Конспект урока русского языка на тему «Зачем нужны фразеологизмы?» (6 класс)

5
0
Материал опубликован 29 July

Конспект урока русского языка на тему «Зачем нужны фразеологизмы?» (6 класс)


Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Зачем нужны фразеологизмы?

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока:

Осознание учащимися роли фразеологизмов в языке как средства выразительности и образности речи.

Задачи урока:

Научить узнавать фразеологические единицы в тексте, объяснять их значение, подбирать синонимы и антонимы, уместно использовать в речи.

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Формировать понятие о фразеологизме как устойчивом сочетании слов с единым значением.

Учить определять значение фразеологизмов по контексту и с помощью словаря (в перспективе).

Учить подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы.

Развивать умение находить фразеологизмы в тексте, объяснять их значение, роль в тексте.

Формировать навык уместного использования фразеологизмов в собственной речи.

Познавательные УУД: Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; строить логические рассуждения; извлекать информацию из текста; перерабатывать информацию.

Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать речь других; оформлять мысли в устной форме; сотрудничать при решении учебных задач (работа в парах); осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку.

Регулятивные УУД: Формулировать и удерживать учебную задачу; планировать свои действия; осуществлять контроль и самоконтроль; оценивать правильность выполнения действия; вносить коррективы. 

Формировать познавательный интерес к русскому языку, его богатству и выразительности.

Осознавать эстетическую ценность родного языка.

Развивать уважение к истории и культуре народа, отраженной в языке.



Оборудование: Учебник, тетради, карточки со словами для задания №1, рабочие листы для заданий №3 и №4, проектор, фразеологический словарь (для демонстрации).


Список использованной литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287).

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением ФУМО от 18.03.2022 г. № 1/22).

Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение.

https://infourok.ru/razdatochnyj-material-po-teme-frazeologizmy-6-klass-7412302.html


ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Актуализация знаний.

Приветствует класс.

Организует повторение через игру "ДА-НЕТка"

Критерии выведены на доску. Сначала критерии учитель комментирует.

Зачитывает утверждения

1. Лексикология – раздел науки о языке, который изучает строение слова?

2. Слова одной части речи с противоположным значением называются антонимами?

3. Слова одной части речи по – разному пишутся и произносятся, но совпадают или близки по лексическому значению называются омонимами?

4. Вьюга, метель, пурга, буран – это синонимы?

5. Устойчивые сочетания слов, имеющие единое ЛЗ, называются паронимами?

"Проверим, насколько хорошо вы помните термины лексики. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Я читаю утверждение, вы ставите "+" если согласны, "-" если не согласны. Готовы?"


"Проверим! Внимание на экран!" (Оглашает правильные ответы: Нет, Да, Нет, Да, Нет).

"Поставьте отметку друг другу: 5 правильных ответов - "5", 4 - "4", 3 - "3". Верните тетради».

"Последнее утверждение было: "Устойчивые сочетания слов, имеющие единое ЛЗ, называются паронимами?" Вы ответили "Нет". А как тогда называются эти устойчивые сочетания?" (Ожидает ответ: "Фразеологизмы").

"Верно! Предположите тему нашего урока. Тема нашего сегодняшнего урока: "Зачем нужны фразеологизмы?" (Записывает тему на доске).

Участвуют в игре "ДА-НЕТ", записывают ответы в тетрадях соседей.

Проверяют ответы, выставляют отметки по критериям.

Отвечают на вопрос о термине ("фразеологизмы").

Формулируют тему урока совместно с учителем.

Познавательные: Актуализация знаний по лексике (синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы). Структурирование знаний. Постановка познавательной задачи (цели).

Коммуникативные: Умение слушать, взаимодействовать в паре (взаимопроверка). Учебное сотрудничество с учителем.

Регулятивные: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (взаимопроверка). Принятие и сохранение учебной цели. Критериальное оценивание: Четкие критерии (количество правильных ответов) для выставления отметки при взаимопроверке.

Личностные: Самооценка на основе критериев успешности.


Этап активного целеполагания. 

