИХ ЛЕТ»

7


2.4. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока

24


2.5.Материально-техническое обеспечение содержания урока

25

3.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

26

4.

ПРИЛОЖЕНИЯ

27


Презентация «Не смолкнет слава тех военных лет»

27


Фотоматериалы

33


Музыкальные файлы (электронное приложение)

Видеоматериалы (электронное приложение)


ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война стала самой тяжелой и самой кровопролитной в истории нашего Отечества. 1418 дней и ночей советский народ и его армия вели справедливую священную войну, защищая свою Родину от германского фашизма и его союзников. Она завершилась полным поражением агрессоров. Спустя десятилетия величайший патриотический и интернациональный подвиг советского народа неувядаем. Использование опыта Великой Победы – это, прежде всего, восстановление связи времен, преемственности поколений, без чего не может быть поступательного развития общества.

Тема Великой Отечественной войны особенно актуальна в настоящее время, когда некоторыми западными лидерами делаются попытки «переписать историю» Второй мировой войны, принизить роль Красной Армии в освобождении стран Восточной и Центральной Европы от фашизма. На сегодняшний день одна из проблем всего Русского мира - состояние исторической памяти школьников о Великой Отечественной войне: важность изучения того, как память людей выражает себя сегодня в знаниях, суждениях и представлениях.

Война пришла в каждый дом и каждую семью, принеся с собой невиданные в истории человечества разрушения и жертвы, став временем героизма и самоотверженности. Поэтому сохранение памяти об этих событиях является долгом не только ученых-историков, но и всех тех, кому не безразлично прошлое, настоящее и будущее человечества. Имена героев, их подвиги необходимо знать, помнить. Сохранение духовной чистоты - это одно из важнейших условий развития нашего государства и общества.

Особенность содержания данной методической разработки состоит в том, что, донося детям правду о войне, через использование краеведческого материала (документы, воспоминания ветеранов, музейные экспонаты, семейную историю), мы способствуем тому, чтобы дети знали и понимали смысл той войны, о ее цене и результате. Путем погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду школьного исторического музея реализуются воспитательные и образовательные задачи школы.

Акцент в уроке Победы в рамках учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» (УГДД) (введён в ДНР в 2017г.) сделан на формировании личностного отношения к событиям Великой Отечественной войны как подвига и трагедии нашего народа. Данная методическая разработка составленная на основе исследования истории Великой Отечественной войны, посредством краеведческого материала школьного музея, становится ближе, доступнее и понятнее детям данного школьного возраста о событиях далеких военных лет.

Воспитывать историей - значит сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю с ее героическим прошлым, тем точнее осмыслишь настоящее и свое место в нем.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Цель урока: используя информационно-образовательное пространство школьного исторического музея, расширить  и углубить знания учащихся по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», воспитывать уважение к подвигу предков и понимание необходимости сохранения памяти о героических страницах истории Отечества.

Задачи:

Образовательные:

- повышение мотивации учащихся к получению новых знаний: развитие и поддержка интереса к изучению отечественной истории (особенно событий Великой Отечественной войны), культурных и нравственных ценностей, традиций своего народа;

- способствовать восприятию музейных предметов  как источников знания о прошлом;

- популяризация истории Победы в Великой Отечественной войне: ее героев, памятных дат и значимых событий среди подрастающего поколения;

- совершенствовать учебно-воспитательный процесс в школе на основе сотрудничества с социокультурным окружением;

- накапливать и распространять краеведческие знания школьников с последующей широкой пропагандой их среди населения.

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся, их умения ставить учебную задачу, выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли,   отстаивать свое мнение;

- привить учащимся умение самостоятельно добывать необходимые знания из самых различных источников;

-формировать навыки самостоятельной, групповой, коллективной, проектной работы.

Воспитательные:

- воспитание патриотических чувств и гражданской позиции у школьников, любви к своей Родине, гордости за свою страну, ее героическое прошлое, признательности погибшим, желания и готовности встать на защиту мира, на защиту Родины;

- осмысление связи истории с современностью, осуществление преемственности передачи исторического опыта и практических знаний от старшего поколения молодежи;

- усиление интереса обучающихся к школьному музею и его деятельности.

План урока:


Этапы

урока

Формы работы

Методы работы, педагогические технологии.

Организационный этап

Проверка готовности к уроку


Вводная часть


1. Литературно-музыкальная композиция




2. Вступительное слово учителя

Проблемно-словесный метод, метод литературно-художественного чтения, информационно коммуникационная технология и технология личностно-ориентированного взаимодействия

III. Основная часть












Промежуточное закрепление


1.Просмотр видеофрагмента о начале Великой Отечественной войны. Сообщение ТАСС.

2. Прослушивание песен «Священная война», «Эх, дороги»

3. Работа с исторической картой.

4. Работа с информацией, размещенной на стендах экспозиции музея.

5. Работа в группе (1 группа). Викторина «Сражения».


6.Литературно-художественное чтение отрывка Е. Пономаренко
«ЛЕНОЧКА»

7. Учащиеся исполняют 1-й куплет песни В. Антоновой «Расскажи мне, дед, о

 страшной войне»




8.Инсценировка с элементами театрализации «Солдатское письмо»




9. Работа с музейными предметами


10. Работа в группе (2 группа). Выступления учащихся с индивидуальными проектами «Семейные реликвии»

11. Работа в группе (3 группа) «Отгадай и найди музейный предмет» (викторина)


12. Фронтальная работа «Вахта памяти»




13. Инициирование акции «Оживим Бессмертный полк»


14. Исполнение песни «Салют Героям». Просмотр документальных кадров Парада Победы 1945г.

