Конспект урока с мультимедиа «Точка и линии» (Математика, 1 класс)

19
8
Материал опубликован 17 July 2019 в группе

ТЕМА:  «Точка и линии»

Класс: 1 класс

Предмет: математика

УМК (авторы): «Перспектива».  Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука.

Тип урока : ОНЗ

Цель: формирование представлений о точке, прямых и кривых линиях.

Планируемые результаты(предметные):

  • учащиеся научатся различать и называть точку, прямую линию, кривую линию;
  • использовать математическую терминологию при выполнении заданий разного вида.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • совместно с учителем оценивать действия, вносить соответствующие коррективы;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные:

  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делая выводы;
  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
  • строить небольшие математические высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

  • принимать участие в работе фронтальной, индивидуальной, в парах;
  • воспринимать мнение других людей и их позицию;
  • уметь аргументировать.

Личностные:

  • осознавать математические составляющие окружающего мира;
  • проявлять интерес к учебному материалу;
  • давать оценку своей работе на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Методы: словесные, наглядные, практические, ЭОР

Образовательные ресурсы

  1. Математика. 1 класс. Учебник, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 128 с.
  2. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. изд-во «Просвещение». — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 95 с.
  3. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 1 класс.- 2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. - 840 с.
  4. ММП (с использованием ЭОР - фрагмент видеофильма"Занимательная математика" Р. Саакянц)
  5. Доска SMART Board,  проектор;
  6. Математика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой /1CD/ (В комплекте с учебником)ü  аудио запись песни Е. Железновой "Мы кружок нарисовали" 
  7. Индивидуальный комплект у каждого учащегося: карта самоотчёта - карточка с рисунком, 3 смайла, таблица с числами и буквами. Рисунок карандаша, прямой и кривой линий, точки


Конспект урока с мультимедиа приложением
RAR / 33.39 Мб

ТЕМА: «Точка и линии»

Класс: 1 класс

Предмет: математика

УМК (авторы): «Перспектива».  Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука.

Тип урока : ОНЗ

Цель: формирование представлений о точке, прямых и кривых линиях.

Планируемые результаты(предметные):

  • учащиеся научатся различать и называть точку, прямую линию, кривую линию;
  • использовать математическую терминологию при выполнении заданий разного вида.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • совместно с учителем оценивать действия, вносить соответствующие коррективы;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные:

  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делая выводы;
  • давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
  • строить небольшие математические высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

  • принимать участие в работе фронтальной, индивидуальной, в парах;
  • воспринимать мнение других людей и их позицию;
  • уметь аргументировать.

Личностные:

  • осознавать математические составляющие окружающего мира;
  • проявлять интерес к учебному материалу;
  • давать оценку своей работе на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Методы: словесные, наглядные, практические, ЭОР

Образовательные ресурсы

  • Математика. 1 класс. Учебник, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 128 с.
  • Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. изд-во «Просвещение». — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 95 с.
  • Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 1 класс.- 2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. - 840 с.
  • ММП (с использованием ЭОР - фрагмент видеофильма"Занимательная математика" Р. Саакянца)
  • Доска SMART Board,  проектор;

üМатематика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой /1CD/ (В комплекте с учебником)

üаудио запись песни Е. Железновой "Мы кружок нарисовали" 

  • Индивидуальный комплект у каждого учащегося: карта самоотчёта - карточка с рисунком, 3 смайла, таблица с числами и буквами,
  • Рисунок карандаша, прямой и кривой линий, точки

 

Ход урока:

І. Этап мотивации: (1 - 2 мин)

Цель: создание таких условий, чтобы ученик внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин».

Мы -умные, мы - дружные,

Мы - внимательные,

Мы - старательные.

Мы - отлично учимся,

У нас всё получится!

- Урок математики.

- Присаживайтесь, называя по цепочке числа натурального ряда

- Обратите внимание у каждого из вас на столе - лист, с одной стороны которого карта самоотчёта, а с другой - рисунок для работы на уроке.  Как всегда на уроке для самооценивания нам понадобятся смайлы. Зелёный - всё получилось, было понятно, собой доволен; жёлтый - было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения; красный - было трудно, есть над чем поработать.

СЛАЙД 2

 

ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии: (5 - 6 мин)

Цель: внутреннее осознание учащимися потребности открытия новых знаний и умений. Активизация мыслительных процессов.

- Сосчитайте с соседом по парте от 1 до 10 по очереди, друг за другом и от 10 до 1. Оцените с помощью смайла свою работу.

- Работаем с таблицей. Возьмите красный карандаш.

- Отметьте букву, с числом предыдущим для числа 6

- число, которое находится между числами 16 и 18

- Предыдущее числа 3

- Последующее числа 18

- число, которое в натуральном ряду находится между числами 11 и 13

- Число следующее за числом 17

- Число, которое при счёте идёт перед числом 9

- Проверяем, назовите ответы 5, 17, 2, 19, 12, 18, 8. Оцените свою работу с помощью смайлов.

- Мы получили множество чисел. Что такое множество?

