Конспект урока русского языка «Восемь друзей» для 3 класса

7
5
Материал опубликован 29 July 2019 в группе

конспект урока
DOCX / 32.88 Кб

/data/files/t1564386932.docx (конспект урока)


Приложение 2 Карточки для групповой работы
DOCX / 14.72 Кб

/data/files/f1564386965.docx (Приложение 2 Карточки для групповой работы)


Приложение 3 Наглядность на доску
DOCX / 10.89 Кб

/data/files/t1564386993.docx (Приложение 3 Наглядность на доску)Конспект урока с мультимедиа «Восемь друзей»

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс «Б»

УМК " Школа России"

Учебник: Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – 2-е сзд. - М. : Просвещение, 2012.

Тема урока: Личные местоимения

Цель: расширение читательского кругозора при ознакомлении с личными местоимениями и их признаками.

Предметные результаты:

Знания лексические значения в распознавании и определении местоимений;

Умения работать с таблицей личных местоимений, замена имен существительных местоимениями;

Навыки работа со стихотворениями, определение вида предложений по цели высказывания и интонации.

УУД:

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения.

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

Учебник: «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;

Интерактивная доска с программным обеспечением ActivInspire;

Карточка с упражнениями для самостоятельной работы (приложение 4);

Карточки для групповой работы (приложение 2);

Карточки – наглядность на доску (приложение 3);

Флипчарт (приложение 1).

Список используемой литературы:

«Русский язык», учебник для 3 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

Соболева О.Л., В.В.Агафонов «Тайны страны Акитамарг или удивительные путешествия с Запятайкиным», издательство «Феникс» Ростов-на-Дону. 1994.

Доска: на доске записана тема «Восемь друзей», цель распечатана на листе и перевернута до момента формулирования цели урока, карточки «Наглядность на доску» повешены текстом к доске (в ходе узнавания сведений о местоимении учитель карточки переворачивает и до конца урока все остается на доске, чтобы при подведении итогов урока дети могли пользоваться добытой в ходе урока информацией).

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельности учителя

Деятельность ученика

Методы, приемы, формы

Примечание

1

Организационный момент

Знакомство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация

 

 

1) - Здравствуйте, ребята… Меня зовут … и мы сегодня вместе с вами отправимся в страну Грамматикус.

- Для более близкого знакомства я отвечу на любые ваши 3 вопроса.

- А теперь вы ответьте на мой: Какие качества нам могут пригодиться в сегодняшнем путешествии?

 

 

- Давайте покажем, что мы достойные путешественники и не боимся трудностей. Топните ногой один раз, кто готов отправиться в путь. Хлопните 2 раза, если не боитесь трудностей.

 

 

Настраиваются на урок, знакомятся с учителем

 

 

Задают 3 вопроса

 

-Трудолюбие, сообразительность, умение сотрудничать и тд

 

 

 

 

 

Топают

 

Хлопают

Словесный метод: беседа

Психологический прием

Фронтальная форма

 

2

Актуализация знаний:

Работа с эпиграфом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орфографическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каллиграфическая минутка (списывание)

- Один из героев нашего урока спрятался в эпиграфе и позже вы найдете его, а сейчас прочитайте шепотом то, что написано на слайде.

- Как вы понимаете это высказывание?

 

 

 

 

 

 

- Согласны ли Вы с автором, который поставил рядом такие слова как книга и друг?

- А бывают ли плохие книги?

 

 

 

 

- К сожалению, сейчас, действительно, чтобы стать «писателем» не нужно большого таланта и труда, нужны деньги и связи. Из-за этого на прилавках книжных магазинов появилась литература не предназначенная ни для сердца, ни для ума. Поэтому к выбору книги, как и к выбору друга надо подходить осторожно, вдумчиво.

- А какое отношение книга к уроку русского языка, почему на уроке русского языка мы вдруг заговорили о книге? (ответы детей)

 

- Есть ли в тексте незнакомые слова, выражения?

- Что мы можем с этим текстом сделать? Найдите в тексте орфограммы, опасные места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Спишите эпиграф в тетрадь. Красиво писать – добро творить, искусство дарить. «Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу, за посадкою слежу, с чистотою я дружу, на отлично напишу».

Читают самостоятельно, затем 1 ученик -вслух.

