Технологическая карта урока химии в 8 классе «Типы химических реакций»
Технологическая карта урока
Предмет: Химия |
Класс: 8 |
Учитель: Горожанина Евгения Сергеевна, МБОУ «СОШ № 11» г.Абакана |
Тема урока: |
Типы химических реакций |
Тип урока: |
урок развивающего контроля |
Цель урока: |
Обобщение, закрепление и систематизация знаний о типах химических реакций. |
Задачи урока: |
Обучающие: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о типах химических реакций, основных классах неорганических соединений. Развивающие: развитие умения применять теоретические знания; умение обобщать, использовать терминологию, анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы, проводить самоанализ и самопроверку. Развивать экспериментальные умения и практические навыки. Воспитательные: формирование интереса к труду, развитие чувства ответственности, воспитание чувства взаимного уважения между учащимися, закрепление навыков безопасного проведения химического эксперимента в процессе выполнения опытов. |
Формы работы: |
Фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая; |
Оборудование: |
Мультимедиапроектор, экран, презентация, учебник химии 8 класс, видео опыты, конверты с дифференцированными заданиями, лабораторное оборудование, реактивы, ряд активности металлов. |
Планируемый результат:
1. Предметные УУД: конкретизировать понятие «химическая реакция», применять закон сохранения масс для расстановки коэффициентов, уметь применять ряд активности металлов для составления уравнений реакций (взаимодействие кислот с металлами, взаимодействие солей с металлами); определять практически осуществимые реакции;
2. МетапредметныеУУД:
- познавательные УУД: давать определение понятиям, обобщать понятия, осуществлять сравнение; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы, понимать, обобщать информацию, представленную в схемах и уравнениях.
-регулятивные УУД: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата .
-коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы, строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, формировать опыт взаимодействия в условиях групповой работы. 3. Личностные УУД: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный Постановка цели урока. Мотивация учащихся Обобщение и систематизация знаний Применение знаний и умений в новой ситуации . Контроль, усвоения, обсуждение допущенных ошибок и коррекция. Подведение итогов занятия. Домашние задание Рефлексия |
Приветствует учащихся. Вызов. Все что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без химических реакций невозможна жизнь. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. Сегодня на уроке мы еще раз повторим и приведем в систему знания, о типах химических реакций, а так же убедимся в практической значимости химических реакций, убедимся в том, что химия - наука действенная, необходимая и интересная. Всем вам известно выражение: “Теория проверяется практикой” На доске представлены слова в произвольном порядке: обмен, реакция, оксиды, кислоты, замещение, вещества, основания, соединение, соли, разложение. Разделите эти понятия на две группы и дайте пояснение. Как связаны между собой слова из этих двух столбиков? Чтобы это выяснить, займемся расследованием. Итак, у нас сегодня необычный урок. Вы на 40 минут становитесь сыщиками и представляете собой частные расследовательские бюро. Но среди вас будут и стажеры, которые получат свои задания. Вам предстоит расследовать дело классов неорганических веществ по их причастности к химическим реакциям. Записываем тему урока: Обобщение по теме «Химические реакции». Любое расследование начинается со сбора фактического материала. Составление кластера Хорошо. Фактический материал собран. Продолжаем. У вас на столах есть таблица, которую необходимо заполнить, ставя плюсы в графы с типами реакций, в которые вступают указанные вещества, проводя расследование. Итак, приступаем к расследованию. 1 расследование – распутайте клубок «улик». Из предложенных веществ составьте по одному уравнению реакции, соответствующее каждому типу реакции. У вас должно получиться 4 уравнения. Каждое вещество один раз принимает участие в химическом процессе. Коэффициенты и математические знаки ставите сами. СаО, SO3, HCl, ZnCl2, H2O, H2, Zn, H2SO4, Na2SO4, FeO, CaSO4, Fe(OH)2, H2O, NaOH. (1)СаО + SO3 → CaSO4 - соединение 2)Zn +2HCl → ZnCl2+ H2 - замещение 3)2NaOH + H2SO4→ Na2SO4 +2H2O – обмена 4)Fe(OH)2→ FeO + H2O – разложение) У стажеров свое задание. Оно находится в конверте под номером 1. Подберите продукты реакции из правого столбика для реакций, схемы которых представлены в левом столбике, расставьте коэффициенты и укажите тип реакций.
