Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида «Путешествие на машине времени»

5
0
Материал опубликован 22 December 2019

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида

«Путешествие на машине времени»


Цель: Знакомство с историко-краеведческими сведениями о жизни и быте шорцев.

Задачи:

1. Образовательная: познакомить с культурно-бытовыми особенностями жизни шорцев.

2. Развивающая: развивать логическое мышление на основе установления причинно-следственных связей.

3. Воспитательная: вызвать удивление в связи с необычностью жизнеустройства коренного населения Кузбасса.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с изображением орудий деятельности, карандаши простые, разрезные картинки, изображение шаманского бубна, жетоны, шорский народный костюм.


I. Организационный момент

– (Слайд 1) Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня у нас в рамках проекта «История земли Кузнецкой» урок, посвящённый изучению истории родного края.

– (Слайд 2) Посмотрите, пожалуйста на слайд. Что здесь изображено? (ответы детей)

– Правильно. Это Кузнецкая крепость. Посмотрите, какое необычное изображение. А давайте посмотрим, что не так на этом изображении? («Что не так?» – Слайд крепость). (Щелчок на слайд – лишние картинки исчезают).

II. Актуализация знаний

– Молодцы. Всё правильно назвали.

А где находится Кузнецкая крепость?

Зачем её построили?

Поднимите руки, кто был на крепости.

III. Основная часть

(Слайд 3) Разгадав кроссворд, в выделенных клетках мы прочтём, кто жил на этом месте в далёкие-далёкие времена.

Кроссворд

(ШОРЦЫ: Кто добывает уголь под землёй (Шахтёр)? Город, в котором мы живём (НОвокузнецк)? Назовите столицу Кузбасса (КемеРово). Где работают клоуны (Цирк)? Самая большая кошка в наших лесах (рЫсь)?)

Правильно. Шорцы – это коренной народ Кузбасса. А как они жили мы узнаем, совершив прыжок на машине времени на 500 лет назад.

– (Слайд 4) Итак.

Сели в машину, пристегнулись;

протёрли стекло левой рукой; протёрли стекло правой рукой;

глубокий вдох через нос, выдох через рот;

глазами посмотрели на панель приборов: слева-направо, справа-налево, сверху-вниз, снизу-вверх;

Зажмурили глаза: 5, 4, 3, 2, 1! Открыли глаза

(Имитация движений) (Два щелчка – время назад)

– (Слайд 5) Посмотрите, мы оказались на этом самом месте, только 500 лет назад.


t1576977486aa.jpg

Малочисленные и разрозненные племена нашего края не имели своего государства. Люди жили в городищах – это поселения из 70-80 юрт. (Словарная работа)

– Посмотрите, как хорошо укреплено городище.

Как вы думаете, зачем?

Правильно. А сейчас вы построите своё городище. Нам необходимо действовать быстро. Работаем в парах.

«Пазлы»

– Давайте поближе посмотрим, как жили коренные жители Кузбасса.

– (Слайд 6) А жили они в низких срубных четырёхугольных юртах из брёвен. Крышу покрывали берестой.

t1576977486ab.jpg

– (Слайд 7) Очаг делали из глины, располагался он у стены слева от входа.

– (СЛАЙД 8) Второй тип жилья – деревянный шалаш, построенный из досок, жердей и бревен. Покрывали его так же берестой.

– (Слайд 9) Полы были земляные, очаг располагался в центре.

– Строили такие шалаши на пашнях и в лесах, в качестве временного жилья.

– На юге Сибири шалаш служил шорцам и зимним жилищем. Его утепляли, покрывали двумя слоями бересты, набрасывали землей.


t1576977486ac.jpg

– (Слайд 10) В настоящее время подробнее с жизнью и бытом коренных народов Кузбасса можно познакомиться в музее-заповеднике под открытым небом «Томская писаница» в деревне Писаная.

– (Слайд 11) Древние шорцы занимались кузнечным делом.

– (Слайд 12) Земледелием. Землю обрабатывали особой лопатой, которая передавалась по наследству.

t1576977486ad.gif

– (Слайд 13) И сохой.