 

- Надо стремиться не к количеству, а к качеству. Не стоит тратить время на плохих друзей и на чтение плохих книг.

- Книга, как и друг поможет пережить скучный день, даст совет. С некоторыми книгами не расстаешься всю жизнь.

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Книга невозможна без языка, любой писатель и поэт – грамотные люди и т.д.

 

 

 

- Списать.

- Заглавная буква в начале предложения, сочетание ЧШ в слове ЛУЧШЕ, мягкий знак – показатель мягкости согласного, парный звонкий на конце слова и т.д.

-Проговаривают «заклинание» вместе с учителем

 

 

 

Списывают.

Практический метод: упражнение

Наглядность: эпиграф, «заклинание», технологический прием – использование доски.

Фронтальная, самостоятельная формы работы.

 

 

 

 

(слайд 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

3

Самоопределение к деятельности.

- Мы говорим сегодня о литературе, а что должен уметь писатель? Вот и мы немножко пофантазируем.

- Грамматическая сказка: Мы отправились в Море слов, где на островах живут части речи. Сколько островов в этом море? Назовите эти острова?

- Приплыли мы на остров существительных. Что вы знаете о жителях этого острова?

 

 

 

 

 

 

- Сколько существительных есть в русском языке?

 

- Назвать точную цифру невозможно, потому что каждый день словарь пополняется новыми словами, а какие-то слова устаревают и уходят из нашего обихода, но приблизительная цифра существительных - 93443. Так вот, мы приплыли на остров существительных, а там всего 8 слов. Говорят: «Имена существительные уплыли на конференцию по написанию книг. Мы их заменяем» Что за слова на острове?

- А что вы знаете о местоимениях?

- Как называютcя местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они?

- А знаете ли вы, почему их так назвали?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Что нужно вспомнить о личных местоимениях? (вопросы, значение, роль, изменение) Что хотите узнать? Запишите тему и цель в технологическую карту урока

- Писать, фантазировать и т.д.

 

- 10 островов: сущ, прил, гл, нар, мест, числ, предл, союз, межд, частица

 

- ч.р., отвечает на вопросы кто, что. Обозначает признак предмета, м.б. одуш и неод, нар и собст, м.б.ж,м,ср рода и изменяется по числам и падежам.

- Очень много, невозможно сосчитать и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Местоимения

 

Рассказывают то, что знают.

- Личные

 

 

 

 

- Личные местоимения

- Вспомнить вопросы, значение, роль местоимений. Узнать, почему они называются личными.

1. Словесный метод: беседа.

2. Наглядный прием: грамматическая сказка, факт. Логический: постановка проблемного вопроса.

3. Фронтальная.

Слайд 2 для проверки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

4

Работа по теме:

Местоимение как часть речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лицо и число личных местоимений

- У кого из вас есть телефон? А зачем вам нужны телефоны? Представьте, к нам обратились герои книг за помощью. Они получили смс, а ответ на него получается длинным и не влезает в одно смс, а на второе нет денег. Обсудите в группах каждый свои сообщения и подумайте, что надо сделать, чтобы ответ стал короче, но остался понятным.

Одна клеточка – это одна буква, промежуток между словами или знак препинания.

 

- Герои каких произведений писали эти смс-ки?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какими словами заменяли длинные слова?

- Какие части речи заменяли местоимениями?

- Сделайте вывод об одной из возможностей местоимения.

 

- Всегда ли можно без ущерба для понимания заменять существительные местоимениями?

- Прочитайте стихотворение Юнны Мориц. Понятно ли вам о чем речь?

- Почему не понятно?

 

 

 

 

- Восстановим текст.

 

 

 

- Итак, можно ли заменить все существительные местоимениями?

 

 

- Споем песенку.

 

- На какие вопросы отвечают личные местоимения? Что обозначает местоимение?

- Все ли местоимения в стихотворении были личными?

- А чем же личные местоимения особенны? Что есть у них, чего нет у других местоимений?

- Местоимение может быть 1, 2 или 3 лица. Как вы думаете, какое лицо самое важное? Кого называют первым лицом государства? Подумайте в группах, порассуждайте, какие местоимения к какому лицу могут себя отнести. Заполните на основе своих догадок таблицу.

(при затруднении учитель проговаривает правило не произнося примеров)

- Какие местоимения отнесли к первому лицу? 2-му? 3-му?

