12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шевченко Лолита Сергеевна19

10


Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Оленегорская коррекционная школа-интернат»


Конспект внеурочного занятия на тему

«Звуки северной природы»


Учитель: Шевченко Л.С.


Цель занятия:

обогащение знаний обучающихся с интеллектуальными нарушениями об окружающем природном мире через звуковые образы.

Задачи:

совершенствовать знания обучающихся о природе родного края;

формировать музыкально-слуховой опыт на основе восприятия музыки, представления о музыкальной культуре;

развивать любовь к музыке, воображение, творческий потенциал, речевые навыки;

корректировать слуховое и зрительное восприятие обучающихся;

воспитывать через музыку (звуковые образы) любовь к природе и родному краю.

Формирование и развитие базовых учебных действий в соответствии с ФГОС О У/О

Личностные учебные действия:

положительное отношение к окружающему миру, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ним и его эстетическому восприятию;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Познавательные учебные действия:

выделение существенных, общих и отличительных свойств северных растений и животных;

умение пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

работа с несложной по содержанию и структуре информацией;

применение усвоенных способов решения учебных и практических задач в соответствии с индивидуальными возможностями.

Коммуникативные учебные действия:

умение вступать в контакт с окружающими людьми (учитель, сверстники, дети другого возраста) и работать в коллективе;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности;

умение сотрудничать с людьми в разных социальных ситуациях, доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать;

умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

умение при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активное уча­с­тие в де­ятельности, осуществление взаимного контроля, самоконтроля и рефлексии;

корректировка своей деятельности с учетом выявленных недочетов.

Оборудование: 


2 ноутбука, экран, проектор, акустическая система, мультимедиа презентация, видео файлы, аудио файлы, стойки с животными, фишки с растениями и животными, кубики с картинками природы, корзина с растениями (сухими и искусственными) для демонстрации, набор предметов для имитации звуков природы, карта Кольского полуострова, бубен, тематические костюмы.

Форма проведения:

Комбинированное внеурочное занятие (общекультурное направление).

Продолжительность занятия:

40 минут.

План занятия:


I. Вводная часть. Организационный момент

2 минуты

Приветствие, погружение

1 минута

Игра-приветствие для эмоционального настроя

1 минута

II. Подготовительный этап

3 минуты

Сообщение темы, мотивация, целеполагание

III. Основной этап. Игра-путешествие, выполнение заданий

30 минут

1 поляна «Загадочные растения Кольского полуострова»

10 минут

2 поляна «Поющие животные севера»

10 минут

3 поляна «Оркестр природы»

10 минут

IV. Заключительный этап


5 минут

Рефлексия. Подведение итогов занятия.


Сценарий внеурочного мероприятия


Ход занятия:

слайд 1

слайд 2





слайд 3
























































слайд 4











после ответа слайд 5



слайд 6


после ответа слайд 7



слайд 8


после ответа слайд 9


слайд 10


после ответа слайд 11


слайд 12


после ответа слайд 13

слайд 14




после ответа слайд 15



слайд 16


после ответа слайд 17




слайд 18


после ответа слайд 19




слайд 20













слайд 21






слайд 22












































































слайд 23








слайд 24















слайды переключаем после ответа детей



слайд 25, 26

слайд 27, 28

слайд 29, 30

слайд 31, 32

слайд 33, 34

слайд 35, 36







после слов «Северное сияние»

слайд 37;



слайд 38

до конца


I. Вводная часть. Организационный момент 2 мин.

фонограмма 01 «Шум ветра»

фонограмма 02 «Танец северной природы»


Учитель в костюме богини природы входит в зал под музыку с помощниками, выполняя танцевальные движения


Учитель: Здравствуйте ребята. Как вы думаете, кто я, и зачем я к вам прибыла?