- На какие подмножества можно разбить множество этих чисел? ( однозначные и двузначные; чётные и нечётные)

-А какое же слово у нас получилось? (МОЛОДЕЦ)

-Вы действительно, молодцы. Чему учились? ( совершенствовали вычислительные навыки, буквы складывали в слово)  СЛАЙД 3

 

III. Этап выявления места и причины затруднений: (4 - 5 мин)

Цель: осознание учащимися, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

-Отгадайте загадку:

Чертят им или рисуют.

Грифель по листку танцует.

Он большой помощник наш,

Мой волшебный … (карандаш)

 Учитель держит в руках карандаш.(вывесить на доску картинку)

- Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового, и вместе с ним мы отправляемся в увлекательное путешествие в одну замечательную страну. Какую, давайте узнаем, выполнив действия.

СЛАЙД 4

 

- Карандаш нас знакомит со страной Геометрия.

- Может быть кто-нибудь знает, что это за страна такая?

Гео­метрия - это раздел математики, который изучает фигуры и их свойства. Это слово греческого происхождения и состоит из двух греческих слов: ГЕО - «земля», МЕТРЕО - «измеряю».

- Давайте посмотрим видеофильм, который поможет нам больше узнать о геометрии.

- Что вы запомнили? Оцените свою работу на этом этапе с помощью смайлов.

 

Физминутка для глаз

Глаза поднять вверх-вниз, влево-вправо. Повторить по 4 раза.

Нарисуйте глазами окружность влево, вправо. Повторить по 4 раза.

Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 10 про себя, а затем открыть их на такое же время. Повторить 4-6 раз.

Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторить 3 раза.

 

-Разгулялся как-то наш карандаш и оставил на бумаге следы своего присутствия.

-Посмотрите, что  же получилось?

- Что вы видите?

СЛАЙД 5

 

- Со всеми ли фигурами вы знакомы? Какие геометрические фигуры можно объединить во множество?

-В чём ваше затруднение? (Как точно называются оставшиеся геометрические фигуры)

- Какова тема нашего урока? ( Точки и линии)

- Какие задачи мы перед собой поставим? (разобраться как называются геометрические фигуры, больше узнать о них, научиться их различать, правильно рисовать.)

 

IV. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации: (3 - 4 мин)

Цель: выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. Выбирается способ, который позволит получить новое знание: способ уточнения, способ дополнения.

- Раскрою вам один секрет, а вы внимательно послушайте и посмотрите. Это берег большой реки. Солнышка еще нет, но уже светает. Тепло, спокойно. Мысленно оглядитесь вокруг, посмотрите вдаль, туда, где река смыкается с небом. Это линия горизонта - прямая линия. Она тянется далеко-далеко влево и вправо. У прямой линии нет ни начала, ни конца.
Солнышко встает из-за горизонта. Оно поднимается выше, становится светло. Прилетела птичка, клюнула что-то на песке у озера. От клюва остался след - это точка. Проползла маленькая змейка. След от змейки на песке - кривая линия. Солнце уже высоко, наступил день. Все растения тянутся к солнышку. Наше мысленное путешествие заканчивается.

СЛАЙД 6

 

- Вы узнали секрет. Давайте попробуем применить секрет для определения названия новых  геометрических фигур.

 - Как называется линия, где море смыкается с небом? (линия горизонта).

 -  Какая она? ( прямая)

- Как называется след от клюва птички на песке? (точка)
- Какую линию оставила змейка? (Кривая)

V. Реализация построенного проекта: (5 - 6 мин)

Цель: создание проекта выхода и проба применить его на практике.

- Сейчас волшебными стали и ваши карандаши.  У каждого из вас есть карточка с рисунком. Возьмите свой волшебный карандаш и поставьте точку в левом верхнем углу. Как вы это сделали? (лёгким прикосновением карандаша)

- ..., выйди, покажи, пожалуйста, как ты это сделал на интерактивной доске.

- А чем точка отличается от ягодки земляники? (Ягодка большая, а точка маленькая)

- Нарисуйте путь точки по рассказу: "Точка пошла в лес. Сначала она дошла до молодой берёзки, обогнула её слева и пошла к земляничке, дошла до неё и плавно повернула к озеру.

- Какая линия получилась? (Кривая)

- А можно ли было быстрее, короче дойти до озера сразу? Каким образом? (прямо)

- Какая линия в результате может получиться? (Прямая)

- Кто догадался, как это можно сделать? (Под линейку)

- Начертите прямую линию от точки до озера с помощью линейки. Оцените свою работу с помощью смайлов. СЛАЙД 7

 

Физминутка

- Поднимитесь, пожалуйста. Выполняйте движения по заданию. Показываю прямую линию - руки поднимите вверх, кривую - бежим на месте, точка - приседайте

 

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи: (5 - 6 мин)

Цель: решение типовых задач по новой теме.

-  А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод по теме.

Точка получается одним прикосновением карандаша к листу. Точка самая основная и простая геометрическая фигура.

 Прямую линию можно начертить с помощью линейки, а кривую можно чертить как угодно.

