12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Трифанова Ирина Владимировна243
Россия, Алтай респ., село Теньга
Материал размещён в группе «Работа по ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Теньгинская средняя общеобразовательная школа»

село Теньга, Онгудайский район, Республика Алтай



Технологическая карта урока обществознания 8 класс

«Нрасвственные ценности

или Урок добра».




Трифанова Ирина Владимировна,

учитель истории и обществознания.




с. Теньга 2019г.


Технологическая карта урока обществознания

Тема урока

Нравственные ценности или Урок Добра.

Дата урока


Класс

8

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

формирование представления о нравственных ценностях человека.

Образовательные ресурсы

Притчи о жизни мудрые и философские https://www.syl.ru/article/306391/mudreyshie-pritchi-o-jizni-o-morali-o-dobre-i-zle

Притчи о долге. (Электронный источник) pritchi.ru› 9.03. 04.10.2017г

nenuda.ruкраткий-словарь-философских-терминов.html

Википедия

План урока

Организационный момент

Актуализация знаний.

Изучение новой темы. Работа групп.

Построение кластера «Нравственные ценности»

Рефлексия

Личностно значимая проблема

Подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос «Зачем человеку нравственные ценности?»

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Нравственные ценности, добро, долг, честность, совесть, смысл жизни

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть нравственные ценности человека; работать с дополнительным текстом, словарями.

Получат возможность научиться: ана­лизировать схемы; высказы­вать собственное мнение, суждения

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; са­мостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему уро­ка; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества


Ход урока.

1.Организационный момент. 1-2 минуты.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Учитель:

Учащиеся:

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/

формы контроля. Результат.

Здравствуйте. Приготовьте, пожалуйста, ручки и простые карандаши сегодня на классном часе они нам будут нужны.

Здороваются.

Готовят все необходимое на классный час

Личностно-смысловая – я пришел на классный час, чтобы..


Включение в учебный процесс

II. Актуализация знаний. 4-5 минуты.

Цель: Возникновение проблемной ситуации:

Учитель:

Учащиеся:

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/

формы контроля. Результат.

Послушайте притчу.

В незапамятные времена один старик решил поведать своему внуку очень жизненную историю. Вот она. В жизни каждого человека происходит сильное противостояние, похожее на войну двух освирепевших волков. Первый волк несет в себе разрушительные чувства, такие как злость, страх, ненависть, ревность, эгоизм и ложь. Второй же, наоборот, несет добро, мир, надежду, любовь. Маленькому мальчику стало очень интересна эта история, и он поспешил спросить у дедушки, какой именно волк побеждает в этой нелегкой схватке? Мудрый старик объяснил внуку, что побеждает именно тот волк, которого человек сам кормит и лелеет.

В чем смысл притчи?

Чему пытается научить дедушка внука?


Мораль этой притчи очень проста: если человек сам старается развивать в себе злые качества, то именно они и преобладают. Фактически человек сам выбирает, каким быть – злым или добрым.

Проблема урока:

t1572357874aa.gif

Проблема: Какие нравственные ценности нужны человеку?





Какие чувства и ценности относятся к понятию «ДОБРО» ?

Создается кластер

t1572357874ab.gift1572357874ac.gift1572357874ad.gif

Добро



t1572357874ae.gift1572357874af.gif


Слушают












Отвечают на вопросы.





Ответ на вопрос будет дан в конце урока.



Ценности: добро, совесть, дружба, честь, патриотизм, смысл жизни, долг, благотворительность.

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.


Включение в учебный процесс.


Самооценка.

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.

III. «Открытие нового знания». Этап изучения новых знаний и способов действий (построение проекта выхода из затруднения) 7-15 минут.

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Учитель

Учащиеся:


Компетенции/

аспекты компетенции/

УУД

Оценивание/

формы контроля. Результат.

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл.

Количественной характеристикой этого смысла является оценка (значимо, ценно, более ценно, менее ценно), выражающая значимость чего-либо вербально. Оценка формирует ценностное отношение к миру и себе, приводит к ценностным ориентациям личности.

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности.

