Конспект урока с мультимедийным сопровождением «М.И. Глинка в Испании»
Конспект урока музыки с мультимедийным приложением
Учитель: Бузина Ольга Владимировна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1».
Предмет: музыка
Программа: «Музыка. 1-4 классы» В.О. Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр
Класс: 4
Продолжительность урока: 45 минут.
Тема: «Глинка в Испании».
Художественно - педагогическая идея: Единение интонаций Испании и русской души.
Цель урока: познакомить учащихся с произведениями М.И. Глинки, написанными под впечатлением поездки в Испанию, со специфическими особенностями испанской музыки, стилевыми особенностями танца хота.
Задачи:
Обучающие: 1.Углубить знания учащихся о жизни и творчестве М.И. Глинки.
2.Узнать стилевые особенности испанского танца хота.
3.Выявить специфические особенности испанской народной музыки.
Развивающие: 1.Развивать творческое мышление, уметь строить гипотезы и догадки.
2. Развивать ритмический и интонационный слух.
3.Обогащать эмоционально-чувственный опыт учащихся.
Воспитывающие: 1. Воспитывать любовь и уважение к музыкальной культуре Испании.
2. Создать условия для развития коммуникативных навыков: умения работать в группе, в хоре.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: игровой, метод размышления о музыке, пластическое интонирование.
Ключевые понятия: хота, серенада, романс, кастаньеты.
Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация, фонограммы музыкальных произведений, кастаньеты, портрет М.И.Глинки, карточки.
Планируемые результаты:
Личностные:
-проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
-овладение навыками слушательской и исполнительской культуры в процессе музыкально-творческой деятельности;
-развитие музыкальных способностей, образного мышления и творческого воображения;
- уважительное отношение к духовным ценностям музыкальной культуры, произведений, написанных под впечатлением поездки в другую страну.
Метапредметные:
-проявление творческой инициативы и самостоятельности;
- решение учебных задач в сотрудничестве с одноклассниками; - самостоятельный поиск, извлечение и отбор информации.
Предметные:
-осознанное восприятие музыкальных произведений, написанных под впечатлением поездки в Испанию, специфических особенностей испанской музыки, стилевых особенностей танца хота;
- усвоение терминов и понятий музыкального языка;
- умение выявлять особенности средств музыкальной выразительности.
Структура и ход урока:
1 этап. Оргмомент. Эмоциональный настрой. Формулирование темы учащимися. Целеполагание. (4 минуты)
2 этап. Актуализация знаний учащихся. (2 минуты)
3 этап. Художественное освоение музыкального материала с использованием ИКТ. Погружение в тему. (29 минут)
4 этап. Вокально-хоровая работа. (4 минуты)
5 этап. Обобщение изученного. (2 минуты)
6 этап. Рефлексия учебной деятельности.(2 минуты)
7 этап. Домашнее задание. Оценивание.(2 минуты)
Ход урока.
I.Оргмомент. Эмоциональный настрой. Формулирование темы учащимися. Целеполагание.
Учитель подводит учащихся к формулированию темы и цели урока при помощи кроссворда.
-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Садитесь.
- Ребята, вы любите путешествовать?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А сейчас вам предстоит угадать, какую страну посетим. В этом поможет кроссворд «Музыкальные инструменты». Разгадав его, по вертикали вы прочтёте название страны, в которую нам предстоит сегодня отправиться!
(Слайд 2)
Кроссворд «Музыкальные инструменты»
1. Шести- и семиструнная,
Легка и хороша,
Всегда необходимая
В походе у костра.
2. Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё, играет ...
3. Играть умеет он и «форте» и «пиано»,
За что назвали его….
4. Молодёжь из разных стран
Лихо пляшет под ….
5. Он любит, когда его бьют,
Покоя ему не дают –
Он пляшет в руках и звенит,
И добрых людей веселит.
6. Он звуком бархатным поёт
И сразу за душу берёт,
Не контрабас и не свирель,
Зовут его…
7. У этого инструмента
Есть клавиши, педаль.
Несомненно, это звонкий
Чёрный, глянцевый …
Учащиеся определяют, о каких музыкальных инструментах идёт речь.
Ответы учащихся.
1. Гитара.
2. Скрипка.
3. Фортепиано
4. Баян.
5. Бубен.
6. Виолончель.
7. Рояль.
-Какое слово получилось по вертикали?