ответы детей

Учитель: Я - богиня Тара – хранительница лесов, покровительница деревьев и природы. Живу в лесах, наделяю силой растения и помогаю людям, я дарю свою любовь всему живому. А это мои помощники – коренные жители Севера.

Прежде чем я открою вам все тайны, давайте поприветствуем друг друга как это принято делать у нас в северных лесах. Для этого мы с вами встанем в круг, правую руку повернем ладонью к небу, а левую ладонь повернем к земле. А теперь соединим свои ладони с ладонями соседа. Посмотрите, какой у нас получился круг. Мы зарядили друг друга энергией неба и земли. Наши руки, как проводники энергии. Давайте закроем глаза и мысленно отправим импульсы тепла. Пусть импульсы пройдут от руки к руке, от души к душе и согреют сердце каждого из вас.

II. Подготовительный этап 3 мин.

Учитель: Наш север очень разнообразен и хранит очень много мифов и легенд. Все они неразрывно связаны с природой. Что такое природа?

ответы детей


Учитель: Обратите внимание на карту Кольского полуострова.


помощник проносит карту перед детьми


Учитель: Что вы на ней видите?


ответы детей


Учитель: Правильно ребята, на карте указаны города, реки и озёра. А что еще есть на Севере, кроме этого? Как вы думаете, стоит ли это нанести на карту? Для чего? Давайте попробуем это сделать – что мы нанесем на карту?


Фиксация затруднения перед поставленной проблемой


Учитель: Я пришла к вам для того, чтобы помочь вам вспомнить и закрепить ваши знания о родном крае, а также узнать что-то новое о нем. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие и только сильные духом ребята смогут узнать секреты, которые хранит природа севера.

Вы станете участниками незабываемого путешествия в мир звуков северной природы (тема занятия «Звуки северной природы»).

Мы будем путешествовать по разным полянам и выполнять различные испытания, а перемещаться от поляны к поляне мы будем с помощью волшебного бубна и танца северной природы, все очень просто, надо ударить в бубен и повторять движения за мной и моими помощниками. Ребята, вы готовы отправиться в самое необычное путешествие? Тогда скорее вставайте в круг.

Богиня ударяет в волшебный бубен, после начинает звучать музыка и все выполняют танцевальные движения за учителем и ее помощниками

фонограмма 02 «Танец северной природы»

III. Основной этап. Игра-путешествие, выполнение заданий. 30 мин.

фонограмма 03 «Звуки леса»

Учитель: ребята, мы прибыли на первую поляну под названием «Загадочные растения Кольского полуострова». Скорее занимайте места на поляне для выполнения испытаний.


Поляна «Загадочные растения Кольского полуострова»

Задание: сейчас мы с вами проверим какие растения, цветы и ягоды спрятались в загадках, для этого слушайте внимательно и отгадывайте их.


После правильного ответа на экране появляется видео отрывок с растениями

1) Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)


2) На лугах, полях растёт

Цветом розовым цветёт,

Заварить их можно в чай.

Ты мне быстро отвечай!

Что за травка? (Иван-чай)


3) Голодный шмель вздыхает тяжко:
Поел бы с радостью я кашки.
Цветов едва коснулся ветер.
И шмель тот час заметил ...(Клевер)


4) На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (Морошка)


5)Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки. (Береза)


6) В лесу и на болоте
Травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь —
Кисло-сладких ягод горсть.
(Черника)


7) Что за дерево такое

Украшает лес зимою?

Грозди красные на ветках –

Ну-ка угадайте детки:

Не ольха и не осина,

А красавица … (Рябина)


8) В тундре мёрзлой он растёт,

Среди северных болот –

Кустик вовсе не засох,

И зовут "олений мох"-

Там пасут олений лагерь

А растение то - ...(Ягель)


Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием на первой поляне. Итак, какие растения мы увидели на полянке? Какие из них ранее вам были незнакомы?