Учитель задает настрой на работу, вовлекая учащихся в активную деятельность.

"Ребята, сегодня у нас будет необычный урок! Мы будем разгадывать тайны языка, учиться говорить ярко и образно, как настоящие мастера слова. Я уверена, вы будете сегодня шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, не покладая рук! Мы зададим жару этой теме, ведь вы – стреляные воробьи, семи пядей во лбу! И к концу урока, я надеюсь, вы будете на седьмом небе от счастья от своих открытий!"

Учитель подводит к триединой цели через Модель "Золотого круга" Синека (Why-How-What).

Задает вопрос: "Что показалось вам необычным в моем пожелании? Какие слова или словосочетания обратили на себя внимание?" (Подводит к мысли о множестве фразеологизмов).

"А зачем я их так много использовала? Можно было просто сказать: "Будем хорошо работать и думать". Какая речь выразительнее? Почему?" Задает вопрос «Зачем нам это надо?»

Что мы будем изучать?

Как? (на этот вопрос учитель отвечает сам: сообщает о работе в парах и индивидуальной работе).

Зачем?

Записывает цель на доске.

Включаются в рабочий ритм.

Слушают учителя, эмоционально реагируют.

Отвечают на вопрос, отмечают необычные сочетания ("шевелить мозгами", "бок о бок", "душа в душу", "не покладая рук", "задать жару", "стреляный воробей", "семи пядей во лбу", "на седьмом небе").

Сравнивают варианты речи, делают вывод о большей выразительности и образности речи с фразеологизмами.


Формулируют цель (Узнать…)

Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять их смысл и уместно употреблять в речи».


t1753802909aa.png

Личностные: Положительное отношение к учению, интерес к новому содержанию.

Регулятивные: Принятие учебной цели.

Коммуникативные: Умение слушать, вступать в диалог.

Познавательные: Анализ языковых явлений.

Этап целенаправленной деятельности

Рассказ учителя. Краткий исторический экскурс. "Фразеологизмы – это настоящие сокровища языка! Их особенность делать речь яркой и выразительной заметил еще великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов».

Рассказывает кратко: "Он называл их "фразесами", "российскими пословиями" и предложил выделить для них специальную группу. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология (учение о фразах). Даже создали особый словарь – фразеологический". Демонстрация словаря.

"Фразеологизмы – это зеркало жизни народа! В них отражается его история, обычаи, мудрость, юмор. Они передают дух народа. По происхождению фразеологизмы делятся на те, которые произошли из мифологии, из истории, из литературы, из разных профессий и т.д.

Они очень устойчивы: слова в них нельзя произвольно менять местами или заменять другими. Как говорится: "Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять!"

Вспомним моё напутствие на урок.

"Итак, зачем же нужны фразеологизмы в речи?» (Ключевые слова записываются на доске).

Слушают рассказ учителя.

Записывают в тетрадь: Фразеология - раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы. Фразеологизм - устойчивое сочетание слов с единым целостным значением.

Предполагают роль фразеологизмов. Они делают нашу речь образной, выразительной, яркой, эмоциональной.

Записывают ключевые слова: Образность. Выразительность. Яркость. Эмоциональность. Устойчивость.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей (фразеологизмы - история/культура). Построение речевого высказывания (конспектирование). Смысловое чтение (слушание).

Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь учителя.

Регулятивные: Фиксация новой информации.

Первичное закрепление

Организует этап закрепления.

"А теперь проверим, как вы знаете фразеологизмы и поработаем с ними!"

Задание 1: "Наведи порядок" (Работа в парах). Раздает карточки. "Перед вами карточки с фразеологизмами, но кто-то перепутал в них слова. Ваша задача вдвоем с соседом навести порядок за 3 минуты. Запишите восстановленные фразеологизмы в тетрадь. Обязательно обсудите и запишите рядом, что каждый из них означает!"

Учитель контролирует работу пар, помогает при затруднениях. Организует проверку: "Какие фразеологизмы получились? Объясните их значение». (ломать голову, зарубить на носу, прикусить язык, ни свет ни заря, точить лясы, как сельдь в бочке).