Наглядно-иллюстративный метод.


Технология развивающего обучения


Наглядно-иллюстративный метод.


Метод «Кроссенс», технология обучения в сотрудничестве


Творческий метод


Технология продуктивно-творческой деятельности.  Методы пластического интонирования, музыкальной драматизации.

Технология развивающего обучения и критического мышления.

Метод театрализации

Наглядно-иллюстративный метод.

Проблемно-поисковый метод. Технология развивающего обучения. Технология диалогового взаимодействия. Игровая технология.

Технология коллективной творческой деятельности. Наглядно-иллюстративный метод.

Проектная технология. Творческий метод

Метод музыкальной драматизации и наглядно-иллюстративный метод.

IV. Заключительная часть

Литературно-музыкальная композиция




Минута молчания

Подведение итогов мероприятия.

Проблемно-словесный метод, метод литературно-художественного чтения

Технология диалогового и личностно-ориентированного взаимодействия

Межпредметные связи: история, литература, музыкальное искусство, изобразительное искусство, музейная педагогика.

КОНСПЕКТ УРОКА ПОБЕДЫ

«НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА ТЕХ ВЕЛИКИХ ЛЕТ»

Организационный этап

Проверка готовности к уроку.

Вводная часть

(На фоне музыки «Минуты Тишины» Н.Караченцова,

трек 1 выходят ведущие)

1-й ведущий:

Что случилось, скажи мне ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уже светит?

Или вянут травы в лугах?


2-й ведущий:

Разве звезды не так же искрятся?

Может тише у птиц голоса?

Разве больше девчонкам не снятся

Счастья алые паруса?


1-й ведущий:

Как тревожно стонет планета.

Как угрюмо висит тишина.

Скажи мне ветер, что случилось?

Неужели это война?...


2-й ведущий:

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.


1-й ведущий:

Мужеству, доблести, отваге советских солдат, светлой памяти погибших за Родину, 75-й годовщине со дня окончания Великой Отечественной войны, посвящается!


2-й ведущий:

За Жизнь и Мир, и Солнце над планетой -
Земной поклон Вам, пламенный привет.
От Родины, Победою согретой,
За семьдесят пять мирных лет.

На фоне слайда 1

Учитель:

75 лет Великой Победы. Это много или мало? Семьдесят пять лет - это целая жизнь. Несколько поколений выросло с тех пор, как впервые прозвучали на весь мир слова: «Великая Победа!». Трагизм и величие, скорбь и радость, боль и память… Всё это – Победа. Яркой негасимой звездой сверкает она на небосклоне отечественной истории. Ничто не может заменить её – ни годы, ни события. Не случайно День Победы – это праздник, который с годами не только не тускнеет, но занимает всё более важное место в нашей жизни. И нет у нас главнее салюта, чем майский салют.

2020 год – год знаменательный. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда… Все вы знаете, что в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, этот год в ДНР объявлен годом Великой Победы, а в России – Годом Памяти и Славы. Ведь только тот, кто помнит о прошлом, достоин будущего! Наш музейный урок посвящен именно этим событиям.

слайд 2: (на фоне музыки «Бессмертный полк» - трек 2)

Основная часть

Учитель: … Вы помните, какое сегодня было утро? И вчера? И каждый день? Как хорошо просыпаться утром и знать, что впереди у тебя длинный и счастливый день, что тебе ничего не угрожает и что все твои мечты сбудутся! Хорошо быть счастливым!

Но в то утро 22 июня 1941 года …[5]

2-й ведущий:

Вторжение. Внезапно. Боль и пламя.

Разрывов бомб грохочущий раскат.

В руках слабеющих поникшее вдруг знамя,

А по России сквозь разрывы плыл набат.

Война! Священная война!

Вот так когда- то началась она.


(слайд 3: звучит сообщение ТАСС от слов «… Внимание. Говорит Москва. Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу…» до слов «… Враг будет разбит. Победа будет за нами!»)

(звучит первый куплет песни «Вставай, страна огромная» или «Священная война» муз. А.Александрова – видео «Два в одном»)

1-й ведущий:

Уже в тот самый день войны Василием Лебедевым-Кумачом была написана эта песня, слова которой подхватил весь народ.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не кажется, что живы.

К.Симонов

Слайды 4-7

2-й ведущий:

От бескрайней равнины сибирской 
До полесских лесов и болот 
Поднимался народ богатырский, 
Наш великий советский народ. 
Выходил он, свободный и правый, 
Отвечая войной на войну, 
Постоять за родную державу, 
За могучую нашу страну! 

Слайды 8-11


1-й ведущий:

Идут ребята, мужики,

Детишки, бабы, старики,

Идут подростки и девчата.

Горят их хаты, горят леса,

Земля с травой, огонь гуляет круговой,

Поля пылают. Боже мой!

Огонь, как мост, встает до звезд,

Звонят, звонят колокола,

Тревога землю обняла.

И от села и до села встает народ.


(учащиеся слушают 1-й куплет песни А.Новикова, Л.Ошанина «Эх, дороги»)

Слайд 12:

Учитель: (показывает по карте)

Тяжелые, жестокие 4 года! Как много горя они принесли! От Бреста до Москвы – 1000 км. От Москвы до Берлина 1600 км. 2600 км… Поездом – четверо суток, самолетом – 4 часа. А дорогами войны – 4 года. 1418 дней и ночей! 34000 часов шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 27 миллионов человек ушли в бессмертие. Каждый десятый житель не вернулся с войны. Страшные цифры! Такой неимоверной ценой было завоевано всему человечеству право на Жизнь.