- По вертикали получилось слово «Испания». Это название страны.
- Да, мы совершим путешествие в Испанию. Так как у нас урок музыки, то будем путешествовать вместе с композитором и его музыкой. А фамилию композитора вы узнаете, посмотрев на слайд. Ребята, кто это?
(Слайд 3) (портрет М.И. Глинки)
( Слайд 4)
-Это композитор Глинка.
-Давайте сформулируем тему урока. Ключевые слова у нас есть: М.И. Глинка, Испания.
- Глинка в Испании.
- Правильно. Тема звучит так: «М.И. Глинка в Испании». (Слайд 5)
- Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Учащиеся формулируют цель урока и прогнозируют свою деятельность.
- Познакомимся с произведениями М.И. Глинки, написанными под впечатлением поездки в Испанию, услышим особенности испанской музыки.
-Наверно, мы будем слушать произведения Глинки, петь.
- Может быть, играть на каких-нибудь музыкальных инструментах, танцевать.
II.Актуализация знаний учащихся.
Учитель задаёт вопросы, позволяющие учащимся вспомнить изученный материал.
- Что вы знаете о композиторе, с которым мы будем путешествовать?
- Какие его произведения вам знакомы?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
III. Художественное освоение музыкального материала с использованием ИКТ. Погружение в тему.
1. Рассказ учителя о композиторе.
- Чтобы совершить путешествие с человеком, нужно побольше о нём узнать.
Согласны? Сейчас я познакомлю вас с ним поближе. (Слайд 6)
- Родился М. И. Глинка на Смоленщине в семье капитана Ивана Николаевича Глинки. (Слайд 7)
По рассказам матери композитора после первого крика новорождённого под самым окном её спальни раздался громкий голос соловья. С первых лет жизни в памяти будущего композитора глубокое впечатление оставили русские песни и сказки, и до последних дней русская песня была его любимой музыкой. Развитию музыкальных способностей Глинки способствовало домашнее воспитание. (слайд 8).
Когда мальчику исполнилось 10 лет, родители переехали в Петербург и отдали его учиться в Благородный пансион.
(слайд 9)
Родители очень часто водили его в театр. Балеты и оперы приводили юношу в восторг. В пансионе он был одним из лучших учеников. Впоследствии стал известным композитором и путешествовал по другим странам. (Слайд 10)
2. Фронтальная беседа.
- Вы сказали, что любите путешествовать. В каких местах побывали? Что понравилось? Какие впечатления остались? (ответить в 2 предложениях)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Так же и Глинка. Когда он путешествовал по Испании, то увидел много интересного. Эта страна произвела на композитора огромное впечатление.
- Ребята, мы с вами живём в России, а кто знает: Испания находится далеко от нас или близко? Посмотрите на карту. (Слайд 11)
Учащиеся рассматривают карту и делают вывод:
-Испания находится далеко от нас.
- Но это не беда, ведь познакомить нас с культурой этого народа может музыка!
3. Виртуальное путешествие.
(Слайд 12) Мы начинаем наше путешествие и посетим два красивейших места в Испании – это г. Севилья и местечко под названием Арагон. Увидим то, что видел композитор. Услышим то, что слышал он, и подумаем, что ценного мог привезти М.И. Глинка из Испании, будучи композитором.
- Перед нами Испания. (Слайды 13-14) Красивейшая, яркая, необычная, живописная природа. (Слайд 15) Парк «Лабиринт Орта» - один из старейших парков в Барселоне. (Слайд 16) Самая многоводная река в Испании – Эрбо. (Слайд 17) «Пик Монтанеза» - один из самых высоких в Испании.
- Какая она, Испания? Что видите? Что слышите?
(Слайды 18 - 22)
-Видим красивое здание, море, музыкантов, танцоров; быков, бегущих по улице.
- Слышим шум моря, музыку, стук копыт бегущих быков, стук каблуков танцоров…
- Перед нами яркая, экзотическая страна, (Слайд 23) расположенная в горах, (Слайд 24) омываемая морями и (Слайд 25) океанами, с незабываемой архитектурой, (Слайд 26-27) наполненная музыкой, (Слайд 28) танцами, (Слайд 29) корридой. (Слайд 30)
- Глинка писал: «Посетить Испанию — мечта моей юности. Я вступил в Испанию 20 мая — в самый день моего рождения, и был совершенно в восторге...».
