12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мерикова Елена Сергеевна71
Россия, Свердловская обл., Красноуральск
2

Конспект урока «Римская Нумерация»



Класс: 2

Тема: «Римская нумерация»

Цель: формирование представлений у обучающихся о римской нумерации.

Задачи:

сформировать умение читать и записывать римские числа;

развивать интерес к урокам математики;

воспитывать доброжелательность и взаимопомощь.

Планированные результаты:

1. Предметные

Научить записывать римские числа.

2. Личностные

Научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

3.Метапредметные

Составлять план и последовательность действий.

Форма организации внеклассного занятия: игра, беседа.

Методы: методы формирования сознания (рассказ), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (творческие упражнения).

Оборудование: презентация, наглядность.

Структура

(в зависимости от вида и формы занятия)

Ход классного часа

Примечание

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Время: 2мин.

Здравствуйте ребята!

Присаживайтесь на свои места.

Сегодня мы с Вами отправимся в страну «Цифрация». В этой стране Вы узнаете много нового.

Итак...

Вы готовы начать наше путешествие?

Здравствуйте!

Присаживаются на свои места.

Да!

Включен первый слайд.

Подготовка к основному этапу

Время: 2 минуты

Ну, тогда начинаем!
Вы должны вместе со мной говорить:

мы идем, мы идем в далекие края.

Давайте вместе: мы идем, идем, идем в далекие края.

И пришли мы к бабушке Риме.

Мы идем, мы идем в далекие края.

 

Основной этап

Время:20-25 минут

Здравствуйте ребята!

А Вы знаете, что такое нумерация?

Ваши предположения, что это такое?

Нумерация-это обозначение объектов, предметов, информации последовательными номерами. Пример: нумерация страниц книги, где по порядку каждой странице присваивается свой номер.

Нумераций бывает много, но основная нумерация это арабская, но есть еще одна, а какая именно, Вы мне сейчас расскажите сами. А для этого, вам необходимо отгадать кроссворд.

Кроссворд:

1. Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка,

Ты получше посмотри -

Это вроде бы и буква,

Но еще и цифра ...

2.С хитрым носиком сестрица

Счёт откроет ...

3.Это ж надо! Цифру носим

На носу, взгляните, просим.

Цифра эта плюс крючки —

Получаются очки…

4.Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три больше станет.

5. Шея длинная такая,

Хвост крючком…

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет!

6. Вот такая вот сестрица,

В дневнике стоит, искрится.

Хорошистам вся в пример,

Будет радовать весь день.

7. Сочинение у нас,

И готовился весь класс.

У отличников опять

В дневниках лишь цифра…

Вот какие молодцы! Отгадали кроссворд!

И какая же у нас получилась нумерация?

А которую Вы чаще всего используете – арабская.

А что Вы знаете об этой нумерации?

А знаете ли Вы, как она выглядит?

Итак, ребята, давайте сейчас с вами узнаем подробно о ней.

Возникла эта нумерация... Как Вы думаете, где?

Правильно, в Древнем Риме. Но, о происхождении римских цифр достоверных сведений нет. Эти цифры были заимствованы римлянами у другого народа. Такая нумерация преобладала в Италии до 13 века, а в других станах Западной Европы – до 16 века. С этой нумерацией мы сталкиваемся и в повседневной жизни. Вот так вот выглядит римская нумерация.

всего семь символов используется для обозначения.

Запомните особенность римской записи:

- меньшая цифра:

-стоящая справа от большей, прибавляется к ней,

- стоящая слева – отнимается.

Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6,

а знак IV – 5 – 1, то есть 4.

3.Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз.

4. Нет цифры, обозначающей ноль

Ребята, а как Вы думаете, где Вы сталкиваетесь с римской нумерацией в повседневной жизни?

Молодцы!

-Тук, тук!

-Кто же это к нам пришел?

А, это же кролик Роджер.

Кролик: бабушка Рима, бабушка Рима, вашу внучку Нумерцию украли.

Бабушка: о Боже, как? Кто это мог сделать?

Кролик: я даже сам не представляю, том, кто ее украл, оставил лишь это:

Ха-ха-ха!