1941 год. Неравные бои на границе, первые подвиги защитников Родины, бои в Белоруссии, Прибалтике, на Украине, горечь отступления. Но уже тогда начал закаляться характер советского солдата, был исток нашей победы.


1-й ведущий:

Все ярче она. Все весомей. Все выше.

Но и в прошлое горькое тянется взгляд.

Туда, где знамение флагов на крышах,

Где пестрый салют и где четкий парад.


2-й ведущий:

Войну, повидавши с лица и с изнанки,

Я все же того не забуду по гроб,

Как грузно катились тяжелые танки

На длинно и мелко прорытый окоп.

Я помню, как в зареве корчились дали,

Как в серой пыли и в угаре густом

Бойцы отступали, дрались, отступали…

Вместе: Нет, мы победили, не только потом!


Учитель: Впереди была битва под Москвой, во время которой фашисты были отброшены от города; 900-дневная блокада Ленинграда, с которым немцы решили расправиться с помощью голода, холода, эпидемий; впереди был Сталинград, за судьбой которого следил весь мир, танковое сражение у Прохоровки, подобного которому не знала еще история [5] (показывает на стендах экспозиции) и на слайдах 13-16.

Ребята, изучая материал на уроках курса «Уроки Победы» мы с вами познакомились с главными битвами Великой Отечественной войны. Я предлагаю вам повторить их в необычной форме, выполнив задание группы №1: «Кроссенс».


Представители первой группы презентуют свое домашнее задание:

- Справочное бюро:

«Кроссенс» - это ассоциативная головоломка нового поколения для интеллектуалов. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». «Кроссенс» размещается на поле из девяти квадратов, которые заполнены картинками. Вы должны найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

1) Исходя из иллюстративного материала, пройдите по указанным стрелкам.

2) Ответьте на вопросы викторины.

3) Составьте монологическое высказывание.


Слайд 17.

- Ответьте на вопросы:

Отражение советскими войсками немецкого наступления осенью 1941 года на Москву? («Тайфун»).

Кодовое наименование плана наступательной операции Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов во время Великой Отечественной войны? («Уран»).

Битва, положившая начало коренному перелому в ВОВ? («Кольцо»).

Наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны с целью прорыва блокады Ленинграда? («Искра»).

Летнее 1943г. стратегическое наступление вермахта, в ходе которого произошло самое крупное танковое сражение? («Цитадель»).

После этого победного сражения в Москве был дан первый салют во время войны? («Кутузов»).

Заключительная операция Курской битвы? («Румянцев»).

Наступательная операция войск Юго-Западного фронта в Великой Отечественной войне, проведённая 29 января — 18 февраля 1943 года с целью освобождения Северного Донбасса? («Скачок»).

 Крупное боевое столкновение войск, битва? (СРАЖЕНИЕ)


Учитель: Молодцы, вы выполнили задание, дав название кроссенсу «СРАЖЕНИЯ».


Ученица:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

(Читает на фоне музыки отрывок Е.Пономаренко «Леночка» [4])

Приложение (видеофайл 1)

Слайд 18

Елена Пономаренко
ЛЕНОЧКА

Теплом и гомоном грачей наполнялась весна. Казалось, что уже сегодня кончится война. Уже четыре года как я на фронте. Почти никого не осталось в живых из санинструкторов батальона. Моё детство как-то сразу перешло во взрослую жизнь. В перерывах между боями я часто вспоминала школу, вальс… А наутро война. Решили всем классом идти на фронт. Но девчонок оставили при больнице проходить месячные курсы санинструкторов. Когда я прибыла в дивизию, уже видела раненых. Говорили, что у этих ребят даже оружия не было: добывали в бою.

Первое ощущение беспомощности и страха я испытала в августе сорок первого… — Ребята есть кто живой? – пробираясь по окопам, спрашивала я, внимательно вглядываясь в каждый метр земли. – Ребята, кому помощь нужна? Я переворачивала мёртвые тела, все они смотрели на меня, но никто не просил помощи, потому что уже не слышали. Артналёт уничтожил всех… — Ну не может такого быть, хоть кто-то же должен остаться в живых?! Петя, Игорь, Иван, Алёшка! – я подползла к пулемёту и увидела Ивана. — Ванечка! Иван! – закричала во всю мощь своих лёгких, но тело уже остыло, только голубые глаза неподвижно смотрели в небо. Спустившись во второй окоп, я услышала стон. — Есть кто живой? Люди, отзовитесь хоть кто-нибудь! – опять закричала я. Стон повторился, неясный, глухой. Бегом побежала мимо мёртвых тел, ища его, оставшегося в живых.  — Миленький! Я здесь! Я здесь! И опять стала переворачивать всех, кто попадался на пути. – Нет! Нет! Нет! Я обязательно тебя найду! Ты только дождись меня! Не умирай! – и спрыгнула в другой окоп. Вверх, взлетела ракета, осветив его. Стон повторился где-то совсем рядом. — Я же потом никогда себе не прощу, что не нашла тебя, – закричала я и скомандовала себе: — Давай. Давай, прислушивайся! Ты его найдёшь, ты сможешь! Ещё немного – и конец окопа. Боже, как же страшно! Быстрее, быстрее! «Господи, если ты есть, помоги мне его найти!» – и я встала на колени. Я, комсомолка, просила Господа о помощи… Было ли это чудом, но стон повторился. Да он в самом конце окопа! — Держись! – закричала я что есть сил и буквально ворвалась в блиндаж, прикрытый плащ-палаткой.

