12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николаева Ирина Геннадьевна95
5

Конспект занятия для обучающихся по дополнительной образовательной общеразвивающей программе художественной направленности "Звонкие трели" по предмету "Эстрадный вокал".Тема занятия "Певческое дыхание".

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

Город Муром Владимирской области



Конспект занятия для обучающихся по дополнительной образовательной общеразвивающей программе художественной направленности

«Звонкие трели» (базовый уровень)



Предмет эстрадный вокал

Возраст обучающихся 11-13 лет

Название объединения вокальная студия «Надежда»

Группа Надежда 4

Форма обучения интегрированная группа

ФИО педагога Николаева Ирина Геннадьевна






Тема занятия «Певческое дыхание».

Цель: сформировать навыки певческого дыхания.

Задачи:

Предметные:

- дать понятие термина «Певческое дыхание»;

- рассказать о нижнереберно-диафрагмальном дыхании.

Метапредметные:

- развить технику взятия нижнереберно-диафрагмального дыхания с помощью различных упражнений.

Личностные:

- повышение стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.

Форма организации занятия: групповая.

Методы и приемы: словесный (объяснение, беседа), наглядный (практический показ), практический.

Время занятия: 45 минут

Оборудование занятия

Материально-техническое оснащение: музыкальный инструмент(фортепиано), музыкальный центр с звуковоспроизводящей аппаратурой, микрофоны, фонограммы песен «минус».

Дидактические средства: тексты стихов, «долгоговорок», упражнений, песен, нотные записи песен.



Планируемые результаты

Учащиеся:

-приобретут умения нижнереберного-диафрагмального дыхания;

-продолжат развивать свой музыкальный слух и артистизм;

-закрепят знания о певческой установке;

-получат знания об устойчивости певческого дыхания на опоре.

Этапы занятия

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. 2 МИНУТЫ.

Педагог: «Добрый день, друзья». Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

Очень хорошо. Оно нам сегодня очень пригодится и надеюсь поможет в нашей с вами работе.

ОСНОВНОЙ.40 МИНУТ.

 Тема нашего занятия сегодня – серьезная и очень важная для вокалистов-«Певческое дыхание».

Основа вокального мастерства для певца любого стиля служит дыхание. Но не у всех получается правильно им пользоваться.

Задумывались ли вы как мы дышим? Какие органы участвуют в процессе дыхания?

(Примерные ответы: легкие, нос, рот).

Верно. Для начала определим процесс дыхания с точки зрения физиологии и анатомии. Как человек дышит? Как работают органы дыхания? Остановимся на этом подробнее. Легкие- основной дыхательный аппарат. Они объемны и эластичны. Легкие состоят из сотен миллионов легочных пузырьков, впитывающих нужный организму кислород. От основания дыхательного горла идут разветвления бронхов, а также сеть легочных артерий и вен, которые служат для обмена газов и питания кислородом организма. При вдохе воздух идет через нос или рот, затем через гортань, в дыхательное горло и, проходя через бронхи попадает в легочные пузырьки. Кровь, протекая по сосудам в легочные пузырьки, наполненные воздухом, берет оттуда кислород, а из себя выделяет углекислоту и др. газообразные продукты распада, которые во время выдоха выбрасываются из организма. Кровь, насыщенная кислородом, по сосудам доставляет его ко всем клеткам организма. Этот процесс обмена происходит в организме постоянно. Легкие окружены и защищены ребрами. Между ребрами находятся два ряда межреберных мышц: внутренних и внешних. Вдыхание зависит от внешних межреберных мышц; они расширяют ребра. Выдыхание зависит от внутренних межреберных мышц; они сжимают ребра.

Диафрагма- главная мышца вдыхания.Эта мышечная перегородка разделяет грудную полость тела и брюшную. Диафрагма представляет собой плоскую тонкую мышцу, имеющую форму купола, обращенного выпуклостью вверх. При вдохе купол диафрагмы опускается на 2-3 см, объем легких увеличивается. С выдохом диафрагма двигается наверх и занимает прежнюю позицию. Т.о., основная функция диафрагмы- дыхательная.

Посмотрим на иллюстрацию.

t1631801590aa.gif

ПЕДАГОГ. Чтобы наш голос звучал звонко и был красиво окрашен,мы познакомимся с певческим дыханием. Певческое дыхание напрямую связано с темпом и ритмом вокальной музыки. Певческое дыхание является основой вокала и от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Для того, чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, нужно соблюдать правильною певческую установку, так как она создаёт благоприятные условия для правильных, естественных движений как дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. Когда ученик выпрямляет свой корпус(прямая спина, слегка отведённые назад плечи, свободная шея),его грудная клетка уже принимает положение вдоха и сам вдох делается незаметно, бесшумно, без напряжения, без перегрузки.

Часто можно заметить, что у некоторых певцов при дыхании используются плечи. Такое дыхание называется ключичным. Во врем этого дыхания певцы делают мелкие быстрые вдохи. Такое дыхание является ошибкой, т.к. мешают певцу работать брюшными мышцами, которые помогут ему регулировать дыханием.

