Учебный материал «Нравственные ценности личности»

3
0
Материал опубликован 30 December 2022

Нравственные ценности личности

Вы уже знаете, что человек биологическое и социальное существо, жизнь, которого тесно связана и с природой и обществом. С биологической точки зрения, человек — это индивид, обладающий свойствами всего человеческого рода, то есть способности воспринимать мир, помнить, думать, расти, развиваться, приспосабливаться к среде обитания.

Но человек имеет не только такое предназначение на Земле. Человек - существо общественное, он может успешно развиваться и жить, только вступая во взаимодействие с другими представителями своего рода. Совокупность качеств, которые позволяют человеку разумно существовать в окружающем мире, характеризует его как личность. Эти качества приобретается в процессе повседневной жизни разнообразной деятельности - игры и труд, учения и общения. То есть деятельность - условие успешного развития человека как человеческого существа. Но есть ещё одно условие становления личности человека: влияние социальной среды - взрослых людей (прежде всего родителей), их участие в обучении, развитии, воспитании растущего индивида.

В психологии личность считают вершиной всех качеств человека, потому что только личность обладает сознанием - способностью обучаться, применить полученные знания, оценивать свои поступки, своё отношение к миру и другим людям. Каждый день, в зависимости от ситуации, своей профессии, принадлежности к коллективу, человек исполняет разные роли. Это обязанность личности - в соответствии с принятыми правилами выполнять роль родителя, сына, внука, школьника, спортсмена, пешехода, друга.

Нельзя не отметить ещё одно качество личности. Оно обладает индивидуальностью, то есть неповторимым своеобразием, уникальностью. Эти особенности, которые отличают данную личность от других, могут проявляться в характере, темпераменте, манере общения.

Оценивать личность, можно по значимости качеств, которыми это личность обладает. О них мы с Вами и поговорим

Вопросы для повторения

1.Что называют личностью?

2.Что такое сознание?

3.Что называют индивидуальностью?

4.Кто такой индивид?

Прочитаем высказывание знаменитых людей о нравственных ценностях личности:

5.Какие качества личности кажутся Вам наиболее ценными?

6.Какие качества личности вы бы добавили к этим высказываниям?

7.Назовите и выпишите не менее 3-х положительных качеств личности.

8.Объясните, почему Вы считаете их положительными?

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» Людвиг Бетховен, немецкий композитор

«Принимать близко к сердцу радости и горести отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушным мимо радости и горести отдельного человека» В.А.Сухомлинский российский педагог и учёный

«Нормою человеческих действий должна служить справедливость» Н.Г.Чернышевский, русский философ

«Дружба - самая необходимая для жизни, так как никто не пожелает себе в жизни без друзей, даже если имел все остальные блага» Аристотель древнегреческий философ

«Леность - всему злому мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится» Владимир Мономах великий князь Руси

«Праздный человек точно часы без стрелок» Фенимор Купер американский писатель

«Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо, накапливая в себе зло к людям накапливаешь, накапливаешь яд, который рано или поздно убьёт в тебе человека» Святитель Николай Сербский.

9.Используя свои знания, сформулируй суждение: что такое совесть?

10. Почему совесть сравнивают с весами?

11. Прочитай и объясни значение каждого из следующих выражений:

А. «Сделать на совесть»

Б. «Совесть молчит»

В. «Жить со спокойной совестью»

Г. «И как только совести хватает»

Д. «Угрызения совести»

Е. Поступать против совести»

Совесть - замечательное качество человека, помогающее ему правильно жить среди людей. Совесть сравнивают с внутренним голосом, который подсказывает нам, как правильно поступать, оберегает от зла, лжи, несправедливости, призывает к добру, человечности и уважению других. Совесть помогает человеку во всех случаях- даже тогда, когда его поступки никто не видит.

12. Прочитай реальная история жизни известных людей. Коротко, (в 3-4 предложениях) запиши свои размышления, ответив на вопрос: «Какие черты характера помогли этим людям справиться с жизненными трудностями?»

Валентин Дикуль

Судьба Валентина Ивановича Дикуля служит Примером для подражания для многих людей, попавших в беду испытавших более страх. Он был цирковым артистами очень любил свою профессию воздушного гимнаста. Его сложные трюки на трапеции поражали зрители. Но произошла трагедия во время исполнения номера - лопнула перекладина, на которой крепилась страховка… У Владимира Ивановича Дикуля были множественные переломы, в том числе был сломан позвоночник. Дикуль оказался прикован в постели Он поставил перед собой цель встать на ноги.

Тяжелые тренировки, изучение специальной медицинской литературы, отработка новых методов восстановления двигательных функций и Дикуль победил… Теперь методика, разработанная этим волевым целевые устремлённым человеком, помогает восстановиться тысячам людей, которые раньше только мать только мечтали стать здоровыми.

Евгений Смирнов

Евгений Смирнов был профессиональным танцором. Он очень любился своё дело. Но произошла трагедия: в результате аварии ему ампутировали ногу. Однако Евгений не сдался - долгие месяцы тренировок, сила воли и терпение, огромное желание заниматься любимым делом принесли успех. Сегодня, как и до катастрофы, он выступает на сцене покоряя всех оригинальным брейк-дансом. И лишь немногие в зале знают, что это танцор не имеет ноги

Олеся Владыкина

Жизнь Олеси Владыкиной ещё один пример того, что человек любых жизненных ситуациях может проявлять волю, упорство и добиваться своей цели. Олеся была профессиональная спортсменкой, успешно занималась плаванием. Но судьба приготовила ей серьёзную проверку: после аварии Олесе ампутировали руку. Другая бы после этого сдалась, жалела бы себя и ругала судьбу. Но Владыкина вернулась в спорт, теперь она участник паралимпийской сборной России и на её счету уже много побед. Но главная победа Олеся- победа над самой собой, своей болезнью и слабостью!

13.Удавалось ли тебе в разные жизненных ситуациях проявлять волю, усидчивость, дисциплину?

14.Ставилась ли тобой цель преодолеть препятствие, пересилить себя, совершить настоящие поступок?

15. Как ты заставляешь себя сделать выбор: отказаться от того, что делать нельзя; поступить вопреки корыстным желаниям; сделать то, чего не хочется делать?

Воля -качество характера, которое человек часто проявляет разных жизненных ситуациях. Волевые решения могут быть совсем простые: помог бы маме по хозяйству, пока она на работе; Буду делать каждый день зарядку; не буду дёргать за косичку девочку. А могут касаться очень важной жизненных проблем: работы для себя программу самообразования; воспитаю в себя сдержанность в разговоре со сверстниками; добьюсь того, что у меня по математике были только пятёрки;

Каждый может развивать свою волю и желание стать сильнее, образованнее, лучше, совершать поступки, которые его украшают. Для этого нужно постоянно ставить перед собой совсем небольшие, а затем всё более сложные значительные цели. Начать можно с того, чтобы не откладывать решение какого-то задания на потом, выполнять сначала самое главное, отказаться от дурной привычки и никогда не возвращаться к ней. Способов воспитания воли много, главное - верить в свои силы. Девиз волевого человека - «Я могу победить себя!»

16.Что такое воля?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.