Родненький, живой! – руки работали быстро, понимая, что он уже не жилец: тяжелейшее ранение в живот. Свои внутренности он придерживал руками. — Тебе придётся пакет доставить, – тихо прошептал он, умирая. Я прикрыла его глаза. Передо мной лежал совсем молоденький лейтенант.

— Да как же это?! Какой пакет? Куда? Ты не сказал куда? Ты не сказал куда! – осматривая все вокруг, вдруг увидела торчащий в сапоге пакет. «Срочно, – гласила надпись, подчёркнутая красным карандашом. – Полевая почта штаба дивизии». Сидя с ним, молоденьким лейтенантом, прощалась, а слезы катились одна за другой. Забрав его документы, шла по окопу, шатаясь, меня подташнивало, когда закрывала по пути глаза мёртвым бойцам. Пакет я доставила в штаб. И сведения там, действительно, оказались очень важными. Только вот медаль, которую мне вручили, мою первую боевую награду, никогда не надевала, потому как принадлежала она тому лейтенанту, Останькову Ивану Ивановичу. …

После окончания войны я передала эту медаль матери лейтенанта и рассказала, как он погиб. А пока шли бои… Четвёртый год войны. За это время я совсем поседела: рыжие волосы стали совершенно белыми. Приближалась весна с теплом и грачиным гомоном…


2-й ведущий:

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою,
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?

Учитель: Война – это не только окопы, атаки и горечь потерь. Прошедшие ее люди до сих пор с теплом вспоминают маленькие человеческие радости вроде письма из дома, нового обмундирования, бани или наваристого борща из солдатского котелка. Когда стоишь на грани между жизнью и смертью, ценишь все это гораздо сильнее.

Слайд 19


(Учащиеся исполняют 1-й куплет песни В. Антоновой «Расскажи мне, дед, о страшной войне»)


Расскажи мне, ДЕД, о страшной войне…

Как фашисты шли по нашей стране.

Как терял друзей, поведай рассказ,

И как бабушка молилась за вас.


Как с боями до Берлина прошли,

Как сады в далеком мае цвели.

Как с Победой ликовала страна,

Покажи мне дед твои ордена.


Инсценировка с элементами театрализации «Солдатское письмо»

(три девушки сидят на лавке и пишут письма на фронт)

Приложение (видеофайл 2)

Девушка 1: Слайд 20.

Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне,


Девушка: Слайд 21.

Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знал: любовь я твою берегу,
Вспоминаю тебя каждый час.


Девушка: Слайд 22.

Ветер песню мою унесет,
Чтоб тебе помогала в бою.
Помни: девушка верит и ждет
И любовь, и победу твою!
[6]

Девушка 1:

Что это? Ты слышишь?

Девушка 2:

Это  часы отсчитывают  время. Время памяти…

Девушка 1:

От подвига – к подвигу, от героя – к герою проходит память мирными дорогами, гранитными постаментами, музейными экспонатами… Слайд 23.

Девушка 2:

О чём нам расскажет экспонат комнаты боевой славы школьного исторического музея?

Девушка 3:

Ты сейчас говоришь о самом дорогом для каждого солдата экспонате?

Девушка 1: Слайд 24.

Да. Я говорю о фронтовых письмах солдат.

Под музыку «Фронтовые письма» девушки исполняют

1-й куплет:
Сколько писем солдатских с той последней войны.
До сих пор адресатам так и не вручены.
Может нет адресата и писавшего нет.
Так кого же он ищет треугольный конверт.
Припев:
2-й Треугольная небыль, невозможная быль
В три погибели неба, пуль шальная кадриль
Треугольная повесть, повесть в несколько строк
"Мол, воюю на совесть. Слушай мамку, сынок.."
2 куплет
3-й Желтым пеплом покрыла треугольники осень
Строчки ливнями смыты, словно вдовьей слезой
И слова уже стали неразборчивы очень
Но до боли понятен смысл тех писем простой
Припев вместе:
Треугольная небыль, невозможная быль
В три погибели неба, пуль шальная кадриль
Треугольная радость, треугольная грусть.
Уцелевших три слова: "Я, Доруся, вернусь."

Девушка 2:

Письма с фронта… Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и стужу, они хранят горячее дыхание боя.

Девушка 3:

Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далёкими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…[6] Слайд 25.

Девушка 1:

Среди экспонатов нашего музея есть необычное письмо. Это солдатский треугольник. Оно сложено особым способом. Такие письма называются «секретки». Солдаты могли отправлять письма без марки, без конверта. Слайд 26.

Девушка 2:

Во время Великой Отечественной войны ежемесячно в Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем. На них писали: «Войсковая часть, полевая почта и номер этой почты», а еще ставился штамп «Осмотрено военной цензурой». На нашем письме написано: «Полевая почта 43118-Б».

Музыка звучит, появляется солдат на другом краю сцены.

Пишет, диктуя письмо.

«Темная ночь» минус.

Солдат: Слайд 27. «Здравствуй милая Дорусечка! За период с 21 января 1945г. не написал тебе ни одного письма. Причина понятная. Находился там, где и зимой бывает гроза. Мадьяры говорят, что русские и зиму за собой притащили. Не было тут еще такой жестокой зимы. А тут еще бои! Да, круто зимой приходилось всем. Нам, русским, зима не так страшна, а фрицам…

Ну, а как выбралось время, а главное возможность отправки, спешу я передать тебе, любимая, короткую весточку, помня твою верность, доброту, просьбу писать и питая к тебе прежние чувства. Сообщаю, что я жив и здоров, не болею, чего и вам желаю. Бои бывали жестокие и упорные. О знакомых ребятах пока мало знаю, но Шевелько цел. Он сапер. Правда, убило снарядом одного знакомого парня, который был ранен вместе со мной. А потом работал поваром. Ну, вот пока и все, работы много. Числа 2 февраля напишу подробное письмо. Очень соскучился по всем вам. Обнимаю тебя, моя милая, крепко целую, сладко, нежно. Поскорей бы закончилась эта проклятая война! Твой Николай. 31 января 1945г. Венгрия».