ответы детей


Учитель: Теперь вы знаете немного больше о растениях нашего северного края. А в нашем краю их гораздо больше, я предлагаю посмотреть вам некоторые из них поближе.


помощники на подносе выносят растения,

дети рассматривают их


Учитель: Отправляемся дальше!


Богиня ударяет в волшебный бубен, после начинает звучать музыка и все выполняют танцевальные движения за богиней и ее помощниками

фонограмма 02 «Танец северной природы»

Учитель: Ребята, мы прибыли на вторую поляну. Она называется «Поющие животные севера», скорее занимайте места на полянке. Как вы думаете, о чем пойдет речь?


ответы детей


Поляна «Поющие животные севера»

Задание: Сейчас Вам предстоит угадать животных, которые издают те или иные звуки, то есть поют песни на своем зверином языке. На этой поляне спряталось много животных, посмотрите. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу, парке, на реке, везде, где могут быть животные и птицы?

ответы детей


Учитель: Правильно, нельзя кричать, шуметь, пугать животных. Поэтому на этой полянке будем вести себя тихо-тихо, ведь мы бережно относимся к природе. Вам надо прислушаться, в тишине вы услышите звук, который издает какое-то животное, и молча подойти к картинке одного из животных, которому, по вашему мнению, принадлежит данный звук. Вы готовы? Тогда начнём.


Поочередное включение аудиофайлов с записями звуков животных, после прослушивания дети подходят к фишкам с изображениями животных, тем самым отвечая, что за животное издает тот или иной звук, после правильного ответа учитель ребятам говорит интересный факт о животных

1) Сова - фонограмма 04 «Сова»

В полете развивают скорость до 80 км/час.

Основная часть этих хищников, бодрствует ночью и спит днем. А вот белая сова добывает себе еду лишь днем, живя в заснеженных районах и имея при этом белоснежный окрас, позволяющий сливаться с окружающей средой.


2) Волк – фонограмма 05 «Волк»

У волков есть "сиделки". Когда родители отправляются на охоту, часть стаи присматривает за малышами.



3) Медведь - фонограмма 06 «Медведь»

Интеллект у медведей развит очень высоко. Так, например, чтобы обезвредить охотничий капкан, они бросают в него палку.

Чтобы укрыться от человека, медведь может неподвижно стоять за деревом или спрятаться за камнем.


4) Северный олень (тишина, не издаёт звуков)

Молчит и не издает звуков. В отличие от большинства других видов оленей, у северных рога есть не только у самцов, но и у самок.


5) Лось - фонограмма 07 «Лось»

В отличие от своих родственников оленей, лоси живут в одиночку и не образуют стада. Несмотря на медленные движения и добродушный нрав, лоси могут становиться весьма агрессивными и двигаться на удивление быстро, если их разозлить или напугать.


6) Заяц - фонограмма 08 «Заяц»

Зайцы общаются друг с другом, отбивая передними лапками барабанную дробь.


7) Белка - фонограмма 09 «Белка»

Белки общаются друг с другом с помощью движений хвоста.


8) Кит – фонограмма 010 «Кит»

Синие киты – самые крупные животные на планете. Горбатые киты издают самый громкий звук любого млекопитающего, он может быть слышен за 20 километров!

Любопытно, что у китов нет ушей, а звуки они слышат нижней челюсти.

Оказывается, что среди всех млекопитающих (слоны, дельфины, кошки, собаки, коты и т.д.) только люди и киты могут петь песни. При этом последние не имеют голосовых связок.


Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием на второй поляне. Итак, какие же животные встречаются в нашем северном краю?

ответы детей

Учитель: Животный мир Кольского полуострова очень богат, мы узнали сегодня только малую его часть, а нам пора отправляться дальше.


Богиня ударяет в волшебный бубен, после начинает звучать музыка и все выполняют танцевальные движения за богиней и ее помощниками

фонограмма 02 «Танец северной природы»


Учитель: Ребята, мы прибыли на третью поляну, которая называется «Оркестр природы», скорее занимайте свои места. Как вы думаете, с чем мы повстречаемся на этой поляне?

