Конспект урока с мультимедиа «Точка и линии» (Математика, 1 класс)
ТЕМА: «Точка и линии»
Класс: 1 класс
Предмет: математика
УМК (авторы): «Перспектива». Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука.
Тип урока : ОНЗ
Цель: формирование представлений о точке, прямых и кривых линиях.
Планируемые результаты(предметные):
- учащиеся научатся различать и называть точку, прямую линию, кривую линию;
- использовать математическую терминологию при выполнении заданий разного вида.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- совместно с учителем оценивать действия, вносить соответствующие коррективы;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные:
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делая выводы;
- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
- строить небольшие математические высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
- принимать участие в работе фронтальной, индивидуальной, в парах;
- воспринимать мнение других людей и их позицию;
- уметь аргументировать.
Личностные:
- осознавать математические составляющие окружающего мира;
- проявлять интерес к учебному материалу;
- давать оценку своей работе на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Методы: словесные, наглядные, практические, ЭОР
Образовательные ресурсы
- Математика. 1 класс. Учебник, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 128 с.
- Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. изд-во «Просвещение». — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 95 с.
- Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 1 класс.- 2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. - 840 с.
- ММП (с использованием ЭОР - фрагмент видеофильма"Занимательная математика" Р. Саакянц)
- Доска SMART Board, проектор;
- Математика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой /1CD/ (В комплекте с учебником)ü аудио запись песни Е. Железновой "Мы кружок нарисовали"
- Индивидуальный комплект у каждого учащегося: карта самоотчёта - карточка с рисунком, 3 смайла, таблица с числами и буквами. Рисунок карандаша, прямой и кривой линий, точки
Конспект урока с мультимедиа приложением
RAR / 33.39 Мб
ТЕМА: «Точка и линии»
Класс: 1 класс
Предмет: математика
УМК (авторы): «Перспектива». Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука.
Тип урока : ОНЗ
Цель: формирование представлений о точке, прямых и кривых линиях.
Планируемые результаты(предметные):
- учащиеся научатся различать и называть точку, прямую линию, кривую линию;
- использовать математическую терминологию при выполнении заданий разного вида.
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- совместно с учителем оценивать действия, вносить соответствующие коррективы;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные:
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делая выводы;
- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
- строить небольшие математические высказывания в устной форме.
Коммуникативные:
- принимать участие в работе фронтальной, индивидуальной, в парах;
- воспринимать мнение других людей и их позицию;
- уметь аргументировать.
Личностные:
- осознавать математические составляющие окружающего мира;
- проявлять интерес к учебному материалу;
- давать оценку своей работе на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Методы: словесные, наглядные, практические, ЭОР
Образовательные ресурсы
- Математика. 1 класс. Учебник, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 128 с.
- Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Ч. 1/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. изд-во «Просвещение». — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2018. — 95 с.
- Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по математике. 1 класс.- 2-е изд. - М.: ВАКО, 2017. - 840 с.
- ММП (с использованием ЭОР - фрагмент видеофильма"Занимательная математика" Р. Саакянца)
- Доска SMART Board, проектор;
üМатематика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой /1CD/ (В комплекте с учебником)
üаудио запись песни Е. Железновой "Мы кружок нарисовали"
- Индивидуальный комплект у каждого учащегося: карта самоотчёта - карточка с рисунком, 3 смайла, таблица с числами и буквами,
- Рисунок карандаша, прямой и кривой линий, точки
Ход урока:
І. Этап мотивации: (1 - 2 мин)
Цель: создание таких условий, чтобы ученик внутренне собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин».
Мы -умные, мы - дружные,
Мы - внимательные,
Мы - старательные.
Мы - отлично учимся,
У нас всё получится!
- Урок математики.
- Присаживайтесь, называя по цепочке числа натурального ряда
- Обратите внимание у каждого из вас на столе - лист, с одной стороны которого карта самоотчёта, а с другой - рисунок для работы на уроке. Как всегда на уроке для самооценивания нам понадобятся смайлы. Зелёный - всё получилось, было понятно, собой доволен; жёлтый - было интересно, но некоторые задания вызывали затруднения; красный - было трудно, есть над чем поработать.
СЛАЙД 2
ІІ. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии: (5 - 6 мин)
Цель: внутреннее осознание учащимися потребности открытия новых знаний и умений. Активизация мыслительных процессов.
- Сосчитайте с соседом по парте от 1 до 10 по очереди, друг за другом и от 10 до 1. Оцените с помощью смайла свою работу.
- Работаем с таблицей. Возьмите красный карандаш.
- Отметьте букву, с числом предыдущим для числа 6
- число, которое находится между числами 16 и 18
- Предыдущее числа 3
- Последующее числа 18
- число, которое в натуральном ряду находится между числами 11 и 13
- Число следующее за числом 17
- Число, которое при счёте идёт перед числом 9
- Проверяем, назовите ответы 5, 17, 2, 19, 12, 18, 8. Оцените свою работу с помощью смайлов.