«Здравствуй, милая Дора! Во первых  строках сообщаю,

Что я жив и здоров, и пока что не ранен в бою.

Передай моим сёстрам, что часто я их  вспоминаю.

И мечтаю увидеть дочурку, малышку мою.

Ох, как трудно живётся всем вам без меня… Понимаю…

Ты с ребёнком (в такое-то время!) осталась одна.

Скоро в бой. А вернусь ли живым  я оттуда – не знаю…

Что поделаешь: надо понять: это, Дора, война».

Девушка 3: Слайд 28.

Это строки из писем Степанищева Николая Федоровича, 1913 года рождения – участника Великой Отечественной войны, воевавшего в составе Юго-Западного, Третьего Украинского фронтов. При расставании с женой Дорофеей, Николай наказывал самое главное – беречь дочь и себя, обещал непременно писать письма и обязательно вернуться домой.

Девушка 1:

Письма…простые солдатские письма….

Сколько тепла в них, любви, романтизма,

Сколько в них веры в страну и народ,

Веры в победу, что скоро придет!

Веры, что враг будет все же разбит,

Что армия выстоит и победит!

Девушка 2:

Николай Федорович свой первый бой принял под Запорожьем осенью 1943г. В составе войск 3-го Украинского фронта освобождал село Казанка Николаевской области, форсировал Южный Буг, Днестр, освобождал Молдавию, Румынию, Чехословакию, Венгрию. Дошел до Берлина. Оставил свою подпись на Рейхстаге. В октябре 1945 года вернулся в Ново-Амвросиевку.

Девушка 3:

Слайд 29. В нашем школьном музее бережно хранится только одно письмо Степанищева Николая Федоровича, переданное в дар его правнучкой Коваль Александрой. Заметим, что его писем с фронта благодарные потомки сохранили 184. Это семейная реликвия, которая будет переходить из поколения в поколение, а, следовательно, память о деде, прадеде, прапрадеде, а для нас - просто солдате будет жить в веках.

Слайд 30.


Ученица 1: Есть у нас в музее и другие фронтовые реликвии. Обратите внимание на солдатский котелок (показывает музейный предмет). Этому непритязательному предмету фронтового багажа бойца, судя по выполняемым им функциям, могло бы соответствовать более солидное название. Да и в названии ли дело? Куда важнее, о чём может рассказать нам этот музейный экспонат.

Ученица 2: Котелок,.. обыкновенный солдатский котелок, медный или алюминиевый, считался самой драгоценной вещью в отряде, роте, в армии. Без котелка солдат совсем пропадал. В котелок плескали армейскую похлёбку или накладывали походной каши, в него наливали горячую воду, и она была спасением в промозглые осенние дни и в зимнюю стужу, в нем варили картофель и кипятили бельё. Да, котелок был солдатам другом и спасителем от голодной смерти, холода и насекомых! Но иногда котелок играл и роль летописи, дневника, свидетельствующего обо всех невзгодах и страданиях, перенесённых солдатом [3] .

Ученик:

Наконец и мне война по росту.

Призван в запасной стрелковый полк.

Дали амуницию, а просто,

Дали кружку, ложку, КОТЕЛОК (показывает экспонаты музея).


После боя, в занятом окопе

Ногу сам себе перевязал,

и на котелке иголкой тонкой

я инициалы написал.


Ниже жирно нацарапал дату,

то есть день рождения моего.

Что ещё узнают о солдате,

если не живым найдут его?


На войне бывает, погибают,

и жетона нету, ну и пусть.

Пусть по котелку солдата опознают,

все равно на родину вернусь! [3]


Учитель: опознать солдата можно было и по другим военным артефактам. Так, например, в нашем музее хранятся предметы, обнаруженные при перезахоронении неизвестных солдат, обнаруженных в районе Саур-Могилы в 2015-2019гг. Обратите внимание на эту рамку. Это солдатская ложка и вилка. Благодаря тому, что боец Красной Армии на них выбил точечками «Семенков», он был идентифицирован. Теперь он не неизвестный солдат в мемориале, а известный. После поисковых работ нам удалось узнать его данные. Семенков Степан Григорьевич, уроженец Пензы. Родные прислали его портрет, который размещен в экспозиции «Бессмертный полк» нашего музея. Есть в музее вещи и других известных и неизвестных защитников Родины.

Сегодня некоторые из вас принесли с собой дорогие сердцу семейные реликвии. Слово «реликвия» означает - предметы в семье или роду, которые передаются из поколения в поколение, то, чем семья дорожит.

Слайд 31.

(учащиеся 2-й группы представляют свои семейные реликвии)


Учитель: Молодцы, ребята, а теперь мы немножко отдохнем, поиграем. Свое домашнее задание презентуют ребята 3 группы.

Представители третьей группы презентуют свое домашнее задание:

Ученик: Перед вами артефакты военных лет (показывает на стойку экспозиции музея), соотнесите музейные предметы и информацию о них. Найдите их в экспозиции нашего музея.

В России, Германии и Польше ее называли «лимонкой», во Франции и в Англии — «ананасовкой», в Балканских странах — «черепахой». Благодаря своей простой и надёжной конструкции состоит на вооружении уже более 70 лет без существенных изменений. Во время Великой Отечественной войны широко применялась на всех фронтах. В нашем музее их несколько. (Ручная оборонительная граната Ф-1).

