Конспект урока русского языка «Собственные имена существительные. Города-герои» (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе на тему:
Собственные имена существительные. Города-герои.
Цель урока: показать функциональное различие между именами собственными и нарицательными; формировать умение употреблять заглавную букву в именах собственных; развивать коммуникативную деятельность при ответах на уроке и работе в группах.
Формирующиеся ценности: историческая память, справедливость, преемственность поколений, патриотизм.
Задачи:
Обучающая: расширить знания о городах-героях;
Развивающая: сохранять память о подвигах участников Великой Отечественной войны;
Воспитывающая: воспитание патриотизма, чувства долга и чести, уважения к героям.
Планируемые результаты
Личностные: внутренняя позиция, самосознание.
Метапредметные:
познавательные: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора, развитие логического мышления;
коммуникативные: участие в диалоге с учителем, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний, участие в обсуждении предложенных проблем, высказывание своих мнений и суждений;
регулятивные: принятие учебной задачи, планирование (в сотрудничестве с классным руководителем) необходимых действий и операций, работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на основе представленного материала.
Применяемые технологии: технология сотрудничества, ИКТ технологии.
Методы обучения.
Классификация по типу познавательной деятельности:
-информационно-рецептивный (осуществляется восприятие и осмысление знаний, фиксация в памяти учащихся)
-частично-поисковый (эвристический) (добыча знаний самостоятельно учащимися, организация и поиск новых знаний с помощью разнообразных средств: учащиеся рассуждают, решают познавательные задачи, создают и анализируют проблемные ситуации, обобщают, делают выводы)
Традиционная классификация:
- практический, наглядный: демонстрация, наблюдения.
- словесный: объяснение, рассказ, беседа.
Средства обучения:
- набор демонстрационных плакатов Города-герои. (Ими оформлен класс.)
- демонстрационные карточки с названиями городов.
- презентация к уроку
- видеоматериал к уроку: "Мульти-Россия. Города-герои". https://yandex.ru/video/preview/11093012390095336484
- наборы заданий для групповой работы.
- Физическая карта России.
Ход урока
Организационный момент.
Минутка чистописания.
Детям предлагается прописать «бордюр» из чередующихся строчных букв гптр (Безотрывное письмо целой строки) и записать словарные слова.
гптргптргптргптр
город Москва герой крепость
- Поработаем более внимательно и подробно со словами. Что общего можно заметить в словах? (Ответы детей: двусложные слова, словарные, имена существительные)
- Какие слова могут быть лишними? Почему? (Ответы детей: Москва – имя собственное и гласная на конце слова, герой – одушевленное сущ,.)
3. Выведение темы урока.
- Ребята, тему сегодняшнего урока вам подскажет лишнее слово. (Имя собственное). Два другие слова подскажут о каких именах собственных пойдет речь? (Города-герои) (Учитель открывает на доске запись темы урока)
Обозначение учебной задачи.
- Дети, сформулируйте учебные задачи на сегодняшний урок.
1) Узнать, какие города относятся к городам-героям.
2) Учиться правильно писать названия городов.
3) Узнать интересные факты о городах.
4. Основная часть.
- Объясним значение слов город и герой с помощью толкового словаря С.И. Ожегова. (Один учащийся находит данные слова в словаре и зачитывает их толкования)
- Составим список городов с помощью презентации и демонстрационных карточек.
Какое правило надо помнить?
(Москва, Киев, Минск, Ленинград, Волгоград, Мурманск, Севастополь, Керчь, Одесса, Тула, Новороссийск, Брестская крепость, Смоленск.)
- Подчеркните заглавную букву в именах собственных. Посчитайте, сколько городов мы записали? Города каких государств удостоены звания города-героя? (Ответы учащихся и запись предложения: Россия, Украина и Беларусь – это братские страны.)
- Какой город из списка вам особенно роднее? Почему?
- Составим предложения о малой Родине.
Мы живем в Тульской области. Тула – город-герой. Я горжусь своей Родиной.
(Демонстрируется слайд с фотографией ребят и рисунками медали «Золотая Звезда»)
- Ребята, вспомните какое событие мы отмечали? (80-летие героической обороны Тулы и 45-летие со дня присвоения Туле почетного звания «Город-герой»)
- Что мы рисовали? Какой знак отличия присвоен всем городам-героям? (Запись и работа с предложением)
Медаль «Золотая Звезда» - знак отличия городов-героев.
5. Просмотр видео: Мульти Россия. Города-герои.
- Какие города в этом фильме упоминаются? (Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, Мурманск, Смоленск)
- Какие названия городов вы не увидите на карте России? (Ленинград и Сталинград) Как они называются сейчас? (Санкт-Петербург и Волгоград)
6. Групповая работа.
Класс делится на три группы.
Учащиеся групп выбирают конверты с заданием. Три конверта. Белый. Синий. Красный.
Задание в белом конверте:
1. Расположите названия городов-героев в алфавитном порядке. (Брест, Волгоград, Керчь, Киев, Ленинград, Минск, Москва, Мурманск, Новороссийск, Одесса, Севастополь, Смоленск, Тула.)
Задание в синем конверте:
2. Собери пословицы о героизме.
Герой умрет, а имя его живет.
Родина – Мать, умей за нее постоять.
Наш народ – герой, ходит на врага стеной.
Где герой пал, там курган встал.
Тот герой, кто за Родину горой.
Задание в красном конверте:
Обозначь на физической карте России города-герои. (Детям выдается физическая карта России с наклеенными красными звездочками и наклейки с названиями городов-героев. Ребята наклеивают названия в соответствии со звездочкой города)
Обсуждение групповой работы. Каждая группа презентует свою работу.
1)Таблички с названиями городов ребята на доске располагают в алфавитном порядке.
2) Чтение пословиц и объяснение смысла.
3) Вывешивается карта с результатом работы группы.
8. Заключение.
Рефлексия.
Викторина.
Скольким городам присвоено звание героя? (12 городов и 1 город-крепость)
Назовите самый северный город-герой. (Мурманск)
Город на Волге, где в 1942 году решалась судьба ВОВ. (Сталинград – Волгоград)
Этот город продержался в блокаде 900 дней и ночей. (Ленинград)
Этот город имеет звание «герой» уже 45 лет. (Тула)
За что присваивалось звание «Город-герой»? (За героизм и мужество защитников города во время Великой Отечественной войны.)
Урок заканчивается чтением отрывка стихотворения
(Читает ученик класса)
Звезда героя за победу
На красном поле, - слава, честь.
Она горит, и пусть все знают,
Защитники в России есть!
Новороссийск, Одесса, Киев,
Минск, Мурманск, Сталинград, Москва,
И Крепость Брестская с Смоленском –
Герои - братья города.