- Прочитайте правило в учебнике и расскажите его своими словами друг другу в паре.

- Так почему местоимения называются личными?

 

- Звонить, писать смс и т.д.

 

 

 

 

 

 

Работают в группах.

 

 

 

 

Обсуждают в группах, затем представители групп объясняют свое решение.

- А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Д.Родари «Приключения Чиполлино», К.Чуковский «Телефон», Носов «Витя Малеев …»

- Местоимениями

 

-Существительные

 

- Местоимение может помочь сократить речь, делать ее короче.

Ответы детей.

 

 

 

Читают про себя, затем один учащийся вслух.

- Так много местоимений, что непонятно, какое существительное они заменяют.

Заменяют местоимения существительными.

- Нет. Употребление местоимений должно быть уместным.

- Поют как могут с учителем.

- Вопросы кто, что.

 

 

 

- Нет.

 

 

- Ответы детей.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Пробуют распределить местоимения по таблице в группе

 

 

 

 

 

 

Проверка у доски

 

 

Проговаривают правило в паре

 

 

- У них можно определить лицо.

Практический: упражнение,

Логический: решение проблемы, формулировка вывода

Групповая, фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический: выполнение упражнения

Технический: использование карточки и технологической карты урока, логический: заполнение таблицы.

Групповая, фронтальная, парная формы работы.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (стр.1)

 

СЛАЙД 4-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение3 (вывешиваем на доску)

 

 

 

 

 

Приложение 2 (стр. 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

Физкультминутка

Игра «Покажи». Представим, что ваша ручка – волшебная палочка. Я называю местоимение, а вы показываете на человека или предмет, который можно заменить данным местоимением. (Например: учитель говорит: «Он». Дети должны показать на мальчика или на предмет мужского рода)

 

Практический: упражнение.

 

 

5

Закрепление

Упражнение 1.

 

 

 

 

Упражнение 2. - Выберите из трех песенок ту, которую может петь местоимение. Какие части речи поют другие песенки?

Упражнение 3.

- Оцени себя по труд параметрам: правильность, полнота, самостоятельность выполнения.

- Работают самостоятельно, фронтальная проверка. Взаимопроверка.

- Работа в парах.

 

 

 

 

 

- 1 ученик у доски.

1. Практический метод: выполнение упражнения;

2. Наглядный прием: использование названий книг, песенок. Логический: сравнение с эталоном.

3. Фронтальная работа, взаимопроверка, работа в парах

Приложение 4 (упражнения) Слайд 10 проверка первого упражнения

 

 

 

 

 

6

Итоги урока

- Ответьте на вопросы теста.

- Проверьте себя.

 

- Запишите пропущенные слова в определение.

- Какую цель ставили в начале урока? Получили ли ответы на ваши вопросы?

- В начале урока мы писали эпиграф. Найдите в нем местоимение. Обведите его в кружок.

- Решают тест. Сверяют решение с образцом.

- Устная проверка.

 

Вспоминают цель. Определяют результативность урока.

1. Словесный: беседа, практический: упражнение

2. Логический: сравнение и вывод;

3. Фронтальная работа

 

Приложение 4 (тест)

Слайд 11 для проверки

 

7

Рефлексия

- Выразите ваше отношение к уроку. Обведите зеленое местоимение мы, если вы получили удовольствие от учебного процесса, обведите красное, если не получили.

Выполняют рефлексию у себя на листочках и на общей доске.

 

Приложение 4


 


 

.


 


 


Приложение 4 Упражнения для самостоятельной работы
DOCX / 16.77 Кб

Приложение 1 Флипчат (Мультимедиа)
FLIPCHART / 2.57 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересная работа!

29 July 2019

Антонина Владимировна, огромное спасибо за интересный урок! С удовольствием познакомилась с конспектом урока, с групповыми карточками. Очень понравились задания в группах. Урок получился насыщенный, с разными формами работы. К сожалению, нет возможности посмотреть приложение 1 (флипчат). Желаю творческого вдохновения!

29 July 2019

Спасибо, Лилия Вильевна! Приятно слышать похвалу от коллег. Да, действительно, программа ActivInspire не так популярна, как программы для презентаций. Наверное, стоит выполнить аналогичное приложение в виде презентации. Еще раз спасибо!

29 July 2019

Да, считаю, нужно добавить обычную презентацию.

29 July 2019