У прямых и кривых линий нет концов. Их   можно продолжить. СЛАЙД 8-9

 

Прямые линии можно найти и в окружающей обстановке. Попробуйте их назвать.

Игра «Угадай, что это за линия?» (хорошо читающие дети снимают с сенсорного креста и читают загадки)

- Отгадайте загадки, но при этом не забывайте, с какими понятиями мы сегодня познакомились.

1. Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга, чтобы нарисовать её, необходимо провести кривые линии.)

- Сколько нужно провести кривых линий, чтобы получилась радуга? Кто знает стихотворение о том, в какой последовательности идут цвета радуги?

2. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь, состоит из прямых линий.)

3. Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел —

Значит, день пришел.

(Солнечный луч, состоит из прямой линии.)

4. Висит сито – не людьми свито. (Паутина, в ней есть и прямые и кривые линии.)

Оцените свою работу с помощью смайлов.

 

VII. Этап работы в парах и самостоятельной работы с проверкой по эталону: (6 - 7 мин)

Цель: самостоятельное выполнение типовых заданий, проверка их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. Создание ситуации успеха для каждого ученика.

- Откройте учебник на с. 38. Найдите на рисунке прямые и кривые линии. Поработайте в паре, показывая и называя друг другу по очереди.

- Как можно с помощью линейки проверить, прямая линия или нет? ( Приложить линейку, если линия с ней совпадает, то линия прямая)

 -Множество точек разделите по цвету. Сколько получилось частей? 4

- Какую фигуру напоминают красные точки? круг

- А зеленые точки? треугольник

-Сколько синих точек в этом множестве? 8

- Сколько оранжевых? 7

 

Физминутка для мелкой мускулатуры пальцев рук Е. Железнова "Мы кружок нарисовали" аудиозапись песни

Рисуем на ладони кружочек, черточку, волну, точки, а потом – встряхиваем кистями рук.

 

- Откройте Рабочую тетрадь на с. 30 №1. Выполните задание самостоятельно, отмечая точками количество линий.

- Сколько линий на рисунках? (6)

- Сколько прямых линий? (2)

- Какого они цвета? ( синего и красного)

- Сколько кривых линий ? ( 4)

- Рассмотрим №2. Дорисуйте верёвочки.

- Какие линии получились?

- Покажите соседу по парте прямые линии, что это? ( верёвки для белья и качелей)

- Назовите кривые линии, что это? ( Скакалка и лента гимнастки) Оцените свою работу на этом этапе с помощью смайлов.

 

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения: (6 - 3 мин)

Цель: фиксация полученных знаний, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

- Как вы думаете, можем ли мы применить новые знания в жизни? Где и как?

- Почему у нас возникла необходимость  изучить данную тему?(этот материал войдет в нашу копилку знаний, пригодится в жизни).

- Как вы думаете, какие задания нам дальше нужно выполнять?( задания на повторение изученного).

 

В зависимости от оставшегося времени можно выполнить фронтально, индивидуально (возможность работы на отдельном ноутбуке, самостоятельно)

 

* https://learningapps.org/view7597771Проверь себя. 1 класс. Точка и линии. Восстановите текст.

* Помочь карандашу разбить линии на группы и сравнить их число.

* Выполнить задания на Электронном приложении к учебнику Г.В. Дорофеевой, Т.Н. Мираковой 1CD

СЛАЙД  10 -11

 

Оцените свою работу с помощью смайлов.

— В какую страну путешествовали? Над чем работали на уроке?

IX. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание: (1 - 2 мин)

Цель: рекомендации к выполнению домашнего задания.

- А тем ребятам, кто захочет проверить и закрепить свои знания по теме нужно будет зайти на образовательную платформу Учи.ру  в предмет Математика, раздел Геометрия  Точка, линия и выполнить предлагаемые задания. СЛАЙД 12

 

X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке: (2 - 1 мин)

Цель: соотнесение задач, которые учащиеся  ставили на уроке и результатов своей деятельности.

- Заполните карту самоотчёта

- Кто доволен сегодняшним уроком? Оцените свою работу с помощью смайлов.

- Спасибо за работу, молодцы!

 

/data/files/e1566804199.doc (Пояснительная записка к приложениям)

 

/data/files/y1566804119.ppt (Точка и линии)

/data/files/j1566804139.mp4 (Занимательная геометрия)

/data/files/v1566804179.mp3 (Мы кружок нарисовали)

/data/files/s1566804243.doc (Приложения к уроку)

Комментарии

Спасибо,отличный урок, взяла в копилку!

17 July 2019

Спасибо за оценку, Елена Фёдоровна!

17 July 2019

Спасибо, Людмила Васильевна, грамотный урок!

17 July 2019

Благодарю за отличный конспект урока!

18 July 2019

Спасибо, уважаемые коллеги, Ваше мнение мне очень важно!

18 July 2019

Поздравляю с победой, Людмила Васильевна!

27 August 2019

Спасибо, Елена Фёдоровна! Очень приятно!

27 August 2019

Вы молодец, так держать!

27 August 2019