Конспект урока «Римская Нумерация» (математика, 2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Класс: 2
Тема: «Римская нумерация»
Цель: формирование представлений у обучающихся о римской нумерации.
Задачи:
сформировать умение читать и записывать римские числа;
развивать интерес к урокам математики;
воспитывать доброжелательность и взаимопомощь.
Планированные результаты:
1. Предметные
Научить записывать римские числа.
2. Личностные
Научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
3.Метапредметные
Составлять план и последовательность действий.
Форма организации внеклассного занятия: игра, беседа.
Методы: методы формирования сознания (рассказ), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (творческие упражнения).
Оборудование: презентация, наглядность.
Структура (в зависимости от вида и формы занятия) |
Ход классного часа |
Примечание |
||
Деятельность классного руководителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Организационный момент Время: 2мин. |
Здравствуйте ребята! Присаживайтесь на свои места. Сегодня мы с Вами отправимся в страну «Цифрация». В этой стране Вы узнаете много нового. Итак... Вы готовы начать наше путешествие? |
Здравствуйте! Присаживаются на свои места. Да! |
Включен первый слайд. |
|
Подготовка к основному этапу Время: 2 минуты |
Ну, тогда начинаем! мы идем, мы идем в далекие края. Давайте вместе: мы идем, идем, идем в далекие края. И пришли мы к бабушке Риме. |
Мы идем, мы идем в далекие края. |
||
Основной этап Время:20-25 минут |
Здравствуйте ребята! А Вы знаете, что такое нумерация? Ваши предположения, что это такое? Нумерация-это обозначение объектов, предметов, информации последовательными номерами. Пример: нумерация страниц книги, где по порядку каждой странице присваивается свой номер. Нумераций бывает много, но основная нумерация это арабская, но есть еще одна, а какая именно, Вы мне сейчас расскажите сами. А для этого, вам необходимо отгадать кроссворд. Кроссворд: 1. Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка, Ты получше посмотри - Это вроде бы и буква, Но еще и цифра ... 2.С хитрым носиком сестрица Счёт откроет ... 3.Это ж надо! Цифру носим На носу, взгляните, просим. Цифра эта плюс крючки — Получаются очки… 4.Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет. 5. Шея длинная такая, Хвост крючком… И не секрет: Любит всех она лентяев, А ее лентяи – нет! 6. Вот такая вот сестрица, В дневнике стоит, искрится. Хорошистам вся в пример, Будет радовать весь день. 7. Сочинение у нас, И готовился весь класс. У отличников опять В дневниках лишь цифра… Вот какие молодцы! Отгадали кроссворд! И какая же у нас получилась нумерация? А которую Вы чаще всего используете – арабская. А что Вы знаете об этой нумерации? А знаете ли Вы, как она выглядит? Итак, ребята, давайте сейчас с вами узнаем подробно о ней. Возникла эта нумерация... Как Вы думаете, где? Правильно, в Древнем Риме. Но, о происхождении римских цифр достоверных сведений нет. Эти цифры были заимствованы римлянами у другого народа. Такая нумерация преобладала в Италии до 13 века, а в других станах Западной Европы – до 16 века. С этой нумерацией мы сталкиваемся и в повседневной жизни. Вот так вот выглядит римская нумерация. всего семь символов используется для обозначения. – Запомните особенность римской записи: - меньшая цифра: -стоящая справа от большей, прибавляется к ней, - стоящая слева – отнимается. Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6, а знак IV – 5 – 1, то есть 4. 3.Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз. 4. Нет цифры, обозначающей ноль Ребята, а как Вы думаете, где Вы сталкиваетесь с римской нумерацией в повседневной жизни? Молодцы! -Тук, тук! -Кто же это к нам пришел? А, это же кролик Роджер. Кролик: бабушка Рима, бабушка Рима, вашу внучку Нумерцию украли. Бабушка: о Боже, как? Кто это мог сделать? Кролик: я даже сам не представляю, том, кто ее украл, оставил лишь это: Ха-ха-ха! Я, хм, даже не догадайтесь кто. Мне очень понравилась ваша Нумерция! А она, сбежала... Но, я же не сдаюсь! Я, закрыл ее в башне, а башня высокая, самая высокая и ее охраняет дракон! Так что я, женюсь на ней завтра, а Вас, не приглашаю. Муа-ха-ха-ха. Никогда ее больше не увидите! Ха-ха-ха! Подпись ГМТРК. Бабушка: какой ужас, моя Нумерция, моя любимая внученька, как же быть-то теперь? Ой-ой-ой! Ребята, поможем бабушке найти ее внучку? Но только нужно узнать злодея. Как нам это сделать? Бабушка: знаю я, как узнать кто он, Вы, ступайте-ка прямо по той дорожке и придете к колдунье, вот она-то вам и скажет кто он. Давайте вместе встанем и как паровозики пойдем на месте и повторяем за мной слова: мы едем, едем, едем чух-чух-чух в далекие края чух-чух-чух, и приехали мы, к колдунье. Колдунья: кто это у нас тут пожаловал? А зачем Вы пришли? А? Колдунья: а чем я вам могу помочь? Колдунья: я