12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ватолина Светлана Анатольевна24410
Работаю в школе с 1990 года. Закончила Пермское педагогическое училище №4 (сейчас колледж"Оникс") художественно-графическое отделение гр.46. Совмещаю основную работу с преподаванием основ ИЗО в Детской школе искусств для детей 5-10 лет.
Россия, Пермский край, с. Усть-Кишерть
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»

Уроки изобразительного искусства «Мой родной край»

для 4-6 классов.

Предметы: окружающий мир, природоведение, краеведение, география, изобразительное искусство.

Время: 2 урока по 40 минут (каждый урок один раз в неделю).

Аудитория: обучающиеся 4-6-х классов.

1 урок. Урок-путешествие «Виртуальный сплав по родным местам».

Цель: ознакомить о значимых природных и рукотворных памятниках Кишертского района.

Задачи:

- знакомство со значимыми местами Кишертского края;

- развитие пространственного мышления, концентрации внимания;

- воспитание уважения и любви к окружающей природе и культурным памятникам родного края.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- формирование способности к эстетическому переживанию и созерцанию окружающего мира родного края;

- формирование способности к эмоционально-нравственной и ценностно-смысловой ориентации в окружающей действительности.

Познавательные УУД:

- формирование осознанного стремления к освоению новых знаний;

- формирование творческого видения с позиции зрителя-художника.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание своей гражданской идентичности: этнической принадлежности, знание некоторых исторических событий, географии, языка, культуры своего народа, своего края.

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметный результат: развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности к материалу о «малой родине».

Предметный результат: восприятие и обобщение информации.

Оборудование: проектор, мультимедийный экран, ноутбук с выходом в интернет, презентация.

Материалы для обучающихся: бумага для эскизов, ластик, графические карандаши.


Этапы 1 урока:

I. Просмотр видеоролика. (7 мин.)

II. Виртуальное путешествие с презентацией. (15-20 мин.) (приложение 1)

III. Физкультурная минутка. (2-3 мин.)

IV. Выполнение эскизов к работе «Любимый уголок родного края». (10 мин.)

V. Домашнее задание. (2 мин.)


Ход урока:

Здравствуйте ребята!

Прошу посмотреть видеоролик:

Кишерть и окрестности

Скажите мне, пожалуйста, тему нашего урока (дети называют варианты).

Да действительно, тема урока «Мой родной край».

А вы знаете, что означает название нашего села «Усть-Кишерть»?

t1582313998aa.jpg

Слайд 1-3. Поселение упоминается в письменных источниках с 1647 г. как «деревня на усть Кишерти». Название дано по р. Кишертка, по одной из версий оно образовано от татарского личного имени Кишер, которое в переводе означает «морковь». Другие версии утверждают, что село Кишерть означает «Голубая чаша». Это слово встречается у многих народов. По коми-пермяцки: "ки" - рука, "шор" - ручей. То есть словосочетание "кишерть" означает "руки ручья". По коми-зырянски: "ки" - камень, "Съерт" (шерть) - "речная долина с густым еловым лесом", а целиком название переводится, как "каменная долина реки с густым еловым лесом". Возможно, есть значения на других языках. А «усть» от устья р. Кишертки в реку Сылву.

t1582313998ab.png

t1582313998ac.jpg

Устье изображено и на гербе нашего села.

t1582313998ad.gif

Слайд 4. Пожалуй, соглашусь с такими значениями, Кишерть окружают холмы и небольшие горы, а само село, как будто на дне чаши. На холмах и вокруг села смешанные леса, а в селе много озер и речушек, а по северу нас окаймляет река Сылва. Интересно, что озера разделяются на две группы озёр-стариц.

Онлайн работа с картой на сайте

https://tochka-na-karte.ru/modules/travel/map.php?id=14523

t1582313998ae.png

Слайд 5-8. Первая группа расположена западнее с. Усть-Кишерть и включает в себя озёра, которые в годы высоких половодий соединяются с р. Сылва, образуя озеровидное расширение. Это наиболее молодая группа озёр: Мижуевское, Ярково, Оброчное, Кислое, Мишуткино. Вторая группа озёр-стариц включает озёра: Каравашек, Головка, Кривое и др. Значительная часть площади этой группы озёр заболочена. Основным источником их питания является талые снеговые воды весеннего половодья и подземные воды. Я думаю, что многие озера вам знакомы, особенно геологические памятники природы — карстовые озера Провал, Восьмерка и Молебное (показ по карте). По легенде провал Молебное образовался два века назад прямо на месте церкви, которая ушла на дно образовавшегося озера. Этакий Китеж-град по-уральски. Не удивительно, что долгое время на берегах этого озера проводились религиозные обряды. Глубина озера достигает 19 метров, на его дне лежат стволы деревьев. Кислое озеро примечательно лечебными грязями, которые применялись при лечении в годы Великой Отечественной войны.

t1582313998af.jpg

Слайд 9. Река Сылва – чистая и многоводная река. Длина реки Сылвы – 493 километра. Начинаясь в Шалинском районе Свердловской области и заканчивается Сылвенским заливом Камского водохранилища у Перми. Питают Сылву множества притоков, самые крупные притоки: Вогулка, Иргина, Ирень, Бабка, Барда. В свою очередь Сылва – самый крупный приток реки Чусовой. А откуда такое название реки? (ответы детей). Название реки произошло от коми-пермяцких слов «сыл» - талая, «ва» - вода. Свое название она вполне оправдывает, вода в реке чистая, мягкая и приятная на вкус. А так приятно искупаться в жаркий летний день в прохладной речке. А сколько интересного можно увидеть сплавляясь по реке. С весны и до осени туристы осматривают природные и архитектурные достопримечательности нашего края.

t1582313998ag.jpg

Слайд 10-11. Давайте и мы виртуально проплывем по реке, может вы узнаете некоторые места, а может окунетесь в тайны и загадки нашего края. И начнем с самого загадочного места, что выше по р. Сылва с Молёбки. Первое название Молёбское, основано оно в 1779 году как рабочий посёлок при заводе по выплавки чугуна Александра Григорьевича Демидова.

t1582313998ah.jpg

t1582313998ai.jpg

Название села по реке Молёбка, у устья которой оно расположено. Демидовым была построена Церковь Троицы Живоначальной (Свято-Троицкая) в 1806. Кирпичная однопрестольная церковь в стиле классицизма. Закрыта в 1940, венчания сломаны. В настоящее время заброшена, перекрытия обрушились. А вот реконструкция-макет автора Антона Быданцева. Красиво, не правда ли!

t1582313998aj.jpg

t1582313998ak.jpg​​​​​​​

Слайд 12. Сам же завод закрылся вначале XX века. В 2013 году появился необычный арт-объект в Молёбке и выглядит как огромный гвоздь. Памятник посвящен Демидовскому заводу, который помимо прочего выпускал еще и гвозди. По мнению автора скульптуры – Ивана Сторожева, гвоздь олицетворяет развитие Урала, а также связь между Пермским краем и Свердловской областью. Как гласит легенда, кто хочет обрести силу и прочность духа и тела, должен непременно коснуться Молёбского гвоздя!

t1582313998al.jpg

Противопожарная стена – всё, что осталось от Демидовских заводов, была построена в XIX веке. Очень впечатляюще выглядит, расположившись в поле, неподалеку от обычных жилых домов.

t1582313998am.jpg

Слайд 13. А вот этот арт-объект не возможно обойти стороной. Памятник русскому инопланетянину Алёшеньке. Деревянный памятник на бетонном постаменте установлен на въезде в Молёбку в 2011 году. Конкурс выиграл мастер по древесине Виктор Сазанов, именно он и изготовил 1,5-метрового Алёшеньку из сосны. Сейчас этот памятник окрашен в серебристый цвет.

t1582313998an.jpg

t1582313998ao.jpg​​​​​​​

Слайд 14. А все началось в 1980-х годов село стало широко известно как место аномальных явлений, тысячи уфологов и просто любителей необъяснимых вещей ежегодно приезжают в Молёбку на поиски инопланетян и за новыми впечатлениями. Практически ежегодно в селе проводится Межрегиональный фестиваль «М-ский треугольник: миф и реальность».

t1582313998ap.jpg

Слайд 15. Сама же территория аномальной зоны расположена на левом берегу реки Сылва между деревнями Молёбка и Каменка. В аномальной зоне несколько «говорящих» таинственных мест (Центральная поляна, Выселки, Пирамидки, Скопино, Змеиная горка, Ведьмины кольца, Космодром, Черная речка и Белая гора) Да, Молебка требует целой экспедиции. Но мы плывем дальше.

Слайд 16. По прекрасным местам примыкающих районов к Кишертскому району Шалинским и Суксунским, мимо деревни Березовки, на правом берегу будет скала длиной примерно в 3 километра, которую называют Конской Гривой. Ниже расположен еще один памятник природы – Тукмановская лиственничная роща.

t1582313998aq.jpg

Проплываем ниже поселков Агафонково и Тебеняки слева в Сылву впадает речка Чекарда. На левом берегу речки обнажается разрез Чекарда – геологический памятник природы, на сланцах которого ученые обнаружили более сотни видов ранее неизвестных науке насекомых! Возраст этих отложений – около 270 миллионов лет.

t1582313998ar.jpg

Слайд 17-18. Далее, перед селом Тис, - самая южная точка реки Сылвы. Это место так и называется – Поворотная гора. Ниже, на левом берегу, - крупное, старинное село Торговище. Впервые это поселение встречается в документах 1671 года. Здесь, на старом торговом пути, в XVII веке был построен острог с восьми башнями, окруженными частоколом. В годы крестьянской войны острог был осажден и сожжен одним из пугачевских отрядов. Чудом уцелела лишь Спасская проезжая башня. Музейщики ее приметили, и в 1971 году перевезли в создававшийся архитектурно-этнографический музей «Хохловка», расположенный близ Перми. Эта башня стала первым объектом музея.

t1582313998as.jpg

t1582313998at.jpg

Через несколько лет в «Хохловку» перевезли и Богородицкая церковь из села Тохтарево, которое располагается ниже 5-километровой петли Сылвы у деревни Тис. Ниже села Суксун (около деревень Сасыково и Пепелыши) – одна из главных достопримечательностей реки Сылвы – водопад Плакун. Шум падающей с 7-метровой высоты воды слышен издалека.

t1582313998au.jpg

Слайд 19. И вот мы снова на земле Кишертской. От устья Мазуевки по левому берегу на 1,5 километра протянулся обрыв Черный Яр, под которым проходит автомобильная дорога, соединяющая одноименные местам деревни Мазуевку и Черный Яр. Здесь тоже встречаются отпечатки древних растений.

t1582313998av.jpg

Слайд 20-21. Около деревни находится так называемая Мазуевская карстовая депрессия. В окрестностях деревни Мазуевки множество карстовых провалов, в некоторых из них образовались озера, есть пещеры. Наиболее интересное место – провал Волчья яма (диаметр 120 и глубина до 50 метров) с пещерой Варсанофьевой (названную так в честь первой исследовательницы).

t1582313998aw.jpg

Слайд 22. Плывем дальше. Перед самым селом Спасо-Барда на правом берегу находится «кладбище паровозов». До недавнего времени здесь на консервации стояло много раритетных паровозов и вагонов 1930-50-х годов. Кое-что сохранилось и сейчас.

t1582313998ax.jpg

Слайд 23. Далее – село Спасо-Барда на левом берегу Сылвы. Это старое село, основанное в 1675 году. «Барда» - это река, приток Сылвы, а приставка «Спасо» возникла от храма Спаса Нерукотворного, каменное здание которого и сейчас украшает село (построен в 1859 году). Существует легенда о таком названии: "Однажды рыбаки, занимаясь обычным ремеслом увидели «чудо». Вверх против течения из речки Барда, что ниже села протекает и впадает в Сылву плыла икона Спаса Нерукотворного. Рыбаки выловили её и отнесли в местную церковь. С тех пор село стали называть Спасское, а позже эти названия слились и село стало называться Спасо-Барда, а день спасения иконы стали отмечать как «Третий Спас».

t1582313998ay.jpg

Слайд 24. Следующий привал на горе Лобач, ниже деревни Сухой лог за крутым изгибом речной излучины на правом берегу реки Сылвы высотой 40 метров. Это место идеальное для слётов и тренировок туристических групп. На плоскую вершину этого камня можно попасть только со стороны берега, узким перешейком соединяющегося с вершиною пика. С реки же камень совершенно недоступен.

t1582313998az.jpg

Слайд 25. На правом берегу Сылвы между камнем Лобач и селом Посад тянется высокий живописный хребет. Лога-суходолы делят его на три отдельные горы: Пеньковская, Мыщелка, Коломагина, чаще именуемая короче-Колымага. Пеньковская Гора унаследовала название исчезнувшей в 80-х годах прошлого столетия деревни Пеньки. Плоскую вершину возвышенности ближе к Лобачу украшает лиственничная роща, посаженная в конце прошлого столетия школьниками из села Посад. На горе Пиньковская, где на вершине оборудовано место для планеристов.

t1582313998ba.jpg

Слайд 26. Сразу же за Посадом с правого берега начинается уникальная Кленовая гора высотой 283 метра. На этой горе в изобилии произрастает клён. Теперь эта гора взята под охрану как памятник природы. Кленовая гора существенно влияет на погоду сёл и деревень, расположенных вокруг этой горы Посада и У-Кишерти. В 1968 году на горе построен телевизионный ретранслятор. А на низком левом берегу находится самое большое озеро долины реки Сылвы – Лопаево. По форме оно выглядит, как большая подкова протяженностью более 3 километров. Озеро старичного происхождения. На дне озера – целебный сапропель. Далее за Кленовой гора Скалистая или в простонародье «грибушинская», у подножья деревня Грибушино.

t1582313998bb.jpg

Слайд 27. А вот и наше село!

t1582313998bc.jpg

Выйдем на берег, разомнемся. Физкультурная пауза.

Видео физкультминутки

Скажите ребята, а какая небольшая речка протекает у нас и питает Сылву? (Кишертка) Верно! Множество ручьев и ключей стекает в Кишертку, эти места многим знакомы и любимы, так же как белые березки и ели у родного дома. Думаю, что у каждого из Вас есть любимый уголок, это может быть улочка или поляна во дворе, мостик через Кишертку или берег реки Сылва, качели у дома или целый стадион. Я попрошу вас сделать небольшие наброски, эскизы к работе «Любимый уголок родного края».

Домашнее задание.

Посетить ваше выбранное место в селе для рисунка или рассмотрите фотографии нашего края в семейном фотоальбоме.

Разделиться на творческие группы. Выбрать место в Кишерти для небольшого обзорного сообщения в виде презентации или видеоролика (на 2-3 мин.) 1. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2. Придорожный киот Пресвятой Богородицы. 3. Вокзал. 4. Памятники и скульптуры в центре села. 5. Арт-объект «Космолет». Можно подключить к работе родственников и друзей. Пример оформления можно посмотреть по ссылке: https://ok.ru/video/30077225485

Фотоматериал для сообщения (презентация, видеоролик) творческих групп по домашнему заданию можно найти по ссылкам:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

https://sobory.ru/article/?object=17419

https://ok.ru/kishertsky/album/54218111909901

https://school-science.ru/3/5/32084

Придорожный киот Пресвятой Богородицы

https://perm.bezformata.com/listnews/rajona-prinyali-uchastie-v-krestnom/69374246/?amp=1

Вокзал: https://periskop.su/1910622.html

https://ok.ru/kishertsky/album/53620677935117

Памятники и скульптуры в центре села.

https://allrus.business/cat/2639/26768/

https://ok.ru/kishertsky/album/53827039461389

Арт-объект «Космолет»

https://zen.yandex.ru/media/starcom68/otkrytie-obekta-pavla-platonova-kosmolet-bliz-molebki-5addc656d7bf21cb08a1b749



2 урок. Урок-совершенствование «Мой любимый уголок родного края».

Цель: изображение пейзажа родного края.

Задачи:

- расширить и совершенствовать знания о пейзажном жанре искусства;

- регулирование эмоционального настроя и воображения для творческой самостоятельной деятельности;

- использование воспитательных качеств, как усидчивость, внимательность, аккуратность, организованность и бережное отношение к природе, для достижения цели урока.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные: сформированность эстетических потребностей-потребности в общении с искусством, природой и потребности к самостоятельной творческой деятельности.

Регулятивные:

- умение определять цель своей работы, осуществление поэтапное выполнение в соответствии с поставленными задачами;

- осуществлять поиск решения художественно-творческих задач.

Познавательные:

- умение обобщать информацию, реализовывать художественный отбор;

- осознанное стремление к более высоким и оригинальным творческим результатам.

Коммуникативные: умение обсуждать и анализировать собственную работу и работу одноклассников с позиции задач данного урока, с точки зрения содержания и изобразительных средств.

Планируемые результаты:

Предметные:

- понимание значение слова «пейзаж», как жанр искусства в живописном и графическом виде искусства;

- рисовать пейзаж, выполняя основные композиционные правила и правила перспективы;

- применять живописные и графические навыки.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в примерной изобразительной форме;

- осуществлять для решения творческой задачи операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы.

Регулятивные:

- планировать самостоятельно необходимые творческие действия;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные:

- вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.

Личностные:

- совершенствовать имеющиеся навыки, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, презентация.

Материалы для обучающихся: бумага, графические и живописные средства изображения.


Этапы 2 урока:

I. Информационные сообщения творческих групп. (до 13 мин.)

II. Эмоциональный настрой, зрительный ряд. Презентация «Мой любимый уголок природы» (до 3 мин.) (приложение 2)

III. Физкультурная минутка. (2 мин.)

IV. Творческая изобразительная деятельность «Любимый уголок родного края». (20 мин.)

V. Рефлексия (2 мин.)


Ход урока:

Ребята, интересно посмотреть и послушать ваши сообщения о нашем селе.

На каждое сообщение даю примерно по 2-3 минуты, важно показать сам объект и рассказать самое главное, где расположен, кто автор по возможности и какие события с этим объектом связаны. Если будут вопросы постараться ответить кратко и конкретно. Желаю удачно справиться!

Просмотр сообщений творческих групп.

Посмотрите пейзажи наших кишертских художников-любителей, работы сопровождаются поэтическими строчками нашего земляка Николая Кинёва. Определились с сюжетом и местом для изображения своего пейзажа «Мой любимый уголок родного края». (приложение 2)

физкульминутка

Самостоятельная творческая работа.

Рефлексия. Готовые работы авторы располагают на магнитной доске. Ребята рассматривают работы, свободно общаются, обсуждают сюжеты, узнают родные места. Роль учителя направить все обсуждения на положительную и позитивную оценку. Предложить ребятам оформить фото данных работ к презентации.


Приложения:

1. Презентация «Виртуальный сплав по родным местам» (с более подробным фотоматериалом и картами). Показ презентации производится вручную.


Презентация для урока-путешествия
PPTX / 19.53 Мб

2. Презентация «Мой любимый уголок природы».

Цель презентации: эмоционально настроить детей на творческую работу. Показ презентации происходит автоматически. Первый слайд по щелчку. Время показа 3 минуты.

Фото и работы для презентации из личного архива. Фоновая музыка https://ru235.iplayer.info/q/фоновая+мелодия+для+презентации/


Презентация для урока-совершенствования
PPTX / 22.41 Мб

3. Справочный материал. Материал будет полезен для «сплавляющихся» от с. Кишерти до г. Кунгура. А что за Усть-Кишертью?

За селом У-Кишерть начинается граница уникального заказника «Предуралье», обладающего редким рельефом местности и довольно пёстрым почвенным составом. Поражает разнообразие видов произрастающих здесь растений. В дикорастущем виде в заказнике насчитывается 14 видов деревьев и 26 кустарников, 80% территории заказника покрыто лесами. Среди сибирских елей и пихт можно встретить ясень, вяз шершавый, клён остролистый, лиственницу, а также степные растения: пырей, полынь, степной овсец, ковыль. По берегам Сылвы не только своеобразная растительность, но и камни, скалы, лога, пещеры. В заказнике произрастают редкие растения – 17 видов орхидей, полпредов тропических лесов, в том числе: Венерин башмачёк, орхидея Калипсо. На других лугах около Сылвы можно встретить: любку двулистную, ятрышник шлемовидный, кукушкины слёзы и другие. Все они внесены в Красную книгу. Снимок с. Камаи следующей после Кишерти в сторону г. Кунгур и до Перми.

t1582313998bd.jpg


Источники:

Материал о селе для урока и презентации 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%9A%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C_(%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9)

http://letopisi.org/index.php/%D0%A1%D1%8B%D0%BB%D0%B2%D0%B0_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0)

https://ok.ru/kishertsky/album/53827039461389

Река Сылва, достопримечательности

https://uraloved.ru/mesta/permskiy-krai/reka-silva

http://rekiurala.ru/reka-silva

https://mainuniverse.ru/derevnya-molebka-i-zona-m/

https://maxpark.com/community/6471/content/3652591

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%A1%D1%8B%D0%BB%D0%B2%D0%B0%20%D0%B2%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D0%B2%20%D0%A7%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%83%D1%8E&source=related-duck&lr=50&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FjwKZvzjzwAI%2Fhqdefault.jpg&rpt=simage

https://vk.com/public171741198

Молебка

https://uraloved.ru/goroda-i-sela/permskiy-krai/selo-molebka

https://abc-24.info/molebskij-treugolnik-permskaya-anomalnaya-zona/

http://molebka.ru/anomalnaya_zona/

https://permnews.ru/novosti/culture/2015/07/23/v_molebke_vnov_proydet_inoplanetnyy_festival/

Мазуевка

https://uraloved.ru/mesta/permskiy-krai/mazuevskaya-karstovaya-depressiya

Некоторые фотографии с группы в ok.ru

https://ok.ru/kishertsky/album/54757006114829/851423158029

http://fotokto.ru/photo/view/5996386.html

https://ok.ru/profile/576766496296/album/592908414504

Спасо-Барда

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0

Посад

https://admposad.ru/information/history.html

Стихи для презентации Николая Георгивича Кинёва 

https://vk.com/wall268215064_274

https://www.chitalnya.ru/work/1981642/

https://rospisatel.ru/Comments/comments.php?idp=Example3776



Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (43)

сменить сортировку
Пролубщикова Наталья Владимировна, 21.02.20 в 23:50 7 Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, замечательная разработка! Материал интересный, познавательный!!! Проделана большая работа по подготовке уроков! Спасибо Вам за Труд!
Ватолина Светлана Анатольевна, 22.02.20 в 17:17 7 Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна, Вам спасибо за внимание к моей работе!!! Благодарю за отзыв!
Елена Владимировна, 22.02.20 в 01:10 7 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Светлана Анатольевна, за Вашу работу! Уроки получились очень интересными и познавательными!
Ватолина Светлана Анатольевна, 22.02.20 в 17:20 7 Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, благодарю за комментарий! Думаю, что ребятам будет не скучно на таких уроках....
Ивлиева Наталия Алексеевна, 22.02.20 в 07:44 7 Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, огромное Вам спасибо за создание такого насыщенного урока! Очень много интересной и нужной информации для детей! Здорово!
Ватолина Светлана Анатольевна, 22.02.20 в 17:28 6 Ответить Пожаловаться
Наталия Алексеевна, большое спасибо за отзыв! Самое главное, чтобы у детей не пропадал интерес к родным местам, к родной истории и появилось желание беречь свою малую родину!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 23.03.20 в 15:03 1 Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, поздравляю с заслуженной победой!

Ватолина Светлана Анатольевна, 22.02.20 в 17:18 7 Ответить Пожаловаться
Благодарю, Кирилл Александрович!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.