Конспект урока русского языка «Восемь друзей» для 3 класса
конспект урока
DOCX / 32.88 Кб
/data/files/t1564386932.docx (конспект урока)
Приложение 2 Карточки для групповой работы
DOCX / 14.72 Кб
/data/files/f1564386965.docx (Приложение 2 Карточки для групповой работы)
Приложение 3 Наглядность на доску
DOCX / 10.89 Кб
/data/files/t1564386993.docx (Приложение 3 Наглядность на доску)Конспект урока с мультимедиа «Восемь друзей»
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс «Б»
УМК " Школа России"
Учебник: Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – 2-е сзд. - М. : Просвещение, 2012.
Тема урока: Личные местоимения
Цель: расширение читательского кругозора при ознакомлении с личными местоимениями и их признаками.
Предметные результаты:
Знания лексические значения в распознавании и определении местоимений;
Умения работать с таблицей личных местоимений, замена имен существительных местоимениями;
Навыки работа со стихотворениями, определение вида предложений по цели высказывания и интонации.
УУД:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения.
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
Учебник: «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;
Интерактивная доска с программным обеспечением ActivInspire;
Карточка с упражнениями для самостоятельной работы (приложение 4);
Карточки для групповой работы (приложение 2);
Карточки – наглядность на доску (приложение 3);
Флипчарт (приложение 1).
Список используемой литературы:
«Русский язык», учебник для 3 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
Соболева О.Л., В.В.Агафонов «Тайны страны Акитамарг или удивительные путешествия с Запятайкиным», издательство «Феникс» Ростов-на-Дону. 1994.
Доска: на доске записана тема «Восемь друзей», цель распечатана на листе и перевернута до момента формулирования цели урока, карточки «Наглядность на доску» повешены текстом к доске (в ходе узнавания сведений о местоимении учитель карточки переворачивает и до конца урока все остается на доске, чтобы при подведении итогов урока дети могли пользоваться добытой в ходе урока информацией).
Ход урока:
№ |
Этап урока |
Деятельности учителя |
Деятельность ученика |
Методы, приемы, формы |
Примечание |
1 |
Организационный момент Знакомство
Мотивация |
1) - Здравствуйте, ребята… Меня зовут … и мы сегодня вместе с вами отправимся в страну Грамматикус. - Для более близкого знакомства я отвечу на любые ваши 3 вопроса. - А теперь вы ответьте на мой: Какие качества нам могут пригодиться в сегодняшнем путешествии?
- Давайте покажем, что мы достойные путешественники и не боимся трудностей. Топните ногой один раз, кто готов отправиться в путь. Хлопните 2 раза, если не боитесь трудностей. |
Настраиваются на урок, знакомятся с учителем
Задают 3 вопроса
-Трудолюбие, сообразительность, умение сотрудничать и тд
Топают
Хлопают |
Словесный метод: беседа Психологический прием Фронтальная форма |
|
2 |
Актуализация знаний: Работа с эпиграфом
Орфографическая работа
Каллиграфическая минутка (списывание) |
- Один из героев нашего урока спрятался в эпиграфе и позже вы найдете его, а сейчас прочитайте шепотом то, что написано на слайде. - Как вы понимаете это высказывание?
- Согласны ли Вы с автором, который поставил рядом такие слова как книга и друг? - А бывают ли плохие книги?
- К сожалению, сейчас, действительно, чтобы стать «писателем» не нужно большого таланта и труда, нужны деньги и связи. Из-за этого на прилавках книжных магазинов появилась литература не предназначенная ни для сердца, ни для ума. Поэтому к выбору книги, как и к выбору друга надо подходить осторожно, вдумчиво. - А какое отношение книга к уроку русского языка, почему на уроке русского языка мы вдруг заговорили о книге? (ответы детей)
- Есть ли в тексте незнакомые слова, выражения? - Что мы можем с этим текстом сделать? Найдите в тексте орфограммы, опасные места.