Я, хм, даже не догадайтесь кто.
А хотя, я самый злой злодей в мире!

Мне очень понравилась ваша Нумерция!

А она, сбежала...

Но, я же не сдаюсь! Я, закрыл ее в башне, а башня высокая, самая высокая и ее охраняет дракон!

Так что я, женюсь на ней завтра, а Вас, не приглашаю.

Муа-ха-ха-ха.

Никогда ее больше не увидите! Ха-ха-ха!

Подпись ГМТРК.

Бабушка: какой ужас, моя Нумерция, моя любимая внученька, как же быть-то теперь? Ой-ой-ой!

Ребята, поможем бабушке найти ее внучку?

Но только нужно узнать злодея. Как нам это сделать?

Бабушка: знаю я, как узнать кто он, Вы, ступайте-ка прямо по той дорожке и придете к колдунье, вот она-то вам и скажет кто он.

Давайте вместе встанем и как паровозики пойдем на месте и повторяем за мной слова: мы едем, едем, едем чух-чух-чух в далекие края чух-чух-чух, и приехали мы, к колдунье.

Колдунья: кто это у нас тут пожаловал? А зачем Вы пришли? А?

Колдунья: а чем я вам могу помочь?

Колдунья: я знаю, кто забрал внучку бабушки Римы, но для этого, вам нужно найти у меня в сарае 5 римских часов и принести мне.

Колдунья: Ой, какие Вы молодцы, помогли мне. А теперь, как я вам и обещала, скажу, кто забрал внучку бабушки. Ее забрал Геометрик. Но я знаю, где он живет. Он живет, в городе Древняя Цифрамания. Но добраться до этого города нелегко. Для того чтобы до него добраться, нужно сначала пройти лес, потом Вы попадете в Древний Рим (там вам нужно найти одну мою подругу, и попросить у нее зелье), далее пройти лабиринт, а потом Вы придете к большому замку, вот в нем-то и живет ваш враг. Вот вам карта.

Автор: Ну что ребята, готовы отправиться в путешествие?

Давайте вместе: мы идем, мы идем в далекие края и пришли мы, к большо-о-о-о-ому, высо-о-о-о-кому, дрему-у-у-у-чему лесу.

Лиса: Ой, ой, ой!

Автор: Ой, ребята, а кто это у нас кричит?

Смотрите, это же Лиса!

Лиса: Помогите мне, пожалуйста, я запуталась в паутине и никак не могу выбраться.

Автор: поможем Лисе?

А вдруг она нас съест?

А давайте спросим Лису: А какие шансы, что ты нас не съешь?

Лиса: я вам помогу пройти лес, а он полон разными дикими зверями, но я вас проведу, только при одном условии, что Вы меня вытащите из паутины.

Автор: а теперь поможем Лисе?

Задание: Соедини нитки с арабскими числами с нитками с римскими числами.

Лиса: какие Вы умные, молодцы, ну так уж и быть, проведу вас через лес.

Автор: А пока мы идем, говорим все вместе: мы идем, мы идем в далекие края, и подошли мы к Древнему Риму.

Стражи: Стой, кто идет?

Автор: Здравствуйте, нам срочно нужно в Древний Рим!

Стражи: Чтобы идти дальше, вам нужен ключ, если все правильно сделайте, то ключ ваш!

Вам дано 5 сундуков, вам нужно их открыть решив примеры, и в каком-то одном сундуке лежит ключ.

Стражи: Ну, хорошо, проходите.

Автор: Ребятки, сейчас нам надо найти колдунью, Вы видите ее?

Колдунья: Здравствуйте ребята!

Я для вас приготовлю зелье, для того, чтобы спасти внучку. Дракон, который охраняет башню, вовсе не дракон. А он единорог. Его заколдовала злая колдунья.

Помогите мне найти все ингредиенты: 25 миллилитров ацетона, 50 миллилитров воды, 4 пули, 30 миллилитров щелочи, 38 грамм пороха.

Молодцы! Вот вам ваше зелье!

Автор: Ну а мы с вами пойдем дальше.