Жизнь на фронте зависела не только от умелых действий бойца, а еще и от самых, казалось бы, простых предметов, цена которым – копейка, но это именно та копейка, которая была дорога и особо хранима. Константин Симонов посвятил этому обыденному предмету один из своих стихов (Фляга).

Ученица: Фляга

Когда в последний путь

Ты отправляешь друга,

Есть в дружбе, не забудь,

Посмертная услуга:

Оружье рядом с ним

Пусть в землю не ложится,

Оно еще с другим

Успеет подружиться.

Но …, что с ним дни

И ночи коротала,

Над ухом ты встряхни,

Чтоб влага не пропала,

И, коль ударит в дно

Зеленый хмель солдатский, -

На два глотка вино

Ты раздели по-братски.

Один глоток отпей,

В земле чтоб мертвым спалось

И дольше чтоб по ней

Живым ходить осталось.

Оставь глоток второй

И, прах предав покою,

С ним … ты зарой,

Была чтоб под рукою.

Чтоб в день победы смог

Как равный вместе с нами

Он выпить свой глоток

Холодными губами. [1]

Ученик:

Особый первоисточник летописи Великой Отечественной войны. Обязательно просматривались военной цензурой. Они разнообразны по цвету и размеру. Чаще всего, полны оптимизма, надежды на скорое возвращение, веры в победу (Фронтовые письма). Слайд 32.

Знаменитый агитационный плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе.   Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941года. А в середине  июля – плакат был известен уже всей стране... в 1941 году. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица… («Родина-мать зовет!»).

Нрав у злодейки буйный, злой,
А прозывается ручной.
Но совсем не виновата
В этом грозная … (Граната).

Закончите четверостишье:

Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
Войны

Учитель: и снова вы успешно справились с заданием. Молодцы! Продолжим нашу работу.


2-й ведущий:

Круглый год трудились вы не зря!
И являетесь участниками разных акций,
Подвиг дедов забывать никак нельзя!
Вспомните названия патриотических мероприятий!


Учитель: Ребята, приведите примеры патриотических акций «Вахты Памяти», в которых вы уже принимали участие?

(примерные ответы детей): Слайды 33-38

- «Я – правнук Великой Победы»,

- «Улица Героя» (показывают флаеры);

- «Письмо Победы»;

- «Обелиск»;

- Международная «Вахта Памяти – Высота 2019»;

- «Ветеран живет рядом»;

- «Скажи спасибо ветерану»;

- «Голос ветерана»;

- краеведческая экспедиция «Славными дорогами отцов и дедов»;

- «Они дошли с Победой до Рейхстага»;

- «Герои нашей земли»;

- «Лица Победы»;

- «Завтра была война»;

- «Знамя Победы»;

- «Герои моего города»;

- «Вечный огонь 2019»;

- «Бессмертный полк».


Учитель: Молодцы! «Вахта Памяти» бессрочна, впереди у вас нужная и интересная работа в поисковом отряде.

Слайд 39. Особенно хочу остановиться на акции «Бессмертный полк», потому, что война своей жестокой рукой коснулась каждой семьи, каждого дома. И в ваших семьях прадедушки и прабабушки участвовали в боевых сражениях. Слушайте! Каждое имя – это наша жизнь, наше счастье. Вспомним великий подвиг наших храбрых дедов. Воздадим им дань уважения за то, что они для нас совершили. Слайд 40.


1-й ведущий:

Отцы и деды в полк Бессмертный

Рядами памяти встают.

Их фото – символы Победы -

Потомки бережно несут.


Звучит фон 1-й куплет «От героев былых времен» (А. Маршал) - Видео

От героев былых времён не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой, стали просто землёй и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.


Учащиеся с портретами Бессмертного полка поднимаются с места (14 чел) и произносят слова:


Ученица: Мы – члены группы «ПОИСК» предлагаем оживить Бессмертный полк. Вспомним великий подвиг наших храбрых отцов, дедов, прадедов, прапрадедов. Они должны идти победным строем в любые времена. Воздадим же дань уважения тем, кто завоевал всему человечеству право на Жизнь.


Учащиеся:

- За твердое решение драться до конца.

- За непоколебимость духа перед смертельной опасностью.

- За веру в себя и в наше будущее.

- За голодные дни лишений.

- За то, что прошли трудные, нескончаемые дни обороны и величественные дни наступления, рискуя своей жизнью.

- За то, что были в тылу врага – голодные и измученные, но шли вперед, не взирая ни на что.

- Брели нескончаемыми фронтовыми дорогами, мерзли в окопах.

- Сидели в засадах в лесах, преодолевали болота, форсировали реки.

- Крепили свою фронтовую дружбу на полях сражений.

- Делились махоркой под свистом пуль и грохотом взрывов снарядов.

- Несмотря на ужасное время, пели под тальянку у костра.

- Назло врагу и себе на радость.

- Идя в атаку, знали они, что товарищ всегда прикроет.

- Что дело их правое и, что им нужна одна победа, одна на всех – они за ценой не постоят.

Все: - И они победили!


Ученица:

Расскажите о своих родственниках, участвовавших в боях на полях сражений, тружениках тыла – всех, кто приближал Победу в Великой Отечественной войне. Присоединяйтесь к нам! [8].