Глинка приехал в Испанию в 1845 году и, пленённый ею, провёл здесь около 2 лет. Первое место, которое посетил Глинка – это живописное местечко Арагон, которое находится на северо-востоке Испании (Слайд 31)
- Ребята, как вы думаете, что ценного для себя мог привезти М.И. Глинка из Испании, будучи композитором?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Глинку, наверно, больше всего очаровывала народная музыка Испании, ритмы которой он использовал в своих произведениях.
-И мы вслед за Глинкой отправляемся в Арагонию. Идём по улице одного из городов и что же мы видим? (Слайд 32)
- Танцуют люди.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассматривая слайды презентации:
-Они танцуют под музыку?
-Да. Они танцуют под музыку.
-Люди танцуют под народную испанскую музыку. А танец, который они танцуют называется «хота».
« По вечерам собирались у нас соседи и знакомые, - вспоминал М.Глинка о своём пребывании в Арагонии,- пели, плясали и беседовали. Один из гостей бойко играл на гитаре, в особенности арагонскую хоту, которую я с его вариациями удержал в памяти и сделал из них пьесу».
- Хота – это испанский парный танец, который появился в 18 веке в Арагонии. (Слайды 33-34)
- Можем ли мы услышать интонации народной музыки Испании в произведении Глинки? Давайте попробуем это сделать. Послушаем произведение композитора «Арагонская хота» Учитель на доске поворачивает карточку со словом «хота».
4. Групповая работа.
- Но прежде я предлагаю разбиться на 4 творческие группы. Каждой группе я приготовила конверт с заданием, познакомьтесь с ним, обсудите. Определите, кто будет представлять результаты работы.
1 группа отвечает за жанр музыки (песенный, танцевальный и маршевый)
2 группа – за характер звучания мелодии (весело, грустно)
3 группа - за динамику (силу звука) (громко, тихо)
4 группа – за темп (медленный, быстрый)
Учащиеся работают в группах. Размышляют, определяют жанр, характер, динамику, темп музыки. Фиксируют на карточках результаты работы.
-Всё понятно, не возникло вопросов? А теперь давайте послушаем «Арагонскую хоту».
5.Слушание.
Учитель мотивирует учащихся на музыкально-творческую деятельность: слушание:
-Слушая «Арагонскую хоту», постарайтесь услышать интонации народной музыки Испании.
Слушание «Арагонской хоты». (Слайд 35)
6.Отчёт групп о работе.
Учитель организует отчёт групп о работе.
-А теперь обсудите задание и выберите правильный ответ. Когда какая-то группа уже будет готова, поднимите руку, чтобы я видела, что вы уже справились с заданием.
Учащиеся отчитываются о работе в группах. На доску ребята прикрепляют магнитами правильные ответы.
1 группа: жанр музыки: танцевальный.
2 группа: характер звучания :весело.
3 группа: громко.
4 группа: темп музыки быстрый.
7. Фронтальная беседа по произведению.
- Дайте характеристику музыкальному образу? Какой он?
- Яркий, радостный, задорный, певучий, ласковый, построен на контрасте.
-В чьём исполнении прозвучала музыка танца?
- В исполнении симфонического оркестра.
- Какой национальный музыкальный инструмент был использован композитором? Он подчёркивал ритм?
-Кастаньеты.
(Слайды 36-38)
- Кастаньеты – это испанский ударный инструмент. Кастаньеты надевают испанские танцоры на большие пальцы рук, чтобы ещё ярче подчеркнуть ритм танца.
8. Игра на кастаньетах.
Учитель мотивирует учащихся на исполнительскую деятельность.
- Ребята, а кто хотел бы поиграть на кастаньетах вместе со мной? Наверное, будет правильнее, если первым выйдет играть на кастаньетах тот, кто угадал название этого инструмента.
Учащиеся знакомятся с испанским ударным инструментом, играют на кастаньетах.
- Ребята, Глинка – великий русский композитор, а удалось ли ему передать ритмы, музыку Испании?
- Да. Он овладел особенностями музыкального языка данной страны.
- Чтобы изучить разговорный язык другого народа, нам необходимы книги, словари, общение. Чтобы познать музыку другого народа, необходимо проникнуть в особенности, колорит его музыкальной культуры. М.И. Глинке удалось такое проникновение в музыку Испании, благодаря чему родился ряд произведений об Испании. Одно мы уже послушали. Это «Арагонская хота».
9. Физминутка.
- Ребята, а сейчас я бы хотела вас попросить представить себя в роли испанских танцоров и попробовать потанцевать под музыку уже известной вам «Арагонской хоты».
Учитель показывает движения. Учащиеся исполняют движения под музыку «Арагонской хоты»
10. Фронтальная беседа.
- Ребята, мы продолжаем наше путешествие дальше. Это замечательный город Севилья. (Слайд 39, 40, 41)
- Ребята, мы не только путешествуем, мы ещё и учимся. Я предлагаю следующее задание: по музыкальному термину отгадайте жанр музыки.
Лирическая песня для голоса и фортепиано. Чаще всего написанная на стихи поэтов.
Учащиеся отгадывают термин:
-Это романс.
Учитель поворачивает карточку на доске со словом «романс».
-Молодцы, ребята. Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки на стихи Александра Сергеевича Пушкина «Я здесь, Инезилья...», (переворачивает карточку на доске) написанный в стиле испанской серенады! (Слайд 42)
- А что такое серенада?
Учитель переворачивает карточку на доске. Со словом «серенада».
- Серенада - это произведение, исполнявшиеся вечером или ночью на улице перед балконом прекрасной дамы.
Ну, а зародилась серенада в Севилье. Здесь она была непременной частью жизни города. То с одной, то с другой улицы всегда доносились звуки музыки. Чаще всего это было пение под аккомпанемент лютни или гитары. Итак, слушаем романс. Инезилья – имя девушки.
11. Слушание романса «Я здесь, Инезилья». (Слайд 42)
- Ребята, какое настроение у вас вызвало это произведение?
- Весёлое, лёгкое, жизнерадостное
- В каком исполнении прозвучал романс?
- В исполнении мужского голоса и музыкального инструмента фортепиано.
IV. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни.
- Ребята, мы завершаем наше путешествие по прекрасной Испании и возвращаемся на Родину, в Россию.(Слайд 43) Многие русские композиторы, по примеру М.И.Глинки, восхищались не только природой зарубежных стран, но и красотами нашей Родины, России. (Слайд 44) И поэтому один из русских композиторов 20 века Е.Крылатов написал замечательную песню о музыке и природе, (Слайд 45) а называется она «Где музыка берёт начало». Учитель раздаёт слова песни. Пожалуйста, послушайте её, подумайте какая она по характеру? Учитель исполняет песню.
- Ребята, какая песня по характеру?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
- Спокойная, лирическая, неторопливая.
- Давайте разучим сегодня 1 куплет.
Но прежде, чем мы будем петь, давайте подготовим наши голосовые связки к работе, нам нужно распеться. Итак, первая распевка на звук «ммм» (мычание), вторая «Я пою, хорошо пою», третья «ми-ма-ми». Учащиеся исполняют распевки.
Итак, мы распелись, а теперь послушайте 1 куплет.
Разучивание песни «Где музыка берёт начало» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
Учащиеся исполняют первый куплет песни.
V. Обобщение изученного.
- Ребята, и в конце нашего урока давайте вспомним, по какой стране мы путешествовали?
- С каким композитором мы совершили путешествие в Испанию?
- С каким инструментом познакомились?
- Какие музыкальные произведения послушали?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
VI. Рефлексия.
Учитель: Подведем итог урока. (Слайд 46)
Прием «Высота успеха»
- С помощью ярких ноток, определите уровень своего успеха на уроке.
Учащиеся оценивают свой успех на уроке.
Дети прикрепляют нотки на нотный стан: чем выше нота, тем выше его уровень знаний по теме урока.
VII.Домашнее задание. Оценивание.
-Так как у нас был урок-путешествие и мы не работали в тетрадях, то я приготовила для вас вот такие листочки с полезной информацией. Вы можете их вклеить в свои тетради по музыке. Эта информация пригодится вам на последующих уроках. И ещё, обратите внимание на домашнее задание: повторите дома ритмические движения танца «хота» или нарисуйте музыкальные впечатления от прослушанных произведений.
На этом наш урок окончен. Спасибо большое, ребята, за сотрудничество! Вы все молодцы! До свидания!
Учащиеся записывают домашнее задание.
Список использованных интернет-ресурсов
1. https://nattik.ru/zagadki/zagadki-pro-muzykalnye-instrumenty.html
2. https://multiurok.ru/files/priiemy-rieflieksii-2.html
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока. Цели и задачи. | Художественно – педагогическая деятельность учителя | Художественно – эстетическая деятельность учащихся | Планируемые результаты. |
1. | Оргмомент. Эмоциональный настрой. Формулирование темы учащимися. Целеполагание. Цель: создание эмоционального настроя на урок, формулирование темы и цели урока учащимися. Задачи: -подведение детей к формулированию темы урока и целеполаганию с использованием игрового момента; -повторение сведений о музыкальных инструментах. | Учитель подводит учащихся к формулированию темы и цели урока при помощи кроссворда. -Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Садитесь. - Ребята, вы любите путешествовать? - Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. А сейчас вам предстоит угадать, какую страну посетим. В этом поможет кроссворд «Музыкальные инструменты». Разгадав его, по вертикали вы прочтёте название страны, в которую нам предстоит сегодня отправиться! (Слайд 2) Кроссворд «Музыкальные инструменты» 1. Шести- и семиструнная, Легка и хороша, Всегда необходимая В походе у костра. 2. Как будто девушка запела, И в зале словно посветлело. Скользит мелодия так гибко. Затихло всё, играет ... 3. Играть умеет он и «форте» и «пиано», За что назвали его…. 4. Молодёжь из разных стран Лихо пляшет под …. 5. Он любит, когда его бьют, Покоя ему не дают – Он пляшет в руках и звенит, И добрых людей веселит. 6. Он звуком бархатным поёт И сразу за душу берёт, Не контрабас и не свирель, Зовут его… 7. У этого инструмента Есть клавиши, педаль. Несомненно, это звонкий Чёрный, глянцевый … -Какое слово получилось по вертикали? - Да, мы совершим путешествие в Испанию. Так как у нас урок музыки, то будем путешествовать вместе с композитором и его музыкой. А фамилию композитора вы узнаете, посмотрев на слайд. Ребята, кто это? (Слайд 3) (портрет М.И. Глинки) ( Слайд 4) -Давайте сформулируем тему урока. Ключевые слова у нас есть: М.И. Глинка, Испания. - Правильно. Тема звучит так: «М.И. Глинка в Испании». (Слайд 5) - Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся определяют, о каких музыкальных инструментах идёт речь. Ответы учащихся. 1. Гитара. 2. Скрипка. 3. Фортепиано 4. Баян. 5. Бубен. 6. Виолончель. 7. Рояль. - По вертикали получилось слово «Испания». Это название страны. -Это композитор Глинка. Учащиеся формулируют тему урока «М.И. Глинка в Испании». Учащиеся формулируют цель урока и прогнозируют свою деятельность. - Познакомимся с произведениями М.И. Глинки, написанными под впечатлением поездки в Испанию, услышим особенности испанской музыки. -Наверно, мы будем слушать произведения Глинки, петь. - Может быть, играть на каких-нибудь музыкальных инструментах, танцевать. | Формирование умения через наводящие вопросы учителя определять тему и цель урока. а также прогнозировать свою деятельность. |
2 | Актуализация знаний учащихся. Цель: повторение ранее изученного материала о композиторе и его произведениях. Задачи: - вспомнить биографию М. И. Глинки; - воспроизвести в памяти его произведения. | Учитель задаёт вопросы, позволяющие учащимся вспомнить изученный материал. - Что вы знаете о композиторе, с которым мы будем путешествовать? - Какие его произведения вам знакомы? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Воспроизведение в памяти учащихся знаний о жизни и творчестве М.И. Глинки, полученных в предыдущие годы обучения. |
3 | Художественное освоение музыкального материала с использованием ИКТ. Погружение в тему. Цель: создать условия для освоения учащимися произведений М.И. Глинки, написанных под впечатлением поездки в Испанию, познакомить учащихся со специфическими особенностями испанской музыки, используя ИКТ. Задачи: -углубить знания учащихся о жизни М.И. Глинки; - помочь им окунуться в атмосферу Испании; -познакомить ребят с «Арагонской хотой», романсом «Я здесь, Инезилья», их особенностями; - познакомить учеников с музыкальными терминами. | Предлагается работа с презентацией, при помощи которой учитель пытается окунуть учащихся в атмосферу Испании, что поможет учащимся лучше представить себе эту страну: её природу, быт, увлечения жителей, чтобы лучше понять музыку М.И. Глинки, написанную под впечатлением поездки в Испанию. 1. Рассказ учителя о композиторе. - Чтобы совершить путешествие с человеком, нужно побольше о нём узнать. Согласны? Сейчас я познакомлю вас с ним поближе. (Слайд 6) - Родился М. И. Глинка на Смоленщине в семье капитана Ивана Николаевича Глинки. (Слайд 7) По рассказам матери композитора после первого крика новорождённого под самым окном её спальни раздался громкий голос соловья. С первых лет жизни в памяти будущего композитора глубокое впечатление оставили русские песни и сказки и до последних дней русская песня была его любимой музыкой. Развитию музыкальных способностей Глинки способствовало домашнее воспитание. (слайд 8). Когда мальчику исполнилось 10 лет, родители переехали в Петербург и отдали его учиться в Благородный пансион. (слайд 9) Родители очень часто водили его в театр. Балеты и оперы приводили юношу в восторг. В пансионе он был одним из лучших учеников. Впоследствии стал известным композитором и путешествовал по другим странам. (Слайд 10) 2. Фронтальная беседа. - Вы сказали, что любите путешествовать. В каких местах побывали? Что понравилось? Какие впечатления остались? (ответить в 2 предложениях) - Так же и Глинка. Когда он путешествовал по Испании, то увидел много интересного. Эта страна произвела на композитора огромное впечатление. - Ребята, мы с вами живём в России, а кто знает: Испания находится далеко от нас или близко? Посмотрите на карту. (Слайд 11) - Но это не беда, ведь познакомить с культурой этого народа нас может музыка! 3. Виртуальное путешествие. (Слайд 12) Мы начинаем наше путешествие и посетим два красивейших места в Испании – это г. Севилья и местечко под названием Арагон. Увидим то, что видел композитор. Услышим то, что слышал он, и подумаем, что ценного мог привезти М.И. Глинка из Испании, будучи композитором. - Перед нами Испания. (Слайды 13-14) Красивейшая, яркая, необычная, живописная природа. (Слайд 15) Парк «Лабиринт Орта» - один из старейших парков в Барселоне. (Слайд 16) Самая многоводная река в Испании – Эрбо. (Слайд 17) «Пик Монтанеза» - один из самых высоких в Испании. - Какая она, Испания? Что видите? Что слышите? (Слайды 18 - 22) - Перед нами яркая, экзотическая страна, (Слайд 23) расположенная в горах, (Слайд 24) омываемая морями и (Слайд 25) океанами, с незабываемой архитектурой, (Слайд 26-27) наполненная музыкой, (Слайд 28) танцами, (Слайд 29) корридой. (Слайд 30) - Глинка писал: «Посетить Испанию — мечта моей юности. Я вступил в Испанию 20 мая — в самый день моего рождения, и был совершенно в восторге...». Глинка приехал в Испанию в 1845 году и, пленённый ею, провёл здесь около 2 лет. Первое место, которое посетил Глинка – это живописное местечко Арагон, которое находится на северо-востоке Испании (Слайд 31) - Ребята, как вы думаете, что ценного для себя мог привезти М.И. Глинка из Испании, будучи композитором? -И мы вслед за Глинкой отправляемся в Арагонию. Идём по улице одного из городов и что же мы видим? (Слайд 32) -Они танцуют под музыку? -Люди танцуют под народную испанскую музыку. А танец, который они танцуют называется «хота». « По вечерам собирались у нас соседи и знакомые, - вспоминал М.Глинка о своём пребывании в Арагонии,- пели, плясали и беседовали. Один из гостей бойко играл на гитаре, в особенности арагонскую хоту, которую я с его вариациями удержал в памяти и сделал из них пьесу». - Хота – это испанский парный танец, который появился в 18 веке в Арагонии. (Слайды33-34) - Можем ли мы услышать интонации народной музыки Испании в произведении Глинки? Давайте попробуем это сделать. Послушаем произведение композитора «Арагонская хота» Учитель на доске поворачивает карточку со словом «хота». 4. Групповая работа. Но прежде я предлагаю разбиться на 4 творческие группы. Каждой группе я приготовила конверт с заданием, познакомьтесь с ним, обсудите. Определите, кто будет представлять результаты работы. 1 группа отвечает за жанр музыки (песенный, танцевальный и маршевый) 2 группа – за характер звучания мелодии (весело, грустно) 3 группа - за динамику (силу звука) (громко, тихо) 4 группа – за темп (медленный, быстрый) -Всё понятно, не возникло вопросов? А теперь давайте послушаем «Арагонскую хоту». 5.Слушание. Учитель мотивирует учащихся на музыкально-творческую деятельность: слушание: -Слушая «Арагонскую хоту», постарайтесь услышать интонации народной музыки Испании. Слушание «Арагонской хоты». (Слайд 35) 6.Отчёт групп о работе. Учитель организует отчёт групп о работе. -А теперь обсудите задание и выберите правильный ответ. Когда какая-то группа уже будет готова, поднимите руку, чтобы я видела, что вы уже справились с заданием. 7. Фронтальная беседа по произведению. - Дайте характеристику музыкальному образу? Какой он? -В чьём исполнении прозвучала музыка танца? - Какой национальный музыкальный инструмент был использован композитором? Он подчёркивал ритм? (Слайды 36-38) - Кастаньеты – это испанский ударный инструмент. Кастаньеты надевают испанские танцоры на большие пальцы рук, чтобы ещё ярче подчеркнуть ритм танца. 8. Игра на кастаньетах. Учитель мотивирует учащихся на исполнительскую деятельность. - Ребята, а кто хотел бы поиграть на кастаньетах вместе со мной? Наверное, будет правильнее, если первым выйдет играть на кастаньетах тот, кто угадал название этого инструмента. - Ребята, Глинка – великий русский композитор, а удалось ли ему передать ритмы, музыку Испании? - Чтобы изучить разговорный язык другого народа, нам необходимы книги, словари, общение. Чтобы познать музыку другого народа, необходимо проникнуть в особенности, колорит его музыкальной культуры. М.И. Глинке удалось такое проникновение в музыку Испании, благодаря чему родился ряд произведений об Испании. Одно мы уже послушали. Это «Арагонская хота». 9. Физминутка. - Ребята, а теперь я бы хотела вас попросить представить себя в роли испанских танцоров и попробовать потанцевать под музыку уже известной вам «Арагонской хоты». Учитель показывает движения. 10. Фронтальная беседа. - Ребята, мы продолжаем наше путешествие дальше, это замечательный город Севилья. (Слайд 39, 40, 41) - Ребята, мы не только путешествуем, мы ещё и учимся. Я предлагаю следующее задание: по музыкальному термину отгадайте жанр музыки. Лирическая песня для голоса и фортепиано. Чаще всего написанная на стихи поэтов. Учитель поворачивает карточку на доске со словом «романс». -Молодцы, ребята. Давайте послушаем романс Михаила Ивановича Глинки на стихи Александра Сергеевича Пушкина «Я здесь, Инезилья...», (переворачивает карточку на доске) написанный в стиле испанской серенады! (Слайд 42) - А что такое серенада? Учитель переворачивает карточку на доске. Со словом «серенада». - Серенада - это произведение, исполнявшиеся вечером или ночью на улице перед балконом прекрасной дамы. 11. Слушание романса «Я здесь, Инезилья». (Слайд 42) - Ребята, какое настроение у вас вызвало это произведение? - В каком исполнении прозвучал романс? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся рассматривают карту и делают вывод: -Испания находится далеко от нас. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассматривая слайды презентации: -Видим красивое здание, море, музыкантов, танцоров; быков, бегущих по улице. - Слышим шум моря, музыку, стук копыт бегущих быков, стук каблуков танцоров… Учащиеся отвечают на вопросы учителя. - Глинку, наверно, больше всего очаровывала народная музыка Испании, ритмы которой он использовал в своих произведениях. -Танцуют люди. -Да. Они танцуют под музыку. Учащиеся работают в группах. Размышляют, определяют жанр, характер, динамику, темп музыки. Фиксируют на карточках результаты работы. Художественное восприятие произведения «Арагонская хота». Учащиеся отчитываются о работе в группах. На доску ребята прикрепляют магнитами правильные ответы. 1 группа: жанр музыки танцевальный. 2 группа: характер звучания :весело. 3 группа: громко. 4 группа: темп музыки быстрый. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: - Яркий, радостный, задорный, певучий, ласковый, построен на контрасте. - В исполнении симфонического оркестра. -Кастаньеты. Учащиеся знакомятся с испанским ударным инструментом, играют на кастаньетах. - Да. Он овладел особенностями музыкального языка данной страны. Учащиеся исполняют движения под музыку «Арагонской хоты» Учащиеся отгадывают термин: -Это романс. Художественное восприятие романса « Я здесь, Инезилья» учащимися. - Весёлое, лёгкое, жизнерадостное. - В исполнении мужского голоса и музыкального инструмента фортепиано. | Начало вхождения в мир духовных ценностей культуры другого народа. Эмоциональный отклик и желание высказаться о своих чувствах. Усвоение терминов и понятий музыкального языка. Формирование умения определять понятия, размышлять, рассуждать, делать выводы. Выработка навыков групповой работы. Развитие умения выказывать своё отношение, выражать эмоции, понимать музыку, музыкальный образ. Развитие музыкальных способностей школьника, образного и ассоциативного мышления, эмоционально-ценностного отношения к явлениям и традициям Испании. Формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность: слушание, инструментальное и пластическое исполнение. Усвоение терминов и понятий музыкального языка. Формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность: слушание. Развитие умения выказывать своё отношение, выражать эмоции, понимать музыку, музыкальный образ. |
4 | Вокально-хоровая работа. Цель: организовать вокально-хоровую работу. Задачи: -вырабатывать вокально-хоровые навыки; -разучить 1 куплет песни «Где музыка берёт начало». | Разучивание песни. - Ребята, мы завершаем наше путешествие по прекрасной Испании и возвращаемся на Родину, в Россию.(Слайд 43) Многие русские композиторы, по примеру М.И.Глинки, восхищались не только природой зарубежных стран, но и красотами нашей Родины, России. (Слайд 44) И поэтому один из русских композиторов 20 века Е.Крылатов написал замечательную песню о музыке и природе, (Слайд 45) а называется она «Где музыка берёт начало». Учитель раздаёт слова песни. Пожалуйста, послушайте её, подумайте какая она по характеру? Учитель исполняет песню. - Ребята, какая песня по характеру? - Давайте разучим сегодня 1 куплет. Но прежде, чем мы будем петь, давайте подготовим наши голосовые связки к работе, нам нужно распеться. Итак, первая распевка на звук «ммм» (мычание), вторая «Я пою, хорошо пою», третья «ми-ма-ми». Итак, мы распелись, а теперь послушайте 1 куплет. Разучивание песни «Где музыка берёт начало» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. - Спокойная, лирическая, неторопливая. Учащиеся исполняют распевки. Учащиеся исполняют первый куплет песни. | Художественное освоение содержания музыкальных образов в процессе вокально – хоровой работы и художественного анализа. Работа с текстом музыкального произведения. Формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность: вокально-хоровая работа. Выработка вокально-хоровых навыков. |
5 | Обобщение изученного. Цель: обобщить изученный материал. | - Ребята, и в конце нашего урока давайте вспомним, по какой стране мы путешествовали? - С каким композитором мы совершили путешествие в Испанию? - С каким инструментом познакомились? - Какие музыкальные произведения послушали? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Закрепление знаний учащихся, полученных на уроке. |
6. | Рефлексия. Цель: создание условий для рефлексии каждого учащегося. | Учитель: Подведем итог урока. (Слайд 46) Прием «Высота успеха» - С помощью ярких ноток, определите уровень своего успеха на уроке. | Учащиеся оценивают свой успех на уроке. Дети прикрепляют нотки на нотный стан: чем выше нота, тем выше его уровень знаний по теме урока. | Умение оценить себя, свои знания. |
7. | Домашнее задание. Оценивание. | Учитель: так как у нас был урок-путешествие и мы не работали в тетрадях, то я приготовила для вас вот такие листочки с полезной информацией. Вы можете их вклеить в свои тетради по музыке. Эта информация пригодится вам на последующих уроках. И ещё, обратите внимание на домашнее задание: повторите дома ритмические движения танца «хота» или нарисуйте музыкальные впечатления от прослушанных произведений. На этом наш урок окончен. Спасибо большое, ребята, за сотрудничество! Вы все молодцы! До свидания! | Учащиеся записывают домашнее задание. |
32
Презентация к уроку "Глинка в Испании"
PPTX / 8.43 Мб
Музыка к уроку
MP3 / 2.74 Мб