Улики собраны. Чтобы их подтвердить, доказать причастность классов неорганических веществ к химическим реакциям и до конца заполнить таблицу, вам необходимо провести экспертизу. Итак, приступаем ко второму расследованию. 2 расследование – криминалистическое. Для этого расследования сыщики проводят по одной экспертизе. Методика у вас на столе в карточке-инструкции, в которой также указаны правила техники безопасности. Перед проведением экспертизы внимательно их прочитайте. Определите возможность протекания реакции (между цинком и раствором сульфата меди (II), цинком и соляной кислотой, растворами карбоната натрия и соляной кислоты, хлорида бария и серной кислоты, хлорида натрия и нитрата серебра.) 1 группа - Zn +2HCl → ZnCl2+ H2 - наблюдается выделение газа 2 группа - Zn +CuSO4 → ZnSO4 + Cu - на грануле цинка заметна красноватая медь 3 группа - Na2СO3 +2HCl → 2NaCl + Н2О + СО2 - наблюдается выделение газа в виде вспенивания 4 группа - ВаCl2 + H2SO4 → ВаSO4 + Н2О – выпадает белый осадок 5 группа - NaCl +AgNO3 → AgCl + NaNO3 – выпадает белый творожистый осадок А теперь вам предстоит очень ответственное расследование. 3 расследование - восстанови событие. После просмотра видео нужно внести некоторые записи в протокол и восстановить событие. - взаимодействие оксида железа (III) с алюминием; - взаимодействие меди (II) с хлором; - разложение гидроксида меди (II). Демонстрация опыта: гидрокарбонат натрия с соляной кислотой. Итак, менее заметными в причастности к химическим реакциям оказались основания. Больше всех «наследили» оксиды, кислоты и соли и занимают одинаковое положение 2.Тест-шифровка. Итак, улики по делу о причастности классов неорганических веществ к химическим реакциям все найдены и подтверждены, записки восстановлены и теперь вам предстоит сдать «дело». Выполняем тест-шифровку и затем осуществляем взаимопроверку.
«5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки. Всем спасибо за работу. Самые успешные сыщики и стажеры по раскрытию дела получают оценки. Кроме этого вы получите оценку за восстановленную записку и за тест-шифровку. Повторить параграфы 19-33, подготовиться к контрольной работе. Дифференцированное задание. Восстанови записку. Вставьте вместо пропусков формулы веществ, укажите тип реакции.
Задание для стажеров. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и укажите их тип.
Укажите с каким чувством вы покидаете сегодняшний урок (нарисуй улыбку) Твое отношение к уроку (нарисуй смайлику улыбку) Отличный, интересный, заставляющий работать урок – улыбка Нормальный, обычный – полоска Скучный, работа без интереса, бесполезный урок – нарисовать опущенные уголки губ |
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. Слушают учителя, вспоминают основные понятия; объясняют причины разделения понятий на группы.
Составляют кластер (предлагают слова - определения, используемые при изучении данной темы). Ученики высказывают свое мнение.
Работа в парах: составляют уравнения реакций, расставляют коэффициенты, обсуждают и определяют тип химической реакции. Стажеры работают в парах: составляют уравнения реакций, расставляют коэффициенты, обсуждают и определяют тип химической реакции. (По мере выполнения задания ученики из бюро выходят к доске и пишут уравнения реакций, указывая их тип и заполняя таблицу) Работа в группах Организуют рабочее место (вспоминают основные правила по технике безопасности); проводят лабораторный опыт, обсуждение группой учащихся, доказательство правильности ответа, (После проведения экспертизы ребята докладывают о ее результатах, записывая на доске уравнения реакций) Просматривают видео и ДЭ, записывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты (по одному человеку выходят к доске) заполняют таблицу, ответ озвучивают, делают выводы по таблице.
Индивидуальная работа. Взаимопроверка. Записывают дз.
Оценивают свое эмоциональное состояние |
Р1, П7, Л12 П2, К2, Р2, Л2, П3, П5, К5
П2, К2, Р2, Л2, П3, П5, К5 К3, Р3, П4, П7, П10, П12, К13, К6, Л7, Л11 К3, Р3, П4, П7, П10, П12, К13, К6, Л7, Л11 П13, К6, К4, П2, П4, Р4, Л4 П5, К5, П2,Л2, П7, Р7,Л7, П8 П5, К5, П2,Л2, П7, Р7,Л7, П8 Р9, Л8, П7, П8 Л6,Л7 |
Инструктивная карточка Определите возможность протекания реакции между растворами. Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты и укажите тип реакции. Перед выполнением опыта ознакомьтесь с правилами техники безопасности: 1.Твердые вещества нельзя брать руками. 2.Растворы веществ из пузырьков наливайте аккуратно и не более 1 мл, держа пузырек этикеткой в ладошку. 3.Если реактива налито больше нужного количества, обратно из пробирки в пузырек его нельзя отливать. 4.Открыв пузырек, крышку положите на стол тыльной стороной, а, налив нужное количество вещества, сразу же закройте его и отставьте в сторону. 5.Пробирку держите над столом и на уровне глаз, чтобы видеть сколько реактива вы наливаете. 6.Следите, чтобы раствор вещества не попал вам на руку. 7.В случае попадания реактива на руку, немедленно обратитесь к учителю. 8.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок. |