Приложение видеофайл 3

https://www.youtube.com/watch?v=GtOBYFg0-gc&feature=youtu.be

 

(учащиеся исполняют песню Татьяны Назаровой – «Салют Героям» («Марш Победителей»)... Слайд 41. Приложение видеофайл 4


Заключительная часть

2-й ведущий:

День 9 мая знает весь мир. Как долго наши деды шли к этому дню! А когда пришли — изумились! Тихо... Как тихо стало на земле! Оказывается, еще поют птицы и распускаются деревья...

Проходят годы, но не могут ветераны забыть о войне. И мы не вправе забывать тех, кто подарил нам победный май. В этом есть великая правда. Потому что о войне надо говорить не только по праздникам.

1-й ведущий:

Чтоб снова 
На земной планете 
Не повторилось той зимы, 
Нам нужно, 
Чтобы наши дети 
Об этом помнили, 
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, 
Чтоб не забылась та война: 
Ведь эта память — наша совесть. 
Она, 
Как сила, нам нужна…

Юрий Воронов


2-й ведущий:

Наша миссия – сохранение  памяти о людях, живших в то страшное время и внёсших свой вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Старшее поколение должно передавать эту память своим детям, внукам, а молодежь – внимать, наследовать, чтить и гордиться.


1-й ведущий:

Наш долг – сохранить и защитить историческую правду о Великой Победе. Мы не позволим переписать, исказить свою великую историю. Подвиг советского народа должен продолжать жить в веках. Ведь только извлекая горькие уроки прошлого, человечество сможет предотвратить возникновение новых войн.


Учитель: Память – это великий дар, она не в портретах, книгах, памятниках, а в нас самих, в состоянии ума и сердца человеческого. И мы – наследники этой памяти. И нет у нас права предать забвению подвиг защитников нашей Родины. И не важно, сколько лет Победе -75 или 100, трагедия навсегда останется трагедией. У памяти нет срока давности.  А вечный огонь в честь Победы навсегда останется в наших сердцах.


2-й ведущий:

Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт,
И днем, и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.

Слайды 42-43

Метроном. Минута молчания.

Рефлексия. Подведение итогов мероприятия


Учитель: (примерные вопросы)

- Вам понравился наш урок?

- Что нового для себя вы узнали?

- Нужно ли сохранять память о Великой Победе? Почему?

- Какую роль в школе играет исторический музей?

- Чтобы вы еще хотели предложить сделать, чтобы достойно встретить 75-летие Великой Победы?


А завершить наш урок я хочу такими строками:


Пусть говорят, что след войны с годами,

Стирается и затихает боль,

Но память, к нам живущим, возвращается,

Чтобы воскреснуть миру вновь и вновь.


Война великая, народная, святая!

Все как один, плечом к плечу восстав,

Отчизну-Мать тогда вы защищали,

Врага громили, жизнь свою отдав.


Прошли нелегкие дороги фронтовые:

Москву, Одессу, Сталинград и Курск.

Освободили, выиграли, взяли,

Услышали победный свой салют!


Противник пал поверженный и злобный,

Европа ликовала в этот час.

Ведь это вы ее освободили,

Защитники, мы помним, ценим вас!Электронные приложения к Уроку Победы


Прошли года, сменились поколения,

Уходят ветераны в небеса.

И я горжусь историей Отчизны,

Где Память остается на века!

(Л.Тур)

Слайд 44


Желаю вам, чтобы чувство гордости за великий подвиг наших предков вы пронесли через всю жизнь. Храните память об этом подвиге! Изучайте историю, потому что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего…


2.4. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока Победы

При подготовке к уроку автором учитывались общие методические рекомендации «Современный урок истории и требования к его проведению» [2]:

Подготовительная часть

Определить тему, цели и задачи урока.

Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей учащихся.

Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников.

Это самый ответственный этап, и от грамотного его планирования и стыковки всех составных частей зависит успех всего урока.

 Организационная часть

Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности.

Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью урока.

Выравнивание и просчет по продолжительности урока в соответствии с возрастом учащихся, местом проведения.

Основная часть

В ней должны отражаться современные образовательные и воспитательные технологии.

Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» урока.

Применяться разнообразие и творческий характер урока.

Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания урока, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом.

Заключительная часть

Имеет важное организационно-педагогическое значение.

Позволяет подвести итог не только данного урока, но и определенного этапа работы с учащимися и определяет перспективы на будущее.

На этом этапе урока важно создать ситуацию успеха для каждого ученика [7].

Организуя с учащимися конкретный урок Победы, для автора разработки было важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ, т.е. «изюминку» урока.

Так как в МОУ «Амвросиевская школа №6» работает исторический музей, то место проведения урока, посвященного 75-летию великой Победы, было выбрано не случайно – Комната Боевой Славы музея.

Педагогом была сформулирована цель: используя информационно-образовательное пространство школьного исторического музея, расширить  и углубить знания учащихся по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», воспитывать уважение к подвигу предков и понимание необходимости сохранения памяти о героических страницах истории Отечества, в соответствии с которой были определены наиболее приемлемые формы, методы работы, рациональные педагогические технологии.

Разрабатывая план урока, учитывалось, что все основные блоки – должны быть выстроены в единую сюжетную линию, их связывающую.

Проведению данного урока предшествовала большая подготовительная работа, как педагога, так и учащихся. Заранее класс был разделен на три группы, каждая из которых подучила предварительное задание:

Группа 1. Составить кроссенс на тему «Сражения».

Группа 2. Работа над проектом «Семейные реликвии».

Группа 3. «Отгадай и найди музейный предмет».

Велась работа и в малых группах: инсценировка с элементами театрализации «Солдатское письмо», презентация котелка, литературно-художественное чтение текста.