Нравственные ценности определяют человеческое в человеке. Без освоения нравственных ценностей невозможно стать личностью, обладающей самостоятельностью, ответственностью, высокой духовностью и социально сформировавшейся.

Подробнее об этих ценностях мы узнаем, когда будем работать в группах.

Класс заранее делится на мини-группы. Каждой группе предстоит поработать с нравственными ценностями и за тем познакомить с ними весь класс.

Ценности: добро, совесть, дружба, честь, патриотизм, смысл жизни, долг, благотворительность.

(Приложение №1)

Алгоритм работы в группах.

Прочитать толкование термина и предложить свое толкование с выделенными словами. Нарисуйте эмблему нравственной ценности.

Прочитайте притчу. Выделите главное содержание притчи. Можно проиллюстрировать или инсценировать притчу. Сформулируйте вывод (мораль). Составьте вопрос по притче для класса.

Объясните почему _____________- является нравственной ценностью.












Записывают главное


















Работа групп по алгоритму.








Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом.





Личностно-смысловая -  ценностное отношение к совместной деятельности.





Развитие учебно-познавательной мотивации.



















Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.







Умение систематизиро

вать, обобщать изученное.


V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний. 4-5 минут.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Учитель:

Учащиеся:

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/

формы контроля

Нравственные ценности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и их значимость повышается при полном их усвоении личностью.

Благодаря нравственным ценностям мы в себе формируем свой внутренний мир.



Написание письма в будущее «Что надо сделать, чтобы сохранить нравственные идеалы в будущем».



Афиширование мини-проектов.

Обсуждение проектов.


Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий,  анализ материала.

Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи.

Информационная.

Коммуникативная -

освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

VI. Рефлексия деятельности (итог урока). 2-3 минуты.

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель:

Учащиеся:

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/

формы контроля

Учитель задает вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?

Какие получили результаты?

Ребята, возвращаемся к нашей проблеме.

t1572357874aa.gif

Проблема: Какие нравственные ценности нужны человеку?







Вам необходимо сформулировать совет мальчику «Выбор между ДОБРОМ или ЗЛОМ»


Самооценивание по оценочному листу.

(Приложени №2)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.






Ответы детей.





Формулируют советы.

Коммуникативная –   монологическая речь  учащихся, учебно-познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы.



Личностно-смысловая – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.




Соединять части в целое.

Высказывать суждения свои суждения.  

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала.

VII. Формулирование домашнего задания.1-2 минуты.

Цель: формирование домашнего задания для закрепления изученного материала.

Учитель:

Учащиеся:

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/

формы контроля

Учитель:

На выбор:

Проект «Уроки добра в современной жизни».

Проект «Уроки добра в литературе».

Учащиеся: Запоминают.


Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности.

Логическая завершенность урока.


Эмоциональная разрядка. Положить правую руку себе на голову и сказать: «Какой я сегодня МОЛОДЕЦ!».













Приложение №1.

1. Добро (предельно положительная моральная ценность, абсолютное благо для самого человека других людей) – главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного;

ДОБРО – наиболее общая нормативно-оценочная категория этики, обозначающая нравственное, должное, благо.

Краткий словарь философских терминов

nenuda.ruкраткий-словарь-философских-терминов.html


Одна нищая женщина из Индии пекла пару лепешек каждое утро. Одну оставляла для семьи, а вторую отдавала случайному прохожему. Она оставляла выпечку на подоконнике, и каждый желающий мог просто подойти и отведать лепешку. Оставляя лепешку, женщина начинала молиться о своем сыне, который покинул отчий дом в поисках новой судьбы. Это продолжалось в течение нескольких месяцев.