Быстрые и мелкие вдохи, при которых поднимаются верхняя часть груди и плечи, приводят к грудному дыханию. Этот тип дыхания также является ошибкой, т.к. не способствует длительному пению на одном дыхании.

Одним из самых употребительных типов является нижнереберное- диафрагмальное дыхание. Оно является смешанным. При этом типе дыхания в процессе пения задействованы мышцы грудной и брюшной полости, а также диафрагма.

Певческое дыхание состоит из трех стадий:

1.вдох, благодаря которому кровь получает кислород;

2.задержка набранного воздуха;

3.выдох, во время которого из легких выбрасывается весь углекислый газ.


Когда мы вдыхаем, легкие наполняются воздухом, ребра раздвигаются.

Это действие не видно глазу, но мы его можем почувствовать. В пении правильно будет брать вдох через нос и рот, потому что будут работать и глотка, и грудная клетка, и нижние брюшные мышцы.

Упражнение 1.

Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе (повторяем 3 раза).

ПЕДАГОГ:

- Молодцы. У вас хорошо получается. Теперь постараемся усложнить задачу.

Упражнение 2.

Повторяем упражнение 1 с наклоном вперед, кладем руки на поясницу. Ощущение движения должно ощущаться и в этой области спины.

Появляется ощущения «дышания» животом.


Упражнение 3. «Удивленный вдох». Делаем вдох через нос и рот, на выдохе говорим фразу: «Ты приехала».

Упражнение 4. «Ракета» .Вдох «Удивления» как в упражнении №3,выдох на звук «Р» исполняем нисходящее, скользящее движение с низких нот на верхние ноты.

Упражнение 5. «Свеча». Представляем перед собой горящую свечу. Наша задача выдыхать так, чтобы пламя свечи не потухло, и делать это как можно дольше.

ПЕДАГОГ:

- Замечательно!

Упражнение 6. «Секундомер 1». Вдох на счёт 1,2,3,4, выдох ровный, медленный. Когда выдох закончится, посмотреть на секундомер, сколько секунд он длится.

Упражнение 7. «Секундомер 2». Вдох на счёт 1,2,3,4,выдох порциями, медленный. Когда выдох закончится, посмотреть на секундомер, сколько секунд он длится.

Это упражнение будет полезно повторить и дома, запишите в тетради -сколько секунд длится ровный выдох и выдох мелкими порциями.

Цель упражнений, которые будем сейчас выполнять- расширить объем дыхания.

Упражнение 8. Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Медленно вдохните, на мгновение задержите дыхание, а затем очень громко (но не переходя на крик), с выражением, довольно медленно, делая ударение на каждом слоге, прочитайте стихотворение:

На-ша Та-ня громко плачет

У-ро-ни-ла в реч-ку мя-чик.

Ти-ше,Та-неч-ка, не плачь.

Не у-то-нет в реч-ке мяч.

Читая стихотворение не вдыхайте воздух. Надо распределить воздух так, чтобы его хватило на все четверостишие, а в дальнейшем на два прочтения. Цель этого упражнения- расширить объем дыхания. Повторите упражнение 3-5 раз.

К числу дыхательных упражнений относится и «Долгоговорка».

Упражнение 9. Долгоговорка «Как на горке….».

Исходное положение то же. Глубоко вдохните, задержите дыхание и медленно произносите:

Как на горке, на пригорке

Встали двадцать два Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка- и т. д.

Такое долгое дыхание появится не сразу, но постоянными тренировками можно добиться прочтения на одном выдохе не менее 22 «Егорок».

После того, как мы попробовали выполнить эти упражнения, мы можем приступить к закреплению этих навыков и на ВОКАЛЬНЫХ упражнениях.

t1631801590ab.gif


ПЕДАГОГ:

ПРОДОЛЖИМ РАБОТУ НАД ПЕСНЕЙ А.ПЕТРЯШЕВОЙ "МАМА".

Песня «Мама» (Слова и музыка А. Петряшевой)

«МАМА».

Слова и музыка Анны Петряшевой

1 На свете слова нет

Роднее и дороже.

Встречаем с ним рассвет,

И спать ложимся тоже.

Есть в этом слове жизнь,

Есть в этом слове песня,

Нам без него никак не прожить!


Припев: Мама, одно есть слово на планете – мама!

Мама, твоя любовь, как солнце, светит, мама!

Мама, дыханье радости и света – мама!

Мама, твоим теплом Земля согрета!

Мама, мама, мама!


2 Сегодня все цветы

Распустятся для мамы.

Сегодня все мечты

О добром и о главном!

Тепло любимых глаз,

И свет твоей улыбки

Важней всего на свете для нас!


Припев.


(Работа над двухголосием, выразительностью исполнения).


Подведение итогов.

Педагог: Ребята, о каких видах дыхания вы узнали?

Ответ детей.

Педагог: Какой вид дыхания мы используем при пении?

Ответ детей – нижнереберно-диафрагмальное.

Педагог: Правильно, молодцы! Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены. На следующем занятии мы продолжим работу над техникой певческого дыхания и будем применять его в работе над музыкальными произведениями.

(Дать домашнее задание)

Педагог: До свидания! Всего вам доброго.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.