(Слайд 14) К основным занятиям коренных жителей относилось так же и собирательство. С помощью корнекопалки выкапывали в тайге съедобные корни.

t1576977486ae.jpg


– (Слайд 15) Весной собирали орехи, ягоды, корни пиона, сараны, черемшу, которую древние шорцы, а в след за ними и мы с вами, называли КОЛБА.

– (Слайд 16) Основным промыслом шорцев была охота. Орудие охоты: лук, самострелы, капканы. Охотились зимой на лыжах и нартах.

Уже с 12 лет мальчики ходили на лыжах. Жили в Тайге и считались зрелыми охотниками.

– (Слайд 17) В древности охотились на крупного зверя: марала, оленя, лося, медведя из-за мяса.

– (Слайд 18) Позже начали охотиться на пушного зверя: соболя, колонка, выдру, белку.

Итак, давайте ещё раз повторим, жили древние шорцы в городищах, в юртах. Занимались кузнечным делом, земледелием, собирательством и охотой.

– У вас на столах карточки. Посмотрите на них внимательно и обведите карандашом те предметы, которые использовались древними шорцами.

(Игра: карточки «Что было раньше». Задание: «Обведите карандашом те предметы, которые использовались древними шорцами»)

t1576977486af.jpgt1576977486ag.jpgt1576977486ah.jpgt1576977486ai.jpg

t1576977486aj.jpg


– (Слайд 19) А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. У всех так?

Своей письменности у шорцев не было, но свои надежды, радость, горе они выражали в песнях, сказках, легендах.

(Входит девочка-шорка.)

Тамака: Здравствуйте, меня зовут Тамака – это значит кукла. Вечерами сказители исполняли нам героические поэмы о набегах кочевников, о войнах, о богатырях. Загадывали друг другу загадки. Например, отгадайте, что это: (Слайд 20)

Быстрая, с дерева на дерево перепрыгивающая

(Белка)

Без ног, без рук, на животе ползет

(Змея)

Девочка с растрепанными волосами в доме кругом бегает

(Метла)

Два брата к реке купаться пошли

(Вёдра)

– А ещё мы танцуем, поём песни и играем в игры.

– Ребята я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Рыбаки».







IV. Физминутка

Игра «Рыбаки»

ациональная игра)

Правила игры: Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут вёслами. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры (Игра повторяется 2-3 раза).

Учитель: Спасибо большое, Тамака, а теперь нам пора возвращаться обратно.

Учитель: Ой, ребята, похоже, что-то пошло не так. Точно! Наша машина времени не исправна. Как же мы теперь вернёмся?

Тамака: Я, кажется, знаю, кто вам может помочь! Наш шаман всё может.

Учитель: И правда, ребята. В старину шорцы верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами».

– Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно дело не обходилось без шамана.

Тамака: Только всё дело в том, что недавно у нас был ураган, который унёс куда-то его бубен. А без бубна шаман ничего не может, но, если вы поможете ему, я уверена, он выполнит ваше желание.

Учитель: Конечно поможем. Правда, ребята. (Макет бубена)

V. Рефлексия

– (Слайд 21) Нужно помочь шаману украсить бубен магическими знаками. Выберете, пожалуйста нужную фигурку и приклейте её на бубен. Если вам понравилось наше занятие – возьмите фигурку с поднятыми руками, а если не понравилось – с опущенными.

VI. Заключительная часть

– Ну вот. Всё готово. Я думаю, шаман останется довольным и поможет нам.

– (Слайд 22) Смотрите, он начал колдовать!

– (Слайд 23) Шаману починил машину времени. Занимайте места. Пристегнулись. Закрыли глаза: 5, 4, 3, 2, 1. Возвращаемся! Открываем глаза.

– (Слайд 24) Вот и подошло наше путешествие к концу. А так как в языке коренных жителей Земли Кузнецкой, нет слова «до свидания». Вместо этого они говорят: «Приходите в гости!». И я вам говорим: «Приходите в гости!» чтобы поиграть, поговорить узнать новое о нашей малой родине.








Городище

Юрта

Кузнечное дело

Земледелие

Собирательство

Охота



t1576977486ak.png

t1576977486ak.png









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации