Конспект урока-игры «Древний Рим»

4
0
Материал опубликован 20 February 2023 в группе

Урок-игра «Древний Рим»

Цели урока:

- образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу Древний Рим;

- воспитательные: способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой личности, приобщая ее к культурному наследию прошлого,  воспитание культуры общения в группе;

- развивающие: развить умения и навыки соотносить и сравнивать полученные знания, использовать их при ответе на поставленные вопросы.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: урок повторения и обобщения в форме игры-путешествия по станциям с применением ИКТ.

Оснащение урока: раздаточный материал для групповой работы, бланки для ответов, дипломы для участников, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные: Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению.

Метапредметные:

Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, обмениваются мнениями.

Регулятивные: оценивают учебную деятельность, свои достижения.

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой.


Ход урока:

1.Организационный момент

Я хочу начать урок с цитаты Аполлона Майкова:

в развалине печальной
И храмы, и дворцы, поросшие травой,
И плиты гладкие старинной мостовой,
И колесниц следы под аркой триумфальной,
И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,
Полуразбитые громады Колизея...

2.Мотивационный этап

Попробуйте угадать, что это за страна. Я буду вам читать факты об этой цивилизации, а вы должны понять в какую страну мы отправимся сегодня .

Факты об Италии:

1.Национальным видом спорта в этой стране является футбол.

2.Национальное блюдо - макароны.

3.Знаменитая пицца появилась на свет в 18 веке.

4.Очки также были изобретены в этой стране.

5.Цвет флага этой страны представляют собой три добродетели: надежду (зеленый) , веру (белый) и бла7готворителтность (красный).

6.Столица этой страны переводится ка «Вечный город».

7.Многие из пьес Шекспира были созданы в этой стране, в том числе Ромео и Джульетта.

3.Актуализация знаний

- Сегодня мы подводим итоги по истории Древнего Рима. Состоится увлекательная игра – путешествие по станциям, в ходе которой вам необходимо продемонстрировать свои знания по истории Древнего Рима.

Назовите темы которые рассмотрели в разделе «Древний Рим».

      Победа в игре, как вообще успех в любом  деле, зависела, по убеждению римлян, от воли богов. А помогали боги только тем, кто был прав. И пусть сегодня в ходе игры вам сопутствует Форту́на — древнеримская богиня удачи.


4.Обобщение и систематизация знаний обучающихся

Подготовительная работа:

- формирование групп по желанию;

- подготовка презентаций (название команды, выбор капитана)

1. Представление команд

2. Сообщение этапов игры

Игра состоит из 7 туров:


Тур 1 «Дефиниции

На карточках записаны определения, к ним необходимо подобрать термины.

(за правильный ответ присуждается 1 балл)

1) потомки древнейших жителей Рима (патриции)

2) форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам или должностным лицам (республика)

3) римские воины (легионеры)

4) выборные защитники плебеев (народные трибуны)

5) правитель, обладавший неограниченной властью в течение небольшого срока (диктатор)

6) общественные бани (термы)

7) личная охрана императора (преторианцы)

8) римляне незнатного происхождения (плебеи)

9) торжественный въезд в Рим полководцев-победителей (триумф)

10) право отменять распоряжения консулов или решения сената (право «вето»)

11) территория вне Рима, находившаяся под его властью (провинция)

12) рабы, боровшиеся на арене (гладиаторы)


Тур 2. «Крылатая фраза»

(за правильный ответ присуждается 5 баллов)


Следующее задание посвящено крылатым выражениям, пришедшим из Древнего Рима. В каком значении они употребляются в наше время?

1) Пиррова победа.

2) Перейти Рубикон.

3) Золотая середина.

4) И ты, Брут?

5) Белая ворона.

6) Горе побеждённым.

7) Отложить до греческих календ.

8) Отправиться в Елисейские поля.

9) Здоровый дух в здоровом теле.

10) Марсово поле.


Тур 3. «Древние рукописи».

(За верное, аргументированное решение 5 баллов).

Текст 1. « И самый закон, если сопоставить его с той великой несправедливостью и корыстолюбием, против которых он был направлен, отличался мягкостью и умеренностью: людей, которых следовало бы отдать под суд за неповиновение законам и лишить противозаконно захваченного имущества с наложением штрафа, … закон повелевал лишь отказаться, притом за выкуп, от незаконного владения в пользу нуждающихся граждан. Как ни умеренна была эта реформа, народ готов был удовлетвориться ею и забыть прошлое, лишь бы оградить себя от несправедливостей в будущем. Но богачи и крупные собственники… ополчились против закона и самого законодателя…Однако они ничего этим не достигли. Страшным для врагов и непобедимым казался он, когда, стоя перед народом, толпившимся вокруг его трибуны, говорил в защиту обездоленных… Полководцы обманывают солдат, когда на полях сражений призывают их защищать от врагов гробницы и храмы. Ведь у множества римлян нет ни отчего алтаря, ни гробниц предков, и они сражаются и умирают за чужую роскошь, чужое богатство. Их называют владыками мира, а у них нет и клочка земли».

О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие? (Речь идет о земельном законе, предложенном Тиберием Гракхом в 133 г. до н.э.)


Текст 2. «В городе воцарился великий страх: все боялись друг друга и все приостановилось…А если опять внешняя война? Тут, конечно, надеяться не на что, кроме как на согласие граждан; всеми правдами и неправдами следует восстановить в государстве единство. Тогда-то и было решено направить к плебеям посредником Менения Агриппу, человека красноречивого и плебеям угодного, поскольку он и сам был родом из них. И вот, допущенный в лагерь, он, говорят, рассказал безыскусную историю: в те времена, когда не были в человеке согласованы все органы, как теперь, но каждый член говорил и решал, как ему вздумается, возмутились все члены, что их старания идут на потребу одному желудку, а желудок, сидя в середке, не делает ничего и лишь наслаждается тем, что получает от других. Сговорились тогда члены, чтобы ни рука не подносила пищи ко рту, ни рот не принимал подношения, ни зубы его не разжевывали. Так, разгневавшись, хотели они смирить желудок голодом, но и сами все, и все тело вконец исчахли. Таким сравнением… изменил он настроение людей. После этого начались переговоры о перемирии, и согласились на том, чтобы у плебеев были свои должностные лица с правом неприкосновенности… и чтобы никто из патрициев не мог занимать эту должность».

О каком событии идет речь? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения. В каком году произошло событие? (Речь идет о борьбе плебеев с патрициями и уходе плебеев на Священную гору в 494 г. до н.э.)


Аврелий)

Тур 4. «Боги Древнего Рима».

(за правильный ответ присуждается 1 балл)


Сейчас мы проверим, как вы знаете богов Древнего Рима. Вам необходимо соотнести имена богов с их функциями, заполнив таблицу.

1) Богиня цветов.

2) Богиня плодов.

3) Бог красноречия, покровитель торговли, вестник богов.

4) Богиня слепого случая, счастья и несчастья.

5) Богиня утренней зари.

6) Верховный бог, громовержец.

7) Богиня мщения.

8) Бог времени, начала и конца.

9) Богиня любви и красоты.

10) Богиня Луны.


Аврора

                            

Венера

 

Флора

 

Янус

 

Диана

 

Помона

 

Меркурий

 

Фортуна

 

Фурия

 

Юпитер

 



Тур 5. «Угадайка» (за правильный ответ присуждается 10 балл)


Рассмотрите изображение и выполните задание.

t1676845966aa.png

На иллюстрации представлено изображение

1) ликторов

2) гладиаторов

3) сенаторов

4) легионеров

Ответ:


Рассмотрите изображение и выполните задание.


t1676845966ab.gif

Укажите памятник архитектуры, изображение которого представлено на иллюстрациях.

1) Эрехтейон

2) Пантеон

3) Колизей

4) Императорские термы

Ответ:


Тур 6. «Кроссворд» (за правильный ответ присуждается 1 балл)


 

Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

1.    Правитель, обладающий неограниченной властью

2.    Старый солдат, завершивший военную службу

3.    Название реки, на берегу которой Цезарь воскликнул: «Жребий брошен»

4.    Почетное прозвище, пожалованное Сенатом Октавиану

5.    Приемный сын Цезаря, завершивший эпоху гражданских войн

6.    Имя египетской царицы

7.    Что означает слово «Август» в переводе с латинского языка

8.    Название реки в Риме

9.    Римский полководец, наместник Галлии, захвативший власть в Риме в 49 г. до. н.э.

По вертикали:

1.    Потомки древнейших жителей Рима

2.    Глава республиканских заговорщиков, предавших Цезаря

3.    Войсковое соединение римской армии

4.    Прозвище полководца Сципиона за взятие Карфагена

5.    Какое слово на латыни означало «запрещаю»?

6.    Богиня огня и домашнего очага

7.    Консул и соратник Цезаря, муж Клеопатры

8.    Личная охрана императора

 





























1





3









5












 


2


2

 

 

 

 

4

 




 












 


 



 




 





 












 


 



 




3

 

 

 

 

 

 










1

 

 

 

 

 

 

 



 

















 





 




 

















 









4

 

 

 

 

 












 


5

 

 

 

 

 

 

 


























 







8



















6

 

 

 

 

7

 

 

 














6




 





 


 











7

 

 

 

 

 

 

 

 





 


8

 

 

 












 









 


 















 









 


 















 









 


 
























 


 


























 


























9

 

 

 

 

 





















 





































Тур 7. «География» (за правильный ответ присуждается 3 балл)



Именно на этом полуострове находится Италия. 

Именно эти горы защищали Италию от холодных ветров.

Именно этот город стал столицей Римской империи с 330 г. н.э. 

Именно эту провинцию получил Гай Юлий Цезарь в правление .

Именно так называется река, переходя через которую Цезарь сказал знаменитые слова «Жребий брошен!» 



Подведение итогов: определение победителей.

Рефлексия.

-Оцените свою работу, работу группы.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.