Конспект урока русского языка на тему «Число глаголов» (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Число глаголов.
Цели деятельности учителя:
· формирование умения определять число глаголов;
· формирование умения изменять глаголы по числам.
Планируемые результаты:
Предметные:
· знать что такое глагол и его признаки;
· уметь изменять глаголы по числам;
· уметь различать глаголы в единственном и множественном числе;
· уметь ставить вопросы к глаголам.
Личностные:
· осознавать роль языка и речи в жизни;
· принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
· проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П. Русский язык. 3 класс (2 часть), раздаточный материал, презентация.
Ход урока1. Организационный момент
Руки? — НА МЕСТЕ
Ноги? — НА МЕСТЕ
Локти? — У КРАЯ
Спина? — ПРЯМАЯ
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
2. Чистописание
Учитель:
- Откройте тетради. Давайте запишем дату.
- Проверим домашнюю работу. Стр. 107-я, упр. 183-е.
- Назовите глаголы в неопределённой форме.
- На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?
Минутка чистописания.
Запишите ут ут ят ят ит ит ет ет ют ют
3. Словарная работа.
- Отгадайте загадки и запишите словарные слова - отгадки.
То он снегом заметает,
То он с солнышком играет,
Холодов ему не жаль.
Имя месяца?… (Февраль)
Много вишни и опят
В середине лета.
Я спрошу-ка у ребят:
Что за месяц это? (Июль)
Месяц отгадай скорей:
Он длиною в тридцать дней,
Часто эти дни с дождём,
А идёт за октябрём. (Ноябрь)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
Слышно жаворонка трель —
В гости к нам пришел … (Апрель)
Ранним утром
У школьных ворот
Собирается дружный...(Народ)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик. (Ножницы)
(Февраль, июль, ноябрь, апрель, народ, сентябрь, ножницы)
-Обведите в кружок первые буквы в словах, а в последнем последнюю букву. Что у вас получилось? (ФИНАНСЫ)
СЛАЙД «1
- Что означает слово финансы?
Обратимся к словарю:
СЛАЙД «2
1. Финансы - совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства, а также система их формирования, распределения и использования.
2. Разг. Деньги, денежные дела.
Учитель:
- Еще в древности люди изучали финансы для того, чтобы правильно распоряжаться деньгами, планировать свои расходы, ведь в этом заключается благополучие в жизни людей.
- Давайте запишем это слово через запятую и запомним, что оно означает и как оно пишется. Самостоятельно поставьте ударение в слове и подчеркните безударную гласную. Проверка.
4. Определение темы урока.
– А теперь давайте выполним задание и определим тему нашего урока.
Ребята посмотрите на экране даны слова, прочитайте их.
читает, поют, играют, пишет, рисует, убирают.
-К какой части речи вы их отнесете? Почему?
- На какие 2 группы мы можем разделить эти слова?
- Единственное и множественное число.
- Кто назовёт глаголы единственного числа?
- Кто назовёт глаголы множественного числа?
- Давайте проверим.
СЛАЙД №3
читает поют
пишет играют
рисует убирают
-На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика?
-На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика?
-Значит какой вывод мы можем сделать? (Глаголы бывают ед.ч. и мн.ч.)
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
Дети:
- Глаголы единственного и множественного числа.
Учитель:
- Или число глаголов.
СЛАЙД №4
5. Работа по учебнику и в тетрадях.
Учитель:
- Откройте учебник на стр.109 давайте выполним упражнение 190.
- Давайте запишем глаголы в столбик.
- Проверяем.
6. Работа по учебнику.
Учитель:
- Ребята, прочитайте правило в учебнике на стр. 109.
- Что обозначают глаголы в единственном числе? На какие вопросы отвечают?
- Что обозначают глаголы во множественном числе? На какие вопросы они отвечают?
7. Самостоятельная работа. Закрепление материала.
- А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.
Учитель:
- Выполните задания в парах по зеленым карточкам.
1. Подчеркни глаголы.
1) кормить 2) кормушка 3) кормилец 4) кормовая 5) покормили
2. Подчеркните лишнее слово в каждой строке.
1) читают, пишут, смотрит, рисуют;
2) доска, молния, доброта, сидеть;
3) упрямый, светлый, читать, красивая;
4) бежит, украшает, кормит, несут.
3. Измени число глаголов.
1) говорит- ___________ 3) пишет-________________
2) рисует - ____________ 4) шьёт -_________________
4. Запишите антонимы к каждому глаголу.
1) чернеть-_________________ 3) молчать-__________________
2) забыть-__________________ 4) идти-_____________________
5. Подчеркни грамматическую основу в предложении.
1) По овражкам бегут весёлые ручейки.
8. Игровой момент:
- Ребята, давайте отдохнем. Если я буду называть глаголы единственного числа, то похлопайте руками два раза, если я назову глаголы мн. числа то топаем. (Играет, пишут, читает, копают, летит, стоят, смотрит, пляшут, вспоминает, танцуют, шумят, квакают, сияет, бросает, ползают, загорают, квакает)
Физкультминутка.
9. Учитель:
- Давайте возьмём желтые карточки и выполним задание.
- Прочитайте задание.
Задание по финансовой грамотности собери пословицу.
- Объясните смысл, понравившейся вам пословицы.
Задание №2 Собери пословицы. (Соедини линией). Подчеркни глаголы. Тот без нужды живет, кто деньги бережет. Кто до денег охоч, а легко прожить.
Живется, тот не спит и ночь.
Не легко деньги нажить, будет и рубль. Был бы ум - у кого денежка ведется. |
9. Учитель:
- Возьмите, пожалуйста, карточку розового цвета. На ней таблица с утверждениями. Я читаю утверждения, а вы подумайте. Если вы согласны с утверждением вы ставите «+», или « - », если вы не согласны.
СЛАЙД №5
Утверждения | знак |
Глагол- это часть слова |
|
Глагол -это часть речи |
|
Глагол обозначает действие предмета |
|
Глаголы бывают в единственном и во множественном числе |
|
У всех глаголов можно определить число |
|
Число глагола не зависит от числа других частей речи |
|
11. Рефлексия:
- Всё ли у вас получилось на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- У вас в лотках есть кружочки зелёного, жёлтого и розового цветов. Посмотрите на слайд и оцените себя в соответствии с рисунком.
СЛАЙД №5
12. Д/з
Учитель:
- Откройте дневники:
Стр. 110 упр. 192 в учебнике.