- Мы получили множество чисел. Что такое множество?
- На какие подмножества можно разбить множество этих чисел? ( однозначные и двузначные; чётные и нечётные)
-А какое же слово у нас получилось? (МОЛОДЕЦ)
-Вы действительно, молодцы. Чему учились? ( совершенствовали вычислительные навыки, буквы складывали в слово) СЛАЙД 3
III. Этап выявления места и причины затруднений: (4 - 5 мин)
Цель: осознание учащимися, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
-Отгадайте загадку:
Чертят им или рисуют.
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш,
Мой волшебный … (карандаш)
Учитель держит в руках карандаш.(вывесить на доску картинку)
- Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового, и вместе с ним мы отправляемся в увлекательное путешествие в одну замечательную страну. Какую, давайте узнаем, выполнив действия.
СЛАЙД 4
- Карандаш нас знакомит со страной Геометрия.
- Может быть кто-нибудь знает, что это за страна такая?
Геометрия - это раздел математики, который изучает фигуры и их свойства. Это слово греческого происхождения и состоит из двух греческих слов: ГЕО - «земля», МЕТРЕО - «измеряю».
- Давайте посмотрим видеофильм, который поможет нам больше узнать о геометрии.
- Что вы запомнили? Оцените свою работу на этом этапе с помощью смайлов.
Физминутка для глаз
Глаза поднять вверх-вниз, влево-вправо. Повторить по 4 раза.
Нарисуйте глазами окружность влево, вправо. Повторить по 4 раза.
Крепко зажмурить глаза, сосчитать до 10 про себя, а затем открыть их на такое же время. Повторить 4-6 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторить 3 раза.
-Разгулялся как-то наш карандаш и оставил на бумаге следы своего присутствия.
-Посмотрите, что же получилось?
- Что вы видите?
СЛАЙД 5
- Со всеми ли фигурами вы знакомы? Какие геометрические фигуры можно объединить во множество?
-В чём ваше затруднение? (Как точно называются оставшиеся геометрические фигуры)
- Какова тема нашего урока? ( Точки и линии)
- Какие задачи мы перед собой поставим? (разобраться как называются геометрические фигуры, больше узнать о них, научиться их различать, правильно рисовать.)
IV. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации: (3 - 4 мин)
Цель: выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. Выбирается способ, который позволит получить новое знание: способ уточнения, способ дополнения.
- Раскрою вам один секрет, а вы внимательно послушайте и посмотрите. Это берег большой реки. Солнышка еще нет, но уже светает. Тепло, спокойно. Мысленно оглядитесь вокруг, посмотрите вдаль, туда, где река смыкается с небом. Это линия горизонта - прямая линия. Она тянется далеко-далеко влево и вправо. У прямой линии нет ни начала, ни конца.
Солнышко встает из-за горизонта. Оно поднимается выше, становится светло. Прилетела птичка, клюнула что-то на песке у озера. От клюва остался след - это точка. Проползла маленькая змейка. След от змейки на песке - кривая линия. Солнце уже высоко, наступил день. Все растения тянутся к солнышку. Наше мысленное путешествие заканчивается.
СЛАЙД 6
- Вы узнали секрет. Давайте попробуем применить секрет для определения названия новых геометрических фигур.
- Как называется линия, где море смыкается с небом? (линия горизонта).
- Какая она? ( прямая)
- Как называется след от клюва птички на песке? (точка)
- Какую линию оставила змейка? (Кривая)
V. Реализация построенного проекта: (5 - 6 мин)
Цель: создание проекта выхода и проба применить его на практике.
- Сейчас волшебными стали и ваши карандаши. У каждого из вас есть карточка с рисунком. Возьмите свой волшебный карандаш и поставьте точку в левом верхнем углу. Как вы это сделали? (лёгким прикосновением карандаша)
- ..., выйди, покажи, пожалуйста, как ты это сделал на интерактивной доске.
- А чем точка отличается от ягодки земляники? (Ягодка большая, а точка маленькая)
- Нарисуйте путь точки по рассказу: "Точка пошла в лес. Сначала она дошла до молодой берёзки, обогнула её слева и пошла к земляничке, дошла до неё и плавно повернула к озеру.
- Какая линия получилась? (Кривая)
- А можно ли было быстрее, короче дойти до озера сразу? Каким образом? (прямо)
- Какая линия в результате может получиться? (Прямая)
- Кто догадался, как это можно сделать? (Под линейку)
- Начертите прямую линию от точки до озера с помощью линейки. Оцените свою работу с помощью смайлов. СЛАЙД 7
Физминутка
- Поднимитесь, пожалуйста. Выполняйте движения по заданию. Показываю прямую линию - руки поднимите вверх, кривую - бежим на месте, точка - приседайте
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи: (5 - 6 мин)
Цель: решение типовых задач по новой теме.