- Спишите эпиграф в тетрадь. Красиво писать – добро творить, искусство дарить. «Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу, за посадкою слежу, с чистотою я дружу, на отлично напишу». |
Читают самостоятельно, затем 1 ученик -вслух.
- Надо стремиться не к количеству, а к качеству. Не стоит тратить время на плохих друзей и на чтение плохих книг. - Книга, как и друг поможет пережить скучный день, даст совет. С некоторыми книгами не расстаешься всю жизнь. Ответы детей
- Книга невозможна без языка, любой писатель и поэт – грамотные люди и т.д.
- Списать. - Заглавная буква в начале предложения, сочетание ЧШ в слове ЛУЧШЕ, мягкий знак – показатель мягкости согласного, парный звонкий на конце слова и т.д. -Проговаривают «заклинание» вместе с учителем
Списывают. |
Практический метод: упражнение Наглядность: эпиграф, «заклинание», технологический прием – использование доски. Фронтальная, самостоятельная формы работы.
|
(слайд 1).
Приложение 4 |
3 |
Самоопределение к деятельности. |
- Мы говорим сегодня о литературе, а что должен уметь писатель? Вот и мы немножко пофантазируем. - Грамматическая сказка: Мы отправились в Море слов, где на островах живут части речи. Сколько островов в этом море? Назовите эти острова? - Приплыли мы на остров существительных. Что вы знаете о жителях этого острова?
- Сколько существительных есть в русском языке?
- Назвать точную цифру невозможно, потому что каждый день словарь пополняется новыми словами, а какие-то слова устаревают и уходят из нашего обихода, но приблизительная цифра существительных - 93443. Так вот, мы приплыли на остров существительных, а там всего 8 слов. Говорят: «Имена существительные уплыли на конференцию по написанию книг. Мы их заменяем» Что за слова на острове? - А что вы знаете о местоимениях? - Как называютcя местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они? - А знаете ли вы, почему их так назвали? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Что нужно вспомнить о личных местоимениях? (вопросы, значение, роль, изменение) Что хотите узнать? Запишите тему и цель в технологическую карту урока |
- Писать, фантазировать и т.д.
- 10 островов: сущ, прил, гл, нар, мест, числ, предл, союз, межд, частица
- ч.р., отвечает на вопросы кто, что. Обозначает признак предмета, м.б. одуш и неод, нар и собст, м.б.ж,м,ср рода и изменяется по числам и падежам. - Очень много, невозможно сосчитать и т.д.
- Местоимения
Рассказывают то, что знают. - Личные
- Личные местоимения - Вспомнить вопросы, значение, роль местоимений. Узнать, почему они называются личными. |
1. Словесный метод: беседа. 2. Наглядный прием: грамматическая сказка, факт. Логический: постановка проблемного вопроса. 3. Фронтальная. |
Слайд 2 для проверки
Слайд 3 |
4 |
Работа по теме: Местоимение как часть речи
Лицо и число личных местоимений |
- У кого из вас есть телефон? А зачем вам нужны телефоны? Представьте, к нам обратились герои книг за помощью. Они получили смс, а ответ на него получается длинным и не влезает в одно смс, а на второе нет денег. Обсудите в группах каждый свои сообщения и подумайте, что надо сделать, чтобы ответ стал короче, но остался понятным. Одна клеточка – это одна буква, промежуток между словами или знак препинания.
- Герои каких произведений писали эти смс-ки?
- Какими словами заменяли длинные слова? - Какие части речи заменяли местоимениями? - Сделайте вывод об одной из возможностей местоимения.
- Всегда ли можно без ущерба для понимания заменять существительные местоимениями? - Прочитайте стихотворение Юнны Мориц. Понятно ли вам о чем речь? - Почему не понятно?
- Восстановим текст.
- Итак, можно ли заменить все существительные местоимениями?
- Споем песенку.