И все вместе: мы идем, мы идем в далекие края, и пришли мы к лабиринту.

Здесь написано задание: цифры вас выведут.

5,76,55,46,98,52,16,77,63,85,100,50,37,84,60,90.

Автор: ну вот мы и вышли! Мы молодцы! Осталось нам немного! Пошлите дальше!

И все вместе: Мы идем, мы идем в далекие края, и пришли мы к огр-о-о-о-мному, темн-о-о-о-му замк-у-у-у.

Смотрите ребята, вот та башня, а дракона нигде не видно. Вы видите дракона?

А где он?

Нам нужно его как-то поймать. У нас есть сеть, только нам ее нужно распутать. Давайте ее распутаем!

Молодцы! А теперь накидываем ее на дракона! Делаем руками вот так!

Ну, вот мы и поймали дракона, а теперь, что бы он не помешал нам, выльем на него зелье. Делаем вот так. И говорим «Пшшш».

Смотрите, в кого превратился наш дракон?

Единорог: Спасибо вам дорогие мои спасители, я уже лет 10 служу Геометрику, я уже устала, а Вы меня спасли! Я добрый единорог и могу летать. Что я могу для вас сделать?

Автор: А у нас самая высокая башня, мы очень долго будем на нее забираться, а Нумерция, внучка бабушки, на самой при самой вышине. Что может сделать единорог для нас?

Правильно! Единорог, спаси внучку бабушки Римы.

И тут полетел единорог и спас Нумерцию.

А злодея, в этом городе больше ничего и не держало, так его никто и не видел.

А за спасение внучки, бабушка Рима просила меня, передать вам вот такие медальки.

Здравствуйте!
Да/Нет

Нумерация- это способ записи чисел.

Три

Единица

Восемь

Шесть

Двойка

Четверка

Пять

Римская!

Ответы обучающихся.

Да/Нет

В Греции, Древнем Риме.

На часах, в параграфе, обозначение исторических дат, места на медалях.

Да!

Встают, повторяют движения и говорят слова: мы едем, едем, едем чух-чух-чух, в далекие края чух-чух-чух.

Мы пришли для того, чтобы помочь бабушке Риме.

Вы, нам можете сказать, кто забрал внучку бабушки Римы.

Ищут часы.

Да!

мы идем, мы идем в далекие края

Все смотрят по сторонам.

Да!

Тогда не будем помогать!

Давайте!

Поможем!

Решают задание на слайде.

мы идем, мы идем в далекие края,

Решают задания.

Да! Вот она.

Здравствуйте!

Выполняют задание.

Мы идем, мы идем в далекие края

Да!

За башней!

Распутывают сеть.

Повторяют за учителем.

Повторяют за учителем.

В единорога.

Может слетать, и достать внучку бабушки!

 

Обобщение и систематизация информации

Время:5

А теперь ребята, скажите, сколько раз может быть записана одна и та же римская цифра? А как обозначается римской цифрой ноль? Где появилась римская нумерация?

Отвечают на вопросы.

 

Рефлексия

Время:2

Оцените ваше настроения во время урока, нарисовав на листочках смайлик.
 

   


 


Римская Нумерация
PPTX / 19.28 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Алина Яковлевна Корогод, 04.01.18 в 16:07 0Ответить Пожаловаться
Милая Елена Сергеевна! У Вас очень интересная разработка и презентация!!! НО!
1. В презентации для начальной школы 50 слайдов - это очень много!
2. Вы заявили работу на конкурс уроков, а Вы в своей работе указываете "Форма организации внеклассного занятия: игра, беседа."
3. "Оборудование: презентация, наглядность." "Презентация" и "наглядность" не являются оборудованием!
Мельникова Светлана Федоровна, 04.01.18 в 23:03 0Ответить Пожаловаться
Полностью согласна с замечаниями Корогод Алины Яковлевны. Есть неточности в работе.
Сафронова Елена Леонидовна, 05.01.18 в 09:03 0Ответить Пожаловаться
Уважаемая Елена Сергеевна! От многих слайдов в презентации можно отказаться, они не несут никакой информации. Спасибо за работу
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.