Ведущие и чтецы заучивали стихотворения наизусть. Все учащиеся разучивали песни военных лет, готовили портреты своих родственников для участия в акции «Бессмертный полк».

Большую помощь автору разработки оказывал учитель музыкального искусства при подготовке музыкальных и видеофайлов по теме.

Актуальность тематики, продуманность содержания, практическая направленность, ориентация на соответствующую возрастную аудиторию, ответственность за тщательность подготовки сделало данный урок результативным, что свидетельствует о новом витке развития учебной и воспитательной работы по предмету и её постоянной модернизации.

Конечным продуктом данного урока стало сохранение памяти о героических страницах истории Отечества периода Великой Отечественной войны, объявление акции «Оживим Бессмертный полк» на сайте музея и школы.

2.5. Материально-техническое обеспечение содержания урока


Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Ноутбук.

Музыкальный центр.

Видео – и аудиофайлы.

Презентация.

Информационо-образовательное пространство школьного исторического музея.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Клевцова И. Урок в музее. «Великая Отечественная война глазами современного школьника». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/01/09/urok-v-muzee-velikaya-otechestvennaya-voyna-glazami-sovremennogo

Современный урок истории и требования к его проведению. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/000_lekcii_pedagog_03/705.htm

Наталичева Е. Творческий проект «Лишь бы только варил котелок!» (по материалам школьного музея боевой славы 11 Гвардейской армии). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/01/10/tvorcheskiy-proekt-lish-by-tolko-varil-kotelok-po

Рыбакова Е. Тексты для конкурса «Живая классика» 2015 г. Е. Пономаренко «Леночка». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2016/02/01/teksty-dlya-konkursa-zhivaya-klassika-2015-g

Тур Л. Только тот, кто помнит о прошлом, достоин будущего. Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-й годовщине начала

Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://5fan.ru/wievjob.php?id=85467http://5fan.ru/wievjob.php?id=85467

Царик Е. Литературно-музыкальная гостиная «Фронтовые письма». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/literaturnomuzikalnaya-gostinaya-frontovie-pisma-3569811.html

Яшина М. Методика подготовки и проведения массовых мероприятий в образовательном учреждении. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-na-temu-struktura-formi-i-soderzhanie-vospitatelnogo-meropriyatiya-2257159.html

Сайт музея при МОУ «Амвросиевская школа №6» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://editor.wix.com/html/editor/web/renderer/edit/a0602255-d693-4538-8c8f-51ed0b8f754a?metaSiteId=3968b8d3-b53c-4092-9471-b7d33e5fe74d&editorSessionId=83e70e94-c8d3-40c9-ab90-b58df27865cc&referralInfo=dashboard

Дополнительные материалы к уроку размещены в публикации

image%28306%29.pngПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Презентация к уроку «Не смолкнет слава тех военных лет»t1602861746ad.pngt1602861746ac.jpg

Слайд 1 Слайд 2

t1602861746ae.jpgt1602861746af.jpg



Слайд 3 Слайд 4


t1602861746ag.jpg

Слайд 5 Слайд 6


t1602861746ah.jpg

t1602861746ai.jpg

Слайд 7 Слайд 8

t1602861746aj.jpgt1602861746ak.jpgt1602861746al.jpg



Слайд 9 Слайд 10

t1602861746am.jpg


t1602861746an.jpg

Слайд 11 Слайд 12

t1602861746ao.jpgt1602861746ap.jpg Слайд 13 Слайд 14


t1602861746aq.jpgt1602861746ar.jpg

Слайд 15 Слайд 16

t1602861746as.jpg



Слайд 17

t1602861746at.jpg


t1602861746au.jpg

Слайд 18 Слайд 19


t1602861746av.png

t1602861746aw.jpgt1602861746ax.jpg

Слайд 28 Слайд 29

t1602861746ay.jpg


t1602861746az.jpg

Слайд 30 Слайд 31

t1602861746ba.jpg


t1602861746bb.jpg

Слайд 32 Слайд 33



t1602861746bc.jpgt1602861746bd.jpgСлайд 34 Слайд 35


t1602861746be.jpgt1602861746bf.jpg

Слайд 36 Слайд 37


t1602861746bg.jpgt1602861746bh.jpg

Слайд 38 Слайд 39

t1602861746bi.jpg


t1602861746bj.jpg

Слайд 40 Слайд 41



t1602861746bk.jpgt1602861746bl.jpgСлайд 43 Слайд 44


Слайды №42 и №45 – музыкальные файлы


Приложение 2

Фотоматериалыt1602861746bm.jpg 

Творческая группа по подготовке к уроку

t1602861746bn.jpg

Выход ведущих (Звец В., Денисенко Э.)

t1602861746bo.jpgt1602861746bp.jpg

t1602861746bq.jpg


Исполнение песни Т. Назаровой – «Салют Героям» («Марш Победителей»)


t1602861746br.jpg

Объявление акции «Оживим Бессмертный полк»

 https://youtu.be/GtOBYFg0-gc

t1602861746bs.jpg

Е.Пономаренко «Леночка» читает Редченко Ангелина

t1602861746bt.jpgt1602861746bu.jpg

Инсценировка «Солдатское письмо»

(Голубов В., Руденко Е., Реброва И., Рожкова А.)

t1602861746bv.jpg

«Солдатское письмо»

(Денисенко Э., Климанева А,, Баглай Д.)t1602861746bw.jpg

t1602861746bv.jpg

t1602861746bx.jpgt1602861746by.jpg



Электронные приложения к Уроку Победы размещены по ссылке https://cloud.mail.ru/public/3kNQ/3xkyNnFKm


















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.