Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: «Виды предложений»

0
0
Материал опубликован 26 October 2022

Русский яз. 4 кл

ТЕМА: ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ и по интонации.

Цель: формировать понятие о видах предложений по цели высказывания  (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Задачи:

Создать условия для повторения знаний о предложении как единице речи, о видах предложений по цели высказывания;

Совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, давать характеристику предложению; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме;

Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты

Предметные 
Повторят виды предложений по цели высказывания; закрепят умение определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); различать предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения; определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для конца каждого предложения, составлять предложения различные по цели высказывания.

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, пары, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений.

Личностные

Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Ход урока.

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Это начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно всем садиться! (Да!)

Девиз урока:
-Внимательно слушай – и все услышишь.

- Внимательно смотри - и все увидишь.

- Думай – и все поймешь.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализации знаний.

1.Подготовка к повторению темы.

-Какая запись, по-вашему, «лишняя»? 

В саду созрела клубника.

На ветке березы сидела ворона.

Лист лететь дерево улица.

– Как определить предложение в устной речи? В письменной речи?

Самостоятельная работа в парах

- У вас на столах лежат карточки. Поработайте в парах и определите границы предложений.

Карточка:

Хорошо было за городом стояло лето на полях уже золотилась рожь кто это расхаживает длинноногий по зеленому лугу это аист(По Г.Андерсену).

- Почему в конце предложений разные знаки препинания?

-Какие бывают предложения по интонации?

-По какому еще признаку можно разделить предложения на группы?

-Предложение выражает законченную мысль.

-Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

-В устной речи помогает интонация конца предложения, а в письменной- знаки препинания в конце предложения.

IV. Целеполагание

- В народе говорят:

Говорить без цели - что рисовать на воде.

- Как вы понимаете это высказывание?

Если рисовать на воде рисунка не получится, также и в речи: если говорить без цели, не добьёшься того, чего хотел.  

-Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. А вот с какой ? На этот вопрос мы должны ответить на уроке.

Вывешивается табличка.       С какой целью мы говорим?

 - Попробуйте сформулировать тему урока. (Виды предложений по цели высказывания).

Какие цели вы поставите перед собой?

- Мы сегодня должны узнать, какими бывают предложения по цели высказывания.

V. Знакомство с новым материалом.

Работа с электронным приложением к учебнику по теме «Виды предложений по цели высказывания и интонации»

VI.Первичное закрепление изученного материала.

1. Работа с правилом.

Организует работу в группах.

-Предлагаю вам обсудить с товарищами и распределить слова в три группы в соответствии с целями общения:

оповестить ,расспросить, запретить, выяснить    

информировать, разузнать  ,проинструктировать,

объяснить ,приказать, объявить,   воздействовать, рассказать, попросить

посоветовать Сообщать, повествовать, Спросить узнать


 - Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

- Сравните свои выводы со сведениями в учебнике- стр.14.

Физминутка.

YII. Закрепление пройденного.

Расставьте пропущенные знаки препинания

У меня возник вопрос.

У меня возник вопрос:

Почему зимой мороз?

Кто меняет зайцу шубу?

Вырезает листья дубу?

Чем питается енот?

Как одет и где живёт?

И зачем лисице хвост?

И какой у волка рост?

Должен многое спросить,

Ведь хочу я умным быть!


О воспитании

Принесите мне напиться!

Попрошу поторопиться!

Ах, подвиньтесь, не мешайте!

А ещё поесть мне дайте!

VIII. Применение новых знаний на практике.

 С. 13 упр 13 – комментированное письмо.
Самостоятельная работа. Упр. 14. Взаимопроверка ( правильный ответ на доске)

IX. Рефлексия.

X. Итог урока.

_ Что нового узнали на уроке?

Какие знаки ставятся в конце предложения?

- Какие бывают предложения по цели высказывания?

XII.  Домашнее задание.

С. 14 – 15 уч., упр. 17, т. С. 13 упр. 22

Источники

https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-4-klass-tema-vid.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.