Задание 2: "Я начну, а ты продолжи" (Фронтально). "Теперь проверим вашу скорость и знание фразеологизмов! Я называю начало, вы хором заканчиваете. Готовы?" (На все руки... (мастер), выносить ... (сор из избы), держать ухо... (востро), как корова ... (языком слизала), смотреть правде ... (в глаза), бросать... (слова на ветер), попасть ... (впросак), всыпать по первое... (число)). Просит пояснить значение 1-2 сложных фразеологизмов по необходимости.

Работают в парах: восстанавливают фразеологизмы на карточках, записывают их в тетрадь, обсуждают и записывают значение.

Отвечают на вопросы учителя при фронтальной проверке.

Участвуют в игре "Я начну, а ты продолжи", активно отвечают.

Познавательные: Узнавание фразеологизмов. Установление соответствий. Объяснение значения. Применение новых знаний в знакомой ситуации.

Коммуникативные: Умение договариваться и приходить к общему решению в паре. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участие в коллективном обсуждении.

Регулятивные: Выполнение учебных действий в материализованной (карточки) и фронтальной форме. Контроль процесса выполнения задания (в паре).

Самостоятельная работа и самопроверка Этап критериального оценивания.

Организует индивидуальную работу и работу в парах.

"Молодцы! Теперь поработаем самостоятельно».

Задание 3: "Синонимы и Антонимы" (Индивидуально). Раздает карточки. "Вам нужно соединить фразеологизм из первого столбика с его синонимом (Карточка №1) или антонимом (Карточка №2) из второго столбика. Работаем самостоятельно, время – 5 минут».

По истечении времени: "Проверим! Обменяйтесь карточками с соседом. Проверьте по ключу (выводится на экран) и оцените работу по критериям".

Все верно - "5", 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3", 3 и более - "2".

Задание 4: "Текст и выразительность». (Работа в парах). А сейчас самое сложное и самое важное задание! Раздает тексты. "Прочитайте текст. Что вы заметили? Замените выделенные фразеологизмы синонимами из списка (слова для справок). Запишите получившийся вариант рядом. Какой текст выразительнее? Почему? Сделайте вывод о роли фразеологизмов в этом тексте". Организует обсуждение ответов.

Организует самопроверку и самооценивание.

Проверьте по ключу (выводится на экран) и оцените работу по критериям".

Все верно - "5", 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3", 3 и более - "2". Дополнительно 3 балла за правильно сделанный вывод.

Дифференциация: Для сильных учеников в заданиях 3 и 4 можно предложить придумать свои примеры предложений с фразеологизмами или найти дополнительные синонимы/антонимы. Для испытывающих трудности – использовать подсказки, работу в парах на всех этапах, сократить объем задания 3 (только синонимы или только антонимы).

Индивидуально выполняют задание на карточках (синонимы/антонимы).

Обмениваются карточками, проверяют по ключу, выставляют отметку по критериям.

Читают текст с фразеологизмами, заменяют их синонимами из списка.

Сравнивают два варианта текста (оригинал с фразеологизмами и упрощенный с синонимами).

Замечают контраст между "живым" и "сухим" текстом.

Формулируют вывод о том, что фразеологизмы делают текст более живым, образным, выразительным, эмоциональным. Фразеологизмы "оживляют" речь.

Самостоятельно проверяют по ключу, выставляют отметку по критериям.


Познавательные: Поиск и установление соответствий (синонимы/антонимы). Анализ текста. Сравнение. Выделение существенных признаков (выразительность). Построение рассуждения. Формулирование вывода.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (при обсуждении текста). Учебное сотрудничество (взаимопроверка).

Регулятивные: Контроль и коррекция (самопроверка по ключу). Критериальное оценивание: Четкие критерии для выставления отметки при взаимопроверке карточек. Оценка достижения цели (вывод о роли фразеологизмов). Самопроверка и самооценивание.

Личностные: Формирование эстетического вкуса, осознание выразительных возможностей языка.

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Организует этап рефлексии.

"Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги».