Ответы детей


Поляна «Оркестр природы»

Задание: Природа, которая нас окружает, создаёт великое множество «песен», с помощью звуков и различных природных явлений, сейчас Вам предстоит догадаться, что за звуки и шумы издаёт природа. А делать мы это будем следующим образом, для этого испытания вам надо разделиться на пары, у каждой пары будет «волшебный камень» (кубики) с картинками природных явлений и звуков, ваша задача будет прослушать звук, выбрать нужную картинку и поднять ее над головами, чтобы все смогли увидеть, что вы выбрали. Вы готовы? Тогда начнём.


Поочередно включают аудиофайлы с записями звуков природы, дети выбирают изображение на кубике, показывают его всем, производя взаимоконтроль и самоконтроль, а после на экране появляется видео отрывок с правильным ответом


1) Дождь - фонограмма 011 «Дождь»

2) Шелест листьев - фонограмма 012 «Шелест листьев»

3) Море – фонограмма 013 «Море»
4) Хруст снега - фонограмма 014 «Хруст снега»

5) Ветер - фонограмма 015 «Ветер»

6) Вьюга – фонограмма 016 «Вьюга»


Учитель: Какие вы молодцы, справились и с этим испытанием. Какие природные явления бывают на Севере чаще всего?


ответы детей


Учитель: правильно ребята, и одно из них Северное сияние (выводим на экран, говорим о том, что есть еще одно яркое природное явление севера, оно бесшумное, находится высоко в небе и дарит нам красивые, яркие переливы, возможно оно издаёт какие-то звуки, но находится оно очень далеко от нас).


Учитель: А кто хочет сам попробовать создать звук природы?


Творческое задание выполняется в парах


Задание: в корзине приготовлены различные предметы, с помощью которых мы попробуем повторить любой звук природного явления или просто шум природы.

IV. Заключительный этап. 5 мин.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Подводя итог, хочу отметить, что у меня есть заветы, которыми я хочу с вами поделиться: долго ли проживёт человек, если травы, деревья, животные исчезнут с земли? Конечно, нет, и «каменные джунгли» не помогут выжить в таких условиях. Природа, как и много тысячелетий тому назад, играет в нашей жизни одну из самых главных ролей. И через изучение природы родного края, бережного отношения к ней мы можем восхищаться красотой и силой жизни вокруг нас. Я богиня Тара, учу вас ценить всё прекрасное, что заключено в каждой травинке на нашей земле. А чтобы вы не забывали чудес нашей дивной природы, давайте вернемся к карте нашего полуострова. Скажите, а теперь, после занятия, на котором вы столько узнали, сможете ли вы заполнить эту карту?


Ответы детей (повторение и закрепление изученного). По очереди приглашаю детей, выбирают фишки с животными и растениями, прикрепляем на карту Кольского полуострова.

Звучит фоновая музыка

Учитель: Друзья, вам понравилось сегодняшнее путешествие в мир звуков северной природы?

Ответы детей


Учитель (рефлексия): Теперь тем, кому было очень интересно, надо прикоснуться к волшебному бубну, а тот, кто узнал что-то новое, может 3 раза ударить в волшебный бубен. А тот, кому было трудно, может дотронуться до ветки ёлки. Ну а если вы обещаете дальше изучать природу родного края, то обнимите все нашего оленя.

Проходит рефлексия


Учитель: Помните, нас окружает бескрайним мир с красивыми растениями и животными, а от того какой будет окружающая нас природа зависит только от нас, людей, живущих на этой Земле. Берегите природу! Спасибо вам за интересное путешествие! А нам пора возвращаться в лесной дом. До новых встреч!


Богиня с помощниками выполняют танцевальные движения и уходят.

фонограмма 02 «Танец северной природы»




10


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.