- На какие вопросы отвечают личные местоимения? Что обозначает местоимение? - Все ли местоимения в стихотворении были личными? - А чем же личные местоимения особенны? Что есть у них, чего нет у других местоимений? - Местоимение может быть 1, 2 или 3 лица. Как вы думаете, какое лицо самое важное? Кого называют первым лицом государства? Подумайте в группах, порассуждайте, какие местоимения к какому лицу могут себя отнести. Заполните на основе своих догадок таблицу. (при затруднении учитель проговаривает правило не произнося примеров) - Какие местоимения отнесли к первому лицу? 2-му? 3-му? - Прочитайте правило в учебнике и расскажите его своими словами друг другу в паре. - Так почему местоимения называются личными? |
- Звонить, писать смс и т.д.
Работают в группах.
Обсуждают в группах, затем представители групп объясняют свое решение. - А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Д.Родари «Приключения Чиполлино», К.Чуковский «Телефон», Носов «Витя Малеев …» - Местоимениями
-Существительные
- Местоимение может помочь сократить речь, делать ее короче. Ответы детей.
Читают про себя, затем один учащийся вслух. - Так много местоимений, что непонятно, какое существительное они заменяют. Заменяют местоимения существительными. - Нет. Употребление местоимений должно быть уместным. - Поют как могут с учителем. - Вопросы кто, что.
- Нет.
- Ответы детей.
Отвечают на вопросы учителя. Пробуют распределить местоимения по таблице в группе
Проверка у доски
Проговаривают правило в паре
- У них можно определить лицо. |
Практический: упражнение, Логический: решение проблемы, формулировка вывода Групповая, фронтальная
Практический: выполнение упражнения Технический: использование карточки и технологической карты урока, логический: заполнение таблицы. Групповая, фронтальная, парная формы работы.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (стр.1)
СЛАЙД 4-7
Слайд 8
Приложение3 (вывешиваем на доску)
Приложение 2 (стр. 2)
Слайд 9 |
|
Физкультминутка |
Игра «Покажи». Представим, что ваша ручка – волшебная палочка. Я называю местоимение, а вы показываете на человека или предмет, который можно заменить данным местоимением. (Например: учитель говорит: «Он». Дети должны показать на мальчика или на предмет мужского рода) |
|
Практический: упражнение.
|
|
5 |
Закрепление |
Упражнение 1.
Упражнение 2. - Выберите из трех песенок ту, которую может петь местоимение. Какие части речи поют другие песенки? Упражнение 3. - Оцени себя по труд параметрам: правильность, полнота, самостоятельность выполнения. |
- Работают самостоятельно, фронтальная проверка. Взаимопроверка. - Работа в парах.
- 1 ученик у доски. |
1. Практический метод: выполнение упражнения; 2. Наглядный прием: использование названий книг, песенок. Логический: сравнение с эталоном. 3. Фронтальная работа, взаимопроверка, работа в парах |
Приложение 4 (упражнения) Слайд 10 проверка первого упражнения
|
6 |
Итоги урока |
- Ответьте на вопросы теста. - Проверьте себя.
- Запишите пропущенные слова в определение. - Какую цель ставили в начале урока? Получили ли ответы на ваши вопросы? - В начале урока мы писали эпиграф. Найдите в нем местоимение. Обведите его в кружок. |
- Решают тест. Сверяют решение с образцом. - Устная проверка.
Вспоминают цель. Определяют результативность урока. |
1. Словесный: беседа, практический: упражнение 2. Логический: сравнение и вывод; 3. Фронтальная работа
|
Приложение 4 (тест) Слайд 11 для проверки
|
7 |
Рефлексия |
- Выразите ваше отношение к уроку. Обведите зеленое местоимение мы, если вы получили удовольствие от учебного процесса, обведите красное, если не получили. |
Выполняют рефлексию у себя на листочках и на общей доске. |
|
Приложение 4 |
.
Приложение 4 Упражнения для самостоятельной работы
DOCX / 16.77 Кб
Приложение 1 Флипчат (Мультимедиа)
FLIPCHART / 2.57 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Россиева Антонина Владимировна
Голдина Лилия Вильевна
Россиева Антонина Владимировна
Голдина Лилия Вильевна