12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федотова Людмила Васильевна638
Россия, Курганская обл., Шадринск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ТЕМА:  «Точка и линии»

Класс: 1 класс

Предмет: математика

УМК (авторы): «Перспектива».  Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука.

Тип урока : ОНЗ

Цель: формирование представлений о точке, прямых и кривых линиях.

Планируемые результаты(предметные):

  • учащиеся научатся различать и называть точку, прямую линию, кривую линию;
  • использовать математическую терминологию при выполнении заданий разного вида.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • совместно с учителем оценивать действия, вносить соответствующие коррективы;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные:

  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делая выводы;
  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
  • строить небольшие математические высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

  • принимать участие в работе фронтальной, индивидуальной, в парах;
  • воспринимать мнение других людей и их позицию;
  • уметь аргументировать.

Личностные:

  • осознавать математические составляющие окружающего мира;
  • проявлять интерес к учебному материалу;
  • давать оценку своей работе на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Методы: словесные, наглядные, практические, ЭОР

Образовательные ресурсы

  1. Математика. 1 класс. Учебник, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 128 с.
  2. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. изд-во «Просвещение». — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 95 с.
  3. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 1 класс.- 2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. - 840 с.
  4. ММП (с использованием ЭОР - фрагмент видеофильма"Занимательная математика" Р. Саакянц)
  5. Доска SMART Board,  проектор;
  6. Математика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой /1CD/ (В комплекте с учебником)ü  аудио запись песни Е. Железновой "Мы кружок нарисовали" 
  7. Индивидуальный комплект у каждого учащегося: карта самоотчёта - карточка с рисунком, 3 смайла, таблица с числами и буквами. Рисунок карандаша, прямой и кривой линий, точки


Конспект урока с мультимедиа приложением
RAR / 33.39 Мб

ТЕМА: «Точка и линии»

Класс: 1 класс

Предмет: математика

УМК (авторы): «Перспектива».  Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука.

Тип урока : ОНЗ

Цель: формирование представлений о точке, прямых и кривых линиях.

Планируемые результаты(предметные):

  • учащиеся научатся различать и называть точку, прямую линию, кривую линию;
  • использовать математическую терминологию при выполнении заданий разного вида.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • совместно с учителем оценивать действия, вносить соответствующие коррективы;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные:

  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делая выводы;
  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
  • строить небольшие математические высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

  • принимать участие в работе фронтальной, индивидуальной, в парах;
  • воспринимать мнение других людей и их позицию;
  • уметь аргументировать.

Личностные:

  • осознавать математические составляющие окружающего мира;
  • проявлять интерес к учебному материалу;
  • давать оценку своей работе на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Методы: словесные, наглядные, практические, ЭОР

Образовательные ресурсы

  • Математика. 1 класс. Учебник, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 128 с.
  • Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. изд-во «Просвещение». — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 95 с.
  • Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 1 класс.- 2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. - 840 с.
  • ММП (с использованием ЭОР - фрагмент видеофильма"Занимательная математика" Р. Саакянца)
  • Доска SMART Board,  проектор;

üМатематика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой /1CD/ (В комплекте с учебником)

üаудио запись песни Е. Железновой "Мы кружок нарисовали" 

  • Индивидуальный комплект у каждого учащегося: карта самоотчёта - карточка с рисунком, 3 смайла, таблица с числами и буквами,
  • Рисунок карандаша, прямой и кривой линий, точки

 

Ход урока:

І. Этап мотивации: (1 - 2 мин)

Цель: создание таких условий, чтобы ученик внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин».

Мы -умные, мы - дружные,

Мы - внимательные,

Мы - старательные.

Мы - отлично учимся,

У нас всё получится!

- Урок математики.

- Присаживайтесь, называя по цепочке числа натурального ряда

- Обратите внимание у каждого из вас на столе - лист, с одной стороны которого карта самоотчёта, а с другой - рисунок для работы на уроке.  Как всегда на уроке для самооценивания нам понадобятся смайлы. Зелёный - всё получилось, было понятно, собой доволен; жёлтый - было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения; красный - было трудно, есть над чем поработать.

СЛАЙД 2

 

ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии: (5 - 6 мин)

Цель: внутреннее осознание учащимися потребности открытия новых знаний и умений. Активизация мыслительных процессов.

- Сосчитайте с соседом по парте от 1 до 10 по очереди, друг за другом и от 10 до 1. Оцените с помощью смайла свою работу.

- Работаем с таблицей. Возьмите красный карандаш.

- Отметьте букву, с числом предыдущим для числа 6

- число, которое находится между числами 16 и 18

- Предыдущее числа 3

- Последующее числа 18

- число, которое в натуральном ряду находится между числами 11 и 13

- Число следующее за числом 17

- Число, которое при счёте идёт перед числом 9

- Проверяем, назовите ответы 5, 17, 2, 19, 12, 18, 8. Оцените свою работу с помощью смайлов.

- Мы получили множество чисел. Что такое множество?