- А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод по теме.
Точка получается одним прикосновением карандаша к листу. Точка самая основная и простая геометрическая фигура.
Прямую линию можно начертить с помощью линейки, а кривую можно чертить как угодно.
У прямых и кривых линий нет концов. Их можно продолжить. СЛАЙД 8-9
- Прямые линии можно найти и в окружающей обстановке. Попробуйте их назвать.
Игра «Угадай, что это за линия?» (хорошо читающие дети снимают с сенсорного креста и читают загадки)
- Отгадайте загадки, но при этом не забывайте, с какими понятиями мы сегодня познакомились.
1. Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга, чтобы нарисовать её, необходимо провести кривые линии.)
- Сколько нужно провести кривых линий, чтобы получилась радуга? Кто знает стихотворение о том, в какой последовательности идут цвета радуги?
2. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь, состоит из прямых линий.)
3. Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел —
Значит, день пришел.
(Солнечный луч, состоит из прямой линии.)
4. Висит сито – не людьми свито. (Паутина, в ней есть и прямые и кривые линии.)
Оцените свою работу с помощью смайлов.
VII. Этап работы в парах и самостоятельной работы с проверкой по эталону: (6 - 7 мин)
Цель: самостоятельное выполнение типовых заданий, проверка их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. Создание ситуации успеха для каждого ученика.
- Откройте учебник на с. 38. Найдите на рисунке прямые и кривые линии. Поработайте в паре, показывая и называя друг другу по очереди.
- Как можно с помощью линейки проверить, прямая линия или нет? ( Приложить линейку, если линия с ней совпадает, то линия прямая)
-Множество точек разделите по цвету. Сколько получилось частей? 4
- Какую фигуру напоминают красные точки? круг
- А зеленые точки? треугольник
-Сколько синих точек в этом множестве? 8
- Сколько оранжевых? 7
Физминутка для мелкой мускулатуры пальцев рук Е. Железнова "Мы кружок нарисовали" аудиозапись песни
Рисуем на ладони кружочек, черточку, волну, точки, а потом – встряхиваем кистями рук.
- Откройте Рабочую тетрадь на с. 30 №1. Выполните задание самостоятельно, отмечая точками количество линий.
- Сколько линий на рисунках? (6)
- Сколько прямых линий? (2)
- Какого они цвета? ( синего и красного)
- Сколько кривых линий ? ( 4)
- Рассмотрим №2. Дорисуйте верёвочки.
- Какие линии получились?
- Покажите соседу по парте прямые линии, что это? ( верёвки для белья и качелей)
- Назовите кривые линии, что это? ( Скакалка и лента гимнастки) Оцените свою работу на этом этапе с помощью смайлов.
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения: (6 - 3 мин)
Цель: фиксация полученных знаний, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
- Как вы думаете, можем ли мы применить новые знания в жизни? Где и как?
- Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?(этот материал войдет в нашу копилку знаний, пригодится в жизни).
- Как вы думаете, какие задания нам дальше нужно выполнять?( задания на повторение изученного).
В зависимости от оставшегося времени можно выполнить фронтально, индивидуально (возможность работы на отдельном ноутбуке, самостоятельно)
* https://learningapps.org/view7597771Проверь себя. 1 класс. Точка и линии. Восстановите текст.
* Помочь карандашу разбить линии на группы и сравнить их число.
* Выполнить задания на Электронном приложении к учебнику Г.В. Дорофеевой, Т.Н. Мираковой 1CD
СЛАЙД 10 -11
Оцените свою работу с помощью смайлов.
— В какую страну путешествовали? Над чем работали на уроке?
IX. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание: (1 - 2 мин)
Цель: рекомендации к выполнению домашнего задания.
- А тем ребятам, кто захочет проверить и закрепить свои знания по теме нужно будет зайти на образовательную платформу Учи.ру в предмет Математика, раздел Геометрия Точка, линия и выполнить предлагаемые задания. СЛАЙД 12
X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке: (2 - 1 мин)
Цель: соотнесение задач, которые учащиеся ставили на уроке и результатов своей деятельности.
- Заполните карту самоотчёта
- Кто доволен сегодняшним уроком? Оцените свою работу с помощью смайлов.
- Спасибо за работу, молодцы!
/data/files/e1566804199.doc (Пояснительная записка к приложениям)
/data/files/y1566804119.ppt (Точка и линии)
/data/files/j1566804139.mp4 (Занимательная геометрия)
/data/files/v1566804179.mp3 (Мы кружок нарисовали)
/data/files/s1566804243.doc (Приложения к уроку)
Перминова Елена Федоровна
Федотова Людмила Васильевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Владимировна
Федотова Людмила Васильевна
Перминова Елена Федоровна
Федотова Людмила Васильевна
Перминова Елена Федоровна