В скором времени она заметила, что каждое утро приходит человек с горбом и забирает лепешку с подоконника. Он часто проговаривал про себя: «Все зло, которое вы совершаете, остается с вами навсегда, а добро возвращается в троекратном размере», - и уходил. Никаких малейших добрых слов женщина не слышала. Обидевшись на горбуна, бедная женщина решила его проучить. Она насыпала отравы во вторую лепешку, пожелав навсегда избавиться от неблагодарного гостя. Но как только она начала относить лепешку к окну, ее руки задрожали. Она не смогла сделать этого и выбросила лепешку в пламя. Приготовив новую, она отнесла ее на подоконник. Как обычно пришел горбун и, сказав свои слова, продолжил путь. Вскоре в дом женщины постучались, на пороге стоял ее сын. Парень был очень худой и грязный. Он поведал матери, что почти дошел до дома, но был так обессилен, что упал от изнеможения. Мимо проходящий горбун сжалился над ним и отдал ему лепешку, и это помогло парню дойти до дома. Услышав это, сердце матери дрогнуло. - Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/306391/mudreyshie-pritchi-o-jizni-o-morali-o-dobre-i-zle













2. Долг и моральный выбор (моральная ценность, присвоение которой личностью, демонстрирует степень ее нравственной зрелости, гуманности, духовности);

ДОЛГ – этическая категория, обозначающая нравственное обязательство, вытекающее из требований морали.

Краткий словарь философских терминов nenuda.ruкраткий-словарь-философских-терминов.html

Однажды к Мудрому старцу пришёл человек, и пожаловался.
- Помоги мне, уважаемый, не знаю как поступить.
Совсем мои родители стали старые, всё время что-то бормочут, плачутся, из ума совсем выжили.
Совсем я с ними покой потерял, невыносимо стало жить!
Не пришло ли время отправить родителей в приют для стариков?
Мудрец покачал головой.
- Очень хорошо тебя понимаю, со старыми людьми жить совсем непросто.
Но, вспомни себя: ведь тогда, когда ты ещё был совсем маленькой крохой, не хныкал ли ты дни, а, порой, и ночи напролёт? А чуть позже, не досаждал ли ты родителям своей глупой болтовнёй?
Но ведь отец с матерью терпеливо сносили все твои глупости, утешали тебя во время плача, брали на руки, нежно и с любовью ласкали. Они быстрее бы согласились расстаться с жизнью, чем с тобой.
Так чем же ты теперь собираешься им  отплатить?

Притчи о долге. pritchi.ru› 9.03. 04.10.2017г















- 3.Смысл жизни (безусловная моральная ценность, наделяющая жизнь человека цельностью, направленностью, осмысленностью);

Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Смысл жизни — Википедия

ru.wikipedia.orgСмысл_жизни



Упал осёл в колодец и стал призывно кричать, привлекая внимание хозяина. Тот действительно прибежал, но доставать питомца не спешил. В его голову пришла «гениальная» идея: «Колодец высох, его давно пора было закопать и создать новый. Осёл тоже старый, нового пора заводить. Засыплю-ка я колодец прямо сейчас! Сразу 2 полезных дела сделаю». Сказано - сделано, пригласил мужчина соседей, и начали они дружно закидывать колодец и находящегося внутри ослика землёй, не обращая внимания на крики бедного животного, догадавшегося что к чему. Вскоре осёл замолчал. Любопытно стало людям, почему он притих, заглянули они в колодец и увидели такую картину: каждый ком земли, что опускался сверху на спину, ослик сбрасывал с себя, а потом приминал копытами. В итоге, когда мужчины продолжили, животное окончательно добралось до верха и выбралось. Жизнь посылает людям много неприятностей, сравнимых с комьями земли. Можно ныть и кричать о том, как плоха и несправедлива жизнь, а можно попытаться стряхнуть землю и примять её, чтобы подняться. Главное – не сидеть сложа руки и что-то делать.

http://fb.ru/article/136716/luchshie-pritchi-o-smyisle-jizni 9.05. 04.10.2017г















- 4.Совесть (моральная ценность, показывающая способность личности к нравственному самоанализу и самооценке);

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Совесть — Википедия ru.wikipedia.orgСовесть



Раз сказала Совесть человеку, что он не прав, другой, третий. Надоела человеку Совесть, и он решил избавиться он неё. Да не на день или два, а навсегда.

Думал человек, думал, как это сделать, и придумал.

Давай, — говорит, — Совесть, в прятки играть!