- На какие подмножества можно разбить множество этих чисел? ( однозначные и двузначные; чётные и нечётные)

-А какое же слово у нас получилось? (МОЛОДЕЦ)

-Вы действительно, молодцы. Чему учились? ( совершенствовали вычислительные навыки, буквы складывали в слово)  СЛАЙД 3

 

III. Этап выявления места и причины затруднений: (4 - 5 мин)

Цель: осознание учащимися, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

-Отгадайте загадку:

Чертят им или рисуют.

Грифель по листку танцует.

Он большой помощник наш,

Мой волшебный … (карандаш)

 Учитель держит в руках карандаш.(вывесить на доску картинку)

- Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового, и вместе с ним мы отправляемся в увлекательное путешествие в одну замечательную страну. Какую, давайте узнаем, выполнив действия.

СЛАЙД 4

 

- Карандаш нас знакомит со страной Геометрия.

- Может быть кто-нибудь знает, что это за страна такая?

Гео­метрия - это раздел математики, который изучает фигуры и их свойства. Это слово греческого происхождения и состоит из двух греческих слов: ГЕО - «земля», МЕТРЕО - «измеряю».

- Давайте посмотрим видеофильм, который поможет нам больше узнать о геометрии.

- Что вы запомнили? Оцените свою работу на этом этапе с помощью смайлов.

 

Физминутка для глаз

Глаза поднять вверх-вниз, влево-вправо. Повторить по 4 раза.

Нарисуйте глазами окружность влево, вправо. Повторить по 4 раза.

Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 10 про себя, а затем открыть их на такое же время. Повторить 4-6 раз.

Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторить 3 раза.

 

-Разгулялся как-то наш карандаш и оставил на бумаге следы своего присутствия.

-Посмотрите, что  же получилось?

- Что вы видите?

СЛАЙД 5

 

- Со всеми ли фигурами вы знакомы? Какие геометрические фигуры можно объединить во множество?

-В чём ваше затруднение? (Как точно называются оставшиеся геометрические фигуры)

- Какова тема нашего урока? ( Точки и линии)

- Какие задачи мы перед собой поставим? (разобраться как называются геометрические фигуры, больше узнать о них, научиться их различать, правильно рисовать.)

 

IV. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации: (3 - 4 мин)

Цель: выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. Выбирается способ, который позволит получить новое знание: способ уточнения, способ дополнения.

- Раскрою вам один секрет, а вы внимательно послушайте и посмотрите. Это берег большой реки. Солнышка еще нет, но уже светает. Тепло, спокойно. Мысленно оглядитесь вокруг, посмотрите вдаль, туда, где река смыкается с небом. Это линия горизонта - прямая линия. Она тянется далеко-далеко влево и вправо. У прямой линии нет ни начала, ни конца.
Солнышко встает из-за горизонта. Оно поднимается выше, становится светло. Прилетела птичка, клюнула что-то на песке у озера. От клюва остался след - это точка. Проползла маленькая змейка. След от змейки на песке - кривая линия. Солнце уже высоко, наступил день. Все растения тянутся к солнышку. Наше мысленное путешествие заканчивается.

СЛАЙД 6

 

- Вы узнали секрет. Давайте попробуем применить секрет для определения названия новых  геометрических фигур.

 - Как называется линия, где море смыкается с небом? (линия горизонта).

 -  Какая она? ( прямая)

- Как называется след от клюва птички на песке? (точка)
- Какую линию оставила змейка? (Кривая)

V. Реализация построенного проекта: (5 - 6 мин)

Цель: создание проекта выхода и проба применить его на практике.

- Сейчас волшебными стали и ваши карандаши.  У каждого из вас есть карточка с рисунком. Возьмите свой волшебный карандаш и поставьте точку в левом верхнем углу. Как вы это сделали? (лёгким прикосновением карандаша)

- ..., выйди, покажи, пожалуйста, как ты это сделал на интерактивной доске.

- А чем точка отличается от ягодки земляники? (Ягодка большая, а точка маленькая)

- Нарисуйте путь точки по рассказу: "Точка пошла в лес. Сначала она дошла до молодой берёзки, обогнула её слева и пошла к земляничке, дошла до неё и плавно повернула к озеру.

- Какая линия получилась? (Кривая)

- А можно ли было быстрее, короче дойти до озера сразу? Каким образом? (прямо)

- Какая линия в результате может получиться? (Прямая)

- Кто догадался, как это можно сделать? (Под линейку)

- Начертите прямую линию от точки до озера с помощью линейки. Оцените свою работу с помощью смайлов. СЛАЙД 7

 

Физминутка

- Поднимитесь, пожалуйста. Выполняйте движения по заданию. Показываю прямую линию - руки поднимите вверх, кривую - бежим на месте, точка - приседайте

 

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи: (5 - 6 мин)

Цель: решение типовых задач по новой теме.

-  А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод по теме.

Точка получается одним прикосновением карандаша к листу. Точка самая основная и простая геометрическая фигура.

 Прямую линию можно начертить с помощью линейки, а кривую можно чертить как угодно.

У прямых и кривых линий нет концов. Их   можно продолжить. СЛАЙД 8-9

 

Прямые линии можно найти и в окружающей обстановке. Попробуйте их назвать.