знаю, кто забрал внучку бабушки Римы, но для этого, вам нужно найти у меня в сарае 5 римских часов и принести мне. Колдунья: Ой, какие Вы молодцы, помогли мне. А теперь, как я вам и обещала, скажу, кто забрал внучку бабушки. Ее забрал Геометрик. Но я знаю, где он живет. Он живет, в городе Древняя Цифрамания. Но добраться до этого города нелегко. Для того чтобы до него добраться, нужно сначала пройти лес, потом Вы попадете в Древний Рим (там вам нужно найти одну мою подругу, и попросить у нее зелье), далее пройти лабиринт, а потом Вы придете к большому замку, вот в нем-то и живет ваш враг. Вот вам карта. Автор: Ну что ребята, готовы отправиться в путешествие? Давайте вместе: мы идем, мы идем в далекие края и пришли мы, к большо-о-о-о-ому, высо-о-о-о-кому, дрему-у-у-у-чему лесу. Лиса: Ой, ой, ой! Автор: Ой, ребята, а кто это у нас кричит? Смотрите, это же Лиса! Лиса: Помогите мне, пожалуйста, я запуталась в паутине и никак не могу выбраться. Автор: поможем Лисе? А вдруг она нас съест? А давайте спросим Лису: А какие шансы, что ты нас не съешь? Лиса: я вам помогу пройти лес, а он полон разными дикими зверями, но я вас проведу, только при одном условии, что Вы меня вытащите из паутины. Автор: а теперь поможем Лисе? Задание: Соедини нитки с арабскими числами с нитками с римскими числами. Лиса: какие Вы умные, молодцы, ну так уж и быть, проведу вас через лес. Автор: А пока мы идем, говорим все вместе: мы идем, мы идем в далекие края, и подошли мы к Древнему Риму. Стражи: Стой, кто идет? Автор: Здравствуйте, нам срочно нужно в Древний Рим! Стражи: Чтобы идти дальше, вам нужен ключ, если все правильно сделайте, то ключ ваш! Вам дано 5 сундуков, вам нужно их открыть решив примеры, и в каком-то одном сундуке лежит ключ. Стражи: Ну, хорошо, проходите. Автор: Ребятки, сейчас нам надо найти колдунью, Вы видите ее? Колдунья: Здравствуйте ребята! Я для вас приготовлю зелье, для того, чтобы спасти внучку. Дракон, который охраняет башню, вовсе не дракон. А он единорог. Его заколдовала злая колдунья. Помогите мне найти все ингредиенты: 25 миллилитров ацетона, 50 миллилитров воды, 4 пули, 30 миллилитров щелочи, 38 грамм пороха. Молодцы! Вот вам ваше зелье! Автор: Ну а мы с вами пойдем дальше. И все вместе: мы идем, мы идем в далекие края, и пришли мы к лабиринту. Здесь написано задание: цифры вас выведут. 5,76,55,46,98,52,16,77,63,85,100,50,37,84,60,90. Автор: ну вот мы и вышли! Мы молодцы! Осталось нам немного! Пошлите дальше! И все вместе: Мы идем, мы идем в далекие края, и пришли мы к огр-о-о-о-мному, темн-о-о-о-му замк-у-у-у. Смотрите ребята, вот та башня, а дракона нигде не видно. Вы видите дракона? А где он? Нам нужно его как-то поймать. У нас есть сеть, только нам ее нужно распутать. Давайте ее распутаем! Молодцы! А теперь накидываем ее на дракона! Делаем руками вот так! Ну, вот мы и поймали дракона, а теперь, что бы он не помешал нам, выльем на него зелье. Делаем вот так. И говорим «Пшшш». Смотрите, в кого превратился наш дракон? Единорог: Спасибо вам дорогие мои спасители, я уже лет 10 служу Геометрику, я уже устала, а Вы меня спасли! Я добрый единорог и могу летать. Что я могу для вас сделать? Автор: А у нас самая высокая башня, мы очень долго будем на нее забираться, а Нумерция, внучка бабушки, на самой при самой вышине. Что может сделать единорог для нас? Правильно! Единорог, спаси внучку бабушки Римы. И тут полетел единорог и спас Нумерцию. А злодея, в этом городе больше ничего и не держало, так его никто и не видел. А за спасение внучки, бабушка Рима просила меня, передать вам вот такие медальки. |
Здравствуйте! Нумерация- это способ записи чисел. Три Единица Восемь Шесть Двойка Четверка Пять Римская! Ответы обучающихся. Да/Нет В Греции, Древнем Риме. На часах, в параграфе, обозначение исторических дат, места на медалях. Да! Встают, повторяют движения и говорят слова: мы едем, едем, едем чух-чух-чух, в далекие края чух-чух-чух. Мы пришли для того, чтобы помочь бабушке Риме. Вы, нам можете сказать, кто забрал внучку бабушки Римы. Ищут часы. Да! мы идем, мы идем в далекие края Все смотрят по сторонам. Да! Тогда не будем помогать! Давайте! Поможем! Решают задание на слайде. мы идем, мы идем в далекие края, Решают задания. Да! Вот она. Здравствуйте! Выполняют задание. Мы идем, мы идем в далекие края Да! За башней! Распутывают сеть. Повторяют за учителем. Повторяют за учителем. В единорога. Может слетать, и достать внучку бабушки! |
||
Обобщение и систематизация информации Время:5 |
А теперь ребята, скажите, сколько раз может быть записана одна и та же римская цифра? А как обозначается римской цифрой ноль? Где появилась римская нумерация? |
Отвечают на вопросы. |
||
Рефлексия Время:2 |
Оцените ваше настроения во время урока, нарисовав на листочках смайлик. |
Алина Яковлевна Корогод
Мельникова Светлана Федоровна
Сафронова Елена Леонидовна