Нет, — отвечает та. — Ты меня всё равно обманешь, подглядывать будешь.

Притворился тогда человек больным и говорит:

Занедужил я что-то. Принеси-ка мне из погреба молочка.

Не смогла отказать ему в этом Совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати, и закрыл её.

Позвал он на радостях друзей и с лёгким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попрёков. Хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошёл день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего — совести. И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

Ладно, — говорит, — выходи. Только теперь не командуй.

А в ответ молчание.

Спустился человек в погреб: туда, сюда — нет нигде Совести. Видно, и впрямь избавился от неё навсегда. Зарыдал человек:

Как же я теперь без Совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба голос, а из сердца:

Здесь я.

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил. Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и Совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Источник: https://pritchi.ru/id_9570 9.14. 04.10.2017г





- 5.Дружба (моральная ценность, духовная близость личностей);

Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение

Дружба — Википедия

ru.wikipedia.orgДружба



Однажды два друга поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.

Они продолжали идти, и нашли оазис, в источнике которого решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть.
Источник: https://pritchi.ru/id_4124 9.18.. 04.10.2017г









- 6.Честь (социальный и нравственный статус личности, достигнутый благодаря ее усилиям и заслугам);

Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

Честь — Википедия

ru.wikipedia.orgЧесть



Когда -то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то им необходимо было на время разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им вновь найти потом друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь отметил, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Поинтересовались, почему она не называет своих признаков. Она сказала:

Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится.
Источник: https://pritchi.ru/id_5785 9.22. 04.10.2017г

















- 7.Патриотизм, гражданственность (признание их в качестве ценностей означает нравственную и человеческую зрелость личности);

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее

Патриотизм — Википедия

ru.wikipedia.orgПатриотизм





В одном купе ехали три женщины из России и один туркмен. За окном, насколько хватало взгляда, простирались песчаные барханы. Поражённые пустынностью и дикостью этих мест, женщины то и дело восклицали:

Какие страшные места!

Как здесь могут жить люди?

Неужели им здесь нравится?

И вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка. Туркмен начал собирать вещи.

Вы здесь выходите? — удивились женщины.

Да, выхожу, — ответил туркмен и с чувством добавил: — Это — моя Родина!
Источник: https://pritchi.ru/id_4361 9.25. 04.10.2017г







8.Благотворительность

Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Благотворительность — Википедия

ru.wikipedia.orgБлаготворительность



Жил один царь, привыкший раздавать много золота нищим и бедным. Он делал это ежедневно. После смерти он очутился на небесах во дворцах из золота. Они были обставлены мебелью из золота: золотые стулья, золотые столы — всё из золота, только из золота. Он был счастлив, что эти дары явились ему как хорошо заслуженная награда.

Но немного погодя король почувствовал сильную жажду и сказал людям, что хочет пить. Ему ответили:

Всё, что ты посеял, должно находиться внутри дворца. Заходи и ищи, если найдёшь.

Но он не мог найти внутри ни капли воды.

Спустя некоторое время он проголодался и опять сказал, но другим людям, что хочет есть. Они ответили:

Всё, что ты посеял, должно находиться в твоём дворце!

Но король убедился, что всё было сделано из золота, и только золото находилось там. Он почувствовал себя очень несчастным: «Что хорошего в этом золоте? Я голоден! Я не могу есть золото, оно бесполезно для меня».

Тогда он попросил ангела смерти снова дать ему шанс: ещё немного продлить срок человеческой жизни, для того чтобы сделать все необходимые дела. Он также хотел посеять семена для всех других необходимых вещей, чтобы комфортно жить там.

И ему было дано ещё пятнадцать дней. И все эти пятнадцать дней он ходил, раздавал пищу и воду, одежду и другие необходимые вещи нуждающимся.
Источник:
https://pritchi.ru/id_5254



Приложение №2.

Оценочный лист

Ф.И__________________________________________________________ 8 класс.

Вид деятельности

Самооценка

Оценка учителя

1.

Проблема



2.

Работа в группе



3.

Рефлексия




Итого

















Опубликовано в группе «Работа по ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.