Игра «Угадай, что это за линия?» (хорошо читающие дети снимают с сенсорного креста и читают загадки)

- Отгадайте загадки, но при этом не забывайте, с какими понятиями мы сегодня познакомились.

1. Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга, чтобы нарисовать её, необходимо провести кривые линии.)

- Сколько нужно провести кривых линий, чтобы получилась радуга? Кто знает стихотворение о том, в какой последовательности идут цвета радуги?

2. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь, состоит из прямых линий.)

3. Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел —

Значит, день пришел.

(Солнечный луч, состоит из прямой линии.)

4. Висит сито – не людьми свито. (Паутина, в ней есть и прямые и кривые линии.)

Оцените свою работу с помощью смайлов.

 

VII. Этап работы в парах и самостоятельной работы с проверкой по эталону: (6 - 7 мин)

Цель: самостоятельное выполнение типовых заданий, проверка их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. Создание ситуации успеха для каждого ученика.

- Откройте учебник на с. 38. Найдите на рисунке прямые и кривые линии. Поработайте в паре, показывая и называя друг другу по очереди.

- Как можно с помощью линейки проверить, прямая линия или нет? ( Приложить линейку, если линия с ней совпадает, то линия прямая)

 -Множество точек разделите по цвету. Сколько получилось частей? 4

- Какую фигуру напоминают красные точки? круг

- А зеленые точки? треугольник

-Сколько синих точек в этом множестве? 8

- Сколько оранжевых? 7

 

Физминутка для мелкой мускулатуры пальцев рук Е. Железнова "Мы кружок нарисовали" аудиозапись песни

Рисуем на ладони кружочек, черточку, волну, точки, а потом – встряхиваем кистями рук.

 

- Откройте Рабочую тетрадь на с. 30 №1. Выполните задание самостоятельно, отмечая точками количество линий.

- Сколько линий на рисунках? (6)

- Сколько прямых линий? (2)

- Какого они цвета? ( синего и красного)

- Сколько кривых линий ? ( 4)

- Рассмотрим №2. Дорисуйте верёвочки.

- Какие линии получились?

- Покажите соседу по парте прямые линии, что это? ( верёвки для белья и качелей)

- Назовите кривые линии, что это? ( Скакалка и лента гимнастки) Оцените свою работу на этом этапе с помощью смайлов.

 

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения: (6 - 3 мин)

Цель: фиксация полученных знаний, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

- Как вы думаете, можем ли мы применить новые знания в жизни? Где и как?

- Почему у нас возникла необходимость  изучить данную тему?(этот материал войдет в нашу копилку знаний, пригодится в жизни).

- Как вы думаете, какие задания нам дальше нужно выполнять?( задания на повторение изученного).

 

В зависимости от оставшегося времени можно выполнить фронтально, индивидуально (возможность работы на отдельном ноутбуке, самостоятельно)

 

* https://learningapps.org/view7597771 Проверь себя. 1 класс. Точка и линии. Восстановите текст.

* Помочь карандашу разбить линии на группы и сравнить их число.

* Выполнить задания на Электронном приложении к учебнику Г.В. Дорофеевой, Т.Н. Мираковой 1CD

СЛАЙД  10 -11

 

Оцените свою работу с помощью смайлов.

— В какую страну путешествовали? Над чем работали на уроке?

IX. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание: (1 - 2 мин)

Цель: рекомендации к выполнению домашнего задания.

- А тем ребятам, кто захочет проверить и закрепить свои знания по теме нужно будет зайти на образовательную платформу Учи.ру  в предмет Математика, раздел Геометрия  Точка, линия и выполнить предлагаемые задания. СЛАЙД 12

 

X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке: (2 - 1 мин)

Цель: соотнесение задач, которые учащиеся  ставили на уроке и результатов своей деятельности.

- Заполните карту самоотчёта

- Кто доволен сегодняшним уроком? Оцените свою работу с помощью смайлов.

- Спасибо за работу, молодцы!

 

/data/files/e1566804199.doc (Пояснительная записка к приложениям)

 

/data/files/y1566804119.ppt (Точка и линии)

/data/files/j1566804139.mp4 (Занимательная геометрия)

/data/files/v1566804179.mp3 (Мы кружок нарисовали)

/data/files/s1566804243.doc (Приложения к уроку)

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 17.07.19 в 20:45 0Ответить Пожаловаться
Спасибо,отличный урок, взяла в копилку!
Федотова Людмила Васильевна, 17.07.19 в 21:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку, Елена Фёдоровна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 17.07.19 в 22:17 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Васильевна, грамотный урок!
Елена Владимировна, 18.07.19 в 00:57 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за отличный конспект урока!
Федотова Людмила Васильевна, 18.07.19 в 16:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, уважаемые коллеги, Ваше мнение мне очень важно!

Отредактировано 18-07-2019 16:05

Перминова Елена Федоровна, 27.08.19 в 15:14 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой, Людмила Васильевна!
Федотова Людмила Васильевна, 27.08.19 в 20:29 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Фёдоровна! Очень приятно!
Перминова Елена Федоровна, 27.08.19 в 20:34 0Ответить Пожаловаться
Вы молодец, так держать!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.