"Вернемся к цели урока. Узнали ли мы, зачем нужны фразеологизмы? Чему научились?"

Предлагает закончить предложения (устно или письменно в тетради/на листочках):

"Сегодня я узнал(а), что фразеологизмы нужны, чтобы…" (делать речь яркой, образной, выразительной).

"Я научился(ась)…" (находить фразеологизмы, объяснять их значение (некоторые), подбирать синонимы/антонимы, видеть их роль в тексте).

"Было интересно… "

"Было трудно…"

"Мне захотелось узнать…" (о происхождении фразеологизмов, больше новых фразеологизмов).

"Мне понравилось работать в паре, потому что..." / "Было сложно договориться о..."

"Вывод урока мы сделали точно: Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, эмоциональной. Их нужно употреблять уместно и точно знать их значение, чтобы не попасть впросак. Все, что узнали сегодня, - зарубите на носу!"

"Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали засучив рукава!"

Объявляет домашнее задание: "Дома вам предстоит стать исследователями! Выберите ОДИН фразеологизм из списка (вернемся к нашим баранам, козел отпущения, у разбитого корыта, довести до белого каления, собака на сене, гордиев узел) и напишите небольшую историю (5-7 предложений) о его происхождении. Где и как он возник? Откуда такие слова? Можно пользоваться интернетом или словарем».

Отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы.

Завершают рефлексивные предложения.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (рефлексия).

Познавательные: Структурирование знаний. Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: Самооценка на основе критериев успешности. Осознание уровня и качества усвоения материала.

Личностные: Формирование адекватной самооценки. Мотивация к дальнейшему изучению темы. осознание связи языка с историей и культурой (ДЗ).




Приложение

Карточки к заданию №1:

Учащимся на каждую парту выдаются карточки с отдельными словами, из данных слов надо собрать фразеологизмы.


ломать

в бочке

ни свет

лясы

зарубить

голову

точить

язык

как сельдь

ни заря

прикусить

на носу


Рабочий лист к уроку русского языка в 6 классе

Рабочий лист к уроку русского языка в 6 классе

Задание №3

Соедини стрелками фразеологизм из первого столбика с его синонимом (Карточка №1) или антонимом (Карточка №2) из второго столбика.

Задание №3

Соедини стрелками фразеологизм из первого столбика с его синонимом (Карточка №1) или антонимом (Карточка №2) из второго столбика.

Карточка №1 СИНОНИМЫ

1)хоть пруд пруди 1)куда глаза глядят

2)с пустыми руками 2)денег куры не клюют.

3)как снег на голову 3)кто в лес, кто по дрова

4)куда ноги несут 4)несолоно хлебавши

5)кто во что горазд 5)как гром среди ясного неба


Карточка №1 СИНОНИМЫ

1)хоть пруд пруди 1)куда глаза глядят

2)с пустыми руками 2)денег куры не клюют.

3)как снег на голову 3)кто в лес, кто по дрова

4)куда ноги несут 4)несолоно хлебавши

5)кто во что горазд 5)как гром среди ясного неба


Карточка №2 АНТОНИМЫ

1)рукой подать 1)хоть кол на голове чеши

2)на вес золота 2)душа в душу

3)семь пядей во лбу 3)на всех парах

4)как кошка с собакой 4)грош цена

5)в час по чайной ложке 5)у черта на куличках


Карточка №2 АНТОНИМЫ

1)рукой подать 1)хоть кол на голове чеши

2)на вес золота 2)душа в душу

3)семь пядей во лбу 3)на всех парах

4)как кошка с собакой 4)грош цена

5)в час по чайной ложке 5)у черта на куличках


Задание №4

Прочитайте текст. Замените   фразеологизмы синонимами из списка (слова для справок). Запишите получившийся вариант рядом. Какой текст выразительнее? Почему? Сделайте вывод о роли фразеологизмов в этом тексте.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.

Задание №4

Прочитайте текст. Замените   фразеологизмы синонимами из списка (слова для справок). Запишите получившийся вариант рядом. Какой текст выразительнее? Почему? Сделайте вывод о роли фразеологизмов в этом тексте.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.